Предпосылками крещения Руси изначально явилось крещение княгини Ольги. Установив порядок внутри Руси, Ольга обратилась к внешней политике. В 957 году великая княгиня отправилась в Константинополь во главе многолюдного посольства. Знаменитый византийский император, писатель, дипломат Константин Багрянородный («рожденный в багряной комнате императорского дворца») дал в честь Ольги обед. Княгиню приняла и императрица. В ходе бесед император и Ольга подтвердили и договор, заключенный Игорем, и военный союз двух государств. Этот союз был направлен против Хазарии и Арабского халифата, чьи армии наступали на Византию с востока.
Важным вопросом переговоров Ольги в Константинополе стало ее крещение. Видя силу язычества и приверженность к нему народа, она выбрала путь осторожный — решила креститься сама и тем самым подать пример остальным. Так же сделали английские, а позднее шведские и норвежские короли. Вместе с тем Ольге было на кого опереться. В крупных городах среди купцов, горожан и части бояр было уже не мало просвещенных людей, отошедших от язычества и принявших христианство.
|
|
К тому же для Ольги крещение оказалось не только вопросом политики, но и ответом на некоторые вопросы совести. Она многое пережила — трагичную смерть мужа, кровавые расправы с врагами — древлянами, беспощадное уничтожение в огне их столицы. Пережитое не проходит бесследно для человеческой души. В зрелом возрасте человек непременно подводит итоги своей жизни. Язычество искало ответа на будоражащие совесть вопросы в могучих явлениях природы, в действии богов. Христианство обращалось к миру человеческих чувств, к разуму и вере в вечную жизнь человеческой души, у ее спасении при условии, что человек стремится к праведной жизни.
На этот путь и встала Ольга на склоне своих лет. Она крестилась в храме Святой Софии — главном храме Византии. Ее крестным отцом был сам император, ее крестил константинопольский Патриарх. Ольга стала христианкой по православному, византийскому, образцу.
После возвращения в Киев великая княгиня пыталась склонить к христианству сына, но Святослав рос ярым язычником и ответил матери отказом. Между Ольгой и Святославом началось отчуждение.
Через некоторое время великая княгиня направила посольство к германскому императору Оттону I для установления дружеских отношений и укрепления религиозных связей. В ответ император прислал епископа с целью крестить всю Русь. Киевлян-язычников возмутило появление христианских проповедников в русской столице. Возможно, их подстрекали и волхвы. Епископа и его людей выгнали из города, часть их перебили по дороге.
Язычники сплотились вокруг Святослава, которому к тому времени было уже около 20 лет, и отстранили Ольгу от управления. В 962 году всю полноту власти взял молодой Святослав.
Умирая через 7 лет после этих событий, Ольга завещала похоронить ее по христианскому обычаю и не справлять на могиле языческую тризну. Впоследствии русская Православная Церковь причислила Ольгу к лику святых.