X-PDF

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: «Формирование нравственных представлений младших школьников на уроках литературного чтения (по ФГОС НОО третьего поколения)»

Поделиться статьей

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему: «Формированиенравственных представлений младших школьников на уроках литературного чтения(по ФГОС НОО третьего поколения)»

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ  3

Глава 1.Теоретические основы формирования нравственных представлений младших школьниковна уроках литературного чтения. 7

1.1.     Формирование нравсвтенныхпредставлений как педагогическая проблема  7

1.2.     Особенности формированиянравственных представлений у младших школьников. 15

1.3.     Целевые ориентиры ФГОС НОО ипредмета литературного чтения. 22

 Глава 2.Опытно-экспериментальное исследование формирование нравственных представлениймладших школьников на уроках литературного чтения……. 28

1.1.     Диагностика уровня нравственныхпредставления младших школьников на уроках литературного чтения. 29

2.2Анализ и интерпритация полученных результатов. 31

   2.3. Методическиерекомендации по формированию нравсвтенных представлений младших школьников вкурсе литературного чтения. 38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 46

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК. 48

ПРИЛОЖЕНИЯ. 53


ВВЕДЕНИЕ

 

Вопросыформирования духовно-нравственного воспитания человека волновали обществовсегда. В настоящее время проблема формирования основ нравственности становитсявсе более значимой. Любой промежуток времени в зависимости от специфических длянего задач социально-экономической и культурной жизни диктует потребность внравственном воспитании и в формировании нравственных поступков.

Нормативно-правовые инаучно-методические документы (Закон РФ «Об образовании», Концепциядуховно-нравственного воспитания гражданина России, ФГОС НОО третьего поколенияи др.) определяют необходимость в повышении уровня духовно-нравственноговоспитания. Приоритетная цель нравственного воспитания – становление юныхграждан, которые обладают личностными качествами и нравственными ценностями дляразвития позиции, проявляющейся в процессе в процессе созидания в интересахсвоей семьи, своей Родины (совестливость, чуткость, сострадательность,честность, уважительность и др.) [1].

Современное общество предъявляетбольшие требования к личности учащегося как будущего гражданина: «Современныйроссийский общенациональный воспитательный идеал – высоконравственный,творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества каксвою личную, осознающий ответственность   за   настоящее   и   будущее  страны,   укорененный   в   духовных и культурных традициях многонациональногонарода Российской Федерации» [2, с. 2].

МЕМОРАНДУМ ПО ИТОГАМ I ВСЕРОССИЙСКОГОФОРУМА КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ (Москва, 9 – 10 октября 2021 года).

Формирование нравственных ценностей и нравственных качеств  в своей основе имеютсформированную систему нравственных представлений о различных явленияхдействительности (что такое  хорошо и что такое плохо) и  моральныххарактеристиках личности.

Наиболеесенситивным периодом в формировании нравственных представлений является младшийшкольный возраст, поскольку именно в этот период очень активно происходитпроцесс интеллектуального и эмоционального развития. В младшем школьномвозрасте формируются нравственные ориентиры, изменяются функции и социальныероли; интенсивно происходит усвоение норм и правил сознательного поведения вобществе.

Проблема нравственного развития и совершенствования детей вфилософском контексте представлена в исследованиях В.И. Вернадского,B.C. Соловьева, П.А. Флоренского и др. Некоторые концептуальныеосновы данной проблемы раскрыты в работах психологов и педагогов по вопросамнравственного воспитания (П.П. Блонский, Л.С. Выготский,А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.). В трудахН.Ф. Виноградовой Л.И. Катаевой, В.И. Петровой раскрываютсянаучно-методические и теоретические основы формирования нравственного сознанияи поведения детей. Вопросы нравственного воспитания младших школьников,усвоения ими сути, норм морали, воспитания у них положительных чувств нашлиотражение в работах Н.И. Болдырева, Л.А. Высотиной,Б.Т. Лихачёва И.С. Марьенко, и др.

Уровеньнравственного развития личности младшего школьника характеризует степеньсформированности у него нравственных представлений. Но при этом нужно учесть,что качественное развитие личности школьника станет возможным не толькоблагодаря воспитательной деятельности учителя, но и благодаря собственнымусилиям ученика. Лишь в образовательном процессе возможно наиболее эффективноеосуществление данной деятельности, так как «образование – это процесс ирезультат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений инавыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качествличности, развития ее творческих сил и способностей». [6, с. 62].

Дляэффективного формирования у учащихся начальной школы нравственных представленийнаибольшим потенциалом обладают уроки литературного чтения, используемыйучебно-методический комплекс учебников «Школа России». Духовно-нравственноеразвитие и совершенствование личности, а также расширение познавательныхвозможностей младших школьников и формирование у них позитивного мировоззрения– это одна из целей курса литературного чтения в начальной школе.

Исходяих этого, актуальность исследования обусловлена тем, что существуетпротиворечие между признанием целесообразности формирования у младших школьниковнравственных представлений (по ФГОС НОО третьего поколения) и изученностьюсодержательного и методического инструментария уроков литературного чтения какдидактического ресурса учебного процесса для решения задач в областинравственного воспитания.

Цель исследования: выявление иэкспериментальное подтверждение наиболее эффективных методов и приёмовформирования нравственных представлений младших школьников на урокахлитературного чтения.

Объект исследования: процессформирования нравственных представлений.

Предмет исследования:формирование нравственных представлений у детей младшего школьного возраста науроках литературного чтения.

Для достижения цели курсовой работы необходимо решение следующих задач:

1.Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме формированиянравственных представлений младших школьников на уроках литературного чтения. 

2. Раскрыть возможности урока литературного чтения в формированиинравственных представлений у детей младшего школьного возраста.

3. Провести диагностическое исследование уровня сформированностинравственных представлений у детей младшего школьного возраста на уроках.

4. Разработать комплекс методов и приемов поформированию нравственных представлений младших школьников на урокахлитературного чтения.

В соответствии споставленными задачами использовался комплекс методов исследования:

Методы исследования:

Теоретические методы:

1)               теоретический анализ научной литературы.

Эмпирические методы:

1)               тестирование;

2)               констатирующий

Математические

1)                математической экспериментальных

базой является МБУ №70» г.о. В экспериментальном приняли 30 в возрасте 8-9 лет.

работы: из введения, глав, списка и

 

 

 


 

Глава 1. Теоретические основыформирования нравственных представлений младших школьников на урокахлитературного чтения

 

1.1.         Формированиенравсвтенных представлений как педагогическая проблема

 

и содержания «нравственные у школьника» обращения к литературе за понятий В философском понятие понятию что отражает в соответствии с принципами, отношения друг на ценностей: Милосердие,

С философы понятие учению [19], нравственным который законы и научился относиться ко что с ним Сократ [19] нравственность, и Аристотель нравственность как человеческой и воли» [19, с. 39].

происходит от  «нрав».

– это и нормы, руководствуются в поведении и [4, с.15]. Нравы – это Они воспроизводятся социальных поддерживается общественного а не нормами.

В С.И.Ожегова как «внутренние, качества, человек, и поведения, качествами» [31, с. 52]. ученый в В.А. Сластенин [39] эту проблему и как личную которая в такие как дружелюбие, и

Формирование начинается с норм, и кодексов нормы – это поведения, в в определенных Они могут и человеку и действия. что нравственные формируют и того, как должен жить и в обществе.

нравственность – это не что как личностная определяющая воспитания ценностей, моделью

Человек своим всю Однако основа для характера, и отношения к в заложена в в семье и в образования как «передача новым с целью их к жизни и труду» [6, с.13].

представлений важнейшим воспитания Рассмотрим определений в источниках, взяты за для нашего Это что нравственность – это то, что считает при поступках и [36, с. 420]. «Понятие внутренние и качества, человек, нормы определяемые качествами», – С.В. Она считает, что учить в жизни нравственности, эти тем самым душу [42, с. 85-86].

нравственного довольно воспитание в учебной как с помощью человек качествами, на идеал, по принципам, и правилам убеждения и о том, что уместно, в действиях и [39, с.17]. Учителя, с определяют эту как работу, условия для нравственных и их деятельности, направлены на улучшения качеств. И должна направлена на для развития у потребности в и их проявления в поведении.

Л.А. [13] основные нравственного образом:

1.                     нравственного

2.                     и развитие чувств.

3.                     и навыков поведения.

начинается с нравственных и правил В свою представления быть как личностных которые действовать и в соответствии с и правилами.

В по педагогической воспитание как «воспитание к жизни, устойчивое и человека», то то отношение к то и нормы, при человек находиться в [47].

Наиболее и дает нам Педагогический под В.И. Загвязинского: воспитание – на регулировании отношений и формировании отношения к обществу, себе. вводит в систему в норм, опыт осознать объективность, тех или поступков, ребенка к формирует личности и окружающее пространство [38, с. 86].

Из этого можно о том, что нравственное есть между и обществом, оно поведения и действовать на Из рассмотренных определений мы что без воспитания формирования последующего невозможно Именно с ним мы соблюдение в обществе. В духовно-нравственного и личности России, методологической разработки и государственного стандарта формулируется цель образования и из приоритетных и государства: социально-педагогическая и развития гражданина Эта задача собой социального для образования [1].

государственный подчеркивает, что на общего осуществляется и воспитание предусматривающее ими установок, ценностей» [2]. документы, мы в актуальности и важности воспитания в учащихся.

нравственного и формирования представлений в работах авторов Н.Д. С.Г. Якобсон, О.Г. Л.Н. Антилогова и др.). В.В. относит представления к сознания; Н.О. сочетает и идеи с чувствами и характера. С.Г. утверждает, что поведения определенных одним из является о нормах. О.Г. отождествляет с нравственным а Л.Н. Антилогова представления как когнитивной сознания.

В и психологии «сенсорно- образы и внешнего которые кем-то и восстанавливаемые в при их [18, с. 1578]. В работахБ.Г. Л.С. Выготского, В.В. Б.Ф. и др. представления как чувственные и явлений, свободно и в сознании и без воздействия и на органы Хотя формой сенсорной она существовать в только на практики, системой

Рассматривая представления, С.М. следующее — это одна из познания, с ощущением и но в от них возникающая при непосредственного с объектом. отмечает, что пограничной между и мышлением. С.М. говорит нам, что в способности материал формулировать правил, объяснять их, [11].

Исходя из можно вывод о том, что – это не воспроизведение а результат ее [51]. Под представлений мы понимать одной из мировоззренческой человека, под влиянием воздействий и неуправляемых, и ведущий к внутри организации посредством субъекта по и оценке ценностей, ролей и [45].

представления – это форма должного закрепленных в общества. Они в сознании поведения и основу для в действия, будет в определенной ситуации. из под нравственными мы будем образ о зле, любви, и проявление эмоционально-нравственной чувствам людей» [43, с. 151].

к данному Т.Б. Сандабкина младшего формулировать обязательства, нравственный от себя нравственных нравственную своим и [43,с. 51].

В.И. Рублик что нравственные ориентиром в отношениях и в поведением [41, 158]. вышесказанное, мы к что сформированные представления поведения, побуждают к поступкам, к оценке а это что нравственное будет формирования представлений.

– это обобщенные форма стандарт желания и то представления о стандартах, отношения к другим и [37, с. 16].

В нашей в определении представления мы на позиции Е.А. представления важнейшими в структуре которые трансформации ценностей в на основе личность и строит отношения с и с собой» [11, с. 3].

На определения Е.А. и нравственного выделяемых выделить нравственных

                                     сознание,

                                     чувства,

                                    

Нравственное знание эталонов; общества, и выработка идей, которые основой для поведения и Нравственное частью сознания общего состоит в том, отношение к процессам и участия в жизни, он «Нравственное открывает очевидность: его собственного «Я» и реальность порядка в [17, с.135]. С таким человек себя для и оценить

Нравственные «устойчивые выражающие его к нравственным к и явлениям действительности, для него с зрения [38, с.24]. Говоря о чувствах, совести, веры, и т. д. Эти характеристики нравственный то есть те проявления, видеть при с человеком. К ним терпение, мягкость, не и т. д. Эти два порождают позицию различать и зло, проявление готовность жизненные

поведение: следовать в жизни; это, по руководящие на знании норм; и корректировать действия. Еще что «каждый нравственный свое от разума и к признанию человека между и злом» [19, с. 356]. нравственное основано на и является свободного Когда говорит о он «поступок» – элемент «Действие отношение к действительности» [1, с.96]. нравственного – это служить и Отечеству, суждения, и доброжелательность.

воспитание определять как воспитания чувств, сознания и поведения» [36, с. 42]. служат ориентации в и в человеческих являются к действию». И они сами не сознательных действий, в нравственные начинают как на и суждения, так и на поведение уровень воспитания не в знании норм, в вырабатывать убеждения в и в ситуациях, нравственного свое Наличие и постоянных нравственного о нравственном человека, его

Опираясь на Л.А. Григорович, в выделены нравственного и Е.А. Геник, сформулированы представлений: сознание норм, выработка ориентиров, служат для нравственного и привычек); (устойчивые субъекта, его к нравственным к значимым для и явлениям действительности с соответствия представлениям); (способность в жизни ориентирам, на знании способность и  корректировать

 

1.2.         Особенностиформирования нравственных представлений у младших школьников

 

нравственного были всегда, так как в основе отношений и в целом. ситуации в даёт сделать о том, что для достойного необходимо воспитание комплексно, ребёнка в Заниматься как можно так как именно в характер более а мир ребёнка внушаемым. на анализе и возможностей школьного в формировании

Проблемами школьного многие Д.Б. Эльконин, В.В. Л.И. Ю.А. Полуянов и др. школьный – это развития который обучения в школе. Это из детства в учебную этого определяются в от 6–7 до 10–11 лет.Ребёнок, в школу, новой, сложной и взаимоотношения нежели Всё знакомых и для него уже к нему, как к абсолютно для статуса – в то время, он его ещё не Для того, ребёнку освоиться, учителю, на особенности на этом как можно адаптировать к деятельности. Для необходимо до основные нормы, о мире, основные и общения в в соответствии с

часть приходит в 1 из сада, где они достаточный представлений о и плохих вежливого к окружающим. стать является для нравственного У него ролевые связанные с Кроме в школе они строить отношения с по и с учителем. важности и обязанностей и дел готовность новые взрослых: школьные и старательно [26, с.66]. «Главным определяющим в группе становится [14, с.63]. «Школьное отличается со взрослыми и оценками, общим для приобретением и норм» [24, с.15].

Эти влияют на его функций, образований и Самое новообразование – это себя, новых и изменений. «Не – умею», «Не мог –

«Был – – ключевые результата [20]. В этом появляется психолого-социальных «Самооценка – это о собственной включающее в и ценности, которые самого и намечает развития, а это и чувственно к себе в конкретных и видах [7, с.16].

Самооценка на нравственного человека, роль в взаимоотношений с Самооценка не просто к миру, а сознательной ее нравственное В нравственном школьников учитывать, что активно, разбираться в ситуациях, но при их оценка часто ситуативный [24, с.35]. самим во разобраться он помогает в выборе оценки. В детей (повелительные) обусловливаемые и требованиями Оно фактически в этих причем при дети главным из что не надо Именно они малейшие от установленных и немедленно доложить о них С же связана и черта. на недочеты в своих зачастую не собственных и относятся к

Кризис 6-7 лет в с походом в школу. Это ступень – уже не и еще не школьник. В 7 лет можно 2 ключевых теряет детскую у возникает ориентировка в и переживаниях. становится не каким был В его поведении некую наигранность. его называют В глаза его что вызывает окружающих. Все эти об утрате наивности и У появляется ориентировка в переживаниях. То он понимает, ему отчего ему Он хорошо внутренние «хочу «мне Другими его переживания Ребенок для может что с ним в момент и какие он по этому

Ребёнок, в с учебной начинает учителями, На фоне ребёнок свою и того, чем он У ребёнка за о нем окружающих самооценка. В появляется значимый родителей) – Учитель для социально-значимым он носитель Учитель ребёнку ряд и которые соблюдать. является оценивания и приобщается к для него Именно она ведущей в возрасте. деятельность ребёнком способов в научных Учебная — это социокультурного Данная учителем с предъявления и правил, он должен

В школьном создаются условия для нравственных В течение времени между и взрослыми и их расширена и

Особенностью школьного является к подражанию. В то же недостаточно поведения, контролировать осознавать их содержание к нежелательным Эти обстоятельства задачей нравственных и получение нравственных [3, с.331].

В школьном нравственные и которые в нравственное основанное на отношении более Педагог сознательному которое нравственности. В школьном для важно поведенческие побуждают их так, чтобы ориентацию (уважать от своего желания команды, своими близким). поведенческих с организацией видов их общением с другом, со нравственных формирование привычек и находится в и нравственное детей

Сформированные представления для развития мотиваций. мотивов позволяет в суть ребенка, тех или иных его и выбрать тип влияния.

роль в ребенка эмпатия – эмоционально на переживания

как свойство выступает форм [34, с.346]. Сочувствие – оно побуждает к альтруистическому так как в его лежит потребность в людей, на его формируется о другого. С способность за другого и переключается с на ущерб на реакцию на его и – на реакцию на ситуацию в «В школьном наряду с «Я» у ребенка представление о «Я» отличном от [25, с.30].

В этот научить учитывать их потребности. Для эмпатии учитывать, что в возрасте восприимчив к взрослого. Но для чтобы сам был эмоционально на ребенка, вовремя ему на Через возможно нравственной Если нравственный из потребности в то его все необходимо Видя которому он он переживает «В повторения ситуаций мотива: он стремиться других ради их [12, с.75].

Эту особенность использовать при у нравственных Знание является нравственного но знаний Знания не реальным у младших Это часто в ситуациях, нормы и желания не Нравственные превращаются в тогда, они «переживаются», реакцию в ребенка и как ситуации выбора. О представлений судить по действиям по их мотивам. и способность действовать в с концепциями проявляться в действиях. детей подражательными или импульсивными [24, с. 33].

Учитель непосредственное на нравственных Это происходит в на уроках. И в отношении нет и тем. Воспитывает не содержание, и обучения, его личность, но и та атмосфера, складывается на отношений и детей, собой. себя и сам из объекта в воспитания. школьника, и инициатива в – это овладение поведением.

занимаясь нравственных у необходимо в большей не формирования о нравственных и поведении, а специфику знаний. Так как их принятие и зависит от самого Затраты эффективных и в конечном не принесут если не особенности и развития

К основным из можно

                    недостаточная представлений;

                     нравственных и желаний

                    непостоянство в повседневности.

этих педагогу ранее нормы, новую ярким и способом, и воспитать у школьников

Также обратить и на возможности использование повысить работы в воспитании

                    склонностьк

                     саморефлексии, роль

                   самосознания, самоконтроля и личности»;

                   использования и для формирования нравственной

                  носятхарактерили внутренними

                  обостренное

                  развитиеотэмоционально-образногок

 

 

1.3.         Целевыеориентиры ФГОС НОО и предмета литературного чтения

 

государственный начального образования НОО) собой требований, при примерной образовательной общего образовательными государственную

ФГОС НОО к результатам освоивших программу общего

— метапредметным;

Предметные основной программы образования по чтению,

1) понимание как явления и культуры, сохранения и ценностей и

2) осознание для личного формирование о российской и культуре, представлений, о добре и зле, обучения по учебным потребности в чтении;

3) чтения, разных (ознакомительное, выборочное, осознанно и оценивать и различных участвовать в их и обосновывать оценку

4) достижение для продолжения читательской общего то есть техникой и про себя, приемами и преобразованиянаучно-популярных и с использованием литературоведческих

5) самостоятельно интересующую справочными для понимания и информации. [2].

 программа по «Литературное разработана на государственного стандарта образования, духовно-нравственного и личности России, начального образования. образования РФ: общее программы Л. Ф. В. Г. Горецкого, М. В. чтение». (УМК России»)

– один из предметов в школьников. Он общеучебный и умение с текстом, к чтению литературы и развитию его духовно-нравственному и

Литературное как учебный в школе большое в задач не обучения, но и

аспектом чтения навыка и других деятельности Они овладевают и чтением, текстов про ориентироваться в использовать её для знаний об мире.

В предмета у школьников коммуникативной формируются диалоги, собственное монолог в с речевой с различными текстов, справочным учебника, в словарях, и энциклопедиях.

разработана на Федерального стандарта общего духовно-нравственного и воспитания России, программы по и авторской Л. Ф. Климановой и М. В. (УМК

Литературное способствует художественно-эстетических младших а формированию важных (добро, дружба, поступка, в доступной для эмоционально-образной

Предмет вводит в мир большой у начинающего интерес к потребность в чтении, художественных как искусства воображение и мышление, вкус. чтению и художественных произведений личности формируется к людям и миру, его души, ума и

Рабочая по чтению для 1-4 классов на государственного стандарта образования, духовно-нравственного и личности России, начального образования, Э. Э. Кац. чтение. 1-4 (УМК «Планета

В время школой задача условий для нравственной, эстетически активной и При этом индивидуальности развитие его к миру и сотрудничать с что комплексное на все стороны может художественная Она эстетическое и чувства, гигантский разнообразной Но для чтобы это осуществлялось, «квалифицированного», читателя. Эта в процессе литературы в

этапом процесса литературного в начальных

направлена на целей, в начального образования.

построен с возрастных школьников, развития их их личным опытом, условия для у них навыка и «погружаться» в мир произведения.

В художественные разных и зарубежных Они объединены в сквозными и определёнными Место блока в и произведения блока имеющихся у знаний о состоянием на определённом сложившейся у них то есть к определённого Установка ребёнка к в нужном определённой переживание

Программой не монографическое писателя. не подготовлен к но анализируя произведения в он готовится к виду в средней Младшие слышать автора, писателей. авторы чтобы в присутствовали с одним и тем же в течение Кроме список в «Круг может и изменяться.

обращает на выразительного умение изменять чтения, и голоса,

В программе уделяется навыка чтения про Л. С. Выготский что при чтении прочитанного Более известно, что у лет формируется речь. также её развитию.

ориентиры на трех УМК России», и «Планета сделать что литературное обучающихся с представлениями, личностных соответствующих и ценностям.

 

Выводы по 1 главе

в результате анализа по формирования представлений следующие «нравственность – качества, руководствуется и поведения, этими [31, с. 52].

В работе нравственных в соответствии с     позицией Е.А. как смысловые в структуре являются преобразования в отдельные на основе осваивает и строит с миром и с собой» [11, с. 3].

на Л.А. Григорович, в были нравственного и определение Е.А. сформулированы нравственных сознание нравственных выработка представлений, служат для формирования и привычек); чувства субъекта, его отношение к к значимым для объектам и действительности с зрения представлениям); поведение в жизни представлениям, на знании норм; и  корректировать поступки).

выделяют основных коммуникативную, воспитывающую.

и произведения, включены в чтения, у обучающихся о окружающем его духовных этими у младших познавательная

Нравственно-эстетическийпозволяет воспитательную и гражданское и воспитание
Глава2. Опытно-экспериментальное исследование формирование нравственных представлениймладших школьников на уроках литературного чтения

 

1.1.         Диагностикауровня нравственных представления младших школьников на уроках литературногочтения 

 

Исследование сформированности младших проводилось на бюджетного учреждения Тольятти №70». В иccлeдoвaнии приняли yчaстиe 30 yчaщихcя 2 клaссa «З» 8-9 лет. Из них 15 мaoв и 16 дeвoчeк.

в классе по семейному гендерному социальному принадлежат к возрастной

методики для уровня представлений, теме и для учащихся школы.

уровень нравственных школьников проведения

На основе понятия представления» и структурных сознание, чувства, были показатели и представлений, а разработана их сформированности у младшего (Приложение А).

образом, к нравственных были

показатель:

Данный следующими

                  осознание норм и о нравственных

                   оценивать людей и оценку;

                   обосновать (назвать норму).

эмоциональный.

показатель критериями:

                   эмоциональным к нормам;

                   эмоционального в жестах, эмоционально ситуацию;

                   эмпатии по к поступкам

Третий

Данный характеризуется:

                   направленностиво со сверстникамии в ситуации выбора;

                   готовность

Уровень представлений у школьников по системе:

                   – 3 балла,

                   – 2

                  низкий – 1

Оценка нравственных у младших с помощью критериально-диагностического

1.                 Г.М. Фридман, Т.А. И.Я. Каплунович представлений».

2.                 Н.Е. Богуславской

3.                МетодикаЕ.В. Е.В. Пунеговой

 

 

2.2 Анализ и интерпритация полученныхрезультатов

 

Г.М. Фридман, Т.А. И.Я. Каплунович представлений» Б).

Цель уровень когнитивного

предоставляется высказываний, они прослушать их, на вопрос и его.

В исследования сформированности у учащихся получены высокий у 4 учащихся (13%), у 20 учащихся (67%), уровень у 6 (20%).

исследования сформированности у экспериментальной (ЭГ) 2 «З» класса в в таблице Б) и на рис. 1.

Рис. 1. Результаты когнитивного в ЭГ на констатирующем (%)

анализ что большинство 67% средний сформированности Учащиеся не проявляют к нравственным и качествам.

Н.Е. «Закончи подходит для показателя В).

Цель: сформированности показателя.

фрагменты с нравственным которых им вопросы. сконцентрироваться на которые у в процессе литературного

В исследования сформированности у учащихся получены высокий у 4 учащихся (13%), у 18 учащихся (60%), уровень у 8 (27%).

исследования сформированности у учащихся 2 «З» в баллах в (Приложении В) и на рис. 2.

Рис. 2. уровня показателя в ЭГна этапе (%)

показал, что детей 60% уровень когнитивного У 13% был выявлен уровень задание с они рассуждали У 27% учащихся ориентиры поступков но отношение к еще недостаточно

Методика Е.В. Е.В. «Нелегкий (Приложение Г)

уровень поведенческого

представляло анкеты из на которые должны с возможный В каждом ответов (а, б, в). Если на вопрос, вариант «а» — ему 3 балла, «б» — 2 балла, «в» — 1 В все баллы и подбирается

В результате уровня показателя у были результаты: уровень у 6 (20%), уровень у 19 (63%), низкий у 5 (17%).

Результаты уровня показателя у 2 «З» класса в в таблице Г) и на рис. 3.

 

Рис. 3. Результаты поведенческого в ЭГ на констатирующем (%)

анализ что большинство 63% средний сформированности Учащиеся на большинство Сформировано поведение, но Они частично прийти на и содействие. У 20% был выявлен показателя учащихся обдуманностью. готовы на и проявить в решении отлично нравственные и устойчивое к ним. У 27% учащихся не свою предпочитают от и дают на просьбу о

итог методики нравственные младших исследовано детьми и представлений о качествах; свой положительное к нравственным выражение в жестах, с способности ту или эмоцию; нравственного во со сверстниками и людьми в выбора.

диагностик представлений школьников в 1.

Таблица 1

таблица нравственных у учащихся

 

ФИ

Общий

Когнитивный

1.

Лера Б.

3

3

3

В

2.

Б.

1

1

2

Н

3.

Милана Б.

3

2

2

С

4.

В.

2

1

2

С

5.

В.

2

2

2

С

6.

Андрей В.

2

2

2

С

Продолжение таблицы 1

7.

Г.

2

1

1

Н

8.

Максим Г.

2

2

1

С

9.

Д.

2

1

Представленная информация была полезной?
ДА
59.41%
НЕТ
40.59%
Проголосовало: 1158

2

С

10.

З.

2

2

2

С

11.

Данис И.

3

2

2

С

12.

К.

1

2

2

С

13.

К.

2

2

2

С

14.

Дарина Л.

2

3

3

В

15.

М.

2

2

2

С

16.

Кира О.

2

3

2

С

17.

П.

2

2

2

С

18.

П.

1

1

1

Н

19.

Тимур С.

2

1

3

С

20.

С.

2

2

3

С

21.

Марианна С.

2

2

2

С

22.

Юля С.

2

1

1

Н

23.

С.

2

2

3

С

24.

С.

2

2

2

С

25.

Вика С.

2

2

2

С

26.

Ч.

3

3

2

В

27.

Маша Ш.

2

3

3

В

28.

Ш.

1

1

1

Н

29.

Ю.

1

2

2

С

30.

Алиса Ю.

2

2

2

С

 

Рис. 4. формирования у учащихся (%)

результаты по критериям нравственных сделать об общем нравственных у младших У 13% (4 находятся на уровне, 70% (21 = на уровне и 17% (5 – на низком (Рис.4.)

констатирующего исследования вывод, что учащихся нравственных о качествах обосновать позицию не все. учащиеся формально к как Младших который отношение к как к ценности

Таким по результатам был вывод о формирования у учащихся школьного и комплекса по формированию на уроках чтения.

2.3. Методические рекомендации по формированиюнравсвтенных представлений младших школьников в курсе литературного чтения 

 

В образовательном начального (ФГОС НОО) большое нравственных как осознанной определённого основанного на в представлениях о и зле, должном и

воспитание младшего базируется на принципах [26, c. 334]:

– образование сформировать у к пополнению интеллектуального к собственных представлений;

– педагог на место его точку ориентируется на понятия, не его эмоции и

системности и – предусматривается у школьников переход от к другим, от усвоенного к от простого мира к

-принцип направленности – при отборе на каждом важно акцент на для учащихся умения и

доступности и – знания в доступной в соответствии с их

-принцип – нравственное начинается в школе и в и старшем

-принцип оптимальных для самореализации с учётом его накопленного эмоциональной и сфер;

подхода – в обучения уделять интереса к различных действий, и их деятельности со педагога, деятельности. Это путем игровых практических значимых для школьников

Эти позволяют созидательный его гуманистический направленный на личности

С целью учащихся разные и Выделяют две группы

нравственного (этическая объяснение, работа с и др.);

-формирования у общественных (пример, приучение, поощрение, и др.).

Усилия быть на умелое со школьниками и на развитие у них в представлений, сознания, привычек.  над формированием у младших следует что могут самостоятельно в ситуациях, с сталкиваются в учащихся во разобраться учителем, но все же помогает при правильной оценке [6, с.322]. В с учителем и формируется обогащается его опыт. школьников, их и огорчения, связаны с На занятиях все элементы процесса: средства, организация. От работы каким просто честным, или мелким, и даже зла.

Важным формирования у младших являются поведения, к стремятся его

Специфическая процесса у школьников в том, что данный и длителен, а его отсрочены вот

уучащихсяпредставлений,как И.Ф. заключается в [30, c. 17]:

— коллективизм;

к себе;

[30, с 15].

Эффективность представлений у школьников достигнута при следующих

1) проблемных Это позволяет такие как честность и законам личные, интересы, защитить

2) отбор для детей. заданий богатый для воспитания В рамках к необходимо внимание на чтобы решение в минут для разговора о не только что она готовит к жизни, свою нравственный разговора

3) групповая и работа в Групповые работы таких качеств, как:

и обращение с

— дружелюбие, критики;

помощь

В педагогической были уроков по чтению 2 УМК России» занятий в 2.

Таблица 2

занятий по представлений

занятия

«Добро побеждает зло»

показателя: с нравственными (не не обманывать) и человека с понятием об их

«Сестрица и Иванушка»

 

Формирование показателей детьми и представлений о качествах; поведения обоснование с позиции нравственным эмоциональное к сказочному в соответствии с нормами; по отношению к герою, эталоном поведения.)

дудочка»

 

добрым и к

эмоционального и : – положительное

 

«Волшебное

 

 


Продолжение таблицы 2

потянутся».

отношением к поступающему в с нравственными эмоционального в мимике, эмпатии по к сказочному является нравственного

нравственной во взаимодействии со и людьми в нравственного своих с нравственной

 

но проверяй»

когнитивного над полярными нормами не обманывать и т.д..) и человека. и т.д.)

Русская сказка и

 

«Хорошие и поступки»

показателя: определять через его поступков и положительные и черты

«Гуси-лебеди»

и бобовое

из топора»

«Морозко»

со скалочкой»

уточка»

русской»

эмоционального эмоциональное к героическому гордости за силу

«Соловей — «Никита Горыныч», Попович и и т.д.

«Пусть в царит

когнитивного знакомство с и качествами (доброта,

 

сказка Царевич и

 

Продолжение таблицы 2

«Наши песни»

эмоционального (осознание норм и о нравственных

«Во поле стояла…» «Как у у «На зеленом «Перед

 

 

Методы формирования представлений

воздействию на

— организации их

нравственного учащихся.

не является При работе с такие которые способов влияния, с возрастных уровня ученика и в целом.

С показателей нравственных школьников использовать

– дляразвития показателя – метод личностного сравнения, приёмы – выборочное рассуждение;

– для показателя – наглядно-образный идентификации, приёмы выразительное и т.п.; использование таких как предметы фильмы.

– для поведенческого идентификации, осознания драматизация этюды и из сказок).

представления одним из вопросов нужно отличать от Для этого воспитывать у нравственность, и культуру Как начинает жизненный нужно его миропонимание. в возрасте направленность первоначальные и взгляды. использовать методы и для чтобы воспитания ребенком.

образом, что уроки чтения для развития нравственных школьников, т.к. классическое к вечным ценностям, стержень

 

Выводы по 2 главе

Для уровня нравственных школьников бюджетного городского Тольятти №70» 2 «З», использовались методики:

1.     Г.М. Т.А. Пушкиной, И.Я. «Диагностика

2.                МетодикаН.Е. «Закончи

3.                 Е.В. Захаровой, Е.В. «Нелегкий

результаты показали, что у высокий и уровень представлений. уровня представлений выявлено учащихся.

У существуют стремление нравственные имеют осведомленность в и стараются им в соответствии с

В ходе практики методические для учителей и по нравственных на уроках

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При содержания было что существует к его определению. его сущности с сторон человека в к людям трактовать как понятие, стороны определенных нравственных процесса нравственных у школьников при с учебником в перечень понятий, на нравственных с учетом восприятия и младших

В обучения у школьников для являются понятия, долг, уважение, доброта, верность, – отношения: дружба, средствами нравственных у школьников в среде нравственно-ориентированные нравственно-ориентированные и учебник, а специально приемы и

Итак, в возрасте особенно к норм Во-первых, это развитием активности. сигнальная связанная с и речью, что детей к не только на представлений, но и на понятий. произвольность формирование усилий, потребностно-мотивационной ребенка не ему действовать под непосредственных но и сознательно целями и чувствами. у младших способность к руководству Возникают устойчивые и деятельности. И формируется которая знание своих с окружающими, своих поступков, к духовным

Таким в работы над произведениями по систематичность повышать школьников, у них доброту, ответственности.

 


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.       Данилюк, А.Я. духовно-нравственного и личности России / А.Я. — М., — Просвещение, 2014 – 24с.

2.                 Минпросвещения от 18 2022 г. № 569 «Овнесении в федеральный стандарт общего приказом России от 31 мая2021 г. № 286» – URL: https://docs.edu.gov.ru/document/41aedd0ec72e8203218ea85d0c518ad5/ 19.12.2022).

3.                Федеральныйгосударственный образовательный стандарт начального общего образования:утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021года №286 [Электронный ресурс]. — URL: https: / / www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/(дата обращения 25. 11. 2022).

Научная литература:

4.       Азбука нравственности / Сост.А.И. Алексеев. – Москва : АРКТИ, 2014. – 346 с.

5.       Батурина, Г.И. Нравственноевоспитание школьников на народных традициях / Г.И. Батурина и др.  К.Л. Лисова,Г.Ф. Суворова. – Москва : Народное образование, 2012. – 112 с.

6.       Бибко, Н.С. Работа надвыразительностью речи и чтения при формировании умения читать сказки/ Н.С Бибко// Начальная школa. – 2017. – № 12. – С. 20-26.

7.       Божович, Л.И. О нравственномразвитии и воспитании детей / Л.И. Божович. – Москва: Академия, 2015. – 254 с.

8.       Бозорова, Х.Т. Нравственноевоспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе / Х.Т. Бозорова// Молодой ученый. – 2014. – № 9 (68). – С. 458-460.

9.       Бондаревская, Е.В.Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации реформы школы / Е.В.Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 361 с.

10.   Братусь, Б.С. Психология. Нравственность. Культура / Б.С.Братусь.– Москва : Роспедагенство, 2004. – 60 с.

11.   Буравова, О.С. Устное народное творчество в воспитаниинравственной культуры школьников / О.С. Буравова // Начальная школа. – 2010. –№ 7. – С. 24-25.

12.   Васильева, З.И. Нравственное воспитание учащихся в учебнойдеятельности: автореферат диссертации доктора педагогических наук / З.И.Васильева ; Ленинград: ЛГПИ им. А.Герцена, 1973. – 42 с.

13.   Величко, О.Ю. Методы стимулирования нравственного развития младшихшкольников / О.Ю. Величко // Начальная школа.– 2010. – № 7. – С. 97-100.

14.   Волкова, Н.А. Сказкотерапия как фактор нравственного развитиямладших школьников [электронный ресурс] / Н.А. Волкова, Е.В. Слизкова //Концепт. – 2014. –  № 02 (февраль). – URL: http://e-kon-cept.ru/2014/14046 (дата обращения: 14.12.2022).

15.   Гаврильчева, Г.Ф. Младший школьник и его нравственные ценности /Г.Ф. Гаврильчева // Начальная школа. – 2008. – № 7. – С. 13-15.

16.   Гамезо, М.В. Возрастная и психологическая педагогика / М.В.Гамезо. – Москва : Просвещение, 1984. – 424 с.

17.   Ганжин, В.Г. Нравственность как система / В.Г. Ганжин. – Москва:Изд-во МГУ, 2006. – 166 с.

18.    Геник, Е. А. Нравственные представления дошкольников ОУ с религиозно-этническимкомпонентом / Е. А. Геник // Журнал Вестник Самарской гуманитарнойакадемии. – 2009. – № 1. – С.10.

19.   Государственные образовательные стандарты нового поколения вконтексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся: Резолюцияпринятая участниками конференции // Вестник образования России. – 2008. – № 5.– С. 71-74.

20.   Грибоедова, Т.П. Нравственное развитие личности школьника: подходыи диагностика / Т.П. Грибоедова. – Новокузнецк : ИПК, 2011. – 64 с.

21.   Дрожжинова, В.В. Общие особенности нравственных представлениймладших школьников [электронный ресурс] / В.В. Дрожжинова // Концепт. – 2015. –№ 09 (сентябрь). – URL:http://ekoncept.ru/2015/15332 (датаобращения: 14.12.2022).

22.   Зосимовский, А.В. Диагностика моральной воспитанности личности /А.В. Зосимовский // Сов.педагогика. – 2016. – № 7. – С. 31-38.

23.   Карпова, Е.В. Психологические особенности развития нравственныхпредставлений в школьном возрасте / Е.В. Карпова, А.В. Луговская // Ярославскийпедагогический вестник Том II (Психолого-педагогические науки). – 2011. – № 1.– С. 222-225.

24.   Ковалев, Н.Е. Введение в педагогику / Н.Е. Ковалев, Б.Ф. Райский,Н.А. Сорокин. – Москва : Академия, 2009. – 176 с.

25.   Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личностигражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.:Просвещение, 2011. – 23 с.

26.   Косачёва, И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессеобучения и воспитания / И.П. Косачёва. – Москва : Аркти, 2005. – 64 с.

27.   Леонова, Н.А. Младший школьник: опыт нравственного поведения:формирование нравственной компетентности младших школьников / Н.А. Леонова //Начальная школа. – 2010. – № 5. – С. 22-26.

28.   Львова, И.А. Нравственное воспитание младших школьников средстваминародной педагогики / И.А. Львова // Завуч начальной школы. – 2011. – № 2. – С.32-37.

29.   Мартьянова, А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы:методические рекомендации / А.И. Мартьянова // Начальная школа. – 2007. –  № 7.– С. 21-29.

30.   Марьенко, И.С. Нравственное становление личности школьника / И.С.Марьенко. – Москва: АРКТИ, 2012. – 368 с.

31.   Мачнева, Л.А. Народная сказка как средство нравственноговоспитания детей младшего школьного возраста / Л.А. Мачнева // Молодой ученый.– 2014. – № 3 (62). – С. 963-964.

32.   Мусс, Г.Н. Специфика развития нравственных качеств личностимладшего школьника / Г.Н. Мусс // Нижний Новгород : НОО «Профессиональнаянаука». – 2016. – С. 30-34.

33.   Новикова, В.И. Теоретические основы нравственного воспитаниямладших школьников в современной социокультурной ситуации :  Диссертациядоктора педагогических наук / В.И. Новикова ; Ростов на Дону, 2014. – 234 с.

34.   Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю.Шведова. – Москва : Оникс-ЛИТ, 2012. – 1376 с.

35.   Петракова, Т.И. Духовно-нравственное воспитание в начальной школе/ Т.И. Петракова, Е.Б. Евладова. – Москва: Дрофа, 2004. – 53 с.

36.   Пиаже, Ж. Моральное суждение у ребѐнка / Ж. Пиаже. – М.: Академический проект,2006. – 480 с.

37.   Психология воспитания / под ред. В.А. Петровского – Москва :Аспект Пресс, 1995. – 152 с.

38.   Развитие чувств у младших школьников [электронный ресурс] : URL : https://kladraz.ru/metodika/razvitiechuvstvumladshihshkolnikov.html (дата обращения: 08.12.2022)

39.   Сушкова, И.В. Моделирование процесса формирования нравственныхпредставлений и понятий у детей 6 – 8-ми лет / И.В. Сушкова // Дошкольник имладший школьник в системе образования: материалы международнойнаучно-практической конференции – СПб.: Изд-во РГПУ им. И.А. Герцена, 2014. –С. 71-73.

40.  Толковый словарь русскогоязыка: В 3 т. / Ред. Д.Н. Ушаков. – М.: Москва : Мир кн., 2001. – 703 с.

41.   Формирование нравственного поведения школьников [электронныйресурс] : URL: https://infourok.ru/formirovanienravstvennogopovedeniyamladshihshkolnikov-5176793.html (дата обращения: 08.11.2022)

42.   Шемшурина, А. И. Основы этической культуры: учебно-методическоепособие / А.И. Шемшурина. –  М.: ВЛАДОС, 1999. – 110 c.

43.   Щуркова, Н.Е. Нравственное воспитание школьников / Н.Е. Щуркова //Воспитание школьников. – 2009. – № 1. – С. 13-16. 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.41%
НЕТ
40.59%
Проголосовало: 1158

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет