X-PDF

Курсовая работа Право частной и публичной собственности

Поделиться статьей

Новоуренгойский филиал Профессиональногообразовательного учреждения

«Уральский региональный колледж»

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

ПРАВО ЧАСТНОЙ И ПУБЛИЧНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

 

ОП.06. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

 

40.02.01 Право и организация социальногообеспечения

 

 

Обучающийсягр. Ю-368а               __________                                     Л.И. Верна

19.11.2022г.

 

Оценказа выполнение и защиту курсовой работы                         _____________

 

Проверила                                        __________                                 Г.И. Устинова

22.11.2022г.

 

 

 

 

 

 

 

Новый Уренгой, 2022

СОДЕРЖАНИЕ

 

СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ. 3

1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ВИДЫ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ.. 3

1.1 Виды правасобственности и правовой режим имущества. 5

1.2 Публичная собственность. 9

1.3 Частнаясобственность. 16

1 СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ПРАВУ СОБСТВЕННОСТИ 19

 2.1 Документы,необходимые для признания права собственности на имущество в суде.                                                                                                  20

2.2 Оспаривание в судебном порядке прав нанедвижимое имущество. 20

 2.3 Фактическое изъятие земельного участка дляпубличных нужд                 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХРЕСУРСОВ. 32

ПРИЛОЖЕНИЕ А –Свидетельство о регистрации права на владение земельным участком. 35

ПРИЛОЖЕНИЕ Б – Свидетельство о регистрации права назакрепление муниципального имущества. 36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Один из важнейших институтов в гражданском праве является, правособственности. Его большая роль обуславливается тем, что имущественныеотношения фактически основываются на праве собственности.

Гражданское право является одной из самых сложных отраслей права.Несмотря на развитие в последнее время различных видов право собственности,собственность граждан остается основным видом прав собственности.

Актуальностьтемы курсовой работы заключается в том, что вещное право является неотъемлемойчастью гражданского законодательства любого развитого государства. В ГК вещнымправам посвящен раздел II, насчитывающий более 100 статей. Институт правасобственности является необходимым, одним из наиболее важных условийнормальной, полноценной жизни любого человека, дающим ему возможность бытьравноправным членом гражданского общества, активно участвовать в его жизни,реализовывать свои права, исполнять обязанности и нести ответственность. Внастоящее время в законодательстве Российской Федерации закреплены различныеформы и виды права собственности, в зависимости от которых определяетсяправовой режим имущества. Кроме того, институт права собственности имееткомплексный, межотраслевой характер и объединяет нормы различных отраслейправа, чем привлекает внимание исследователей. Помимо всего прочего,многообразие форм собственности является одним из главных условий рыночнойэкономики, поэтому рассмотрение вопросов, связанных с правом собственности иего значением в Российской Федерации является очень важной задачей настоящейработы.

Цель курсовой работы заключается в комплексном исследовании понятия правасобственности в гражданском законодательстве Российской Федерации, форм, атакже основании его возникновения и прекращения

Объектомисследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере правасобственности.

Предметкурсовой работы: публичная и частная собственность.

Гипотезаисследования: изучение вопроса о праве частной ипубличной собственности может привести к обнаружению недостатков вгражданском законодательстве на вышесказанную тему. Тема курсовой работы можетспособствовать совершенствованию законодательства в данной отрасли.

Для достиженияпоставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:

1) Раскрыть правовое содержание понятия права частной и публичнойсобственности;

2) Исследовать содержание права частной и публичной собственностиграждан;

3) Рассмотреть способы возникновения и прекращения правасобственности;

4) Выявить документы, подтверждающие право собственности;

5) Изучить судебную защиту права собственности

Методы исследования:теоретический, гражданско-правовой метод, анализ,синтез, описание.

Теоретическаяи практическая значимость исследования: Теоретическое значение работы заключаетсяв том, что в данной исследовательской работе сформулированы положения, которыев совокупности дают целостное и взаимосвязанное представление о понятии исущности права частной собственности, практическая значимость настоящего исследования состоит в том, чтосовокупность сформулированных теоретических положений позволяет полнееобеспечивать защиту интересов соответствующих субъектов правоотношений.

Структура: данная курсовая работасостоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных ресурсов и двухприложений.

 

 

 

1                  ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ВИДЫ ПРАВСОБСТВЕННОСТИ

 

1.1           Понятие, формы и виды правасобственности

 

Право собственности в объективном смысле — это совокупностьюридических норм, регулирующих владение, пользование и распоряжение вещью.Указанные юридические нормы закрепляют принадлежность имущества определеннымлицам, определяют объем правомочий по владению, пользованию и распоряжению этимимуществом, а также гарантируют охрану и защиту прав и интересов собственников.

В субъективном смысле право собственности — это наиболее полнаяюридически обеспеченная возможность владеть, пользоваться и распоряжатьсяиндивидуально-определенной вещью по своему усмотрению, независимо от других лици без ограничения по сроку. В отличие от объективного право собственности всубъективном смысле реализуется в конкретном правоотношении, всегда принадлежитопределенному лицу (или группе лиц) и относится к конкретному имуществу.

 Практическоезначение выделения форм права собственности состоит в определении правовогорежима имущества, составляющего объект этого права, и перечня возможностей,которыми располагает в отношении этого имущества его собственник. В РоссийскойФедерации согласно п. 2. ст. 8 Конституции признаются частная, государственная,муниципальная и иные формы собственности, которые защищаются равным образом.Аналогичное деление форм собственности отражено в ст. 212 ГК РФ, которыйподразделяет их на более мелкие категории — в зависимости от того, находитсяимущество в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерацииили муниципальных образований, граждан или юридических лиц.

Гражданскоезаконодательство подразумевают деление форм собственности, они описанные вТаблице1.

 

Таблица 1 –Формы собственности

Формы собственности

Частная собственность

Собственность физических лиц

Собственность юридических лиц

Государственная собственность

Принадлежит Российской Федерации

Принадлежит субъектам Федерации

Муниципальная собственность

Собственность муниципальных образований

 

КонституцияРФ устанавливает, что в России признаются и равным образом защищаются частная, государственная,муниципальная и иные формы собственности (ст. 8). В соответствии с ееобщеполитической терминологией Конституция РФ в большинстве случаев говорит особственности, а не о праве собственности, однако всегда имеются в видусуществующее в реальной жизни право собственности и его законодательноерегулирование.

На первоеместо в приведенном перечне Конституция РФ ставит частную собственность,которая названа также в ряде последующих статей (ст. 35, 36). Это отражаетведущее значение частной собственности в жизни нашего государства инеобходимость конституционного закрепления основ ее правового режима. Внастоящее время в результате проведения широкой приватизации в частнойсобственности находится около 60% производственных мощностей страны, и процессприватизации продолжается.

Частнуюсобственность следует трактовать как право граждан и юридических лиц свободновладеть, пользоваться и распоряжаться любым имуществом и использовать его длялюбой деятельности, кроме случаев, предусмотренных законом.

Россияявляется Федерацией, и государственная собственность может принадлежать какФедерации, так и ее субъектам. Круг объектов федеральной собственности неограничен, он включает природные ресурсы страны, а также все другие объекты,имеющие общегосударственное и оборонное значение. В федеральной государственнойсобственности находятся также все или контрольные пакеты акций крупнейшихнациональных предприятий, имеющих форму акционерных обществ.

Субъектамимуниципальной собственности выступают городские и сельские поселения, городскиеокруга и муниципальные районы. Правовой статус таких образований каксобственников имущества определяется Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации. В ст. 50 этого Закона дается обширный перечень имущества,которое может находиться в собственности муниципальных образований.

В зависимостиот формы собственности мы можем выделить следующие виды:

1) правочастной собственности, которое включает право собственности граждан и правособственности юридических лиц. В свою очередь, право собственности юридическихлиц охватывает собственность хозяйственных обществ и товариществ; собственностьпроизводственных и потребительских кооперативов; собственность общественных,религиозных и других некоммерческих организаций;

2) правогосударственной собственности, которое состоит из права федеральнойсобственности; право собственности субъектов Федерации; собственностьреспублики; собственность автономного округа;

3) правомуниципальной собственности, которое включает право собственности города иправо собственности прочих муниципальных образований.

По критериюколичества владельцев право собственности подразделяется на:

1) правособственности, принадлежащее одному лицу;

2) правособственности, принадлежащее двум или более лицам, включая долевуюсобственность и совместную собственность. При этом общая долевая собственностьможет принадлежать нескольким лицам независимо от того, какую формусобственности каждый из них представляет. Общая совместная собственностьвозможна только между гражданами.

Право общейсобственности возникает в тех случаях, когда у одного объекта (вещи) естьнесколько собственников (сособственников). На практике такие ситуации особеннораспространены во взаимоотношениях граждан и ставят ряд непростых правовыхвопросов. Гражданский кодекс РФ посвящает отношениям общей собственностиспециальную главу (гл. 16).

На имуществоустанавливается право общей собственности при наличии одного из следующих оснований:

1)образование общей собственности на это имущество предусмотрено законом(например, общее имущество собственников в многоквартирном доме);

2)поступление в собственность двух или нескольких лиц неделимых вещей (например,принятие по наследству автомобиля несколькими лицами);

3)установление общей собственности на имущество предусмотрено договором(например, по договору простого товарищества).

Приустановлении общей долевой собственности каждому собственнику принадлежитзаранее определенная доля в праве собственности. Важно отметить, что каждомусособственнику принадлежит доля именно в праве общей собственности, а не вимуществе. Если доля каждого субъекта общей собственности будет определена внатуральном виде (выделена в натуре), право общей долевой собственностипрекратится и возникнет право собственности каждого субъекта на новый объектимущества.

В качествеобщего правила ГК устанавливает, что доли участников общей собственностиявляются равными. Это правило может быть изменено законом или соглашением всехсособственников.

Привозникновении права общей совместной собственности доли сособственников заранеене определены. Это возможно только в случае прекращения права общей совместнойсобственности и возникновения права общей долевой или раздельной собственностина соответствующее имущество. Поэтому нахождение имущества в общей совместнойсобственности предполагает особый порядок владения, пользования и распоряженияимуществом, вызванный доверительными отношениями сособственников.

Всоответствии со ст. 253 ГК участники совместной собственности, если иное непредусмотрено соглашением между ними, сообща владеют и пользуются общимимуществом. Распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности,осуществляется по согласию всех участников, которое предполагается независимоот того, кто из участников совершает сделку по распоряжению имуществом. Другимисловами, каждый из участников совместной собственности вправе совершать сделкипо распоряжению общим имуществом, если иное не вытекает из соглашения всехучастников.

Действующеезаконодательство предусматривает только два случая возникновения права общейсовместной собственности: совместная собственность супругов и совместнаясобственность членов крестьянского (фермерского) хозяйства. Для каждого из этихслучаев установлены особенности правового режима общей совместной собственности:

1) Общаясовместная собственность супругов. Правовой режим общей совместнойсобственности супругов регулируется нормами ГК и Семейного кодекса. Необходимымусловием возникновения совместной собственности супругов является заключениебрака. Споры об имуществе, приобретенном супругами до брака, рассматриваются поправилам об индивидуальной или общей долевой собственности.

2) Общаясовместная собственность членов крестьянского (фермерского) хозяйства. Как ипри супружеских отношениях, имущество крестьянского (фермерского) хозяйствапринадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом илидоговором между ними не установлено иное (ст. 257 ГК).

В зависимостиот вида имущества право собственности можно раздеть на:

1) правособственности на движимое имущество;

2) правособственности на недвижимое имущество.

Таким образом,право собственности наряду с другими вещнымиправами характеризуется как исключительное и абсолютное, при этом по своемусодержанию оно является наиболееполным.

 

1.2       Публичная собственность

 

В нашемзаконодательстве государство (публично-правовоеобразование) традиционно считается особым, самостоятельным субъектом права наряду сюридическими лицами и гражданами. В этом качестве оно может быть и субъектомправа собственности (собственником). Важными особенностями правового положениясубъектов публичной собственности являются, во-первых, наличие у них особых,властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, которыерегламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности;во-вторых, осуществлениеэтого права в публичных (общественных) интересах.

Публичная собственность в соответствии с российскимзаконодательством имеет две разновидности — государственную и муниципальную собственность.

Правогосударственной собственности характеризуется множественностью субъектов, вроли которых выступают Российская Федерация в целом (в отношении имущества,составляющего федеральную собственность) и ее субъекты — республики, края, области ит.д. (в отношении имущества, составляющего их собственность). Следовательно,субъектами права государственной собственности выступают именно соответствующиегосударственные (публично-правовые) образования в целом, т.е. Российская

Федерация ивходящие в ее состав республики, края, области и т.д., но не их органы власти или управления (п. 3 ст.214 ГК). Последние выступают в имущественном обороте от имени соответствующегогосударственного образования и в соответствии со своей компетенциейосуществляют те или иные правомочия публичного собственника (ст. 125 ГК).

Муниципальнаясобственность относится к публичной, а не частной собственности, поскольку еесубъекты являются публично-правовыми образованиями. Муниципальная собственностьне является разновидностью государственной собственности, а представляет собойсамостоятельный вид публичной собственности. Ведь муниципальные образования неявляются государственными образованиями (из чего исходил и ранее действовавшийроссийский Закон особственности). Однако в качестве участников имущественных отношениймуниципальные образования приобретают особый, публично-правовой статус. Поэтомуих положение как собственников строится по модели государственнойсобственности.

Субъектами правамуниципальной собственности в п. 1 ст. 215 ГК объявлены городские и сельскиепоселения и другие муниципальные образования в целом. От имени соответствующегомуниципального образования — собственника его правомочия в соответствии сосвоей компетенцией могут осуществлять те или иные его органы (ст. 125, п. 2 ст.215 ГК), что не делает их собственниками соответствующего имущества.

Какой именногосударственный или муниципальный орган вправе выступать в тех или иныхконкретных имущественных отношениях от имени соответствующего государственногоили муниципального образования, определяет установленная законодательствомкомпетенция этого органа. Так, при отчуждении определенного государственногоили муниципального имущества в частную собственность в порядке приватизации отимени отчуждателя-собственника в соответствии с законодательством оприватизации государственных и муниципальных предприятий выступаютсоответствующие комитеты и фонды по управлению имуществом. Владельцам и принадлежащихгосударству акций или долей участия приватизированных предприятий выступаютсоответствующие фонды государственного имущества. А при продаже с аукционов,конфискованных в пользу государства предметов контрабанды от имени отчуждателявыступают соответствующие таможенные органы.

Приобретение илиреализация находящихся в государственной собственности памятников истории и культурыпроизводится через органы охраны этих памятников, в роли которых выступаетМинистерство культуры и его органы. Если же речь идет об имущественнойответственности государственных образований, то ответчиками по соответствующимискам в большинстве случаев становятся органы Министерства финансов. Но во всехперечисленных ситуациях стороной тех или иных конкретных правоотношений вюридическом смысле выступает государство или иное публично-правовоеобразование, а не его орган.

Действующеероссийское законодательство не использует понятия всенародное достояние(неотъемлемое достояние народов) или аналогичных ему применительнок федеральной или иной государственной собственности. Ранее это понятиеиспользовалось прежде всего в отношении земли и других природных ресурсов (атакже некоторых памятников истории и культуры). Оно могло трактоваться вкачестве особого правового режима, исключавшего чье-либо (в том числе игосударства) право собственности на соответствующий объект. Теперь эти ресурсырассматриваются как основа жизни и деятельности народов, проживающих насоответствующей территории, что несоздает для данных объектов никакого специального гражданско-правового режима.

Объекты публичнойсобственности. В качестве объектов как государственной, так и муниципальнойсобственности могут выступать различные виды недвижимости, включаяземельные участки, предприятия и другие имущественные комплексы, жилищный фонд и нежилыепомещения, здания и сооружения производственного и непроизводственногоназначения, а также оборудование, транспортные средства и иные средствапроизводства и предметы бытового, потребительского характера. В составпубличного имущества входят и принадлежащие публично-правовымобразованиям ценныебумаги, в частности акции приватизированных предприятий, ставшихакционерными обществами, вклады в банках и других кредитных учреждениях,иностранная валюта и валютные ценности, а также различные памятники истории икультуры.

Объекты публичнойсобственности распределяются между Российской Федерацией, ее субъектами имуниципальными образованиями Таблица 2.

Таблица 2- Субъектыпубличной собственности

Публичная собственность

Муниципальная собственность

Городские поселения

Сельские поселения

Другие муниципальные учреждения

Государственная собственность

Собственность Российской федерации

бюджет РФ, предприятия ведущих отраслей, имеющие общероссийское значение, высшие учебные заведения, памятники истории и культуры, представляющие общегосударственную ценность, и многое другое

Собственность субъектов федерации

Бюджет субъекта, имущество, необходимое для обеспечения деятельности органов государственной власти, защитные сооружения, и многое другое

 

Всегосударственное имущество, за исключением прямо определенного в качествемуниципальной собственности (приложение 3 к названному постановлению),предполагается федеральным. Последнее разделено на исключительно федеральноеимущество (перечисленное в приложении 1) и на имущество, которое может бытьпередано в собственность субъектов Федерации (приложение 2). Если же объектыгосударственной собственности прямо не упомянуты ни в одном из приложений кназванному постановлению, они передаются в собственность соответствующихсубъектов Федерации после специального обращения по этому поводу их высшихорганов (а до этого момента считаются находящимися в федеральнойсобственности). Таким образом, имущество, составляющее собственность субъектовФедерации, может образовываться за счет федерального имущества только в случаяхпрямой его передачи (отчуждения) от Федерации в собственность еесоответствующего субъекта. Субъект Федерации вправе передавать находящиеся вего собственности объекты в муниципальную собственность.

Находящееся вгосударственной или муниципальной собственности имущество подразделяется на двечасти. Одна часть закрепляется за государственными или муниципальнымипредприятиями и учреждениями на ограниченных вещных правах хозяйственного ведения илиоперативного управления. Это распределенное публичное имущество составляет базудля участия в имущественном обороте этих организаций как самостоятельныхюридических лиц. Оно не может служить для обеспечения покрытия возможных долговпубличного собственника, ибо унитарные предприятия какюридические лица не отвечают своим имуществом по долгам своего учредителя (п. 5ст. 113 ГК) — этим имуществом они должны отвечать по собственным долгам передсвоими кредиторами. По смыслу закона имущество учреждений и казенныхпредприятий также не должно обращаться на погашение долгов создавшего ихпубличного собственника, если только последний не изымает это имущество вустановленном законом порядке (п. 2 ст. 296 ГК) либо не ликвидирует созданноеим юридическое лицо и забирает остаток имущества после удовлетворениятребований всех кредиторов (п. 7 ст. 63 ГК), что, впрочем, возможно иприменительно к обычному предприятию (п. 1 ст. 295 ГК).

Имущество, незакрепленное за предприятиями и учреждениями (нераспределенное государственноеили муниципальное имущество), прежде всего средства соответствующего бюджета, составляетказну публично-правового образования. Под казной закон понимает именнонераспределенное имущество, а не государственный или муниципальный орган(казначейство). Такое имущество может быть объектом взыскания кредиторовпубличного собственника по его самостоятельным обязательствам (п. 1 ст.126 ГК).

В перечнеобъектов, составляющих казну соответствующего публично-правового образования,на первом месте законом названы бюджетные средства. Они в первую очередь исоставляют реальный объект такого взыскания, а также служат источникомдополнительной ответственности публично-правового образования по долгам егоучреждений (или казенных предприятий) при недостатке у них денежных средств (имущества)для расчетов со своими кредиторами. Наряду с бюджетом казну публично-правовогообразования составляют средства соответствующих внебюджетных фондов(пенсионного, социального страхования и др.).

Закон специальнооговаривает, что находящиеся в публичной собственности земля и другие природныересурсы могут стать объектом взыскания кредиторов соответствующегопублично-правового образования только в случаях, прямо предусмотренныхспециальным законом (абз. 2 п. 1 ст. 126 ГК). В его отсутствие такого родаобъекты, по сути, забронированы от взыскания кредиторов, что призвано сохранитьпубличную собственность на землю.

Как ужеотмечалось, в государственной собственности могут находиться любые видыимущества, в том числе вещи, изъятые из оборота или ограниченные в обороте (п.2 ст. 129 ГК). Данное положение, однако, не относится к муниципальнойсобственности, субъекты которой могут быть собственниками ограниченного в оборотеимущества лишь по специальному указанию закона и не могут стать собственникамивещей, изъятых из оборота. В этом также проявляется различие правового режимадвух видов публичной собственности.

К числу вещей,составляющих объект исключительно федеральной собственности, по действующемузаконодательству относятся ресурсы континентального шельфа, территориальных води морской экономической зоны РФ, некоторые особо охраняемые природные объекты(в том числе некоторые заповедники, целебные источники и т.п.), особо ценныеобъекты историко-культурного наследия и некоторые художественные ценности,большинство видов вооружений и объектов оборонного значения, оборудованиенекоторых важнейших предприятий и учреждений. Эти виды имущества, как правило,изъяты из оборота.

В федеральнойсобственности находится и имущество, которое при определенных условиях можетпереходить в собственность других лиц. К этой категории следует, например,отнести имущество государственной казны РФ, состоящее из средствфедерального бюджета и внебюджетных фондов, золотого запаса, алмазного ивалютного фондов и имущества Центробанка, а также имущество, находящееся вгосударственном резерве.

Некоторые видынедвижимостей, прежде всего природные ресурсы, могут находиться только вфедеральной или в государственной собственности субъектов Федерации, но не вмуниципальной (и не в частной) собственности. К ним относятся участки недр,природные лечебные ресурсы (минеральные воды, лечебные грязи и т.п.). Всоответствии с п. 2 ст. 214 ГК земля и другие природные ресурсы, не находящиесяв собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований,являются государственной собственностью.

Таким образом, имуществоможет поступать в публичную собственность не только общими, но и специальнымиспособами, не свойственными отношениям частной собственности: с помощью налогов, сборов ипошлин, а также реквизиции, конфискации инационализации.

 

1.3           Частная собственность

 

Право частнойсобственности граждан и юридических лиц может распространяться на любуюсобственность за исключением тех видов собственности, владение которыми имзапрещено законодательно.

Граждане и юридические лица не подвержены ограничениям поколичеству или стоимости находящегося во владении имущества. Установлениеподобных ограничений возможно только на уровне федерального законодательства иисключительно в части защиты базовых основ государственности, таких как:конституционный строй, права и интересы другого лица, обороноспособность игосударственная безопасность и пр.

Подобные ограничения легко увидеть в сфере нефтегазового бизнеса,поскольку в этой сфере многомиллиардное имущество контролируется частнымикомпаниями и законодательное ограничение в этой сфере имеет смысл.

Юр. лицом, которое обладает правом собственности может бытькоммерческая и некоммерческая организация. Собственность передается во владениеюр. лицу в виде вклада учредителей, участников и членов или приобретаетсяданным юр. лицом на других основаниях.

Регулирование порядка формирования и режима для отдельных видовимущества, находящегося во владении юр. лиц в зависимости оторганизационно-правовых форм реализовывается через положения ГК РФ.

Объекты частной собственности. Объектами их права собственности, согласност. 213 ГК, может быть любое имущество, за исключением отдельных видовимущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать юридическимлицам Таблица 3

Таблица 3- Субъекты частной собственности

Частная собственность

Собственность физических лиц

Квартира, дом, земельные участки, водные ресурсы, здания и сооружения, оборудования и машины, животные и многолетние растения, литература, художественные произведения, актерская и иная творческая деятельность

денежные средства и ценные бумаги, и многое другое

Собственность юридических лиц

Имущество производственного, социально-культурного, образовательного, благотворительного и иного назначения, включая предприятия, земельные участки, здания, санаторно-курортные, туристические, спортивные комплексы, жилищный фонд, оборудование, ценные бумаги, денежные средства и многое другое

Общественныеи религиозные объединения, будучи некоммерческими организациями, вправеосуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, радикоторых они созданы, и соответствующую этим целям (ст. 117 ГК). Поэтому в ихсобственности могут находиться также учреждения, издательства, средствамассовой информации, другие объекты производственного, социального иблаготворительного назначения.

Таким образоммы выяснили что относится к субъектам и объектам частной, а также публичной собственности,и как это влияет на общие взаимоотношения.

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1)    СУДЕБНАЯПРАКТИКА ПО ПРАВУ СОБСТВЕННОСТИ

 

2.1 Документы, необходимые для признания права собственности наимущество в суде

 

К исковому заявлению о признании правасобственности необходимо приложить:

Документы, подтверждающие приобретение правасобственности на недвижимое имущество (Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ О государственной регистрации недвижимости) таблица 4.

Таблица4- Документы, подтверждающие право собственности

Документы, подтверждающие право собственности

Договор

договор купли-продажи, ДДУ, предварительный договор, договор участия в ЖСК, протокол принятия в члены ЖСК, инвестиционный договор, договор уступки

Документы об оплате по договору

кассовые ордера, платежные поручения, справки о полной оплате стоимости

Документ подтверждения передачи имущества

акты приема-передачи, договор купли-продажи

Выписку из ЕГРН на объект недвижимости, если признаете право собственности на недвижимое имущество

Копию доверенности, если иск подает представитель по доверенности

Выписку из ЕГРЮЛ на ответчика, если он является юридическим лицом

Квитанцию об оплате госпошлины за рассмотрение дела о признании права собственности через суд

Копии квитанции и описи вложения, подтверждающие отправку иска ответчику и третьим лицам

Иные документы в зависимости от обстоятельств дела

 

Важно определить и указать в иске третьих лиц,права которых могут быть затронуты решением суда о признании правасобственности (лучше это сделать сразу при подготовке иска, так как если онибудут привлечены судом в дальнейшем, то срок рассмотрения дела увеличится -потребуется время на их уведомление и вызов в суд). Также необходимо собратьполный комплект документов для признания права собственности, так как приотсутствии документа, обязательного с точки зрения процессуального кодекса дляпринятия иска, суд оставит иск без движения. А если документ нужен для принятияокончательного решения суда по делу, то суд будет откладывать судебныезаседания, пока данный документ не будет представлен суду.

Срок признания права собственности в суде в среднем составляет 3 месяца.

2.2 Оспаривание в судебном порядке прав на недвижимое имущество

 

Согласно статье 35 Конституции РоссийскойФедерации право частной собственности охраняется законом, и никто не может бытьлишен своего имущества иначе как по решению суда.

Право на судебную защиту является важнейшей конституционнойгарантией всех других прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодексаРоссийской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи,ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежатгосударственной регистрации в едином государственном реестре органами,осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок сней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения,право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, правопостоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях,предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Пунктом 6 статьи 8.1 ГК РФ (Государственная регистрация прав наимущество) предусмотрено, что лицо, указанное в государственном реестре вкачестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном закономпорядке в реестр не внесена запись об ином.        

Вступивший в силу с 01.01.2017 Федеральныйзакон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» устанавливает,что государственная регистрация права в Едином государственном реестренедвижимости является единственным доказательством существованиязарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестренедвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только всудебном порядке.

Иски об оспаривании зарегистрированного права в Единомгосударственном реестре недвижимости достаточно распространены.

Судами неоднократно отмечалось, что иски о признаниинедействительным права собственности, о признании недействительнымзарегистрированного права не являются надлежащими способами защиты гражданскихправ в спорах о правах на недвижимое имущество.

Основанием оспаривания зарегистрированного права являетсяоспаривание правоустанавливающих документов, на основании которых проведенагосударственная регистрация права на недвижимое имущество. Кправоустанавливающим документам относятся договор и иные виды сделок, акторгана государственной власти или органа местного самоуправления, планприватизации, свидетельство о праве на наследство и другие документы.Оспаривание правоустанавливающих документов заключается в признании сделки, наосновании которой зарегистрировано право собственности, недействительной.Оспаривание государственной регистрации, проведенной на основании акта органагосударственной власти или органа местного самоуправления, заключается впризнании недействительными указанных актов.

Статья 12 ГК РФ определяет перечень способов защиты гражданскихправ, защита которых осуществляется как способами, указанными в данной статье,так и иными способами, предусмотренными в законе.

Иск о признании права, относящийся к общим способам защиты,предъявляется в качестве защиты вещного права.

Глава 20 ГК РФ определяет два вещных иска, направленных на защитуправа собственности и других вещных прав: об истребовании имущества из чужогонезаконного владения (ст.301 ГК РФ) и об устранении нарушений правсобственника, не связанных с лишением владения (ст.304 ГК РФ).

Постановление Пленума Верховного Суда РФ иПленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2022 №10/22 «О некоторыхвопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных сзащитой права собственности и других вещных прав» (далее – Постановление №10/22) обобщает большой материал, накопленный судебной практикой прирассмотрении споров о праве на недвижимое имущество, и дает разъяснения намногие актуальные вопросы, касающиеся защиты вещных прав.

В пункте 52 Постановления 10/22 предлагаются меры по упорядочениюзащиты прав, регистрируемых в Едином государственном реестре недвижимости.

Зарегистрированное право может быть оспорено только через суд и тольков порядке искового производства. Соответственно, любой спор по оспариваниюправа на недвижимое имущество должен иметь форму иска Рисунок 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рисунок 1-Судебная защита права собственности

Как указывается в пункте 52 Постановления №10/22, оспариваниезарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путемпредъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записив Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним(ЕГРП, с 01.01.2017 – Единый государственный реестр недвижимости — ЕГРН). Вчастности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии илиотсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имуществаво владение его собственника, о применении последствий недействительностисделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такиерешения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

В то же время решение суда о признании сделки недействительной,которым не применены последствия ее недействительности, не является основаниемдля внесения записи в ЕГРП.

В пункте 52 Постановления 10/22 отмечается, что в случаях, когдазапись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путемпризнания права или истребования имущества из чужого незаконного владения(право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано заразными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано какна недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились),оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществленопутем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим.

С принятием Постановления №10/22 в результате расширительноготолкования судами такого закрепленного способа защиты гражданских прав какпризнание права, введен в практику способ защиты как признание праваотсутствующим. Лицо, чье право собственности или иное вещное право нарушенозаписью в ЕГРП, может обратиться в суд с иском о признании права илиобременения отсутствующими, но только в исключительных случаях, когда защитанарушенных прав не представляется возможной ни путем предъявления иска опризнании права, ни путем предъявления иска об истребовании имущества из чужогонезаконного владения.

При возникновении спора о праве целесообразно предъявление, нарядус иском об истребовании имущества из чужого незаконного владения либо оприменении последствий недействительности сделок в виде возврата объекта недвижимости,также иска о признании права собственности (иного права, подлежащегорегистрации в ЕГРН).

В пункте 53 Постановления №10/22 обобщена практика, затрагивающаяучастие государственного регистратора в спорах о зарегистрированных правах нанедвижимое имущество.

Указывается, что ответчиком по иску, направленному на оспариваниезарегистрированного права или обременения, является лицо, за которымзарегистрировано спорное право или обременение. Ответчиками по иску,направленному на оспаривание прав или обременений, вытекающих иззарегистрированной сделки, являются ее стороны. Государственный регистратор неявляется ответчиком по таким искам, однако может быть привлечен к участию втаких делах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требованийотносительно предмета спора.

В пункте 58 Постановления №10/22 говорится об исках о признанииправа собственности.

Лицо, считающее себя собственником находящегося в его владениинедвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом,вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.

Таким образом, выбор надлежащего способа оспариваниязарегистрированного права зависит от фактических обстоятельств конкретногодела.

На основании анализа судебной практики можно сделать вывод о том,что оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имуществоосуществляется:

                  путем предъявления исков об оспаривании правоустанавливающихдокументов, на основании которых проведена государственная регистрация права нанедвижимое имущество. Основания возникновения права оспариваются посредствомтребования о признании сделки недействительной или требования о признаниинедействительным акта органа государственной власти или органа местногосамоуправления.

Для оспаривания зарегистрированного права на недвижимое имуществонеобходимо применить последствия недействительности сделок в виде возвратаобъекта недвижимости:

                  путем предъявления исков об истребовании имущества из чужогонезаконного владения, если не возможен возврат недвижимого имущества по сделке;

                  путем предъявления исков о признании права собственности;

                  путем предъявления исков о признании права отсутствующим.

В случае оспаривания зарегистрированного права заинтересованноелицо также вправе применять способы защиты гражданских прав, которыепредусмотрены статьей 12 ГК РФ.

 

2.3 Фактическое изъятие земельного участка дляпубличных нужд

 

Как следуетиз анализа судебной практики, в течение нескольких последних лет виднаустойчивая тенденция к повышению случаев злонамеренного и дерзкого умаленияправ частных лиц посредством так называемого фактического изъятия (фактическогозанятия) земельных участков для государственных и муниципальных нужд безсоблюдения установленного законом порядка, особенно без справедливойкомпенсации собственникам и вторичным землевладельцам их имущественных потерь.

Такоефактическое изъятие выражается во внепроцедурном самозахвате органами власти иподведомственными им учреждениями или предприятиями земельных участков, правана которые принадлежат частным лицам, для общественного или иного публичногоблага — муниципальных либо государственных нужд и во исполнение ими своихнепосредственных нормативно предусмотренных функций.

Как правило,подобное фактическое изъятие происходит посредством строительства капитальныхобъектов федерального, регионального или местного назначения (чаще всеголинейных и инфраструктурных объектов — автомобильных дорог и соответствующихинженерных коммуникаций) или специфического использования (например, под кладбище,водохранилище).

В результатесобственник или иной землевладелец лишается фактического владения всем иличастью своего участка и (или) возможностью его использования по назначению,причем без какой-либо предварительной и добровольной (не говоря уже о равноценной)компенсации потерь от ущемления его прав и законных интересов.

Причем нареализацию подобного самозахвата тратятся весьма большие средства из бюджетныхи внебюджетных источников, что наряду с наличием действительной государственнойили муниципальной нужды может усложнить потерпевшему восстановление своихнарушенных прав.

При этоманализ судебной практики и материалов некоторых дел по спорам, связанным сзащитой от фактического изъятия, позволяет сделать вывод, что органы властицеленаправленно идут на нарушение закрепленного законом порядка изъятияземельных участков, поскольку выгоды от несоблюдения установленных правил могутбыть несопоставимо выше, чем негативные последствия.

Тем самымгрубо нарушаются международный и конституционный принцип уважения правасобственности, правило о принудительном прекращении права собственностиисключительно посредством соответствующего судебного решения и при условиипредварительного и равноценного возмещения, а также основополагающий принципгражданского права, согласно которому все участники гражданского оборота приреализации своих гражданских правомочий должны вести себя добросовестно и никтоне вправе извлекать преимущества из своего незаконного или недобросовестногоповедения (п. 3, 4 ст. 1 ГК РФ).

Кроме того, втакой искусственно созданной ситуации должностные лица органа власти могутграмотно эксплуатировать стремление ущемленных землевладельцев получить хотькакую-либо компенсацию в ближайшей перспективе, в результате чего последниемогут пойти на уступки в цене и других условиях последующего легальногопрекращения их прав на земельные участки (не говоря уже о подталкивании копасной «игре на коррупционном поле»). В противном случае, пока ущемленныйсобственник или иной законный пользователь фактически изъятого земельногоучастка будет стараться восстановить свои права, пройдет много времени, втечение которого он будет формально обязан оплачивать свое землепользование(налоги, арендную плату), и совсем не факт, что ему удастся эффективнозащититься: освободить свой участок от результатов самозахвата или получитькомпенсацию, причитавшуюся ему изначально по закону, если бы порядок изъятиябыл бы соблюден

На практикевстречаются особо циничные случаи нарушения порядка изъятия земельных участков,когда публичный орган заблаговременно извещает собственника о планируемомпринятии решения об изъятии части его земельных участков, тем самым стимулируя(по сути вынуждая) его провести межевание этих целевых частей для формированиясамостоятельных готовых к изъятию земельных участков, принимает такое решение,дает напоказ поручения своим подразделениям о проведении оценки изымаемойнедвижимости и подготовке проекта соглашения о выкупе. При этом, пользуясь тем,что для оценки и подготовки соглашения о выкупе нужно время, и ссылаясь насрочность удовлетворения публичных нужд (например, в виде строительства ииспользования населением местной дороги в новом жилом микрорайоне), параллельно(еще до получения каких-либо прав на землю частного собственника) инициирует иорганизует проектирование и возведение за бюджетный счет инфраструктурныхобъектов. А после окончания всех или основных этапов строительства данный органвласти отменяет свое решение об изъятии: без объяснения причин, без проведенияоценки, без заключения соглашения о выкупе и без какой-либо компенсациинегативных последствий жертвы такого чиновничьего произвола.

Данноефактическое изъятие необходимо отличать от ситуаций, которые могут показатьсявнешне схожими, — временного занятия (использования) земельных участков иограничения прав собственников земельных участков и вторичных землевладельцев,за которые земельным законодательством предусмотрено возмещение убытков (ст. 57ЗК РФ).

Под временнымзанятием земельного участка законодатель подразумевает его правомерное занятиена какой-то срок, а под ограничением прав на землю — также правомерные случаиограничений, прямо предусмотренные федеральными законами, например особыеусловия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности вохранных, санитарно-защитных зонах; особые условия охраны окружающей среды, втом числе животного и растительного мира, памятников природы, истории икультуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы,естественной среды обитания, путей миграции диких животных; условия начала изавершения застройки или освоения земельного участка в течение установленныхсроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства,ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) припредоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной илимуниципальной собственности, и др. (ст. 56 и 56.1 ЗК РФ).

Такимобразом, по правовой природе фактическое изъятие органами власти земельногоучастка без соблюдения соответствующей процедуры представляет собой нарушениеправ на земельный участок в форме его самовольного занятия, для защиты откоторого специальными нормами земельного законодательства предусмотренотдельный перечень способов защиты (ст. 60–62 ЗК РФ).

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Взаключении подведем основные итоги. На основании изученного материала можносделать следующие выводы. Несмотря на различные мнения вотношении понятия собственности и права собственности можно утвердительноговорить, что второе вытекает из первого. Собственность – это совокупностьматериальных благ, принадлежащих одному или нескольким лицам, а право собственности– это совокупность юридических норм регулирующие отношения, возникающие поповоду собственности. Право собственности может быть приобретеносубъектами гражданско-правовых отношений по различным основаниям.

Рассмотрев первоначальные способы приобретенияправа собственности такие как: создание вещи; переработка вещи; самовольнаяпостройка; сбор общедоступных вещей; приобретение бесхозяйного имущества;приобретательная давность; приобретение права собственности на плоды,продукцию, доходы — можно выделить, что право нового собственника возникаетвпервые, либо не зависит от определенных характеристик предшествующего права иопределяется лишь законом. Право приобретается в полном объеме.

Во всех случаях приобретатель права собственностиосновывает свое право на событии или собственном действии (воли). Впервоначальных основаниях приобретения права собственности отсутствует институтправопреемства. А что касается производных оснований приобретения правасобственности видно, что во всех случаях право нового собственника базируетсяна праве предшествующего собственника. Если вещь обременена наличием на этувещь прав третьих лиц, то эти права обычно не утрачиваются при сменесобственника вещи, и переходят в собственность вместе с ней. То естьпроизводные основания приобретения права собственности базируются направопреемстве прежнего и нового собственника. Гражданский Кодекс РоссийскойФедерации целиком определяет все аспекты права собственности: от приобретениядо прекращения.

На данный момент законодательство РФ в сферерегулирования права собственности ведет свое развитие в направлении развитиячастной собственности, со снятием ограничений по количеству собственности уодного гражданина и расширения круга коллективных собственников, отличных отсоветских.

Прекращение права собственности представляет собой совокупностьюридических и фактических действий (событий), совершаемых собственником иликомпетентным органом, с которыми законодательство связывает утрату правасобственности, в результате чего последнее либо прекращает существовать вообще,либо возникает у иного субъекта гражданского права.

Само прекращение права собственности может быть добровольным, т.е. по воле собственника, и принудительным; утрата отношений собственностивозможна по объективным причинам независимо от воли и сознания собственника.

Современное гражданское законодательство не даёт легальногоопределения понятию право собственности, ограничиваясь лишь описанием егосодержания. Системное толкование статей Гражданского кодекса Российской Федерациипозволяет рассматривать право собственности как права владения, пользования ираспоряжения собственником своим имуществом, которые собственник осуществляетпо своему усмотрению, неся, как правило, бремя содержания и риск случайнойгибели или случайного повреждения имущества. Таким образом, при имеющемсязаконодательном подходе право собственности трудно отграничить от других вещныхправ, с одной стороны, и подчеркнуть всю специфику по сравнению с инымисубъективными вещными правами — с другой

Гипотеза подтвердилась в гражданскомзаконодательстве определился недочет, проблемой исследования являетсяотсутствие понятия права собственности в Гражданском кодексе РФ. Путем решенияэтой проблемы может стать, закрепление понятия «Право собственности» назаконодательном уровне.

В данной курсовой работе раскрыто правовоесодержание понятия права собственности, исследовано содержание правособственности граждан, выявлены субъекты права собственности, установлены формыправа собственности граждан и рассмотрены способы возникновения и прекращенияправа собственности, рассмотрены документы для подтверждения правасобственности, исследована судебная защита права собственности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ РЕСУРСОВ

 

Нормативно-правовыеакты

1 Конституция РоссийскойФедерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) в ред. ЗаконовРоссийской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014N 11-ФКЗ, от 14.03.2020 N 1-ФКЗ, с учетом изменениями, одобренными в ходеобщероссийского голосования 01.07.2020, действует с 04.07.2020) // СПС КонсультантПлюс. – Электрон. текст. дан. – Режимдоступа: Локальная сеть ПОУ «Уральский региональный колледж». – Дата обращения:10.10.2022.

2)               Гражданский кодекс Российской Федерации (ГКРФ) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022) // СПСКонсультантПлюс. – Электрон. текст. дан. – Режим доступа: Локальная сеть ПОУ«Уральский региональный колледж». – Дата обращения: 10.10.2022.

3)               Земельный кодекс Российской федерации от 28.09.2001 № 136-ФЗ (ред.от 14.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.10.2022) // СПСКонсультантПлюс. – Электрон. текст. дан. – Режим доступа: Локальная сеть ПОУ«Уральский региональный колледж». – Дата обращения: 10.10.2022.

4)               О государственной социальной помощи: Федеральный закон от17.07.1999 N 178-ФЗ (с изменениями от 28.12.2017 г., ред. Федеральных, от 22.12.2020N 431-ФЗ, от 29.12.2020 N473-ФЗ, от 30.04.2021 N 134-ФЗ, от 26.05.2021 N153-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ, от 01.07.2021 N 267-ФЗ)) // СПСКонсультантПлюс. – Электрон. текст. дан. – Режим доступа: Локальная сеть ПОУ«Уральский региональный колледж». – Дата обращения: 02.10.2022.

5)               О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации:Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // СПСКонсультантПлюс. – Электрон. текст. дан. – Режим доступа: Локальная сеть ПОУ«Уральский региональный колледж». – Дата обращения: 04.10.2022.

6)               О государственной регистрации недвижимости: Федеральный закон от13.07.2015 № 218-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс. – Электрон.текст. дан. – Режим доступа: Локальная сеть ПОУ «Уральский региональныйколледж». – Дата обращения: 14.10.2022.

Материалы судебной практики

7)               Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров,связанных с защитой права собственности и других вещных прав от 29.04.2010(ред. от 23.06.2015) // СПС КонсультантПлюс. – Электрон. текст. дан. – Режимдоступа: Локальная сеть ПОУ «Уральский региональный колледж». – Дата обращения:04.10.2022.

Учебная и научнаялитература

8) Аверин, А.Н. Динамикагосударственных минимальных социальных гарантий / А.Н. Аверин, А.В. Понеделков,С.А. Воронцов // Наука и образование: хозяйство и экономика;предпринимательство; право и управление. — 2018. — № 5. — С. 111-114.

9) Анисимов, А. П. Гражданское право. Общая часть : учебник длясреднего профессионального образования / А. П. Анисимов, А. Я. Рыженков, С.А.Чаркин под общей редакцией А. Я. Рыженкова. 4 изд., перераб. и доп.— Москва : Издательство Юрайт,2021. 394 с. (Профессиональное образование). ISBN 978-5534-02463-0.— Текст : электронный //ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:https://urait.ru/bcode/451243. (Дата обращения: 11.10.2022)

10)     Гражданское право. Особенная часть в 2 т. Том 1 : учебник для среднего профессионального образования / А. П. Анисимов, М. Ю. Козлова, А.Я. Рыженков, С. А.Чаркин под общей редакцией А. Я. Рыженкова. 6е изд., перераб. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2020. 351 с. (Профессиональное образование). ISBN 978-5534-07882-4. Текст :электронный // ЭБС Юрайт айт]. URL: https://urait.ru/bcode/453311. (Дата обращения:15.10.2022)

11)     Гражданское право. Особенная часть в 2 т. Том 2 : учебник для среднего профессионального образования / А. П. Анисимов, М. Ю. Козлова, А.Я. Рыженков, С. А.Чаркин под общей редакцией А. Я. Рыженкова. 6е изд., перераб. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2020. 224 с. (Профессиональное образование). ISBN 978-5534-07884-8. Текст :электронный // ЭБС Юрайт айт]. URL: https://urait.ru/bcode/453314. Дата обращения: 15.10.2022

12)     Гражданское право. Практикум : учебное пособие для среднегопрофессионального образования / А. П. Анисимов, М. Ю. Козлова, А. Я.Рыженков, А. Ю. Чикильдина под общей редакцией А. Я. Рыженкова. 2-е изд.,перераб. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2020. 333 с. (Профессиональное образование). ISBN 978-59916-9779-8. Текст : электронный // ЭБС Юрайт айт]. URL: https://urait.ru/bcode/451245. Датаобращения: 15.10.2022

Электронные ресурсы

13)          Система «Гарант», правовые базыроссийского законодательства-Гарант-Режим доступа https://www.garant.ru/(Дата обращения: 10.10.2022)

14)          Общероссийская сеть распространенияправового информации-Консультант-плюс – Режим доступа https://www.consultant.ru/(Дата обращения: 10.10.2022)

15)          Официальный сайт Высшего Арбитражного СудаРоссийской федерации- Режим доступа https://www.arbit.ru/(Дата обращения: 10.10.2022)

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А – Свидетельство о регистрации права на владениеземельным участком

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б – Свидетельствоо регистрации права на закрепление муниципального имущества


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет