4 класс.
Курс: «Основы религиозных культур и светскойэтики»
Модуль: «Основы православной культуры»
Урок: «Христос и Его Крест»
Цель урока: Формирование пониманиязначения креста для христиан, познакомить учащихся с христианским представлениемо Богочеловеке и Боговоплощении; познакомить с православным пониманием Креста иРаспятия.
Задачи урока:
Обучающая: узнать о том, что значат вПравославии слова Богочеловек, Боговоплощение; научить понимать символикуКреста.
Развивающая: осознать христианский смыслжертвенного отношения к другому человеку.
Воспитывающая: понять, почему вхристианстве любовь может победить даже смерть.
Ключевые понятия: Богочеловек,Боговоплощение, Крест, Распятие.
Оборудование урока: бумага для рисования,цветные карандаши, иконы изображение распятия.
Ход урока
Орг. момент.
Постановка цели урока.
-Ребята, как вы думаете, о чем мысегодня будем говорить на уроке?
(о кресте)
-Почему вы сделали такой вывод?
(на столе учителя находится крест – распятие,на доске – картины, соответствующие теме урока).
-Правильно, сегодня мы узнаем, какоезначение имеет крест для православного человека
1.Вспомните(рассмотрите), как выглядит крест, который носят православные христиане у себяна груди. Посмотрите в книге или рассмотрите свой крестик. Нарисуйте его (детивыполняют задание в тетрадке, рисуя свой нательный крестик).
2.Знаете ли вы,кто изображён на Кресте и почему Он изображён пригвождённым к кресту?
3. Знакомо ли вам словожертва? Как ты понимаешь значение этого слова?
Работасо статьёй учебника
— Из Библии людизнают, что Господь сотворил человека по своему образу и подобию. Образ Божий вчеловеке – это то, чем человек похож на Бога. Это и свободная воля – мы ведьсами решаем, что нам делать, а что нет; это и ум – ведь такого ума, как улюдей, больше нет ни у одного живого существа на земле, это и способностьчеловека творить – создавать и придумывать то, чего еще никогда не было. Даженаша способность к смеху и радости – тоже от Бога. Но самое главное – этоспособность людей общаться с Богом и любить истину.
Грехопадение первыхлюдей – Адама и Евы – испортило в людях ум и волю, внесло в тела людей болезнии смерть. Постоянно передаваясь из поколения в поколения, грех завладел всемилюдьми и всех подчинил себе. Сами люди, своими силами, уже не могли победить всебе грех и его последствия: исправить ум, волю, сердце, не могли уничтожитьсмерть. Это мог сделать только Сам Бог – Творец всего. И Он, по милосердиюСвоему, помог людям, послав на землю Своего Сына Иисуса Христа. Спасение людейИисус Христос совершил учением Своим, жизнью Своею, смертью Своею ивоскресением Своим.
1.Чтение статьи(страница 24-25)
2. Ответы на вопросы,после чтения.
-Что означает слово«вочеловечился»?
-Какое чудо христианеназывают воплощением (Боговоплощением)?
-От какого словапроисходит слово «воплощение»?
-Как связаны междусобою Рождество и Боговоплощение?
-Каков смысл смертиХриста?
-Как Христос отнёссяк тем, кто судил и казнил его?
-Почему Христоспозволил казнить себя?
-Почему крествоспринимается христианами как знак любви Господа?
-Почему христианеносят на груди крест?
Самостоятельное задание на карточках.
Представь, что поздно вечером тебе надовозвращаться в темную, пустую квартиру.
-Какиечувства у тебя возникают? _________________________________________________________________
-Аесли ты возвращаешься в квартиру, где горит свет и тебя давно ждут? __________________________________________________________________
Христос– Свет, Радость и наше Бессмертие.
Работа с дополнительным материаломучебника.
1.Чтение статьи (страница 25-26).
2.Ответы на вопросы после чтения.
-Что такое Голгофа?
-Как Евангелие объясняет, чтобессмертный Бог, воплотившись во Христе, умер?
3.Работа в парах на карточках.
-Какты понимаешь слова Христа «Нет больше той любви, как если кто положит душу своюза други своя»?
____________________________________________________________________
-Можешьли ты назвать людей, которые выполнили этот завет? Напиши их имена.
_________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа со статьёй учебника.
1.Чтение статьи (страница 26-27).
2.Демонстрация изображения РаспятияХриста.
3.Ответы на вопросы после чтения:
-Что такое Распятие?
-Почему Христос, будучи Сыном Божиим, неизбежал распятия на кресте?
Я предлагаюпослушать, как об этом написано в Евангелии, и ответить на вопрос: какой эпизодболее всего поразил вас?
-Какой эпизод больше всего поразил вас всегодняшнем рассказе? (Ученики могут назвать суд Пилата; крики толпы спризывами распять Христа; Симона, несущего крест впереди Иисуса; сцену распятияХриста; разговор Иисуса с двумя разбойниками, которых распяли вместе с Ним;смерть и погребение Иисуса Христа.)
-Помните, как кто-то крикнул из толпы:«Он Мессия!» Кто-нибудь знает, что означает слово «мессия»? («Мессия» означает«помазанник Божий», «Спаситель». Христиане верят, что Христос есть Мессия,Спаситель всех, кто уверовал в Него, и что Он пришел на землю, чтобы умереть завсе совершенные людьми дурные дела.)
-Если Иисус Христос мог спасти людей, топочему Он не спас от смерти на кресте Самого Себя?
-Не всегда для достижения какой-то цели,особенно если это возвышенная и великая цель, приходится идти по легкому пути.Иной раз бывает очень трудно терпеть и поступать так, как нужно. Была ли уИисуса какая-то особая, высокая цель? Какая?
-Вспомним разговор Христа с двумяразбойниками, которые были распяты рядом с Ним. В этом разговоре мы, возможно,найдем подсказку, которая поможет нам ответить на вопрос, ради чего Иисуссовершил такой нелегкий выбор? (можно использовать работу с учебником по этому эпизоду).Помните, что разбойники говорили Христу? Первый сказал: «Если ты Христос, спасиСебя и нас!» Но второй разбойник возразил первому: «Или ты не боишься Бога,когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойноепо делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал». Затем он сказал Иисусу:«Помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое!» И Христос ответил ему:«Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю!»
-Что значат слова Иисуса: «Ныне жебудешь со Мною в раю»?
Иисус Христос не спасСебя от смерти на кресте и даже не сопротивлялся, когда солдаты пришли, чтобысхватить Его, потому что таково было желание (воля) Его небесного Отца.
-Вспомните какой-нибудь пример из своейжизни, когда вам пришлось перетерпеть что-то очень неприятное, чтобы добитьсясвоей цели или выполнить чью-то просьбу. Слушаетесь ли вы своих родителей? (попросите 2 – 3 человекподелиться своими примерами с классом)
-Как вы понимаете выражение «нести крестсвой»?
-Это значит великодушно переноситьнасмешки, поношения, гонения, скорби. Это значит не роптать, а смиренно итерпеливо исполнять волю Божию.
(открывается эпиграф)
-Слова Спасителя «Кто хочет идти заМною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» относились нетолько к Его ученикам, они обращены к каждому из нас.
-А легко ли нести свой крест?
-Нет, надо готовить себя к труду,испытаниям.
-Как нужно относиться к труду другогочеловека, который тоже несет свою ношу – учителей, родителей?
Работа в парах. Задание на карточках:Сколько перекладин на православном кресте?
|
Передтобой одно из изображений креста.
-Подумай,что означают сокращения на перекладине.
Аккуратноскопируй и расшифруй их.
-Гдедолжна находиться надпись И.Н.Ц.И.? (По- церковнославянски –
I. Н. Ц. I.)
Объясни значения этих букв.
I. ___________________________________
Н. ___________________________________
Ц. ___________________________________
I. ____________________________________
-Некоторые события, о которых вы сегодняуслышали, могут показаться вам печальными, но у людей всегда есть надежда налучшее.
Подведение итогов урока.
Ответы на вопросы учебника идополнительные вопросы:
1. Вернись к своемурисунку, на котором ты нарисовал крест. Исправь ошибки в рисунке, если онибыли. Объясни, почему на православном кресте три перекладины.
2. Как ты считаешь,можно ли носить крест ради украшения? Почему?
3. Объясни, как тыпонял, что такое Боговоплощение? Почему и с какой целью оно произошло? Когообозначает слово Богочеловек?
4. Объясни, как тыпонял смысл жертвы Христа?
5. Почему Христосзнал, что Его жизнь и Его смерть на Кресте принесут облегчение людям?
6. Подумай, какиепоследствия для людей возникли после Распятия Христа на Кресте? Менялись лиони?
7. Знаешь ли ты о томсамом главном событии, которое произошло после смерти Христа на Кресте, икоторое повлекло за собой большие изменения в образе жизни людей? Какое этобыло событие?
Домашнее задание.
