Куклотерапиякак средство развития детей
младшегошкольного возраста
Куклотерапия – это терапия, основанная наиспользовании кукол как основного терапевтического средства, — помогает ребенкуразвивать коммуникативные навыки, выпслеснуть свои негативные эмоции.
Люди издавна верили, что кукла обладаеттаинственной мистической силой, и сверхъестественными возможностями. Онииспользовали кукол в обрядах изгнания болезней. Например, в Японии естьизвестный обряд, во время которого на куклу «сбрасывают» недуги ее больноговладельца. После этого куклу сажают в бумажный кораблик и пускают в плавание.Со временем кораблик размокает, и кукла вместе со всеми болезнями человекатонет. Аналогичные обряды есть у народов России. Существует легенда о том, чтооднажды зимой в крестьянской семье, жившей в лесной избе, заболел ребенок.Мальчик угасал и все спрашивал, когда придет лето. Отец, чтобы облегчитьстрадания сына, вырезал из сосны птиц и развесил их по избе. Сын увидел их,попросил, есть и начал выздоравливать.
Куклы могут многое — и учить, и лечить, нотолько если попадают в добрые руки.
На Руси тряпичную куклу дарилиноворожденному для защиты от нечисти, невесте, покидающей дом матери, отбесплодия. Куклу клали в постель роженице для облегчения родов.
Истоки куклотерапии можно найти впсиходраме Морено. В 1940 году Якоб Леви Морено основал в США Институтсоциометрии и психодрамы. Он решил воспроизводить в условиях клиники те самыеситуации, которые наиболее травмировали его пациентов, и для этого создалспециальный лечебный театр, который назвал психодрамой. Врачи вместе с больнымии их родственниками писали достаточно простые сценарии и совместными усилиямиставили спектакль. Зрительный зал тоже состоял из больных, родственников илечебного персонала.
Куклотерапия популярна как в зарубежной (Ф. Зимбардо, 1991),так и в отечественной практике коррекционной работы (И. Г. Выгодская,1984; А. И. Захаров, 1986;А Спиваковская, 1988,и др.).
Куклотерапия позволяет объединить интересыребенка и коррекционные задачи психолога, дает возможность самого естественногои безболезненного вмешательства взрослого в психику ребенка с целью еекоррекции или психопрофилактики. Используется этот метод в целях профилактикидезадаптивного поведения. Коррекция протестного, оппозиционного,демонстративного поведения достигается путем разыгрывания на куклах в паре сродителями или сверстниками типичных конфликтных ситуаций, взятых из жизниребенка.
Процесс куклотерапии проходит в два этапа:
1. Изготовление кукол.
2. Использование кукол для отреагированиязначимых эмоциональных состояний. Процесс изготовления кукол также являетсякоррекционным. Увлекаясь процессом изготовления кукол, дети становятся болееспокойными, уравновешенными. Во время работы у них развивается произвольностьпсихических процессов, появляются навыки концентрации внимания, усидчивости, развиваетсявоображение.
В куклотерапии используются такие вариантыкукол:
— куклы-марионетки,
-пальчиковые куклы,
-теневые куклы,
-веревочные куклы,
-плоскостные куклы,
-перчаточные куклы,
— куклы-костюмы.
Пальчиковые куклы
Наиболее простым вариантом пальчиковыхкукол являются шарики от пинг-понга или пустые скорлупки от яиц, на которыхнарисованы различные выражения лиц, различные персонажи. Пальчиковые куклымогут также изготавливаться из плотного картона в виде небольших цилиндров,размер которых подбирается по размеру пальцев ребенка.
Куклы-марионетки
Принцип изготовления простых марионетокпредложен Вальдорфской школой. Такая очень проста в управлении: одна нитьслужит для управления головой, другая — руками. Кукла может иметь одно лицо илисменные лица (что позволяет ребенку моделировать различные эмоции), а можетбыть без лица (что позволяет ребенку фантазировать — в каком настроениинаходится герой куклы).
Работа с куклой-марионеткой позволяетсовершенствовать тонкую моторику руки и общую координацию движений; проявлятьчерез куклу те эмоции, чувства, состояния, которые ребенок по каким-то причинамне может или не позволяет себе проявлять. «Оживляя» куклу, ребенок впервые вжизни ощущает взрослую ответственность за действия куклы, за ее «жизнь»; можетосознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменениямидвижений куклы; учится находить адекватное телесное выражение различнымэмоциям, чувствам, состояниям; развивать произвольное внимание и способность кконцентрации.
Теневые куклы
Теневые куклы используются для работытеневого театра и изготавливаются из черного или темного картона или бумаги.Такие куклы используются преимущественно для работы над детскими страхами.Играя с такой куклой в теневом театре, ребенок получает опыт решения своейпроблемы.
Веревочные куклы
Веревочные куклы являютсямногофункциональными. Они эффективны для проработки у детей проблемидентификации, общения, повышенной тревожности. Такая кукла может быть размеромв рост ребенка.
Плоскостные куклы.
Плоскостная кукла представляет собоймодель куклы, вырезанной из плотного картона или тонкой фанеры. Такого родакуклы используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении,поведении, с нарушением образа «Я». Такая кукла может иметь сменный наборвыражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям.
Перчаточные куклы
Перчаточные куклы традиционно используютсядля детских кукольных театров, различных инсценировок, изображений сказок.
Объемные куклы
Объемные куклы традиционно используютсядля проигрывания ролевых игр. Это обычные игрушки размером в рост человека.
Типы вождения кукол:
Снаружи- ребенокуправляет стоящими куклами, объемными куклами.
Сверху- работа скуклами-марионетками.
Изнутри- ребенокуправляет перчаточными куклами, куклами-костюмами.
Снизу- управлениеколпачковыми и перчаточными куклами.
В 1990 году Ирина Яковлевна Медведева иТатьяна Львовна Шишова разработали метод лечения детей невротиков, которыйназвали драматической психоэлевацией.
Преимущество куклотерапии заключается втом, что она может: помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепитьпсихическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание,разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.
Недостаток заключается в том, что она не должна мешать учебному процессу. Дети могу заиграться. Кукла — это модель общения с другимилюдьми, способная играть замещающую роль.
Таким образом, при помощи куклотерапии в форме игры можноразобраться с психологическими травмами, воссоздав происходящее, понять, чтоименно выступило в роли травмирующего фактора, и показать решение. Работая скуклой, можно не только воспроизвести проблему или какой-либо сценарий, а еще ипоказать свои чувства и мысли. Таким образом, в ходе куклотерапии можнонаучиться лучше понимать не только себя самого, но и окружающих. Такой подходпозволяет достичь большего взаимопонимания. Куклотерапия позволяет объединитьинтересы ребенка/взрослого и коррекционные задачи психолога в игровой ибезболезненной форме.
Личное мнение