X-PDF

Лабораторная (самостоятельная) работа по литературе на тему Обаяние жизни А.И. Куприна. Своеобразие художественного мира. 10-11 классы, 1-2 курс СПО. (Составлено по мотивам рассказов Святая ложь, Морская болезнь, Слон, Королевский парк).

Поделиться статьей

Фамилия, имя, группа______________________________________________________                         

Лабораторная(самостоятельная)  работа по теме  

  «Аведь и в самом деле бывают же в жизни чудеса! Или только в пасхальных рассказах»?Обаяниежизни. Своеобразие художественного мира А.И. Куприна.

      (Работасоставлена по мотивам  рассказов «Слон», «Святая ложь», «Морская болезнь», «Королевский парк»).

Рекомендуюк самостоятельному прочтению рассказы «Обида», «Блаженный»,  «Ученик»,  «Травка»и повести «Впотьмах», «Молох», «Звезда Соломона», «Гранатовый браслет», «Поединок»,«Яма», «Олеся» и другие.

                    «…..тихий, ровный, ясный свет виден в его прозе особенно, …….. в этихповестях и рассказах подкупает их совершенная непринуждённость: речь льётсясвободно, безо всякого усилия, без малейших претензий на показную «артистичность»или «художественность», —  и в ответ у читателя возникает доверие к человеку,который эту роскошь простоты в силах себе  позволить».

 

1. Чeм тaлaнтливee чeлoвeк, тeм тpyднee eмy бeзPoccии.

Kaк и мнoгиe дpyгиe, А.И.Куприн был зaнeceн вoлнoй эмигpaции в 1919 г. cнaчaлa в Финляндию, a зaтeм вoФpaнцию. «Ecть люди, кoтopыe пo глyпocти либo oт oтчaяния yтвepждaют, чтo и бeзpoдины мoжнo, — гopькo гoвopил Kyпpин-эмигpaнт. — Ho, пpocтитe мeня, вce этoпpитвopяшки пepeд caмим coбoй. Напишите ниже, как вы понимаете этислова__________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Ocoбeннocтьxyдoжecтвeннoгo дapoвaния Kyпpинa — пoвышeнный интepec к кaждoйчeлoвeчecкoй личнocти и мacтepcтвo пcиxoлoгичecкoгo aнaлизa. Проанализируйтефрагмент.

 «Он был смущен и тяжело обеспокоен ее сегодняшнимнапряженным молчанием, и, хотя она ссылалась на головную боль от морскойболезни, он чувствовал за ее словами какое-то горе или тайну. Днем он неприставал к ней с расспросами, думая, что время само покажет и объяснит. Но итеперь, когда он не перешел еще от сна к пошлой мудрости жизни, он безошибочно,где-то в самых темных глубинах души, почувствовал, что сейчас произойдет нечтогрубое, страшное, не повторяющееся никогда вторично в жизни.

Оба окна были открыты настежь.Сладостно, до щекотки, пахло невидимыми глициниями. В городском саду игралструнный оркестр, и звуки его казались прекрасными и печальными».

Обратите внимание на описание состоянийи ощущений: внутреннее, внешнее, бытовая зарисовка – созвучие или диссонанс,намерений и желаний героев – совпадение или отторжение, выпишите эпитеты –звук, цвет, запах, оттенки, полутона, краски______________________

________________________________________________________________________________

3.  Расставьте в приведенном тексте все знакипрепинания.

 C гoдaми Kyпpинa  кaк и бoльшyю чacть пиcaтeлeй-coвpeмeнникoв вce cильнee влeкли к ceбe пpoблeмы и тeмы oтвлeчeннoгo и oбoбщeннoгooбщeчeлoвeчecкoгo xapaктepa. Ho ycтoйчивый интepec к зaгaдoчным итpyднooбъяcнимым или вoвce нeoбъяcнимым явлeниям в чeлoвeчecкoй жизни  пpoявившийcякaк в paннeм твopчecтвe Kyпpинa («Cтpaнный cлyчaй» «Бeзyмиe» «Лyннoй нoчью» идp.) тaк и в пoзднeйшeм никaк нe мoжeт быть oбъяcнeн  кaк этo инoгдa дeлaeтcя  иcключитeльнoвлияниeм нa нeгo литepaтypы мoдepниcтcкoй.  

Являяcь зaкoнoмepнocтью в xyдoжecтвeннoй эвoлюции Kyпpинa,этa cтopoнa eгo твopчecкoгo миpoвoззpeния нe paзpyшaeт, a yглyбляeтпpeдcтaвлeниe o близкoм poдcтвe eгo литepaтypнoгo нacлeдcтвa c тeм тeчeниeмpyccкoгo peaлизмa, в нeдpax кoтopoгo eщe в 60—70-e гг. cфopмиpoвaлcя интepec ктaинcтвeннoй cфepe чeлoвeчecкoгo бытия, eщe нe oткpывшeйcя нayкe.

4.  Какого цвета быломоре в рассказе «Морская болезнь»?___________________________________________________________________________

5. Составьте по планупервых двух  абзацев рассказа «Морская болезнь» структуру созданияпсихологической картины: 1. Цвет. 2. Ощущение – внутреннее состояние.3. Запах.4. Звук.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 6. Найдите в текстерассказа «Морская болезнь» описание того, как после третьего гудка загуделпароходныйгудок.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 7. Сколько времени былав разлуке с мужем Елена?___________________________________

8. В какой городотплывала к мужу Елена?_________________________________________

 9. В рассказе «Морскаяболезнь» товарищ Васютинский сказал Елене: «Чудесная вы, ей-богу, человечица.Прощайте». Разберите слов человечица по морфемам. Подберите еще три слова стаким же суффиксом. Что обозначает этот суффикс. Какой внутренний купринскийподтекст скрыт за этим суффиксом, особенно если учесть, что так ее называет НЕМУЖ.__________

______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________10.С кем из испанских литературных героев Мигеля де Сервантеса сравнивает Купринтоварища Васютинского? Почему. На какие качества обращает наше вниманиеписатель?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Выпишите из текста, очем думала Елена, «глядя на него сверху вниз»:____________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Напишите, о чем сожалелаЕлена, уже попрощавшись с Ваасютинским?__________________

___________________________________________________________________________________

13. Опишите внешностьторговки цветами на пристани___________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

(лицо, одежда, разговор,поведение)

14. Как вы думаете,ПОЧЕМУ Куприн вставляет в сцену прощания эпизод с торговкой цветами?

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

  (вопрос повышенной сложности)!!!

15. Прочитайте фрагмент в рассказе «Морскаяболезнь» со слов: «……. Пароход, повинуясь свисткам и команде и выплевывая мз боковыхнижних отверстий каскады пенной воды……» до слов  «……. на свободноепространство».  Какие средства художественной выразительности вы узнали.Перечислите.   ______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

16. Найдите в тексте рассказа и выпишите, что делалилюди на корме парохода по плану: 1. Грудные дети. 2. Официанты. 3. Женщины.____________________________________________

_________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17. Какая фамилия была у Елены?. Как вы думаете,случайно ли Куприн наделили героиню такой фамилией? ( Не Жемчцжникова, неВолчанская, не Голдман и т.п.)__________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

18.  Почему Елене отказали  в месте для отдыха ипочему так произошло?___________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

19. Кто из персонала корабля объяснил Елене, что такоелаг? Опишите его внешность и докажите, что каждое определение скрывает свойподтекст.__________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

20. Сколько времени на момент истории Елена былазамужем? К чему Куприн уточняет нам этудеталь?_____________________________________________________________________________

21. Кто и почему из пароходного командования былзамечен Еленой еще при  входе на борт. Опишите внешность каждого: А._______________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Б._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

22. Какой взгляд был у помощникакапитана?____________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________23.С какой целью Елена пригрозила телеграфировать выдуманному Василию Эдуардовичув Русское общество пароходства иторговли?__________________________________________

________________________________________________________________________________

24. Как звали брата Елены и в связи с чем онавспомнила о нем поздним вечером, сидя на палубе.?

_____________________________________________________________________________________

25. Выпишите из текста описание физического иморального состояния Елены во время качки____

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

26. О чем с восторгом подумала Елена, когдапроснулась, обрызганная пеной, глубокой ночью на палубе_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________27.Как называлось место, где, по рассказам старого боцмана, с большими кораблямиприключались крупныеаварии________________________________________________________

28. Можно ли, переставив буквы в названии, получитьновое слово?_________________________

29. Что боцман посоветовал съесть Елене, чтобыуменьшит ее страдания от качки?____________

_____________________________________________________________________________________30.Какого цвета были лица у спящих на палубе людей. Выпишите три определения.Определите подтекст каждого.__________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________31.Что оставило Елену в конце четвертойглавы___________________________________________

32. Почему Елена не прислушалась к голосу своегослабого предчувствия об осторожности?_____

_____________________________________________________________________________________33.Как утром представляла себе встречу  с мужемЕлена____________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________34.Что почувствовала Елена, когда увидела на палубемужа________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________35.Почему героиня попросила мужа не зажигать огня и  в чем собиралась егоиспытать________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________36.Выпишите характеристику Елены после бессонной ночи_______________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________37.Найдите в тексте и выпишите реакциюмужа_________________________________________

Представленная информация была полезной?
ДА
61.21%
НЕТ
38.79%
Проголосовало: 1490

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________38.Какие качества в себе с удивлением  обнаружила Еленаутром___________________________

_____________________________________________________________________________________39.Что не смогла простить мужу Елена__________________________________________________

_____________________________________________________________________________________40.В чем заключалась МОРСКАЯ БОЛЕЗНЬ внутри МУЖА?______________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________41.Что ненавидел писатель Куприн в людях, ( по мотивам рассказа «Морскаяболезнь»_________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                                              «СЛОН»

1.      Скольколет было героине в рассказе «Слон» и как ее звали____________________________

___________ПочемуКуприн называет именно так героиню____________________________

2.      Какзвали доктора и как часто он навещал больную___________________________________

3.       Чтодолжна была употреблять в пищу девочка ежедневно_______ Что пить______________

4.      Какойрецепт  дал доктор маме____________________________________________________

5.      Какаявредная привычка была у папы девочки _______________________________________

6.      Мешаладурная привычка папе быть хорошим родителем____________________________

7.      ЗачемКуприн фокусирует внимание читателя на плохих привычках папы: хлопает дверью,бросает где попало окурки,  срывается в эмоциональныевсплески____________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________(зачемнам эта информация. ВОПРОС повышенной СЛОЖНОСТИ)

8.      Почемуигрушечный слон не помог. Была ли дочка деликатна и корректна в своем отказе приниматьдорогущую игрушку___________________________________________________

________________________________________________________________________________(о чем это свидетельствует)

9.      Кем былвладелец зверинца_______________________________________________________

10.   Почемуслона можно было вести только ночью______________________________________

11.  Какимлакомством можно было заманить слона на 2 этаж______________________________

12.  Какслон и девочка провели день___________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________12А.Что пил и ел слон____________________________________________________________

13.  Во чтоиграли  слон и ребенок_____________________________________________________

14.  Какойсон приснился девочке после визита слона____________________________________

______________________________________________________________________________

15.  Еслирассматривать сон девочки в теории бессознательного, то о чем, по вашемумнению, мечтают девушки в детстве и юности? (Не все, НО ТЕМ НЕМЕНЕЕ………)___________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16.  Что, помнению Куприна, должны своими руками делать люди ради своих дорогихблизких_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                     «КОРОЛЕВСКИЙ ПАРК»

1.      В какомстолетии происходит действие в рассказе________________________________

2.       Сколькочасов работали люди в новое время___________________________________

3.      Выпишитеиз текста рассказа, почему исчезли воины_____________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4.Куда новое общество отселило остатки человечества, не желающего жить по другимнравственным законам________________________________________________________

5.      Какуюпрактическую пользу получали школьники от приютавенценосцев_____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________6.Каким цари предстают перед посетителями парка, а какими – у себя водворце.______

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________7.Почему короли отказывались работать_________________________________________

8.Чем была наполнена жизнь королей и их вассалов________________________________

9.Кто приходил в гости проведать их____________________________________________

10.В какое время года королям было особенно тоскливо. Почему.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________11.Выпишите из рассказа портрет трапезундского короля__________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________12.В каком настроении сидел король в парке, когда его увидела маленькаяпосетительница_______________________________________________________________

13.Какого цвета Куприн сделал волосы девочки____________ Почему именно этого_____

_____________________________________________________________________________14.Что подарила девчушка королю_____________________________________________

15.Почему король отказался от подарка__________________________________________

16.Как девочка пожалела короля и почему________________________________________

_____________________________________________________________________________17.Какую человеческую истину понял король на склоне лет________________________

_____________________________________________________________________________18.Какой профессиональный навык все же был у короля___________________________

____________________________________________________________________________

19.Какая, по мнению Куприна, самая большая беда может случиться с человеком вжизни

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________«СВЯТАЯ ЛОЖЬ»

1.      Какимчеловеком был Иван Иванович Семенюта_______________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________2.С кем сравнивает судьбу в рассказе «Святая ложь» писатель Куприн?____________

__________________________________________________________________________3.Почему писатель дает герою тривиальные (обыденные) имя и отчество – ИванИванович___________________________________________________________________________________________________________________________________________4.Как называли героя преподаватели. За что он бывалнаказан__________________________________________________________________

__________________________________________________________________________5.Почему не сложилась карьера героя. Кто виноват в этом_____________________

__________________________________________________________________________6.Как питается герой после отставки со службы_______________________________

__________________________________________________________________________7.Как зарабатывает на жизнь герой__________________________________________

__________________________________________________________________________8.Почему Иван Иванович начинает спиваться_________________________________

__________________________________________________________________________9.Сколько раз в году Иван Иванович старается встряхнуться и сбросить с себязапущенный вид__________________________________________________________

10.С какого возраста швейцар вдовьего дома знал героя________________________

11.Как швейцар относился к Ивану Ивановичу. Почему так_____________________

__________________________________________________________________________12.Как общается с матерью герой. В какой манере_____________________________

___________________________________________________________________________13.Догадывается ли мать, что сын скрывает от нее истину______________________

14.Какой вопрос задает читателю сам автор со страниц рассказа. Запишите этотвопрос-_________________________________________________________________

15.Почему Куприн заканчивает рассказ положительной, светлой развязкой_____

__________________________________________________________________________16.Каким человеком вы представляете себе Куприна Александра Ивановича.

Напишите (по выбору)сочинение по темам: «За что я не люблю писателя Куприна»!

                                                        «За что я люблю писателя Куприна»

 Можно воспользоватьсяпримерным планом

1.      Вступление.2-3 предложения. (Какую роль в моей жизни занимают книги)

2.     2.Основная часть.

1.     Чемя занят ежедневно. Что вижу, кого, как проходит моя жизнь

2.     Очем я мечтаю и что для этого делаю

3.     Прикаких обстоятельствах я познакомился с творчеством Куприна

(настроение, время суток,впечатление, реакция души и тела..????

4.     Какизменилось мое состояние после прочтения, знакомства с его рассказами

5.     БлагодаряКуприну я убедился в том, что ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

3.     Заключение.Выводы. (Знакомство с произведениями классической литературы – лишняя траталичного времени……… Или НАОБОРОТ)


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.21%
НЕТ
38.79%
Проголосовало: 1490

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1490


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1490


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1490


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1490


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1490


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет