X-PDF

Куклотерапия как средство развития детей младшего школьного возраста

Поделиться статьей

Куклотерапиякак средство развития детей

младшегошкольного возраста

Куклотерапия – это терапия, основанная наиспользовании кукол как основного терапевтического средства, — помогает ребенкуразвивать коммуникативные навыки, выпслеснуть свои негативные эмоции.

Люди издавна верили, что кукла обладаеттаинственной мистической силой, и сверхъестественными возможностями. Онииспользовали кукол в обрядах изгнания болезней. Например, в Японии естьизвестный обряд, во время которого на куклу «сбрасывают» недуги ее больноговладельца. После этого куклу сажают в бумажный кораблик и пускают в плавание.Со временем кораблик размокает, и кукла вместе со всеми болезнями человекатонет. Аналогичные обряды есть у народов России. Существует легенда о том, чтооднажды зимой в крестьянской семье, жившей в лесной избе, заболел ребенок.Мальчик угасал и все спрашивал, когда придет лето. Отец, чтобы облегчитьстрадания сына, вырезал из сосны птиц и развесил их по избе. Сын увидел их,попросил, есть и начал выздоравливать.

Куклы могут многое — и учить, и лечить, нотолько если попадают в добрые руки.

На Руси тряпичную куклу дарилиноворожденному для защиты от нечисти, невесте, покидающей дом матери, отбесплодия. Куклу клали в постель роженице для облегчения родов.

Истоки куклотерапии можно найти впсиходраме Морено. В 1940 году Якоб Леви Морено основал в США Институтсоциометрии и психодрамы. Он решил воспроизводить в условиях клиники те самыеситуации, которые наиболее травмировали его пациентов, и для этого создалспециальный лечебный театр, который назвал психодрамой. Врачи вместе с больнымии их родственниками писали достаточно простые сценарии и совместными усилиямиставили спектакль. Зрительный зал тоже состоял из больных, родственников илечебного персонала.

Куклотерапия популярна как в зарубежной (Ф. Зимбардо, 1991),так и в отечественной практике коррекционной работы (И. Г. Выгодская,1984;                А. И. Захаров, 1986;А Спиваковская, 1988,и др.).

Куклотерапия позволяет объединить интересыребенка и коррекционные задачи психолога, дает возможность самого естественногои безболезненного вмешательства взрослого в психику ребенка с целью еекоррекции или психопрофилактики. Используется этот метод в целях профилактикидезадаптивного поведения. Коррекция протестного, оппозиционного,демонстративного поведения достигается путем разыгрывания на куклах в паре сродителями или сверстниками типичных конфликтных ситуаций, взятых из жизниребенка.

Процесс куклотерапии проходит в два этапа:

1. Изготовление кукол.

2. Использование кукол для отреагированиязначимых эмоциональных состояний. Процесс изготовления кукол также являетсякоррекционным. Увлекаясь процессом изготовления кукол, дети становятся болееспокойными, уравновешенными. Во время работы у них развивается произвольностьпсихических процессов, появляются навыки концентрации внимания, усидчивости, развиваетсявоображение.

В куклотерапии используются такие вариантыкукол:

— куклы-марионетки,

-пальчиковые куклы,

-теневые куклы,

-веревочные куклы,

-плоскостные куклы,

-перчаточные куклы,

— куклы-костюмы.

Пальчиковые куклы

Наиболее простым вариантом пальчиковыхкукол являются шарики от пинг-понга или пустые скорлупки от яиц, на которыхнарисованы различные выражения лиц, различные персонажи. Пальчиковые куклымогут также изготавливаться из плотного картона в виде небольших цилиндров,размер которых подбирается по размеру пальцев ребенка.

Куклы-марионетки

Принцип изготовления простых марионетокпредложен Вальдорфской школой. Такая очень проста в управлении: одна нитьслужит для управления головой, другая — руками. Кукла может иметь одно лицо илисменные лица (что позволяет ребенку моделировать различные эмоции), а можетбыть без лица (что позволяет ребенку фантазировать — в каком настроениинаходится герой куклы).

Работа с куклой-марионеткой позволяетсовершенствовать тонкую моторику руки и общую координацию движений; проявлятьчерез куклу те эмоции, чувства, состояния, которые ребенок по каким-то причинамне может или не позволяет себе проявлять. «Оживляя» куклу, ребенок впервые вжизни ощущает взрослую ответственность за действия куклы, за ее «жизнь»; можетосознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменениямидвижений куклы; учится находить адекватное телесное выражение различнымэмоциям, чувствам, состояниям; развивать произвольное внимание и способность кконцентрации.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.58%
НЕТ
41.42%
Проголосовало: 985

Теневые куклы

Теневые куклы используются для работытеневого театра и изготавливаются из черного или темного картона или бумаги.Такие куклы используются преимущественно для работы над детскими страхами.Играя с такой куклой в теневом театре, ребенок получает опыт решения своейпроблемы.

Веревочные куклы

Веревочные куклы являютсямногофункциональными. Они эффективны для проработки у детей проблемидентификации, общения, повышенной тревожности. Такая кукла может быть размеромв рост ребенка.

 

 

Плоскостные куклы.

Плоскостная кукла представляет собоймодель куклы, вырезанной из плотного картона или тонкой фанеры. Такого родакуклы используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении,поведении, с нарушением образа «Я». Такая кукла может иметь сменный наборвыражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям.

Перчаточные куклы

Перчаточные куклы традиционно используютсядля детских кукольных театров, различных инсценировок, изображений сказок.

Объемные куклы

Объемные куклы традиционно используютсядля проигрывания ролевых игр. Это обычные игрушки размером в рост человека.

Типы вождения кукол:

Снаружи- ребенокуправляет стоящими куклами, объемными куклами.

Сверху- работа скуклами-марионетками.

Изнутри- ребенокуправляет перчаточными куклами, куклами-костюмами.

Снизу- управлениеколпачковыми и перчаточными куклами.

В 1990 году Ирина Яковлевна Медведева иТатьяна Львовна Шишова разработали метод лечения детей невротиков, которыйназвали драматической психоэлевацией.

Преимущество куклотерапии заключается втом, что она может:  помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепитьпсихическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание,разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.

Недостаток заключается в том, что она не должна мешать учебному процессу. Дети могу заиграться. Кукла — это модель общения с дру­гимилюдьми, способная играть замещающую роль.

Таким образом, при помощи куклотерапии в форме игры можноразобраться с психологическими травмами, воссоздав происходящее, понять, чтоименно выступило в роли травмирующего фактора, и показать решение.  Работая скуклой, можно не только воспроизвести проблему или какой-либо сценарий, а еще ипоказать свои чувства и мысли. Таким образом, в ходе куклотерапии можнонаучиться лучше понимать не только себя самого, но и окружающих. Такой подходпозволяет достичь большего взаимопонимания. Куклотерапия позволяет объединитьинтересы ребенка/взрослого и коррекционные задачи психолога в игровой ибезболезненной форме.

Личное мнение

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.58%
НЕТ
41.42%
Проголосовало: 985

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет