Отметка | Показатели оценки |
Во время прохождения практики студент проявляет высокую активность, инициативность, самостоятельность, демонстрирует высокий уровень теоретической подготовки, стремится углубить, систематизировать знания, полученные во время изучения курсов «Психология» и «Педагогика», с большим интересом относится к изучению организационной структуры учреждения образования и действующих в нем различных служб, документации, регламентирующей работу школы. Студент проявляет инициативность при планировании своего рабочего времени на практике, самостоятельно решает рабочие моменты (распределение по классам, знакомство с расписанием, составление графика посещения уроков), старается посетить как можно больше уроков и других школьных мероприятий с целью знакомства и наблюдения различных методов преподавания, различных стилей педагогического общения, техник построения и осуществления педагогического процесса, стремится приобрести и развить специальные навыки в области прикладных аспектов психолого-педагогической науки. Студент демонстрирует высокий уровень культуры, дисциплинированность, умения, способствующие продуктивному общению и сотрудничеству. Умеет самостоятельно работать с источниками информации. Подробно фиксирует свои наблюдения в дневнике практики, высказывая своё мнение по поводу структуры и содержания урока, делая предложения и замечания относительно некоторых моментов учебно-воспитательного процесса. Вовремя сдал отчетную документацию, проявил максимум аккуратности, самостоятельности, а также творческий подход при оформлении документации. | |
Студент активен, инициативен, самостоятелен, у него прослеживается достаточно высокий уровень теоретической подготовки, проявляет целенаправленный интерес к изучению организационной структуры учреждения образования и действующих в нем различных служб, документации, регламентирующей работу школы, стремится приобрести и развить специальные навыки в области прикладных аспектов психолого-педагогической науки. Студент дисциплинирован, проявил высокий уровень культуры, хорошие коммуникативные способности, умение целенаправленно и критично наблюдать, делая соответствующие замечания в дневнике практики. Самостоятелен в работе с учебно-методической и научной литературой. Вовремя сдал отчетную документацию, проявил компетентность, аккуратность, самостоятельность при оформлении документации. | |
Студент достаточно активен и самостоятелен во время практики, демонстрирует хорошую теоретическую подготовку и стремится расширить свои знания, умения и навыки. Посещает достаточное количество уроков, целенаправленно наблюдая за учебно-воспитательной деятельностью различных учителей. Студент дисциплинирован, проявляет достаточный уровень культуры и коммуникативных умений и навыков, умеет работать с учебно-методической и научной литературой, правильно составлять конспект изученной литературы. Достаточно подробно фиксирует наблюдения в дневнике практики, отмечая собственное мнение. Отчетная документация сдана студентом вовремя, в полном объёме, аккуратна, прослеживается достаточный уровень самостоятельности. | |
Студент посещает все запланированные уроки, умеет целенаправленно наблюдать, дисциплинирован, вежлив, однако недостаточно активен, слабо проявляет инициативу. Осуществляет психолого-педагогический анализ урока, во время наблюдений и при анализе урока способен трансформировать полученные при изучении специальных дисциплин и дисциплин психолого-педагогического цикла знания применительно к проблеме урока . объяснить и оценить выбор цели и задач урока. Умеет работать с источниками информации, вести конспект изученной литературы. Отчетная документация сдана вовремя, но имеются негрубые ошибки в оформлении и содержании. | |
Студент посещает необходимое количество уроков, проявляет умения наблюдать стиль педагогического общения, выделяя его особенности. Дисциплинирован, вежлив, демонстрирует необходимый уровень коммуникативных умений и навыков. Осуществляет психолого-педагогический анализ урока, но испытывает некоторые затруднения при характеристике отдельных моментов. Умеет работать с источниками информации, составлять конспект изученной литературы. Фиксирует наблюдения в дневнике практики, однако воздерживается от собственных суждений и оценок. Отчетная документация сдана вовремя, но имеются некоторые ошибки в оформлении и содержании. | |
Из необходимых 12 уроков студент посетил 9-10 уроков. Осуществляет психолого-педагогический анализ урока, однако затрудняется в формулировке выводов, отсутствуют собственные замечания и предложения по ходу и содержанию урока. Наблюдения, отраженные в дневнике практики, достаточно лаконичны, тезисны. Осуществляет незначительные попытки развития своих профессиональных знаний и умений. Отчетная документация сдана с опозданием, в ней имеются ошибки, недочеты как в оформлении, так и в содержании. | |
Студент посетил не более 8 уроков. Осуществляет частичные психолого-педагогические наблюдения за ходом урока . тезисно фиксирует их в дневнике практики. Частично выявляет полученные при изучении специальных дисциплин и дисциплин психолого-педагогического цикла знания применительно к проблеме наблюдаемого урока . с помощью руководителя ориентируется в закономерностях выбора цели и задач урока. Отчетная документация сдана с опозданием, не полностью, в ней имеются ошибки в содержании и в оформлении. | |
Студент посетил менее половины запланированных уроков. Практически не осуществляет психолого-педагогический анализ урока, проявляет низкий уровень умения целенаправленно наблюдать за учебно-воспитательным процессом в школе, не фиксирует свои наблюдения в дневнике практики. Отчетная документация сдана с опозданием, не в полном объёме, с грубыми ошибками в оформлении и содержании. | |
Студент не дисциплинирован, безответственно отнёсся к выполнению индивидуального задания на практике, посетил лишь несколько уроков. Не ведет дневник практики, плохо ориентируется в источниках информации. Оформление отчётной документации не соответствует предъявляемым требованиям или документация вообще не сдана. | |
Студент проявил полную неспособность реализовать цели и задачи программы практики или совсем не явился на практику без уважительной причины. Отчётная документация не сдана. |
3.3. Учебно-методическая литература
|
|
|
|
1. Валитов, М. С.Психолого-педагогическая практика студентов: сочинение как средство изучения межличностных отношений учащихся старших классов/М.С. Валитов // Псіхалогія.- 2008.- № 1.- с.39-42
|
|
2. Весна, Е. Б. Профессионально-педагогическая практика: Учебно-метод. пособие /Академия пед. и социальных наук/Е.Б. Весна, О.О. Киселева.- М. . Воронеж: Московский психолого-социальный ин-т: Модэк, 1999. — 74 с.
3. Войнов, Е. А. Летняя педагогическая практика как фактор формирования профессиональной компетентности будущих педагогов/Е.А. Войнов // Высшее образование сегодня.- 2010.- № 10.- с.43-46.
4. Голубева, О. В. Профессиональное самоопределение будущего учителя в процессе педагогической практики/О.В. Голубева // Высшее образование сегодня.- 2008.- № 12.- с.70-73.
5. Горленко, В. П. Педагогическая практика студентов: развитие научных основ/В.П. Горленко . под ред. И.ф. Харламов.- Мн.: Университетское, 2002. — 294 с.
6. Гребнева, В. Будущий учитель на педагогической практике в школе/В. Гребнева //Народное образование.- 2006.- № 9.- с.130-134.
7. Грыгаровіч, Н. П. Педагагічная практыка будучых настаўнікаў/Н.П. Грыгаровіч // Народная асвета.- 2003.- № 7.- с.40-41.
8. Дракина, И. К. Организационно-управленческие условия построения педагогической практики будущего учителя в современной школе: автореф. дис…. канд. пед. наук: 13.00.01 / Омск. гос. пед. ун-т.- Омск, 2000.
9. Ерёгина, С. Студенты на практике в оздоровительном лагере/С. Ерёгина // Народное образование.- 2003.- № 3.- с.68-74.
10. Запрудский Н.И. Современные школьные технологии – 2/ Н.И.Запрудский. – 2-е изд. – Минск, 2012. – 256 с.
11. Зенькова, М. А. Формирование культуры педагогического оценивания у будущих педагогов в процессе педагогической практики /М.А. Зенькова // Технообраз 2009: материалы VII международной научной конференции Технологии оценки учебных достижений учащихся и студентов (гродно, 17-18 марта 2009 г.)/Учреждение образования Гродненский гос. ун-т им. Я.Купалы, Тульский гос. пед. ун-т им. Л.Н. Толстого . отв. ред. В.П. Тарантей.- Гродно: ГрГУ, 2009.- с.181-185.
|
|
12. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. – 480с.
13. Иванова, О. А. Педагогическая практика студентов как средство развития субъектности личности/О.А. Иванова // Веснік брэсцкага універсітэта. Сер. гуманітарных і грамадскіх навук.- 2008.- № 4(35).- с.108-112.
14. Касперко, М. В. Научно-методическое обеспечение педагогической практики студентов/М.В. Касперко // Перспективы развития высшей школы: материалы III международной научно- методической конференции/Учреждение образования Гродненский гос. аграрный ун-т . редкол.: В.К. Пестис, А.А. Дудук, А.В. Свиридов.- Гродно: ГГАУ, 2010.- с.339-341.
15. Кожуховская, Л. С. Рефлексия в вопросах и ответах. Технологии, методы и приемы анализа педагогической практики. /Л.С. Кожуховская, Н.В. Позняк // Народная асвета.- 2009.- № 1. с.35-39, № 2.- с.23-26.
16. Козубовский,В.М. Общая психология: познавательные процессы: учеб. пособие для студ./В.М. Козубовский.- 2-е изд., перераб. и доп.- Минск: Малфея, 2006. — 367 с.
17. Колодкина, Л. С. Портфолио студентов в условиях педагогической практики/Л.С. Колодкина // Школьные технологии.- 2008.- № 3.- с.129-133.
18. Кузьмина, Е. Педагогическая практика как форма интеграции учебно-воспитательного процесса/Е. Кузьмина // Высшее образование в России.- 2007.- № 10.- с.69-75.
19. Кульбери, В. В. Психологическая практика как инструмент сохранения и развития личности/В.В. Кульбери // Человеческий фактор: общество и власть.- 2006.- № 2.- с.58-62.
20. Матвеева, Э. Ф. Интеграция знаний и умений студентов в ходе педагогической практики /Э.Ф. Матвеева, Г.Н. Протасевич, Т.А. Колесникова // Интеграция образования.- 2009.- № 1.- с.109-111.
21. Общая психология: метод. пособие/сост. О.В. Белова.- Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2006. — 53 с.
22. Оганесян, Е. В. Формирование педагогического опыта в системе педагогической практики студентов/Е.В. Оганесян // Социально-гуманитарные знания.- 2006.- № 3.- с.149-158.
23. Островский, Э. В.Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. вузов/Э.В. Островский, Л.И. Чернышова . под ред. Э.В. Островского.- М.: Ввузовский учебник, 2008. — 380 с.
24. Педагогическая практика в школе: Методические рекомендации /Учреждение образования Брестский гос. ун-т им. А.С. Пушкина . сост.: Мельничук И.А. и др.- Брест: Бргу, 2002. — 23 с.
25. Педагогическая практика студентов: теоретические основы и опыт организации/ В.П. Тарантей [и др.] . Учреждение образования Гродненский гос. ун-т им. Я.Купалы . под ред. В.П. Тарантей.- Гродно: ГрГУ, 2004. — 354 с.
26. Практическая психология (Методические рекомендации школьным психологам и студентам). Гродненский госуниверситет им. Я.Купалы / под ред. доктора психологических наук, профессора С.В. Кондратьевой. – Гродно, 1992. – 164 с.
27. Практическая психология: Метод. рекомендации по педагогической практике студентов / Сост.: В.В. Авраменко, С.В. Лукьянцева. – Могилёв: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. – 30 с.
28. Программа изучения учащихся студентами практикантами. Методические рекомендации для преподавателей кафедр педагогики и психологии, учителей школ, студентов педвузов и университетов / Сост. Кондратьева С.В., Базилевская Л.С. – Гродно: ГрГУ им. Я. Купалы, 1985.- 20 с.
29. Психологические основы педагогической практики студентов: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений / под ред. проф. А.С. Чернышева. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 144 с.
30. Ратанова, Т. А. Общая психология. Диагностика умственных способностей детей/Т.А. Ратанова.- [Б.М.И.]: 1998.
31. Рогацевич, Т. А. Роль педагогической практики в формировании профессиональной компетентности будущего педагога/Т.А. Рогацвич // Адукацыя і выхаванне.- 2010.- № 3.- с.20-22.
32. Сафронова, Л. В. Формирование профессиональной культуры будущих учителей в процессе педагогической практики/Л.В. Сафронова // Адукацыя і выхаванне.- 2003.- № 12.- с.64-67.
33. Соболева, В. Развитие профессионализма студентов на педпрактике/В. Соболева // Дошкольное воспитание.- 2004.- № 12.- с.104-106.
34. Сысоева М.Е. Педагогическая практика. Справочник. Учебно-методическое пособие. – М.:ЦГЛ, 2002. – 128 с.
35. Таран, Р. И. Индивидуализация педагогического сопровождения практики студентов университета в гимназии/Р.И. Таран // Веснік ГрДУ імя Янкі Купалы. Сер. 3. Філалогія. Педагогіка. Псіхалогія.- 2008.- № 3.- с.122-126.
36. Фролова, Т. Преддипломная практика в процессе формирования профессионального самоопределения будущего педагога/Т. Фролова // Учитель.- 2009.- № 2.- с.31-32.
37. Фурманов, И.А. Психология общения в учебно-педагогическом процессе: пособие для учителей/ И.А.Фурманов, А.А.Аладьин, Е.М.Амелишко. – Минск: Тэхналогія, 2000.
38. Хлістуноў, У. М. Школьная практыка і педагагічнае майстэрства настаўніка/У.М. Хлістуноў // Адукацыя і выхаванне.- 2003.- № 11.- с.31-33.
39. Чепиков, В. Педагогическая практика: Учеб.-практич. пособие/В.Т. Чепиков.- Мн.: ООО Новое знание, 2004. — 203 с.
40. Шелехова, Н.І. Техника педагогического общения/Н.И.Шелехова. – М. – Воронеж, 1998.
41. Шингирей, Т. А. Профессиональная подготовка учителя в условиях педагогической практики/Т.А. Шингирей, Т.Г. Каленникова // Веснік адукацыі.- 2003.- №10.- с.25-32.
42. Штейнмец, А. Э. Учебно-профессиональные задачи для педагогической практики студентов /А.Э. Штейнмец // Вопросы психологии.- 2011.- № 1.- с.76-84.
43. Эффективный учитель/ авт.-сост. О.М.Ольшевская. – Минск: Красико-Принт, 2010. – 176 с.
44. Яворский, А. А.Педагогическая практика как один из факторов формирования самообразовательных умений студентов/А.А. Яворский // Педагогические технологии.- 2007.- № 1.- с.81-84.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования «Гродненский государственный университет
имени Янки Купалы»
Филологический факультет
Кафедра ________________
ОТЧЕТ