X-PDF

Лабораторная работа № 4.

Поделиться статьей

Прямая на плоскости

1. Цель работы

Приобретение умений переходить от одного вида уравнения прямой к другому, строить прямые в декартовой прямоугольной системе координат, по рисунку записывать уравнение прямой.

2. Содержание работы

1) Запишите общее уравнение прямой (табл. 1, задание А) в виде:

– уравнения с угловым коэффициентом,

– уравнения в отрезках на осях,

– нормального уравнения.

Решение оформите в тетради.

2) По виду уравнений прямых (табл. 1) укажите особенности в расположении каждой прямой относительно осей координат и постройте эти прямые в декартовой прямоугольной системе координат. Решение оформите в тетради.

3) По эскизам (табл. 2) напишите уравнения изображенных прямых. Решение оформите в тетради и сдайте на проверку.

3. Общие сведения и примеры выполнения заданий

Углом наклона прямой к оси Ox называется угол a, образованный прямой с положительным направлением оси абсцисс (рис. 1).

Число k = tg a называется угловым коэффициентом прямой. Если a – острый, то k &gt . 0, если a – тупой, то k &lt . 0, если a = 0, то k = 0, если a – прямой, то k – не существует.

 
 

Рис. 1

Различные виды уравнения прямой на плоскости.

1. Уравнение прямой, проходящей через заданную точку M 1(x 1 . y 1) в данном направлении k:

yy 1 = k (xx 1). (1)

2. Уравнение прямой с угловым коэффициентом:

y = kx + b. (2)

k &gt . 0, b &gt . 0 k &gt . 0, b &lt . 0 k &lt . 0, b &gt . 0 k &lt . 0, b &lt . 0
    a b     a   b     b a     a   b  
k &gt . 0, b = 0 k &lt . 0, b = 0 k = 0, b &gt . 0 k = 0, b &lt . 0
    a     a     b     b    

3. Уравнение прямой, проходящей через две заданные точки M 1(x 1 . y 1) и M 2(x 2 . y 2):

. (3)

Угловой коэффициент прямой в этом случае:

. (4)

Если x 2x 1 = 0 в знаменателе формулы (3), то получим уравнение прямой, параллельной оси Oy:

x = x 1. (5)

Если y 2y 1 = 0 в формуле (3), то получим уравнение прямой, параллельной оси Ox:

y = y 1. (6)

4. Уравнение прямой в отрезках на осях:

. (7)

a &gt . 0, b &gt . 0 a &gt . 0, b &lt . 0 a &lt . 0, b &gt . 0 a &lt . 0, b &lt . 0
       

5. Нормальное уравнение прямой:

x cos a + y sin a – p = 0, (8)

где p = | ON | &gt . 0, ON – отрезок, перпендикулярный прямой, называется нормалью . a – угол между нормалью и положительным направлением оси Ox (рис. 2).

Рис. 2

6. Общее уравнение прямой:

Ax + By + C =0, (9)

где хотя бы одно из чисел A или B не равно нулю. Числа А и В называются коэффициентами, а число Ссвободным членом.

A = 0 B = 0 C = 0 A = 0, C = 0 B = 0, C = 0
By + С = 0 – прямая параллельна оси Ax + C = 0 – прямая параллельна оси Ax + By = 0 – прямая проходит через начало координат By = 0 или y = 0 – прямая совпадает с осью Ox Ax = 0 или x = 0 – прямая совпадает с осью Oy

Пример 1. Запишите общее уравнение прямой 5 x + 3 y + 7 = 0 в виде: а) уравнения с угловым коэффициентом . б) уравнения в отрезках на осях . в) нормального уравнения.

Решение. а) Приведем уравнение 5 x + 3 y + 7 = 0 к виду (2). Для этого слагаемое с y перенесем вправо:

–3 y = 5 x + 7

и разделим на коэффициент при y:

.

Сравнивая полученное уравнение с (2), замечаем, что , .

б) Приведем общее уравнение к виду (7). Для этого свободный член перенесем вправо:

5 x + 3 y = –7

и обе части уравнения разделим на этот свободный член:

или .

Сравнивая полученное уравнение с (7), видим, что , .

в) Приведем уравнение 5 x + 3 y + 7 = 0 к виду (8). Для этого найдем число , которое называется нормирующим множителем, где знак перед корнем в знаменателе выбирают противоположным знаку свободного члена С исходного уравнения Ax + By + C =0:

,

умножим теперь исходное уравнение на нормирующий множитель:

.

Сравнивая полученное уравнение с (8), очевидно, что , , .

Пример 2. Постройте прямые: а) 3 x – 2 y – 6 = 0 . б) 2 x – 5 y = 0 . в) 2 y – 1 = 0 . г) 3 x + 2 = 0 . д) 5 y = 0 . е) 4 x = 0.

Решение. а) В уравнении 3 x – 2 y – 6 = 0 коэффициенты при x, y и свободный член не равны нулю. Геометрически такому уравнению соответствует прямая, пересекающая обе оси координат. Построить ее можно двумя способами: 1) по отрезкам на осях . 2) по точкам пересечения прямой с осями координат.

Способ 1. Приведем уравнение 3 x – 2 y – 6 = 0 к виду (7):

Представленная информация была полезной?
ДА
59.46%
НЕТ
40.54%
Проголосовало: 1157

3 x – 2 y = 6 ® ® ® .

Здесь a = 2, b = –3. Так как a = 2 &gt . 0, то на оси Ox в положительном направлении от начала координат откладываем две единицы, а так как b = –3 &lt . 0, то на оси Oy в отрицательном направлении от начала координат откладываем три единицы. Через полученные точки проводим искомую прямую (рис. 3).

 
 

Рис. 3

Способ 2. Для построения прямой достаточно знать координаты каких-либо двух точек, например, точек пересечения прямой с осями координат. Полагая в данном уравнении x = 0, имеем:

–2 y – 6 = 0 ® 2 y = –6 ® y = –3.

Получаем А (0 . –3) – точку пересечения прямой с осью Oy. При y = 0 находим:

3 x – 6 = 0 ® 3 x = 6 ® x = 2.

Точка В (2 . 0) – точка пересечения прямой с осью Ox. По двум точкам А (0 . –3) и В (2 . 0) строим искомую прямую (рис. 3).

б) Прямая 2 x – 5 y = 0 проходит через начало координат О (0 . 0), так как ее уравнение не содержит свободного члена. Для построения найдем еще одну точку на этой прямой. Пусть, например, х = 5, тогда из уравнения прямой 2 x – 5 y = 0 определим:

2 × 5 – 5 y = 0 ® 10 – 5 y = 0 ® 5 y = 10 ® y = 2

и получим точку E (5 . 2). Через точки О (0 . 0) и E (5 . 2) проводим искомую прямую (рис. 4).

 
 

Рис. 4

в) Прямая 2 y – 1 = 0 параллельна оси Ox, так как ее уравнение не содержит х. Из уравнения находим:

2 y = 1 ®

и через точку параллельно оси Ox проводим искомую прямую (рис. 5).

Рис. 5

г) Так как в уравнении прямой 3 x + 2 = 0 отсутствует y, то прямая параллельна оси Oy. Из уравнения находим:

3 х = –2 ®

и через точку параллельно оси Oy проводим искомую прямую (рис. 6).

 
 

Рис. 6

д) Прямая 5 y = 0 или y = 0 совпадает с осью Ox, так как в уравнении отсутствует х и свободный член.

е) Прямая 4 x = 0 или x = 0 совпадает с осью Oy, так как в уравнении отсутствует y и свободный член.

Пример 3. Напишите уравнения прямых, изображенных на рис. 7.

а) б)

в) г)

Рис. 7

Решение. а) На чертеже изображена прямая, которая отсекает отрезки от осей координат, поэтому ее уравнение будем искать в виде (7). Видно, что a = –3, b = 2. Подставим эти значения в (7):

и после преобразований получим общее уравнение прямой:

2 x – 3 y + 6 = 0.

б) Прямая проходит через начало координат. Ее уравнение имеет вид:

Ax + By = 0. (*)

Найдем коэффициенты А и В. Точка М (1 . 3) принадлежит этой прямой, поэтому ее координаты удовлетворяют уравнению (*):

A ×1 + B ×3 = 0,

откуда следует, что

А = –3 В. (**)

Подставим равенство (**) в уравнение (*):

–3 Вx + By = 0 ® – В (3 xy) = 0.

Так как В ¹ 0, то, разделив на – В, получим искомое уравнение:

3 xy = 0.

в) Прямая параллельна оси Ox, ее уравнение

y = – 2.

г) Прямая параллельна оси Oy, ее уравнение

x = 2.

Замечание. В примере 3 уравнения первых двух прямых можно получить и с помощью уравнения вида (3) прямой, проходящей через две заданные точки. В пункте а) известны координаты точек пересечения с осями координат, а в пункте б) это точки О и М.

4. Индивидуальные задания

Таблица 1

№ вар. А) Б) В) Г)
  2 х + 3 у – 6 = 0 7 х + 2 у = 0 6 у – 3 = 0 5 x + 15 = 0
  3 х – 4 у + 12 = 0 3 ху = 0 2 х + 1 = 0 4 у – 6 = 0
  5 х + у – 7 = 0 3 х – 4 у = 0 3 х – 2 = 0 7 у – 8 = 0
  х – 3 у + 5 = 0 2 х + 5 у = 0 2 х – 4 = 0 11 у – 6 = 0
  3 х + 6 у – 5 = 0 4 х + 3 у = 0 2 у – 7 = 0 10 х + 3 = 0
  2 ху + 4 = 0 9 х + 2 у = 0 3 х – 1 = 0 8 у + 5 = 0
  х – 5 у + 10 = 0 5 х – 9 у = 0 5 х – 6 = 0 11 у – 3 = 0
  2 х – 3 у – 7 = 0 2 х – 3 у = 0 3 у + 5 = 0 5 х + 2 = 0
  3 х – 4 у + 8 = 0 3 х – 8 у = 0 2 х + 3 = 0 6 у + 1 = 0
  9 х – 4 у + 36 = 0 2 х + 7 у = 0 4 х – 1 = 0 4 у – 3 = 0
  х – 6 у + 12 = 0 2 х – 9 у = 0 5 х + 3 = 0 13 у + 4 = 0

Продолжение табл. 1

№ вар. А) Б) В) Г)
  2 х + 8 у – 9 = 0 3 х – 8 у = 0 8 х + 16 = 0 3 у – 5 = 0
  7 х – 4 у + 3 = 0 3 х + у = 0 3 у + 7 = 0 5 х + 3 = 0
  2 х – 3 у + 4 = 0 5 ху = 0 12 у + 4 = 0 2 х + 7 = 0
  6 х + 5 у – 15 = 0 4 ху = 0 6 у – 1 = 0 7 х + 5 = 0
  х + 2 у + 6 = 0 7 х – 2 у = 0 3 у + 4 = 0 2 х + 11 = 0
  10 х + 3 у – 16 = 0 2 х + 15 у = 0 4 у – 7 = 0 2 х + 3 = 0
  3 х + 4 у – 7 = 0 3 х – 20 у = 0 15 у – 8 = 0 4 х + 7 = 0
  9 х – 4 у – 36 = 0 6 х + у = 0 7 у – 3 = 0 2 x + 1 = 0
  11 х + 2 у – 22 = 0 2 х + 15 у = 0 2 у – 13 = 0 3 х – 12 = 0
  3 х + 7 у – 2 = 0 4 х – 5 у = 0 8 у – 2 = 0 2 х – 1 = 0
  9 х – 5 у + 45 = 0 2 х – 3 у = 0 10 у – 7 = 0 8 х + 7 = 0
  12 х – 3 у + 24 = 0 8 х – 3 у = 0 3 у – 16 = 0 5 х + 1 = 0
  4 х + 7 у – 3 = 0 4 х – 5 у = 0 7 у – 2 = 0 11 х – 4 = 0
  5 ху + 7 = 0 3 х + 4 у = 0 5 х + 2 = 0 9 y + 3 = 0
  3 х – 6 у + 5 = 0 6 х – 11 у = 0 – 1 = 0 2 x – 7 = 0

Таблица 2

 
№ вар. a b c d e f
      –3 –5 –1  
    –2 –5     –8
  –7     –1 –2  
  –3 –2       –4
      –4 –3 –4  
    –5 –1     –3
  –2     –2 –5  
  –1 –4       –7
      –2 –8 –7  
    –1 –6     –9
  –8     –4 –3  
  –4 –3       –3
      –8 –5 –6  
    –9 –7     –2

Продолжение табл. 2

№ вар. a b c d e f
  –5     –6 –8  
    –9       –6
      –9 –7 –2  
    –6 –5     –5
  –6     –9 –4  
  –5 –3       –1
      –4 –8 –9  
    –5 –3     –4
  –2     –6 –5  
  –1 –6       –9
      –7 –9 –3  
    –1 –2     –5

Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.46%
НЕТ
40.54%
Проголосовало: 1157

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет