X-PDF

Квадратное уравнение с модулем

Поделиться статьей

Квадратное уравнение с параметром

 

Важнейшая  задача   цивилизации-

                                                               научить человека мыслить.

Т. Эдисон

Умение решать уравнения и неравенства с параметрами -одно  из требований,       предъявляемых к выпускникам 9-х и 11-х классов.

Задачис параметрами вызывают у многих учащихся если не панический страх, то, покрайней мере,  неудобства.

Задачис параметрами традиционно  и заслуженно считаются наиболее трудными.

Каковыособенности этих задач в сравнении с традиционными задачами?

Во-первых, при  введении в задачу параметра возникаетсерия задач, т. е., по сути, это краткая запись бесконечного семействауравнений, получающихся из данного при любых действительных значенияхпараметра.

Во-вторых, наличие параметра не позволяет решатьзадачу по шаблону, а требует исследования, нужно выстраивать логическую цепочкурассуждений, искать путь решения.

 

 

Решениеквадратных уравнений с параметрами

       Если в уравнениинекоторые коэффициенты заданы не конкретными числовыми значениями, а обозначеныбуквами, то они называются параметрами, а уравнение — параметрическим.   

       Научиться решать любыезадачи с параметрами, используя какой-то алгоритм или формулы, нельзя.   Надоиспользовать соображения, рассматривать их как задачи исследовательские.

      Уравнение вида ах2 + bх + с = 0, а 0, где коэффициенты а, b, с – любые действительные числа,назы­вается квадратным.

 Квадратное уравнение называется приве­денным, если а

 Квадратное уравнение называют неприведенным, если а 1.

   Полное квадратное уравнение – это квад­ратное уравнение,в котором а, b, с отличны от нуля.

 Неполное квадратное уравнение – это уравнение, в которомодин или оба коэффициента b, с равны ну­лю.

Выражение b2 4ас называютдискриминантом квадратного уравнения.

Если  D < 0, то квадратное уравнение не имеет действитель­ныхкорней.

Если D= 0, то квадратное уравнение имеет единственный действительныйкорень  (или говорят,что это уравнение имеет два кратных корня ).

 Если D > 0, то квадратное уравнение имеет два различных действительныхкорня .

Теорема Виета. Если х1, х2корниквадратного уравнения ах + + с = 0,

а 0, то сумма корней равна , а их произведение равно.

Обратное  утверждение. Если числа х1, х2 таковы,что

,   ,   то эти числа – корни уравнения 

  ах2 + bх + с = 0, а 0.

        Значения параметра, при которых или при переходе черезкоторые происходит качест­венное изменение уравнения, можно назвать контрольными или особыми. Очень важно уметь нахо­дить их.

      При решении квадратного уравнения с параметрами кон­трольнымибудут те значения параметра, при которых коэффи­циент при х2 обращаетсяв нуль.

Если этот коэффи­циент равен нулю, то уравнение превращается влинейное;

если же этот коэффи­циент отличен от нуля, то имеем квадратноеуравнение, которое решается по иному алгоритму (меняется процедура решения, вэтом и состоит качественное изменение уравнения).

          Понятие квадратного трехчлена и его свойства.

       Квадратным трехчленом называется выражение вида ax²+bx+c, где a≠0. Графиком соответствующейквадратичной функции является парабола.

 Приa<0 ветви параболы направленывниз;  при a>0 ветви направлены вверх.

Выражениеx²+px+q называется приведенным квадратнымтрехчленом.

Взависимости от величины дискриминанта D=b²-4ac возможны следующие случаирасположения графика квадратного трехчлена:

при D>0      существуют две различные точкипересечения параболы с осью Ох (два различных корня трехчлена);

при D=0    эти две точки сливаются в одну, тоесть парабола касается оси Ох (один корень трехчлена);

при D<0   точек пересечения с осью Ох нет (икорней трехчлена нет).

Впоследнем случае при а>0 парабола лежит целиком выше оси Ох,

 приа<0— целиком ниже оси Ох

         . Расположениепараболы по отношению к оси абсцисс

в зависимости от  коэффициента  а  и дискриминанта.

 

 

a > 0

a < 0

D > 0

D = 0

D < 0

            Теоремы о знаках корней квадратного трехчлена.

 

Теорема 1. Для того, чтобы корни квадратного трехчлена имели одинаковые знаки,необходимо и достаточно выполнения соотношений:

    D=b²-4ac>0;     x1•x2=c/a>0.

Приэтом оба корня будут положительны, если  выполняется условие :

   x1+x2= —b/a>0 ,

аоба корня будут отрицательны, если

   x1+x2= -b/a<0.

 

 Теорема 2. Для того, чтобы корни квадратноготрехчлена имели разные знаки, необходимо и достаточно выполнения соотношения

   x1•x2=c/a<0.

Вданном случае нет необходимости проверять знак дискриминанта, поскольку привыполнении условия c/a<0 будет выполняться и условие ca<0, а это значит, что дискриминант D=b²-4ac>0.

 

                    Расположение  корней  квадратного  трехчлена на координатной плоскости.

 

    Рассмотримособенности расположения корней квадратного трехчлена с заданными свойствами накоординатной плоскости.

         Решение задач, для которых характерны следующие формулировки :           прикаких значениях параметра корни ( только один корень) больше (меньше, небольше, не меньше) заданного числа  р

   корнирасположены между числами p и q ит.д.;

опираетсяна утверждения о расположении корней квадратичной функции.

     При решении многих задач требуется знаниеследующих теорем и следствий.

Пусть f(х) = ах2 + bx + симеет действительные корни х1, х2 (которые могутбыть кратными), а М, N – какие-нибудь действи­тельные числа, причем М< N. Тогда:

Теорема 1. Для того чтобыоба корня квадратного трехчлена были меньше, чем число М (то есть лежалина числовой оси ле­вее, чем точка М), необходимо и достаточно выполнениесле­дующих условий:

 

  или 

 

                          

Теорема 2. Для того чтобыодин из корней квадратного трехчлена был меньше, чем число М, а другойбольше, чем М (то есть точка М лежала бы между корнями),необходимо и дос­таточно выполнение следующих условий:

  или    

Эти две системы можно заменить формулой .

       

Теорема 3. Для того чтобыоба корня квадратного трехчлена были больше, чем число М (то есть лежалина числовой оси правее, чем точка М), необходимо и дос­таточновыполнение следующих условий:

  или 

           

Следствие 1. Для того, чтобы обакорня квадратного трехчлена были меньше, чем число М, но меньше, чемчисло N (то есть лежали в интервале между М и N,необходимо и достаточно выполнение следующих условий:

  или 

 

Следствие 2. Для того чтобы большийкорень квадратного трехчлена лежал в интервале между М и N,необходимо и достаточно выполнение следующих условий:

  или    

     

Следствие 3. Для того чтобы толькоменьший корень квадратного трехчлена лежал в интервале между М и N,необходимо и достаточно выполнение следующих условий:

  или    

  

Следствие 4. Для того чтобы один изкорней квадратного трехчлена был меньше, чем число М, но меньше, адругой больше, чем число N (то есть отрезок МN лежал внутриинтервала между корнями), необходимо и достаточно выполнение следующих условий:

  или    

 

Акцентировать внимание надо на то, что здеськонтрольными являются: направление ветвей параболы, знаки значений f(M),f(N), расположение вершины параболы.

Задача1. При какихзначениях параметра  а уравнение  х2+2∙(а+1)х+9=0 имеет дваразличных положительных    корня?

Решение.Так как поусловию корни различны, то D>0.Воспользуемся теоремой 1(о знаках  корней квадратного трехчлена).Составим систему :

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.49%
НЕТ
41.51%
Проголосовало: 954

                  D= (a+1)2— 9>0,                     (a-2)∙(a+4)>0,

                 x1∙x2=9>0,                 <=>        a< -1.

                 -2∙(a+1)>0.

          

               Решив последнююсистему, получим , что -∞<a< -4 .

Ответ:-∞<a< -4 .

 

Задача2.  Прикаких значениях параметра а уравнение х2-4х + (4-а2)=0имеет два корня разных знаков?

Решение.Воспользуемсятеоремой 2 ( о знаках корней квадратного трехчлена). Запишем условие:

                                    

                                                         4-а2 <0

                                                         а2 > 0

                                                        │а│> 2  =>  а< -2 и а> 2.

Ответ:а<-2 и а>2 .

Задача3. При какихзначениях параметра а уравнение х2 – 2ах + а2 – а-6 =0 имеет два разных отрицательных  корня?

Решение.Воспользуемся теоремой 1 (о расположении корней квадратного трехчлена) и запишем систему :

                                     D>0 ,                а+6>0,

                                    x0<0 ,                a<0,

                                    f(0)>0 ;             a2a-6>0.

 Решив последнюю систему, получим  -6<a<-2 .

 

Ответ: -6<a<-2.

Задача4. При какихзначениях параметра а число 2 находится между корнями квадратного

                уравнения

                                         х2 + (4а+5)∙х + 3-2а =0. 

 

Решение.Пусть х1и х2 корни квадратного трехчлена, причем х1<2<х2.Воспользуемся теоремой 2  (о расположении корней квадратного трехчлена)и запишем систему :

                  

               D= 16a2 +48a +13 >0,

               F(2)= 22 + (4a+5)∙2 +3- 2a<0.

 

                 Решив систему, получим 17+6а<0  или а < -17/6 .

                 

Ответ:а< -17/  6.

 

Задача5. При какихзначениях параметра  а корни уравнения

 4х2– 2х + а =0

находятсямежду  числами -1 и 1?

 

Решение.Так каккорни находятся между числами -1 и 1,

 То     -1<х1<1          и          -1<х2<1.          Воспользуемся

 Следствием1   и составим систему :

 

                 -1< х0=2/4< 1,              6 + а >0 ,

                 4∙(4+2+а)>0,     =>       2 + а >0 ,                   

                 4∙(4 -2+а)>0,                4 – 16а>0;

                 D=(-2)2 — 4∙4а >0;

                  

                 Решив систему, получим  -2< а < ¼.

 

Ответ:-2< а < ¼.

 Задания на соотношения между корнями квадратных уравнений (применение теоремыВиета)

1. При каких а сумма квадратов двух различных корней уравнения

        ах2 +6х — 6 = 0     больше 3?

2. При  каких а разность корней уравнения

        2 — ( а+1)х + (а -1) = 0    равна ихпроизведению?

      Заданияна взаимное расположение корней уравнения.

1.При каких а уравнение 

         х3 — (2а +1)х +3х — 4 =0 

имеетдва корня, один из которых меньше 2, а другой больше 2 ?

2. При каких а корни уравнения

         ах2 — (2а +1)х +3а — 1 =0            больше1?

3. При каких а корни квадратного трехчлена

         (2а — 2)х2 +(а +1)х +1

 больше-1, но меньше 0?

 

 

                                                                                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

                           

 

 

 

            

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                     Список  литературы

 

 

     1 .Локоть В.В.

         «Задачи с параметрами. Линейные и квадратные уравнения,                неравенстваи системы»    Учебное пособие М. АРКТИ, 2005(Абитуриент);

.    2. Амелькин В.В.

      Задачи с параметрами   – М.: Асар, 1996.

3.  Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С.

      Задачи с параметрами. – М.: Илекса,    2005.

 4.   Дорофеев Г.В.

       Решение задач, содержащих параметры.

    5.  Цыганов Ш.

       Десять правил расположения корней квад­ратноготрехчлена

       Математика. – 2002. №18.-с. 19-23.

 7.  Цыганов Ш.

       Квадратные трехчлены и параметры

       Математика. – 1999. №5. -с. 4-9.

                                                                                                                                                  

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.49%
НЕТ
41.51%
Проголосовало: 954

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет