Министерствообразования республики беларусь
Управлениепо образованию оршанского райисполкома
государственноеучреждение образования
«заболотскаясредняя школа оршанского района»
Квест– игра
«ПУТЕШЕСТВИЕКАПЕЛЬКИ»
Подготовила и провела
воспитатель дошкольногообразования
Крюкова Наталья Петровна
а.г. Заболотье
2022-2023 уч.г.
Квест – игра
«ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ»
Задачи:
Образовательные:
- Расширять представления детей о состояниях воды в природе;
· Закреплять знания о природных явлениях:испарении, образовании льда, и т.д.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес к процессу познания; любознательность, мелкую моторику рук; память.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное, созидательное отношение к воде;
- Воспитывать коллективизм, чувство сопереживания за друзей;
- Воспитывать желание работать в лаборатории;
Оборудование: емкость с водой, пластмассовые ложечки, губка,стаканчики, молоко, яйцо, соль, термос, зеркало, лейка с водой, стаканчик сземлей, лед, медицинские перчатки, белые халаты, иллюстрации с изображением сосульки,пара, инея, росы, града, снега, ручейка, дождя, глобус, письмо в конверте,бумага голубого цвета, ножницы, бутылка с питьевой водой -5 л., стрелки –указатели. Аудиозапись со звуками дождя, ручейка, речки, моря,океана. Шапочки капелек и тучки.
ХОД КВЕСТА:
Воспитатель (В):
— Ребята, послушайте, пожалуйста, загадку и скажите, про чтоона.
Она необходима всем. Одним- чтобы плыть, Другим – чтобы жажду утолить, Третьим – что-нибудь помыть, А хозяйкам, чтобы кушанье разное варить! |
|
В :
-Как вы думаете, очем загадка?
Правильно, о воде, Сегоднямы поговорим о воде, о ее чудесных превращениях, как она путешествует.
Узнаем,где встречается в природе, и для чего она нам нужна.
(показглобуса)
-Вот так наша планета Земля выглядит изкосмоса. Это модель нашей Земли, уменьшенная во много раз и называется глобус.То, что обозначено на нем голубым цветом – это вода. Как вы видите, на Землеочень много воды, но не вся она пригодна для животного,растительного мира и человека.
Агде в природе можно встретить воду?
(Вреке, океане, море, роднике).
Водав океане называется океаническая, в море, в реке, в роднике? (морская, речная,родниковая).
Раздается стук в дверь, заносят письмо от Капельки.
Воспитатель: (Читает письмо.) Представленная информация была полезной? ДА 59.38% НЕТ 40.62% Проголосовало: 1167 Вы слыхали о воде? Говорят, что я везде? В луже, в море, океане! И в водопроводном кране. Как сосулька замерзаю. В лес туманом заползаю. |
На плите у нас кипит. Паром чайника шипит. Без меня вам не умыться. Не наесться, не напиться. Без меня вам не прожить. Да о чем и говорить. (Н. Рыжова «Волшебная вода») |
В: (Продолжаетчитать письмо)
—Здравствуйте, мои дорогие. Высылаю вам задания, выполните их, и тогда в конце вас ждет сюрприз. Первое задание -надо отгадать, в каких состояниях я могу быть.
Рассыпались алмазики На лугах из «тазика» . Солнце раннее взойдёт, Всё лучами подберёт! (роса)
Шумит он в поле и саду, А в дом не попадет. И никуда я не иду, Покуда он идет. (Дождь)
На всех садится, никого не боится. (Снег)
Не снег и не лед, А серебром деревья уберет. (Иней)
Растет она вниз головою, Не летом растет, а зимою. Но солнце ее припечет – Заплачет она и умрет. (Сосулька)
Много этого добра Возле нашего двора, А рукою не возьмешь И домой не принесешь. (Туман)
Звездочка, кружась, сверкает, Стала капелькой в руке, Как слезинка на щеке. (снежинка)
|
|
В: Молодцы, ребята. Справилисьс этим заданием.
Читаем дальше письмо: «Строго держите путь по стрелкам».
Первая стрелка приводит в «Лабораторию опытов», (надеваем халаты и проводим опыты).
Опыт №1 Даюдетям два стаканчика — один с водой, другой — пустой, и предлагаю аккуратноперелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая.Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, нетекла бы из крана.
Перед ребенком стоят два прозрачныхстаканчика: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика размещаю ложечки.В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему? Перед нами молоко ивода, в стаканчике с водой мы видим ложку, а в стаканчике с молоком – нет.Вывод: вода прозрачная, а молоко – нет.
Опыт № 2 Приношукубики льда в помещение, поместив каждую в отдельную емкость, чтобы каждыйребенок наблюдал за своим. Дети следят за состоянием кубиков льда в тепломпомещении. Обращаю их внимание на то, как постепенно уменьшаются кубики льда.Что с ними происходит? Важно, чтобы дети обратили внимание на то, чтоотличающиеся по величине куски льда растают за разные промежутки времени.Вывод: лед, снег — это тоже вода.
Опыт №3 Предлагаю детям рассмотретькусочек льда (лед — это твердая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменитли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или наладошку? Нет, в любом месте он остается кубиком (до тех пор, пока не растает).А жидкая вода? Пусть ребята нальют воду в кувшин, тарелку, стакан, наповерхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, вкотором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая водане имеет формы. Опыт можно дополняем следующими наблюдениями: разлить воду поразным емкостям (банка низкая и широкая, а другой узкий в высокий сосуд), вперчатку налить воды. Вывод: вода принимает форму того предмета, в котором находится.
Опыт №4 Берем термос с кипятком. Открываемего, чтобы дети увидели пар. Но нужно еще доказать, что пар — это тоже вода.Помещаем над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды,показываем их детям. Вывод: пар- это агрегатное состояние воды.
Опыт №5. На ваших столах стоятлейки с водой и стакан с землей. Представим себе, что это наша земля. Теперьвозьмите лейку с водой и перелейте в стакан с землей, как — будто идет дождь.Посмотрите, вся влага впиталась? (ответы детей). Вода просочилась через почву,напоила растения, и пополнила запасы грунтовых вод. Затем, что происходит?Солнышко пригревает землю, под ее лучами влага, которая попала в почву,постепенно превращается в пар, сейчас мы это с вами уже видели.
Принагревании воды образуется пар. Как известно, пар поднимается вверх. Высоко внебе температура окружающей среды гораздо ниже. При охлаждении пар превращаетсяв капельки воды. Когда их собирается много, образуется дождевая тучка, и снована землю выпадает дождь.
Опыт №6 .Подготавливаем два стакана – ссоленой и пресной водой. Опускаем по одному яйцу в каждый стакан. В стакане спресной водой яйцо опустилось на дно, в соленой – всплыло. В соленой воде легчеплавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в нейчастички соли.
Опыт №7.Перед вами стоятемкости с водой. Представим, что это водоем. Возьмите губки. Что можно сказатьо весе губки? (губка легкая). Губка будет служить нам тучкой. Опустите губку вмиску и подождите, чтобы она впитала воду. Поднимите и скажите, какая по весустала губка (тяжелая). Сожмите ее над миской. Что произошло? Из тучкипошел дождь. Мы с вами наблюдали, как образовывается туча и идет дождь. Поокончании опыта дети вытирают руки салфеткой.
В: Чтоможно сказать о воде, дети? Она стоит на месте? Вода в природе все время движется и меняет свои формы.Вам понравились опыты?Ищем следующую стрелку (Лабораториявеселья).
В: Я предлагаю поиграть в игру «Ходят капельки пo кругу». (Играсопровождается звуками дождя, ручейка, речки, моря, океана). Сейчас выпревратитесь в капельки (дети надевают шапочки капелек), а я в тучку(воспитатель надевает шляпу).
Игра ручеек.
В:продолжается наш квест и мы снова ищем, куда отправит нас третья стрелка. (Лабораториясказки)
В: Послушайте сказкуПутешествие капельки.
Жила-быламаленькая капелька. Она и ее подружки сидели в большом облаке, весело смеялисьи разговаривали. День ото дня облако становилось все больше и больше, пока водин день не пролилось на землю дождем. «Прощайте!» — только и успела крикнутьКапелька, как уже летела по направлению земли. Капля просачивалась в землюмежду корнями растений и постепенно попала в небольшой ручеек. «Ой, куда это япопала? А сколько здесь воды! И куда это мы бежим?» — удивлялась Капелька.Ручеек же, весело журча, нес нашу Капельку к реке.
Воттут-то Капелька удивилась еще больше. Никогда в своей жизни она не видела такмного воды! Все казалось ей новым и интересным. Заметив маленьких рыбок,плавающих в реке, она подумала: «А это кто такие? Надо обязательно с нимипознакомиться!» Но не успела, так как стало пригревать солнышко, и Капелькаиспарилась, превратилась в пар. Теперь она уже не стремительно падала вниз кземле, а плавно парила вверх к облакам. «Я лечу!» — прошептала Капелька. Когдаона была уже достаточно далеко от земли, то почувствовала, что становитсяпрохладно. «Пo-моему, я снова превращаюсь в водяную капельку», — подумала она.В это время как раз рядом с ней проплывало красивое белое облако, и Капелька срадостью к нему присоединилась. Облако состояло из множества других маленькихкапелек, которые наперебой рассказывали друг другу о том, какие интересныеприключения с ними случились на земле.
В: дети,вода находится в постоянном движении. При выпадении осадков большая частьпопадает в океан, а меньшая часть выпадает на суше. У воды, выпавшей на суше,есть два пути:
-часть собирается в ручейки, реки и попадает в озера и водохранилища;
-вторая часть воды, просачиваясь через почву, питает растения и пополняет запасыгрунтовых вод.
Круговоротводы является грандиозным процессом на поверхности Земли.
В: ребята, нам нужнопоторопиться. Кто самый внимательный? Вы нашли очередную стрелку? Какназывается наша лаборатория?
Лаборатория поделок.
В: я предлагаю вам изобразить состояние капельки в разноевремя года. Давайте вспомним, в каком виде ее можно встретить зимой, весной,летом и осенью. Я предлагаю вам на выбор сделать снежинку, сосульку, капелькулетнего дождя.
Дети занимаются творчеством.
В.: (Читает письмо опять). Какие вы молодцы,справились со всеми заданиями. Поэтому я вам по почте прислала бутылкучистейшей воды. Берегите меня – «воду», дорогие мои! Доскорой встречи!