Назначение и состав
Талевая система буровой установки
Предназначена для выполнения спускоподъемных операций (СПО) при проведении бурения, наращиваниях инструмента, замене долот и забойных двигателей, выполнении аварийных ловильных работ, спуске обсадных колонн.
Состоит из:
1) Полиспастного механизма, состоящего из:
а) кронблока, неподвижно расположенного на верхней части буровой вышки .
б) подвижного талевого блока (или крюкоблока – совмещённого талевого блока с крюком) .
в) талевого каната, который связывает между собой кронблок, талевый блок и лебёдку .
2) крюка, используемого при ручной расстановке свечей или автоматического элеватора при оснащении буровой автоматическим спускоподъёмом (АСП) .
3) механизма для крепления неподвижного конца талевого каната .
4) стабилизатора колебаний подвижной ветви талевого каната.
Талевая система позволяет уменьшить усилие в канате от массы поднимаемого груза, которое распределяется между рабочими струнами талевого каната. Один конец талевого каната подвижен (подвижная ветвь) и наматывается на барабан буровой лебёдки, другой — неподвижен (неподвижная ветвь) и крепится к механизму крепления неподвижного конца, на котором устанавливается датчик веса на крюке.
Число рабочих струн каната или кратность оснастки талевой системы обозначается iтс и определяется по формуле
,
где n – число шкивов талевого блока.
Число шкивов талевого блока всегда на один меньше, чем у кронблока, так как с кронблока сходит ещё неподвижный конец каната. Диаметры шкивов талевого блока и кронблока одинаковы. Оснастки талевой системы бывают 4х5, 5х6, 6х7, 7х8. Высота подъёма крюка ограничивается высотой вышки и безопасностью выполнения СПО – скорости должны находиться в пределах инерционности системы при торможении.
Являются неподвижной частью талевой системы и устанавливаются на верхней части буровой вышки на подкронблочной раме. Монтируются на вышках башенного типа после монтажа вышки, а на вышках мачтового типа – при монтаже вышки в горизонтальном положении.
Конструкции кронблоков зависят от используемых вышек, ручного или автоматического выполнения СПО, различаются по грузоподъёмности, числу шкивов и их расположению. Конструктивные схемы приведены на рис.1. Несоосное и разноосное расположение шкивов применяется при АСП и обусловлено особенностью конструкции его механизмов.
На рис. 2 показан разрез 3-х секционного несоосного кронблока.
Шкивы располагаются на осях, которые установлены в разъёмных опорах корпусов секций. Оси в опорах предохраняются от провёртывания дюбелями.
На осях шкивы установлены на подшипниках качения (сдвоенных роликовых или конических). Между подшипниками установлены распорные кольца. В осях имеются отверстия для подвода ручным насосом к каждому подшипнику смазочного материала через маслёнки, расположенные на торцах осей.
Секции шкивов закрываются защитными кожухами. Для предотвраще-
а – разноосная . б, г – соосная с промежуточными опорами . в – несоосная, д – соосная с двумя внешними опорами
Рисунок 1 – Конструктивные схемы кронблоков
ния выскакивания каната из канавки шкива зазор между кожухом и шкивом не должен превышать 0,15 диаметра каната. Опыт показывает, что более всего изнашиваются шкивы, огибаемые подвижной ветвью каната, поэтому каждую секцию, после определённого периода эксплуатации кронблока, периодически разворачивают на 180 градусов.
Некоторые кронблоки имеют небольшие подвесные шкивы, вынесенные за корпус, для выполнения вспомогательных операций.
Кронблоки выпускаются ОАО «Уралмаш» (г. Екатеринбург) и ОАО «ВЗБТ» (Волгоградский завод буровой техники). Пример обозначения кронблоков ОАО «Уралмаш»: УКБ-6-250, УКБА-7-500. У- «Уралмаш» . 6,7 – число шкивов . 250,500 – максимальная нагрузка, тс . А – для АСП.
1 – ходовой шкив . 2 – опора . 3 – рама.
Рисунок 2 – Несоосный трёхсекционный кронблок
Основные параметры кронблоков, выпускаемых ОАО «Уралмаш», приведены в таблице 2. Основные параметры кронблоков, выпускаемых ОАО «ВЗБТ» приведены в таблице 3.