Игра-викторина Путешествие вСредневековье. 6-й класс
( в рамках Недели гуманитарных наук)
Целиигры: повторениеи систематизация знаний по курсу истории средних веков, обобщение пройденногоматериала в игровой форме
Задачи:
· Образовательная: систематизировать иобобщить знания учащихся
· Развивающая: развивать гуманитарнуюкультуру школьников, приобщить учащихся к мировой культуре, развиватькоммуникативные умения при работе в группе или команде, решать поставленныезадачи, готовить сообщение.
· Воспитывающая: воспитывать уважение кистории, культуре и традициям народов эпохи средневековья, способствоватьукреплению чувства товарищества в групповой работе.
Правилавикторины: викторинасостоит из пяти туров. Перед выполнением задания объясняются правила,требования к содержанию ответа.
Этапы викторины
I.Организационный этап. Класс делится на две команды, выбирают капитанов, придумываютназвание.
II.Выполнение заданий викторины.
III.Подведение итогов.
Ход викторины.
1.Организационныйэтап
-Ребята,вы заканчиваете изучение Истории средних веков.
-Скажите,почему они называются средними?
(второйпериод Всемирной истории, начавшийся с V века и продолжавшийся до XV, междуДревним миром и Новым временем)
-Чем жеэтот период отличается от других?
(Онаобладает особенным, неповторимым обликом, который складывался на протяжениитысячи лет. В средние века появились многие из ныне существующих городов.Города превращаются в центры ремесла и торговли. Складывается товарноехозяйство. В некоторых странах началось освобождение крестьян от личнойзависимости за выкуп. Рост городов и развитие торговли подготовили условия дляобразования централизованных государств и возникновения сословных собраний. Всредние века образовались государства, существующие и поныне: Англия, Франция,Россия и другие).
-Ребята,скажите, любите ли вы путешествовать?
-А чтодля вас путешествие?
-Вот мыс вами сегодня и отправимся в путешествие, но необычное!
Япопрошу вас закрыть глаза и взяться за руки…
Мимобелого тумана,
Мимо жёлтого тумана,
Мимо чёрного тумана,
Мимо стран и городов,
По лесам и океанам,
По пустыням и полянам
Понарошку без обмана
Мы летим среди миров.
Тише, тише, раз, два, три:
Открывай глаза — смотри!
Япредлагаю сыграть в игру под названием “Путешествие в средневековье”.
Играсостоит из нескольких небольших туров, в каждом туре свои задания, которые ябуду объяснять по ходу нашей игры.
Правилаигры:
1. Выборкапитана команды.
2. Отвечатьможно каждой команде по очереди.
3. Если перваякоманда отказывается отвечать на вопрос или отвечает, неправильно ход переходитк команде соперников. За выкрики с места команда лишается очков.
4. Правильныйответ, каждая из команд, дает, с разрешения капитана и посовещавшись.
5. В конце игрывсе очки суммируются и учитель подводит итоги.
6. Самыхпобедителей активных игроков ждет награда.
7. Капитанкоманды следит за активностью игроков, руководит обсуждением вопроса, делаетвыбор — кому отвечать от имени команды.
8. Правильныйответ – 10б, ответ с неточностями – 5б, дополнение команд –3б
2.Выполнениезаданий викторины
Iтур: “Разминка”
Задачаэтого тура – ввод конкурсантов в круг понятий, фактов, исторических личностей,которые относятся к теме игры.
Каждаякоманда отвечает на 5 одинаковых вопросов, написанных на листочках
1. Глава католическойцеркви. (Папа Римский)
2. Родинаарабов. (Аравийский полуостров)
3. Явление,когда государство делится на части. (Раздробленность)
4. Грамота опрощении грехов. (Индульгенция)
5. Состязаниерыцарей в силе и ловкости. (Турнир)
IIтур: “Башня событий”
Средниевека были полны важными и интересными событиями. Давайте вспомним некоторые изних.
Дляответа команде достаточно поднять карточку с буквой правильного ответа -А, Б или В.
1. Когдапроисходило Великое переселение народов?
А)IV-VII вв. Б) III-IV вв. В) I-II вв.
2. Вкаком году Карл Великий был провозглашен императором?
А) в 800году Б) в 500 году В) в 395 году
3. Когдапроходила Столетняя война?
А) 1337– 1453 г. Б) в 1300 -1400 г. В) 1360-1459 г.
4. Когдапроходил первый Крестовый поход?
А)1095-1098 гг. Б) 1094-1097 гг. В) 1096-1099 гг.
5. Когдапроизошло разделение христианской церкви на Западную и Восточную?
А) 1080г. Б) 1200г. В) 1054 г.
6. Когдапроизошла гибель Византийской империи?
А) 1453г. Б) 1553г. В) 1353 г.
IIIтур “Замок личностей ”
Этотконкурс посвящается, как вы уже догадались, историческим личностям, которые ивершили историю.
Определите,кто изображен на слайдах (слайды)
1.Ктоизображен?(Ж Дарк)
2. Ктоизображен? ( король Артур)
3. Ктоизображен? (Мухаммед)
4. Оком идет речь в документах (задание воспринимается на слух)
А)Первоначальноон был вождем одного из германских племен, а затем королем обширногогосударства на территории бывшей римской провинции Галлии. Вероломный, коварныйи хитрый, для достижения цели он не останавливался ни перед чем. Крестилфранков. (Хлодвиг)
(Король франков,правил в 481/482 — 511 годах, из династииМеровингов. Хлодвиг был, безусловно, одним из самых крупных политиковсвоего времени и, пожалуй, единственным великим королём династии Меровингов.)
Б)Старшийсын Пипина Короткого и Бертрады Лаонской. По имени Карладинастия Пипинидов получила название Каролингов. Ещё при жизни именовался«Великим».(Карл)
В)Популярный герой средневековых английских народных баллад,предводитель лесных разбойников. По преданию, действовал со своейшайкой в Шервудском лесу около Ноттингема — грабил богатых,отдавая добытое беднякам.(Робин Гуд)
IVтур: “Стена понятий”
Этотконкурс построен по настоящему правилу рыцарского турнира. Каждый из членоводной команды имеет право выбрать себе противника из другой.
Предлагаемыепонятия:
· Династия(ряд последовательно правящих монархов из одного и того же рода)
· Хартия(грамота, дававшая или подтверждающая те или иные права)
· Десятина(Налог на содержание церкви, 1/10 часть доходов)
· Феодальноепоместье (Большое хозяйство феодала, где владельцы земли эксплуатироваликрестьян)
· Повинности(Принудительные обязанности)
· Барщина (Всеработы крестьян в хозяйстве господина)
· Оброк(Платежи крестьян феодалу продуктами или изделиями)
· Сословия(Большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися понаследству)
Vтур: “Внимание на экран”.(слайды)
1.ПередВами изображение средневекового храма.
Определите:что это за храм? К какому художественному стилю относится это сооружение?(Нотр-Дам де Пари. Готика)
2. Чтоэто за средневековая профессия? (Инквизитор)
3. Накартине изображено событие, вошедшее в историю под названием “Черная смерть”.Что это за событие?(Чума)
4. Священнаякнига мусульман?(Каран)
3.Подведениеитогов игры-викторины.
Итак,победу одерживает…. команда.
Молодцы!Видно, что многое знаете. Многое вспомнили, то, что успели забыть.
Скажите,а зачем нам всё это необходимо знать? Для чего мы изучаем историю среднихвеков?
Конечно,первое, что приходит на ум, это рыцари, рыцарские турниры, средневековые замки,но эпоха средневековья знаменита и тем, что в это время появилось много изобретений,новшеств, достижений культуры, которые используются в современной жизни.Порой, мы с вами и не догадываемся, что те “новинки”, которыемы используем в нашей современной жизни, родом из средневековья.
В средние века образовалосьбольшинство народностей и государств современной Европы.
В средние века возниклипервые университеты, многие из которых продолжают существовать и сегодня(старейшими университетами считаются Болонский, Оксфордский, Парижский),
Одним извлиятельных институтов, унаследованных миром от средневековья, являетсяцерковь.
Многиегорода современной Западной Европы сохраняют “аромат” средневековой эпохи впланировке, архитектуре,
Сегодня,ребята, вы состязались не в силе и ловкости, а в заданиях, находчивости,смекалке и эрудиции. И эти качества не менее важны, а порой даже и более, таккак они помогают нам в решении сложных жизненных ситуаций, создают уверенностьв себе и устойчивую жизненную позицию.
Спасибоза внимание!
