МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ №45 «Ручеек» (МБДОУ №45 «Ручеек»)
квест — игра «Моя Родина -Россия» для детей старшего дошкольного возраста.
Введение
«Любовь к родному краю, родной культуре,родной
речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему
жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь,
эта любовь переходитв к родной стране, к ее истории,
прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Д.С. Лихачев.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всехчеловеческих начал. Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых ивысоконравственных детей. С младенчества ребенок слышит родную речь, песни матери и сказки,которые открывают ему окно в мир, вселяет надежду и веру в добро. Слушаясказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ. Народные игры, сказки,пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей стране.
Цель:дать воспитанникам ДОУ новые знания о России, как омногонациональной стране, воспитание чувства патриотизма, актуализация ирасширение представлений обучающихся о своей Родине, закрепить знания о рыбахнаселяющих Донские водоемы.
Задачи:
— развивать познавательный интерес и познавательную активностьобучающихся;
— учить детей работать в командах, вести предметный диалог;
— обогащать словарный запас детей; развивать навыки активного речевогообщения; расширять кругозор обучающихся, развивать их творческие способности,мышление, память, внимание, воображение, навыки контроля и самоконтроля;
— способствовать формированию таких качеств личности, как гордость засвою Родину, уважение к историческому прошлому и настоящему страны, бережноеотношение к традициям своего народа; прививать чувство любви к Родине.Способствовать воспитанию у обучающихся экологической культуры.
Воспитание патриотизма – основасовременной системы образования. Решая задачи патриотического воспитанияподрастающего поколения, мы используем различные формы организации детскойдеятельности. Одной из форм работы являются квесты.
Квесты оченьпривлекательны для детей. Эти игры всегдаэмоционально насыщены, наполнены разнообразными движениями, различными заданиями.
Так с целью формированияу детей старшего дошкольного возраста чувствагордости за свою Родину, понимания своей принадлежности к родному краю мыподготовили и провели с детьми квест-игру: «Моя Родина — Россия».
Игра проходит в виде путешествия по станциям на территории детского сада.
Наша квест-игра «Моя Родина — Россия», будет проходить по станциям:
1. «От малого к большому».
2. «Как у нас на Дону».
3. «Русские народные песни».
4. «Русские народные промыслы»
5. «Моя многонациональная страна»
Первая станция: «От малого к большому».
Любовь маленького ребенка – дошкольника к родине начинается с отношения ксамым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому,улице на которой он живет, детскому саду. Ведь с воспитания всех этих чувствначинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать болеесложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
Всвязи с этим было разработано наглядно-дидактическое пособие: кругипатриотического воспитания «От малого к большому».
Ребята знакомились с достопримечательности: села, района, области, России.
Вторая станция: «Каку нас на Дону».
«Блещасредь полей широких,
Вонон льется!.. Здравствуй, Дон!
Отсынов твоих далеких
Япривез тебе поклон.»
А.С.Пушкин
Кто они такие?
Поземле не ходят,
Нанебо не смотрят,
Звёздне считают,
Людейне знают. (Ответы детей)
Ценные рыбы реки Дон ….
Цель занятия: Создание условий дляознакомления с названиями рыб.
Ребята закидывали невод в реку и ловилидонскую рыбу: Тарань, Лещ, Карп, Сазан, Судак, Чехонь, Щука
Третья станция: «Русскиенародные песни». Правильно отгадав загадки, дети слушали русскую народную песнюс ответом загадки в исполнении хора.
Загадки |
Русские народные песни |
В день веселых именин Выпекают хлеб один,
Кого любишь, …! Ответ: Каравай |
Каравай, каравай! |
Не заботясь о погоде, В сарафане белом ходит,
Май серёжки дарит ей. Ответ: Берёза |
Во поле Берёза стояла, Во поле кудрявая стояла…….. |
Невидимкой, осторожно
И рисует, как художник, Он узоры на окне… Ответ: Мороз |
Ой мороз, мороз Не морозь меня …….. |
Ответ: Гусь
|
Жили у бабуси, Два веселых гуся……. |
Ответ: Валенки |
Валенки да валенки Ой да не подшиты стареньки |
Четвертая станция: «Русские народныепромыслы»
Дидактическая игра «Угадай промысел».
Цель: Формировать знания детей о традиционных русских народныхпромыслах (гжельской, хохломской, городецкой, дымковской и жостовской росписях)
Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культурубогатой и неповторимой. Расписные предметы, игрушки и изделия из ткани увозят ссобой туристы в память о нашейстране. Почтикаждый уголок России имеет собственный вид рукоделия, ребята познакомились ссамыми яркими и известными из них: Хохломская роспись, Гжельская роспись,Городецкая роспись, Дымковская роспись, жостовская роспись.
Физминутка:«Моя страна»
Посмотрю на карту я: (вытягивают вперёд прямыеладони)
Вот российская земля. (поочерёдно соединяютодноимённые пальцы рук) Есть леса тут и озёра, Горы, реки и моря.
Я люблю тебя, Россия, (крепко сжимают в «замок»)
Ты же Родинамоя! (прикладывают руки к груди)
Пятая станция: «Моя Россия — многонациональная страна»
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина — Россия,
У нас у всех одна.
Накарте изображены разные народы нашей России:
Русские
Армяне
Белорусы
Молдовы
Таджики
Грузины …
Рассказвоспитателя: знакомство детей с национальными костюмами.
(Ребята были одеты в национальные костюмы:армянский, белорусский, казачий, русский народный).
У каждого народа есть свой национальныйкостюм. Каждый из нас должен помнить — «Мы разные- в этом наше богатство, мывместе – в этом наша сила!!»Ключевое слово в этой фразе- «Мы», именно онообъединяет нас, таких разных, но живущих вместе Россиян.
Ребята вы справились со всеми заданиями. Вымаленькие патриоты нашей большой страны
Подведениеитогов. Ребята получили от игры заряд положительныхэмоций и пополнили свои знания об истории, культуре и традициях родной страны.
Используемыеметоды, приемы: метод демонстрации, игровой метод, рассказвоспитателя, слушание музыки, беседа, методы повышения познавательнойактивности.
Педагогическая ценность данного мероприятия заключается в формированииотношения к таким понятиям как патриот, гражданин, Родина, Россия, формированиичувства гордости за свою страну, а также в том, чтобы показать детям, как можновыразить свое отношение к Родине в песнях, стихах, игре. В ходе игры детиприобретают новые знания о России, о родном селе, проявляют свои творческиеспособности, желание продемонстрировать свои знания.
В результате реализации квест-игры «Моя Родина -Россия» предполагается:
1. Формирование у детей позитивного отношения кистории, культуре, государственным символам своей страны.
2. Повышение духовной культуры детей.
3. Уважительно относиться к символам России, кистории Родины.
4. Рассказывать о родной стране с гордостью.
Чувство патриотизма очень сложное посвоему содержанию и не может быть определено несколькими словами. Становлениепатриотических чувств проходит постепенно в процессе накопления представленийоб окружающем мире, малой родине. Где человек родился и живет, формированиеосознанного, ответственного отношения к своей стране, планете.
Литература:
1. «Моя Родина — Россия». Комплект из 5 книг для занятий с детьми старшегодошкольного и младшего школьного возраста. Методические рекомендации.Издательство «Школьная Пресса». – 2014
2. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е., Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитаниедошкольников (Подготовительная группа.) – М. : «Издательство Скрипторий2003», 2008. – 96 с.
3. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитаниенравственно-патриотических чувств.Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ// Авт. -сост. Натарова В. И. и др. – Воронеж:ТЦ «Учитель», 2005.-205с.
4. Запесочная Е. А. Мы живем в России. – М. : Дрофа, 2013. – 32 с. : — ил. – (Вокругесть мир)