КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Формированиенравственных представлений младших школьников на уроках литературного чтения(по ФГОС НОО третьего поколения)»
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.1. Формирование нравсвтенныхпредставлений как педагогическая проблема 7
1.2. Особенности формированиянравственных представлений у младших школьников. 15
1.3. Целевые ориентиры ФГОС НОО ипредмета литературного чтения. 22
2.2Анализ и интерпритация полученных результатов. 31
Вопросыформирования духовно-нравственного воспитания человека волновали обществовсегда. В настоящее время проблема формирования основ нравственности становитсявсе более значимой. Любой промежуток времени в зависимости от специфических длянего задач социально-экономической и культурной жизни диктует потребность внравственном воспитании и в формировании нравственных поступков.
Нормативно-правовые инаучно-методические документы (Закон РФ «Об образовании», Концепциядуховно-нравственного воспитания гражданина России, ФГОС НОО третьего поколенияи др.) определяют необходимость в повышении уровня духовно-нравственноговоспитания. Приоритетная цель нравственного воспитания – становление юныхграждан, которые обладают личностными качествами и нравственными ценностями дляразвития позиции, проявляющейся в процессе в процессе созидания в интересахсвоей семьи, своей Родины (совестливость, чуткость, сострадательность,честность, уважительность и др.) [1].
Современное общество предъявляетбольшие требования к личности учащегося как будущего гражданина: «Современныйроссийский общенациональный воспитательный идеал – высоконравственный,творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества каксвою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонациональногонарода Российской Федерации» [2, с. 2].
МЕМОРАНДУМ ПО ИТОГАМ I ВСЕРОССИЙСКОГОФОРУМА КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ (Москва, 9 – 10 октября 2021 года).
Формирование нравственных ценностей и нравственных качеств в своей основе имеютсформированную систему нравственных представлений о различных явленияхдействительности (что такое хорошо и что такое плохо) и моральныххарактеристиках личности.
Наиболеесенситивным периодом в формировании нравственных представлений является младшийшкольный возраст, поскольку именно в этот период очень активно происходитпроцесс интеллектуального и эмоционального развития. В младшем школьномвозрасте формируются нравственные ориентиры, изменяются функции и социальныероли; интенсивно происходит усвоение норм и правил сознательного поведения вобществе.
Проблема нравственного развития и совершенствования детей вфилософском контексте представлена в исследованиях В.И. Вернадского,B.C. Соловьева, П.А. Флоренского и др. Некоторые концептуальныеосновы данной проблемы раскрыты в работах психологов и педагогов по вопросамнравственного воспитания (П.П. Блонский, Л.С. Выготский,А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.). В трудахН.Ф. Виноградовой Л.И. Катаевой, В.И. Петровой раскрываютсянаучно-методические и теоретические основы формирования нравственного сознанияи поведения детей. Вопросы нравственного воспитания младших школьников,усвоения ими сути, норм морали, воспитания у них положительных чувств нашлиотражение в работах Н.И. Болдырева, Л.А. Высотиной,Б.Т. Лихачёва И.С. Марьенко, и др.
Уровеньнравственного развития личности младшего школьника характеризует степеньсформированности у него нравственных представлений. Но при этом нужно учесть,что качественное развитие личности школьника станет возможным не толькоблагодаря воспитательной деятельности учителя, но и благодаря собственнымусилиям ученика. Лишь в образовательном процессе возможно наиболее эффективноеосуществление данной деятельности, так как «образование – это процесс ирезультат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений инавыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качествличности, развития ее творческих сил и способностей». [6, с. 62].
Дляэффективного формирования у учащихся начальной школы нравственных представленийнаибольшим потенциалом обладают уроки литературного чтения, используемыйучебно-методический комплекс учебников «Школа России». Духовно-нравственноеразвитие и совершенствование личности, а также расширение познавательныхвозможностей младших школьников и формирование у них позитивного мировоззрения– это одна из целей курса литературного чтения в начальной школе.
Исходяих этого, актуальность исследования обусловлена тем, что существуетпротиворечие между признанием целесообразности формирования у младших школьниковнравственных представлений (по ФГОС НОО третьего поколения) и изученностьюсодержательного и методического инструментария уроков литературного чтения какдидактического ресурса учебного процесса для решения задач в областинравственного воспитания.
Цель исследования: выявление иэкспериментальное подтверждение наиболее эффективных методов и приёмовформирования нравственных представлений младших школьников на урокахлитературного чтения.
Объект исследования: процессформирования нравственных представлений.
Предмет исследования:формирование нравственных представлений у детей младшего школьного возраста науроках литературного чтения.
Для достижения цели курсовой работы необходимо решение следующих задач:
1.Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме формированиянравственных представлений младших школьников на уроках литературного чтения.
2. Раскрыть возможности урока литературного чтения в формированиинравственных представлений у детей младшего школьного возраста.
3. Провести диагностическое исследование уровня сформированностинравственных представлений у детей младшего школьного возраста на уроках.
4. Разработать комплекс методов и приемов поформированию нравственных представлений младших школьников на урокахлитературного чтения.
В соответствии споставленными задачами использовался комплекс методов исследования:
Методы исследования:
Теоретические методы:
1) теоретический анализ научной литературы.
Эмпирические методы:
1) тестирование;
2) констатирующий
Математические
1) математической экспериментальных
базой является МБУ №70» г.о. В экспериментальном приняли 30 в возрасте 8-9 лет.
работы: из введения, глав, списка и
1.1. Формированиенравсвтенных представлений как педагогическая проблема
и содержания «нравственные у школьника» обращения к литературе за понятий В философском понятие понятию что отражает в соответствии с принципами, отношения друг на ценностей: Милосердие,
С философы понятие учению [19], нравственным который законы и научился относиться ко что с ним Сократ [19] нравственность, и Аристотель нравственность как человеческой и воли» [19, с. 39].
происходит от «нрав».
– это и нормы, руководствуются в поведении и [4, с.15]. Нравы – это Они воспроизводятся социальных поддерживается общественного а не нормами.
В С.И.Ожегова как «внутренние, качества, человек, и поведения, качествами» [31, с. 52]. ученый в В.А. Сластенин [39] эту проблему и как личную которая в такие как дружелюбие, и
Формирование начинается с норм, и кодексов нормы – это поведения, в в определенных Они могут и человеку и действия. что нравственные формируют и того, как должен жить и в обществе.
нравственность – это не что как личностная определяющая воспитания ценностей, моделью
Человек своим всю Однако основа для характера, и отношения к в заложена в в семье и в образования как «передача новым с целью их к жизни и труду» [6, с.13].
представлений важнейшим воспитания Рассмотрим определений в источниках, взяты за для нашего Это что нравственность – это то, что считает при поступках и [36, с. 420]. «Понятие внутренние и качества, человек, нормы определяемые качествами», – С.В. Она считает, что учить в жизни нравственности, эти тем самым душу [42, с. 85-86].
нравственного довольно воспитание в учебной как с помощью человек качествами, на идеал, по принципам, и правилам убеждения и о том, что уместно, в действиях и [39, с.17]. Учителя, с определяют эту как работу, условия для нравственных и их деятельности, направлены на улучшения качеств. И должна направлена на для развития у потребности в и их проявления в поведении.
Л.А. [13] основные нравственного образом:
1. нравственного
2. и развитие чувств.
3. и навыков поведения.
начинается с нравственных и правил В свою представления быть как личностных которые действовать и в соответствии с и правилами.
В по педагогической воспитание как «воспитание к жизни, устойчивое и человека», то то отношение к то и нормы, при человек находиться в [47].
Наиболее и дает нам Педагогический под В.И. Загвязинского: воспитание – на регулировании отношений и формировании отношения к обществу, себе. вводит в систему в норм, опыт осознать объективность, тех или поступков, ребенка к формирует личности и окружающее пространство [38, с. 86].
Из этого можно о том, что нравственное есть между и обществом, оно поведения и действовать на Из рассмотренных определений мы что без воспитания формирования последующего невозможно Именно с ним мы соблюдение в обществе. В духовно-нравственного и личности России, методологической разработки и государственного стандарта формулируется цель образования и из приоритетных и государства: социально-педагогическая и развития гражданина Эта задача собой социального для образования [1].
государственный подчеркивает, что на общего осуществляется и воспитание предусматривающее ими установок, ценностей» [2]. документы, мы в актуальности и важности воспитания в учащихся.
нравственного и формирования представлений в работах авторов Н.Д. С.Г. Якобсон, О.Г. Л.Н. Антилогова и др.). В.В. относит представления к сознания; Н.О. сочетает и идеи с чувствами и характера. С.Г. утверждает, что поведения определенных одним из является о нормах. О.Г. отождествляет с нравственным а Л.Н. Антилогова представления как когнитивной сознания.
В и психологии «сенсорно- образы и внешнего которые кем-то и восстанавливаемые в при их [18, с. 1578]. В работахБ.Г. Л.С. Выготского, В.В. Б.Ф. и др. представления как чувственные и явлений, свободно и в сознании и без воздействия и на органы Хотя формой сенсорной она существовать в только на практики, системой
Рассматривая представления, С.М. следующее — это одна из познания, с ощущением и но в от них возникающая при непосредственного с объектом. отмечает, что пограничной между и мышлением. С.М. говорит нам, что в способности материал формулировать правил, объяснять их, [11].
Исходя из можно вывод о том, что – это не воспроизведение а результат ее [51]. Под представлений мы понимать одной из мировоззренческой человека, под влиянием воздействий и неуправляемых, и ведущий к внутри организации посредством субъекта по и оценке ценностей, ролей и [45].
представления – это форма должного закрепленных в общества. Они в сознании поведения и основу для в действия, будет в определенной ситуации. из под нравственными мы будем образ о зле, любви, и проявление эмоционально-нравственной чувствам людей» [43, с. 151].
к данному Т.Б. Сандабкина младшего формулировать обязательства, нравственный от себя нравственных нравственную своим и [43,с. 51].
В.И. Рублик что нравственные ориентиром в отношениях и в поведением [41, 158]. вышесказанное, мы к что сформированные представления поведения, побуждают к поступкам, к оценке а это что нравственное будет формирования представлений.
– это обобщенные форма стандарт желания и то представления о стандартах, отношения к другим и [37, с. 16].
В нашей в определении представления мы на позиции Е.А. представления важнейшими в структуре которые трансформации ценностей в на основе личность и строит отношения с и с собой» [11, с. 3].
На определения Е.А. и нравственного выделяемых выделить нравственных
— сознание,
— чувства,
—
Нравственное знание эталонов; общества, и выработка идей, которые основой для поведения и Нравственное частью сознания общего состоит в том, отношение к процессам и участия в жизни, он «Нравственное открывает очевидность: его собственного «Я» и реальность порядка в [17, с.135]. С таким человек себя для и оценить
Нравственные «устойчивые выражающие его к нравственным к и явлениям действительности, для него с зрения [38, с.24]. Говоря о чувствах, совести, веры, и т. д. Эти характеристики нравственный то есть те проявления, видеть при с человеком. К ним терпение, мягкость, не и т. д. Эти два порождают позицию различать и зло, проявление готовность жизненные
поведение: следовать в жизни; это, по руководящие на знании норм; и корректировать действия. Еще что «каждый нравственный свое от разума и к признанию человека между и злом» [19, с. 356]. нравственное основано на и является свободного Когда говорит о он «поступок» – элемент «Действие отношение к действительности» [1, с.96]. нравственного – это служить и Отечеству, суждения, и доброжелательность.
воспитание определять как воспитания чувств, сознания и поведения» [36, с. 42]. служат ориентации в и в человеческих являются к действию». И они сами не сознательных действий, в нравственные начинают как на и суждения, так и на поведение уровень воспитания не в знании норм, в вырабатывать убеждения в и в ситуациях, нравственного свое Наличие и постоянных нравственного о нравственном человека, его
Опираясь на Л.А. Григорович, в выделены нравственного и Е.А. Геник, сформулированы представлений: сознание норм, выработка ориентиров, служат для нравственного и привычек); (устойчивые субъекта, его к нравственным к значимым для и явлениям действительности с соответствия представлениям); (способность в жизни ориентирам, на знании способность и корректировать
1.2. Особенностиформирования нравственных представлений у младших школьников
нравственного были всегда, так как в основе отношений и в целом. ситуации в даёт сделать о том, что для достойного необходимо воспитание комплексно, ребёнка в Заниматься как можно так как именно в характер более а мир ребёнка внушаемым. на анализе и возможностей школьного в формировании
Проблемами школьного многие Д.Б. Эльконин, В.В. Л.И. Ю.А. Полуянов и др. школьный – это развития который обучения в школе. Это из детства в учебную этого определяются в от 6–7 до 10–11 лет.Ребёнок, в школу, новой, сложной и взаимоотношения нежели Всё знакомых и для него уже к нему, как к абсолютно для статуса – в то время, он его ещё не Для того, ребёнку освоиться, учителю, на особенности на этом как можно адаптировать к деятельности. Для необходимо до основные нормы, о мире, основные и общения в в соответствии с
часть приходит в 1 из сада, где они достаточный представлений о и плохих вежливого к окружающим. стать является для нравственного У него ролевые связанные с Кроме в школе они строить отношения с по и с учителем. важности и обязанностей и дел готовность новые взрослых: школьные и старательно [26, с.66]. «Главным определяющим в группе становится [14, с.63]. «Школьное отличается со взрослыми и оценками, общим для приобретением и норм» [24, с.15].
Эти влияют на его функций, образований и Самое новообразование – это себя, новых и изменений. «Не – умею», «Не мог –
«Был – – ключевые результата [20]. В этом появляется психолого-социальных «Самооценка – это о собственной включающее в и ценности, которые самого и намечает развития, а это и чувственно к себе в конкретных и видах [7, с.16].
Самооценка на нравственного человека, роль в взаимоотношений с Самооценка не просто к миру, а сознательной ее нравственное В нравственном школьников учитывать, что активно, разбираться в ситуациях, но при их оценка часто ситуативный [24, с.35]. самим во разобраться он помогает в выборе оценки. В детей (повелительные) обусловливаемые и требованиями Оно фактически в этих причем при дети главным из что не надо Именно они малейшие от установленных и немедленно доложить о них С же связана и черта. на недочеты в своих зачастую не собственных и относятся к
Кризис 6-7 лет в с походом в школу. Это ступень – уже не и еще не школьник. В 7 лет можно 2 ключевых теряет детскую у возникает ориентировка в и переживаниях. становится не каким был В его поведении некую наигранность. его называют В глаза его что вызывает окружающих. Все эти об утрате наивности и У появляется ориентировка в переживаниях. То он понимает, ему отчего ему Он хорошо внутренние «хочу «мне Другими его переживания Ребенок для может что с ним в момент и какие он по этому
Ребёнок, в с учебной начинает учителями, На фоне ребёнок свою и того, чем он У ребёнка за о нем окружающих самооценка. В появляется значимый родителей) – Учитель для социально-значимым он носитель Учитель ребёнку ряд и которые соблюдать. является оценивания и приобщается к для него – Именно она ведущей в возрасте. деятельность ребёнком способов в научных Учебная — это социокультурного Данная учителем с предъявления и правил, он должен
В школьном создаются условия для нравственных В течение времени между и взрослыми и их расширена и
Особенностью школьного является к подражанию. В то же недостаточно поведения, контролировать осознавать их содержание к нежелательным Эти обстоятельства задачей нравственных и получение нравственных [3, с.331].
В школьном нравственные и которые в нравственное основанное на отношении более Педагог сознательному которое нравственности. В школьном для важно поведенческие побуждают их так, чтобы ориентацию (уважать от своего желания команды, своими близким). поведенческих с организацией видов их общением с другом, со нравственных формирование привычек и находится в и нравственное детей
Сформированные представления для развития мотиваций. мотивов позволяет в суть ребенка, тех или иных его и выбрать тип влияния.
роль в ребенка эмпатия – эмоционально на переживания
как свойство выступает форм [34, с.346]. Сочувствие – оно побуждает к альтруистическому так как в его лежит потребность в людей, на его формируется о другого. С способность за другого и переключается с на ущерб на реакцию на его и – на реакцию на ситуацию в «В школьном наряду с «Я» у ребенка представление о «Я» отличном от [25, с.30].
В этот научить учитывать их потребности. Для эмпатии учитывать, что в возрасте восприимчив к взрослого. Но для чтобы сам был эмоционально на ребенка, вовремя ему на Через возможно нравственной Если нравственный из потребности в то его все необходимо Видя которому он он переживает «В повторения ситуаций мотива: он стремиться других ради их [12, с.75].
Эту особенность использовать при у нравственных Знание является нравственного но знаний Знания не реальным у младших Это часто в ситуациях, нормы и желания не Нравственные превращаются в тогда, они «переживаются», реакцию в ребенка и как ситуации выбора. О представлений судить по действиям по их мотивам. и способность действовать в с концепциями проявляться в действиях. детей подражательными или импульсивными [24, с. 33].
Учитель непосредственное на нравственных Это происходит в на уроках. И в отношении нет и тем. Воспитывает не содержание, и обучения, его личность, но и та атмосфера, складывается на отношений и детей, собой. себя и сам из объекта в воспитания. школьника, и инициатива в – это овладение поведением.
занимаясь нравственных у необходимо в большей не формирования о нравственных и поведении, а специфику знаний. Так как их принятие и зависит от самого Затраты эффективных и в конечном не принесут если не особенности и развития
К основным из можно
– недостаточная представлений;
– нравственных и желаний
– непостоянство в повседневности.
этих педагогу ранее нормы, новую ярким и способом, и воспитать у школьников
Также обратить и на возможности использование повысить работы в воспитании
– склонностьк
– саморефлексии, роль
— самосознания, самоконтроля и личности»;
— использования и для формирования нравственной
— носятхарактерили внутренними
— обостренное
— развитиеотэмоционально-образногок
1.3. Целевыеориентиры ФГОС НОО и предмета литературного чтения
государственный начального образования НОО) собой требований, при примерной образовательной общего образовательными государственную
ФГОС НОО к результатам освоивших программу общего
—
— метапредметным;
—
Предметные основной программы образования по чтению,
1) понимание как явления и культуры, сохранения и ценностей и
2) осознание для личного формирование о российской и культуре, представлений, о добре и зле, обучения по учебным потребности в чтении;
3) чтения, разных (ознакомительное, выборочное, осознанно и оценивать и различных участвовать в их и обосновывать оценку
4) достижение для продолжения читательской общего то есть техникой и про себя, приемами и преобразованиянаучно-популярных и с использованием литературоведческих
5) самостоятельно интересующую справочными для понимания и информации. [2].
программа по «Литературное разработана на государственного стандарта образования, духовно-нравственного и личности России, начального образования. образования РФ: общее программы Л. Ф. В. Г. Горецкого, М. В. чтение». (УМК России»)
– один из предметов в школьников. Он общеучебный и умение с текстом, к чтению литературы и развитию его духовно-нравственному и
Литературное как учебный в школе большое в задач не обучения, но и
аспектом чтения навыка и других деятельности Они овладевают и чтением, текстов про ориентироваться в использовать её для знаний об мире.
В предмета у школьников коммуникативной формируются диалоги, собственное монолог в с речевой с различными текстов, справочным учебника, в словарях, и энциклопедиях.
разработана на Федерального стандарта общего духовно-нравственного и воспитания России, программы по и авторской Л. Ф. Климановой и М. В. (УМК
Литературное способствует художественно-эстетических младших а формированию важных (добро, дружба, поступка, в доступной для эмоционально-образной
Предмет вводит в мир большой у начинающего интерес к потребность в чтении, художественных как искусства воображение и мышление, вкус. чтению и художественных произведений личности формируется к людям и миру, его души, ума и
Рабочая по чтению для 1-4 классов на государственного стандарта образования, духовно-нравственного и личности России, начального образования, Э. Э. Кац. чтение. 1-4 (УМК «Планета
В время школой задача условий для нравственной, эстетически активной и При этом индивидуальности развитие его к миру и сотрудничать с что комплексное на все стороны может художественная Она эстетическое и чувства, гигантский разнообразной Но для чтобы это осуществлялось, «квалифицированного», читателя. Эта в процессе литературы в
этапом процесса литературного в начальных
направлена на целей, в начального образования.
построен с возрастных школьников, развития их их личным опытом, условия для у них навыка и «погружаться» в мир произведения.
В художественные разных и зарубежных Они объединены в сквозными и определёнными Место блока в и произведения блока имеющихся у знаний о состоянием на определённом сложившейся у них то есть к определённого Установка ребёнка к в нужном определённой переживание
Программой не монографическое писателя. не подготовлен к но анализируя произведения в он готовится к виду в средней Младшие слышать автора, писателей. авторы чтобы в присутствовали с одним и тем же в течение Кроме список в «Круг может и изменяться.
обращает на выразительного умение изменять чтения, и голоса,
В программе уделяется навыка чтения про Л. С. Выготский что при чтении прочитанного Более известно, что у лет формируется речь. также её развитию.
ориентиры на трех УМК России», и «Планета сделать что литературное обучающихся с представлениями, личностных соответствующих и ценностям.
Выводы по 1 главе
в результате анализа по формирования представлений следующие «нравственность – качества, руководствуется и поведения, этими [31, с. 52].
В работе нравственных в соответствии с позицией Е.А. как смысловые в структуре являются преобразования в отдельные на основе осваивает и строит с миром и с собой» [11, с. 3].
на Л.А. Григорович, в были нравственного и определение Е.А. сформулированы нравственных сознание нравственных выработка представлений, служат для формирования и привычек); чувства субъекта, его отношение к к значимым для объектам и действительности с зрения представлениям); поведение в жизни представлениям, на знании норм; и корректировать поступки).
выделяют основных коммуникативную, воспитывающую.
и произведения, включены в чтения, у обучающихся о окружающем его духовных этими у младших познавательная
Нравственно-эстетическийпозволяет воспитательную и гражданское и воспитание
Глава2. Опытно-экспериментальное исследование формирование нравственных представлениймладших школьников на уроках литературного чтения
1.1. Диагностикауровня нравственных представления младших школьников на уроках литературногочтения
Исследование сформированности младших проводилось на бюджетного учреждения Тольятти №70». В иccлeдoвaнии приняли yчaстиe 30 yчaщихcя 2 клaссa «З» 8-9 лет. Из них 15 мaoв и 16 дeвoчeк.
в классе по семейному гендерному социальному принадлежат к возрастной
методики для уровня представлений, теме и для учащихся школы.
уровень нравственных школьников проведения
На основе понятия представления» и структурных сознание, чувства, были показатели и представлений, а разработана их сформированности у младшего (Приложение А).
образом, к нравственных были
показатель:
Данный следующими
— осознание норм и о нравственных
— оценивать людей и оценку;
— обосновать (назвать норму).
эмоциональный.
показатель критериями:
— эмоциональным к нормам;
— эмоционального в жестах, эмоционально ситуацию;
— эмпатии по к поступкам
Третий
Данный характеризуется:
— направленностиво со сверстникамии в ситуации выбора;
— готовность
Уровень представлений у школьников по системе:
— – 3 балла,
— – 2
— низкий – 1
Оценка нравственных у младших с помощью критериально-диагностического
1. Г.М. Фридман, Т.А. И.Я. Каплунович представлений».
2. Н.Е. Богуславской
3. МетодикаЕ.В. Е.В. Пунеговой
2.2 Анализ и интерпритация полученныхрезультатов
Г.М. Фридман, Т.А. И.Я. Каплунович представлений» Б).
Цель уровень когнитивного
предоставляется высказываний, они прослушать их, на вопрос и его.
В исследования сформированности у учащихся получены высокий у 4 учащихся (13%), у 20 учащихся (67%), уровень у 6 (20%).
исследования сформированности у экспериментальной (ЭГ) 2 «З» класса в в таблице Б) и на рис. 1.
Рис. 1. Результаты когнитивного в ЭГ на констатирующем (%)
анализ что большинство 67% средний сформированности Учащиеся не проявляют к нравственным и качествам.
Н.Е. «Закончи подходит для показателя В).
Цель: сформированности показателя.
фрагменты с нравственным которых им вопросы. сконцентрироваться на которые у в процессе литературного
В исследования сформированности у учащихся получены высокий у 4 учащихся (13%), у 18 учащихся (60%), уровень у 8 (27%).
исследования сформированности у учащихся 2 «З» в баллах в (Приложении В) и на рис. 2.
Рис. 2. уровня показателя в ЭГна этапе (%)
показал, что детей 60% уровень когнитивного У 13% был выявлен уровень задание с они рассуждали У 27% учащихся ориентиры поступков но отношение к еще недостаточно
Методика Е.В. Е.В. «Нелегкий (Приложение Г)
уровень поведенческого
представляло анкеты из на которые должны с возможный В каждом ответов (а, б, в). Если на вопрос, вариант «а» — ему 3 балла, «б» — 2 балла, «в» — 1 В все баллы и подбирается
В результате уровня показателя у были результаты: уровень у 6 (20%), уровень у 19 (63%), низкий у 5 (17%).
Результаты уровня показателя у 2 «З» класса в в таблице Г) и на рис. 3.
Рис. 3. Результаты поведенческого в ЭГ на констатирующем (%)
анализ что большинство 63% средний сформированности Учащиеся на большинство Сформировано поведение, но Они частично прийти на и содействие. У 20% был выявлен показателя учащихся обдуманностью. готовы на и проявить в решении отлично нравственные и устойчивое к ним. У 27% учащихся не свою предпочитают от и дают на просьбу о
итог методики нравственные младших исследовано детьми и представлений о качествах; свой положительное к нравственным выражение в жестах, с способности ту или эмоцию; нравственного во со сверстниками и людьми в выбора.
диагностик представлений школьников в 1.
Таблица 1
таблица нравственных у учащихся
|
ФИ |
|
Общий |
||
Когнитивный |
|
|
|||
1. |
Лера Б. |
3 |
3 |
3 |
В |
2. |
Б. |
1 |
1 |
2 |
Н |
3. |
Милана Б. |
3 |
2 |
2 |
С |
4. |
В. |
2 |
1 |
2 |
С |
5. |
В. |
2 |
2 |
2 |
С |
6. |
Андрей В. |
2 |
2 |
2 |
С |
Продолжение таблицы 1
7. |
Г. |
2 |
1 |
1 |
Н |
8. |
Максим Г. |
2 |
2 |
1 |
С |
9. |
Д. |
2 |
1 Представленная информация была полезной? ДА 59.41% НЕТ 40.59% Проголосовало: 1158 |
2 |
С |
10. |
З. |
2 |
2 |
2 |
С |
11. |
Данис И. |
3 |
2 |
2 |
С |
12. |
К. |
1 |
2 |
2 |
С |
13. |
К. |
2 |
2 |
2 |
С |
14. |
Дарина Л. |
2 |
3 |
3 |
В |
15. |
М. |
2 |
2 |
2 |
С |
16. |
Кира О. |
2 |
3 |
2 |
С |
17. |
П. |
2 |
2 |
2 |
С |
18. |
П. |
1 |
1 |
1 |
Н |
19. |
Тимур С. |
2 |
1 |
3 |
С |
20. |
С. |
2 |
2 |
3 |
С |
21. |
Марианна С. |
2 |
2 |
2 |
С |
22. |
Юля С. |
2 |
1 |
1 |
Н |
23. |
С. |
2 |
2 |
3 |
С |
24. |
С. |
2 |
2 |
2 |
С |
25. |
Вика С. |
2 |
2 |
2 |
С |
26. |
Ч. |
3 |
3 |
2 |
В |
27. |
Маша Ш. |
2 |
3 |
3 |
В |
28. |
Ш. |
1 |
1 |
1 |
Н |
29. |
Ю. |
1 |
2 |
2 |
С |
30. |
Алиса Ю. |
2 |
2 |
2 |
С |
Рис. 4. формирования у учащихся (%)
результаты по критериям нравственных сделать об общем нравственных у младших У 13% (4 находятся на уровне, 70% (21 = на уровне и 17% (5 – на низком (Рис.4.)
констатирующего исследования вывод, что учащихся нравственных о качествах обосновать позицию не все. учащиеся формально к как Младших который отношение к как к ценности
Таким по результатам был вывод о формирования у учащихся школьного и комплекса по формированию на уроках чтения.
2.3. Методические рекомендации по формированиюнравсвтенных представлений младших школьников в курсе литературного чтения
В образовательном начального (ФГОС НОО) большое нравственных как осознанной определённого основанного на в представлениях о и зле, должном и
воспитание младшего базируется на принципах [26, c. 334]:
—– образование сформировать у к пополнению интеллектуального к собственных представлений;
—– педагог на место его точку ориентируется на понятия, не его эмоции и
—системности и – предусматривается у школьников переход от к другим, от усвоенного к от простого мира к
-принцип направленности – при отборе на каждом важно акцент на для учащихся умения и
—доступности и – знания в доступной в соответствии с их
-принцип – нравственное начинается в школе и в и старшем
-принцип – оптимальных для самореализации с учётом его накопленного эмоциональной и сфер;
—подхода – в обучения уделять интереса к различных действий, и их деятельности со педагога, деятельности. Это путем игровых практических значимых для школьников
Эти позволяют созидательный его гуманистический направленный на личности
С целью учащихся разные и Выделяют две группы
—нравственного (этическая объяснение, работа с и др.);
-формирования у общественных (пример, приучение, поощрение, и др.).
Усилия быть на умелое со школьниками и на развитие у них в представлений, сознания, привычек. над формированием у младших следует что могут самостоятельно в ситуациях, с сталкиваются в учащихся во разобраться учителем, но все же помогает при правильной оценке [6, с.322]. В с учителем и формируется обогащается его опыт. школьников, их и огорчения, связаны с На занятиях все элементы процесса: средства, организация. От работы каким просто честным, или мелким, и даже зла.
Важным формирования у младших являются поведения, к стремятся его
Специфическая процесса у школьников в том, что данный и длителен, а его отсрочены вот
уучащихсяпредставлений,как И.Ф. заключается в [30, c. 17]:
— коллективизм;
—
— к себе;
— [30, с 15].
Эффективность представлений у школьников достигнута при следующих
1) проблемных Это позволяет такие как честность и – законам личные, интересы, защитить
2) отбор для детей. заданий богатый для воспитания В рамках к необходимо внимание на чтобы решение в минут для разговора о не только что она готовит к жизни, свою нравственный разговора
3) групповая и работа в Групповые работы таких качеств, как:
— и обращение с
— дружелюбие, критики;
— помощь
В педагогической были уроков по чтению 2 УМК России» занятий в 2.
Таблица 2
занятий по представлений
занятия |
|
|
«Добро побеждает зло» |
показателя: с нравственными (не не обманывать) и человека с понятием об их |
«Сестрица и Иванушка»
|
|
Формирование показателей детьми и представлений о качествах; поведения обоснование с позиции нравственным эмоциональное к сказочному в соответствии с нормами; по отношению к герою, эталоном поведения.) |
дудочка»
|
добрым и к |
эмоционального и : – положительное
|
«Волшебное
|
Продолжение таблицы 2
Продолжение таблицы 2
«Наши песни» |
эмоционального (осознание норм и о нравственных |
«Во поле стояла…» «Как у у «На зеленом «Перед
|
Методы формирования представлений
— воздействию на
— организации их
— нравственного учащихся.
не является При работе с такие которые способов влияния, с возрастных уровня ученика и в целом.
С показателей нравственных школьников использовать
– дляразвития показателя – метод личностного сравнения, приёмы – выборочное рассуждение;
– для показателя – наглядно-образный идентификации, приёмы выразительное и т.п.; использование таких как предметы фильмы.
– для поведенческого – идентификации, осознания драматизация этюды и из сказок).
представления одним из вопросов нужно отличать от Для этого воспитывать у нравственность, и культуру Как начинает жизненный нужно его миропонимание. в возрасте направленность первоначальные и взгляды. использовать методы и для чтобы воспитания ребенком.
образом, что уроки чтения для развития нравственных школьников, т.к. классическое к вечным ценностям, стержень
Выводы по 2 главе
Для уровня нравственных школьников бюджетного городского Тольятти №70» 2 «З», использовались методики:
1. Г.М. Т.А. Пушкиной, И.Я. «Диагностика
2. МетодикаН.Е. «Закончи
3. Е.В. Захаровой, Е.В. «Нелегкий
результаты показали, что у высокий и уровень представлений. уровня представлений выявлено учащихся.
У существуют стремление нравственные имеют осведомленность в и стараются им в соответствии с
В ходе практики методические для учителей и по нравственных на уроках
При содержания было что существует к его определению. его сущности с сторон человека в к людям трактовать как понятие, стороны определенных нравственных процесса нравственных у школьников при с учебником в перечень понятий, на нравственных с учетом восприятия и младших
В обучения у школьников для являются понятия, – долг, уважение, – доброта, верность, – отношения: дружба, средствами нравственных у школьников в среде нравственно-ориентированные нравственно-ориентированные и учебник, а специально приемы и
Итак, в возрасте особенно к норм Во-первых, это развитием активности. сигнальная связанная с и речью, что детей к не только на представлений, но и на понятий. произвольность формирование усилий, потребностно-мотивационной ребенка не ему действовать под непосредственных но и сознательно целями и чувствами. у младших способность к руководству Возникают устойчивые и деятельности. И формируется которая знание своих с окружающими, своих поступков, к духовным
Таким в работы над произведениями по систематичность повышать школьников, у них доброту, ответственности.
1. Данилюк, А.Я. духовно-нравственного и личности России / А.Я. — М., — Просвещение, 2014 – 24с.
2. Минпросвещения от 18 2022 г. № 569 «Овнесении в федеральный стандарт общего приказом России от 31 мая2021 г. № 286» – URL: https://docs.edu.gov.ru/document/41aedd0ec72e8203218ea85d0c518ad5/ 19.12.2022).
3. Федеральныйгосударственный образовательный стандарт начального общего образования:утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021года №286 [Электронный ресурс]. — URL: https: / / www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/(дата обращения 25. 11. 2022).
Научная литература:
4. Азбука нравственности / Сост.А.И. Алексеев. – Москва : АРКТИ, 2014. – 346 с.
5. Батурина, Г.И. Нравственноевоспитание школьников на народных традициях / Г.И. Батурина и др. К.Л. Лисова,Г.Ф. Суворова. – Москва : Народное образование, 2012. – 112 с.
6. Бибко, Н.С. Работа надвыразительностью речи и чтения при формировании умения читать сказки/ Н.С Бибко// Начальная школa. – 2017. – № 12. – С. 20-26.
7. Божович, Л.И. О нравственномразвитии и воспитании детей / Л.И. Божович. – Москва: Академия, 2015. – 254 с.
8. Бозорова, Х.Т. Нравственноевоспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе / Х.Т. Бозорова// Молодой ученый. – 2014. – № 9 (68). – С. 458-460.
9. Бондаревская, Е.В.Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации реформы школы / Е.В.Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 361 с.
10. Братусь, Б.С. Психология. Нравственность. Культура / Б.С.Братусь.– Москва : Роспедагенство, 2004. – 60 с.
11. Буравова, О.С. Устное народное творчество в воспитаниинравственной культуры школьников / О.С. Буравова // Начальная школа. – 2010. –№ 7. – С. 24-25.
12. Васильева, З.И. Нравственное воспитание учащихся в учебнойдеятельности: автореферат диссертации доктора педагогических наук / З.И.Васильева ; Ленинград: ЛГПИ им. А.Герцена, 1973. – 42 с.
13. Величко, О.Ю. Методы стимулирования нравственного развития младшихшкольников / О.Ю. Величко // Начальная школа.– 2010. – № 7. – С. 97-100.
14. Волкова, Н.А. Сказкотерапия как фактор нравственного развитиямладших школьников [электронный ресурс] / Н.А. Волкова, Е.В. Слизкова //Концепт. – 2014. – № 02 (февраль). – URL: http://e-kon-cept.ru/2014/14046 (дата обращения: 14.12.2022).
15. Гаврильчева, Г.Ф. Младший школьник и его нравственные ценности /Г.Ф. Гаврильчева // Начальная школа. – 2008. – № 7. – С. 13-15.
16. Гамезо, М.В. Возрастная и психологическая педагогика / М.В.Гамезо. – Москва : Просвещение, 1984. – 424 с.
17. Ганжин, В.Г. Нравственность как система / В.Г. Ганжин. – Москва:Изд-во МГУ, 2006. – 166 с.
18. Геник, Е. А. Нравственные представления дошкольников ОУ с религиозно-этническимкомпонентом / Е. А. Геник // Журнал Вестник Самарской гуманитарнойакадемии. – 2009. – № 1. – С.10.
19. Государственные образовательные стандарты нового поколения вконтексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся: Резолюцияпринятая участниками конференции // Вестник образования России. – 2008. – № 5.– С. 71-74.
20. Грибоедова, Т.П. Нравственное развитие личности школьника: подходыи диагностика / Т.П. Грибоедова. – Новокузнецк : ИПК, 2011. – 64 с.
21. Дрожжинова, В.В. Общие особенности нравственных представлениймладших школьников [электронный ресурс] / В.В. Дрожжинова // Концепт. – 2015. –№ 09 (сентябрь). – URL:http://e—koncept.ru/2015/15332 (датаобращения: 14.12.2022).
22. Зосимовский, А.В. Диагностика моральной воспитанности личности /А.В. Зосимовский // Сов.педагогика. – 2016. – № 7. – С. 31-38.
23. Карпова, Е.В. Психологические особенности развития нравственныхпредставлений в школьном возрасте / Е.В. Карпова, А.В. Луговская // Ярославскийпедагогический вестник Том II (Психолого-педагогические науки). – 2011. – № 1.– С. 222-225.
24. Ковалев, Н.Е. Введение в педагогику / Н.Е. Ковалев, Б.Ф. Райский,Н.А. Сорокин. – Москва : Академия, 2009. – 176 с.
25. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личностигражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.:Просвещение, 2011. – 23 с.
26. Косачёва, И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессеобучения и воспитания / И.П. Косачёва. – Москва : Аркти, 2005. – 64 с.
27. Леонова, Н.А. Младший школьник: опыт нравственного поведения:формирование нравственной компетентности младших школьников / Н.А. Леонова //Начальная школа. – 2010. – № 5. – С. 22-26.
28. Львова, И.А. Нравственное воспитание младших школьников средстваминародной педагогики / И.А. Львова // Завуч начальной школы. – 2011. – № 2. – С.32-37.
29. Мартьянова, А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы:методические рекомендации / А.И. Мартьянова // Начальная школа. – 2007. – № 7.– С. 21-29.
30. Марьенко, И.С. Нравственное становление личности школьника / И.С.Марьенко. – Москва: АРКТИ, 2012. – 368 с.
31. Мачнева, Л.А. Народная сказка как средство нравственноговоспитания детей младшего школьного возраста / Л.А. Мачнева // Молодой ученый.– 2014. – № 3 (62). – С. 963-964.
32. Мусс, Г.Н. Специфика развития нравственных качеств личностимладшего школьника / Г.Н. Мусс // Нижний Новгород : НОО «Профессиональнаянаука». – 2016. – С. 30-34.
33. Новикова, В.И. Теоретические основы нравственного воспитаниямладших школьников в современной социокультурной ситуации : Диссертациядоктора педагогических наук / В.И. Новикова ; Ростов на Дону, 2014. – 234 с.
34. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю.Шведова. – Москва : Оникс-ЛИТ, 2012. – 1376 с.
35. Петракова, Т.И. Духовно-нравственное воспитание в начальной школе/ Т.И. Петракова, Е.Б. Евладова. – Москва: Дрофа, 2004. – 53 с.
36. Пиаже, Ж. Моральное суждение у ребѐнка / Ж. Пиаже. – М.: Академический проект,2006. – 480 с.
37. Психология воспитания / под ред. В.А. Петровского – Москва :Аспект Пресс, 1995. – 152 с.
38. Развитие чувств у младших школьников [электронный ресурс] : URL : https://kladraz.ru/metodika/razvitie—chuvstv—u—mladshih—shkolnikov.html (дата обращения: 08.12.2022)
39. Сушкова, И.В. Моделирование процесса формирования нравственныхпредставлений и понятий у детей 6 – 8-ми лет / И.В. Сушкова // Дошкольник имладший школьник в системе образования: материалы международнойнаучно-практической конференции – СПб.: Изд-во РГПУ им. И.А. Герцена, 2014. –С. 71-73.
40. Толковый словарь русскогоязыка: В 3 т. / Ред. Д.Н. Ушаков. – М.: Москва : Мир кн., 2001. – 703 с.
41. Формирование нравственного поведения школьников [электронныйресурс] : URL: https://infourok.ru/formirovanie—nravstvennogo—povedeniya—mladshih—shkolnikov-5176793.html (дата обращения: 08.11.2022)
42. Шемшурина, А. И. Основы этической культуры: учебно-методическоепособие / А.И. Шемшурина. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 110 c.
43. Щуркова, Н.Е. Нравственное воспитание школьников / Н.Е. Щуркова //Воспитание школьников. – 2009. – № 1. – С. 13-16.