Муниципальноеучреждение дополнительного образования
«Дворецтворчества детей и молодежи»
Копейскогогородского округа
456618, Челябинскаяобласть, г. Копейск, ул. Ленина, 48,
тел/факс:8(35139)3-51-36; тел: 3-64-21, 3-61-19, e—mail:dt—kopeysk@yandex.ru
IVгородской технический форум
Конкурспроектов «Ландшафтный дизайн»
Номинация
«Самыйоригинальный ландшафтный дизайн территории образовательного учреждения»
Тема работы
Ландшафтный дизайн территории детско-юношеского клубаСоюз «Уютный дворик»
Подготовили:
ПятковаМария 13 лет
ТрапезниковДмитрий 11лет
ШинкоренкоДарья 12 лет
МУДОДТДиМ Детско-юношеский клуб «СОЮЗ»
Ул,Мусоргского д.1. 456609
89525275078
tanya.trapeznikova.79@list.ru
Руководитель
ТрапезниковаТатьяна Сергеевна
Педагог-организатор
МУДОДТДИМ ДЮК «СОЮЗ»
,Ул, Мусоргского д.1. 456609
89525275078
tanya.trapeznikova.79@list.ru
Копейск2020
Введение
Приоритетность экологического образованиясегодня признана всем мировым сообществом. Поэтому в настоящее время люди сталивсе больше внимания обращать на состояние территорий, прилегающих к их дому,месту работы, учебным заведениям и другим объектам социального значения. Имногие из указанных территорий, зачастую, требуют значительногоблагоустройства.
Территория детско-юношескогоклуба «СОЮЗ» – это общественный островок культуры поселков 2-ой участок иКадровик, зимой и летом, здесь гуляют взрослые и дети, занимаются спортом,отдыхают, здесь проходят различные массовые мероприятия. Наша территория оченьбольшая, есть хоккейная коробка, спортивная и детская площадки, есть цветочныеклумбы, но хотелось, чтобы она была более современная и практичная. Даннаяпроблема актуальна в наше время т.к. красота всегда в моде.
Гипотеза– Территория детско-юношеского клуба «СОЮЗ» нуждается визменениях.
Цельисследования —
Познакомиться с общественным мнением и на его основе создать дизайн-проект попреобразованию территории клуба в комфортную и красивую мини-экосистему.
Задачиработы:
· Изучить общественное мнение воспитанниковклуба «СОЮЗ»;
· обосновать актуальность проблемыпреобразования территории клуба;
· сформировать представления об уровнях изакономерностях взаимодействия природных факторов и городской среды, узнатьпринципы пейзажного стиля проектирования и установить типологию структурныхкомпонентов искусственных ландшафтов;
· Составить структурные композиции клубнойтерритории;
· сделать оценку проекта территории клуба«СОЮЗ», и условий практической его реализации.
Предметисследования – территория детско-юношеского клуба«Союз»
Объектрассмотрения – устройство, практичность участка.
Методы:
-работас литературой;
-работас Интернет- ресурсами;
-поисковыйметод;
-диагностический.
1.Теоретическая часть
1.1.Историческая справка
Историяландшафтного дизайна берет свои истоки с периода расцвета государств Ассирии иВавилонии (Государства Двуречья). Этот период именуется как Ассиро-Вавилонскаякультура (8-7 в.в. до н.э.) Основным строительным материалом был сырцовыйкирпич. Это был непрочный материал, поэтому он явился причиной быстрогоисчезновения памятников архитектуры. Города Двуречья имели округлую, а позднеепрямоугольную форму, их окружало кольцо крепостных стен, иногда двойное илитройное. В развитии композиции в архитектуре применялось поперечноеразвертывание пространства. Для этого периода характерно строительство натеррасах. Это искусственные насыпные платформы, которые возвышаются надповерхностью улиц. Этот принцип применялся при строительстве храмов-зиккуратов,имеющих вид ступенчатых башен. Они представляли собой ряд убывающих,поставленных одна на другую квадратных или прямоугольных платформ. Верхняяплатформа завершалась, как правило, храмом. На выступающих частях нижнихплатформ по периметру высаживали растения в специально устроенные ямы, которыенаполнялись растительной землей.
Особойизвестностью пользовались “висячие сады” Семирамиды. Они были созданы во двореЮжного дворца (605-562 гг. до н.э.) Навуходоносора II. Сады представляли собойряд возвышающихся террас. Сад примыкал к северо-восточному углу городских стен.Его южная часть выходила к дворцовым покоям. Устраивался он в виде четырехступенчатых террас, которые сужались кверху. На нижних террасах сажали деревья,а на верхних – кустарники и цветы. Идея создания террасированных садов, или“висячих садов”, оказалась достаточно плодотворной. Далее она нашла своеразвитие в садах Персии, Италии, России (“верховые” сады Московского Кремля вконце 17 в.).
Русскоесадово-парковое искусство.
ВДревней России сады в основном носили утилитарный характер: в основном местоотводят огородам, плодовым деревьям, но со временем стали появлятьсядекоративные деревья. В качестве ограды используется живая изгородь илидеревянная ограда. Пруды устраивались для разведения рыбы, купания, полива.
В17 веке в России уже создают увеселительные, или “красные” сады (Коломенское,Измайлово). В Кремле – это Нижний и Верхний Набережные сады, “висячие” сады.Знаменитым является Измайловский сад в Москве. В нем есть все: и зверинец, иботанический сад, и лабиринт, устроено большое количество водоемов,виноградники.
ПриПетре I русское садово-парковое строительство переходит на созданиеклассического регулярного сада в ландшафтном дизайне. Это Петродворец,Стрельня, Ориенбаум, Царское село. Регулярные сады в Петербурге строятиностранцы. А в 1710 г. в России создается Садовая контора. Она занимаетсязакупкой различных растений за границей для строительства парков Москвы иПетербурга.
1.2.Ландшафтный дизайн
Ландшафтноепроектирование – это научное направление,образованное в результате взаимодействия и творческого синтеза элементовгеографии, истории, искусствоведения, философии, градостроительства,архитектуры и др.
Ландшафтныйдизайн — искусство и практические действия по озеленению, благоустройству,организации садово-парковых насаждений, газонов, горок, применению малыхархитектурных форм в зелёном строительстве. В отличие от садоводства илиогородничества, основная задача которых имеет сельскохозяйственнуюнаправленность, ландшафтный дизайн — более общая и универсальная дисциплина.Главная задача ландшафтного дизайна — создание гармонии, красоты в сочетании судобствами использования инфраструктуры зданий, сглаживание конфликтности междуурабанизационными формами и природой, зачастую от них страдающей.
Ландшафтныйдизайн может быть частным случаем более общего понятия — ландшафтногопроектирования.
Первыйэтап по подготовке местности к проведению ландшафтных работ начинается схудожественного проектирования, то есть создания набросочного плана, основныеправила которого:
Посадкаи размещение растений должна иметь групповой характер, то есть растения одноговида или близкородственных видов должны быть посажены в непосредственнойблизости друг от друга, в противном случае местность приобретает куцый,пустынный вид. При посадке растений и проведении другиххудожественно-оформительских мероприятий следует избегать прямых линий.Растения в особенности не рекомендуется сажать по прямой линии, так как это неспособствует развитию у них кустистости. Крайне строгая симметрия такженежелательна из-за своего неестественного вида, хотя определённаяуравновешенность и сбалансированная композиция элементов дизайна должнанепременно присутствовать.
Элементы ландшафтного дизайна многообразны.
Основные их группы:
· Сами здания, формирующие центрландшафтного проекта, основная цель которого — сгладить неестественностьгеометрически правильных конструкций, смягчить их давление на окружающуюприроду, убрать строительный мусор, замаскировать дефекты и изъяны. Зданиямогут быть одно- или многоэтажными, одиночными или комплексными, частными иликоммерческими, типовыми или стилизованными, предназначенными для самыхразнообразных целей.
· Газонное покрытие, формируемое разногорода травами.
· Зелёные насаждения в форме отдельныхдеревьев, кустарников, цветов, а также их комбинаций и целых ансамблей (сад,клумба, рабатка и т.д.)
· Различные крупные декоративные элементы(озеро, пруд, ручей, фонтан, камни, скульптура).
· Более мелкие художественные детали(музыкальная подвеска, светильник, свечи и т.д.)
1.3.Основы ландшафтного проектирования
Вландшафтном дизайне существуют те же правила, что и в других видах искусства –в архитектуре, живописи, поэзии, музыке. Эти правила диктует нам сама природа.Сад – это сложное произведение искусств, в создании которого участвуютразнохарактерные по своим качествам элементы: живые растения и различные формыземной поверхности, вода и камень, а также малые архитектурные формы. В своейпервоначальной форме природа сохранилась лишь в нескольких уголках мира.Современные загородные усадьбы являются образцом искусственного ландшафтногодизайна садового участка, созданного руками человека.
Принципыландшафтного дизайна. Итак, с эстетической стороны ландшафтный дизайн садовогоучастка, подобно архитектурному ансамблю, должен представлять согласованное ипродуманное единство всех входящих в его состав элементов и подчинятьсяопределенному художественному архитектурно-пространственному замыслу. Присоздании садов необходимо принимать во внимание не только красивое сочетаниедекоративных растений, но и приуроченность этих растений в природе копределенным ландшафтам.
Существуетнесколько принципов, которыми следует руководствоваться в области ландшафтногодизайна:
1.Дом и сад – это единое целое. Стиль сада должен соответствовать стилю дома.
2.Сад должен быть огорожен стенами, изгородями или деревьями.
3.Лучше подчиняться местным традициям садоводства. Дом и сад должны подчинятьсяместному ландшафту.
4.Не следует увлекаться модой. Растения в саду должны соответствоватьклиматическим условиям и сочетаться с местной флорой.
1.4.Стили ландшафтного проектирования
Выборстиля сада зависит от ландшафтных особенностей участка (его конфигурации,окружения, размеров) и определяется архитектурным стилем, в котором построеныосновные сооружения. Дадим характеристику некоторых наиболее распространенныхстилевых направлений – как классических, так и современных.
Регулярный стиль.Предполагает строгую симметрию в планировке сада. Ему присущи прямые линии,строгая осевая композиция. Стиль используют там, где хотят подчеркнутьвоздействие человека на природу, внести композицию ощущение порядка, строгость,торжественность. Эмоциональная особенность стиля – приподнятость,торжественность, обилие скульптур, театральность. Важный элемент регулярногосада – вода.
Итальянскийстиль. Вариация на тему регулярного стиля. Этонебольшой садик возле виллы или парк, окруженный стеной или подстриженной живойизгородью. Поверхность итальянского сада разбита на простые геометрическиеформы диагональными или прямыми дорожками. Часто в центре композициирасполагается водоем или фонтан, вокруг него цветники или замощенная площадка.
Пейзажныйстиль. Пейзажные парки, или как их ещеназывают, английские, появились в 18 веке в Англии. В противоположностьрегулярному стилю пейзажный стиль не обособляет сад – напротив, он вводитокружающий ландшафт в органическую связь с ним. Асимметричная компоновкаприводит человека к более тесной гармонии с природой. В таком саду предметы, неравные по величине и форме, размещаются так, что создают впечатлениеуравновешенности. Именно такое размещение растений и есть в природе.
Пейзажныйстиль пришел с Востока – из Китая, где регулярного стиля вообще никогда несуществовало.
Японскийсад. Излюбленный стиль для малого сада. Это неслучайно: японский садик невелик по площади. Каждая деталь сада в Японии имеетсложный внутренний смысл, а растения специфичны лишь для этой страны. Основнойпринцип японского сада – ощущение спокойствия и отдыха, созерцания природы иминиатюризация. В применении к современному малому саду мы можем говорить не ояпонском стиле, а о создании сада по мотивам японского садового искусства.
Стиль“модерн”. Стиль “модерн” – это простота линий. Садпримыкает к дому, имеет строгую, лишенную каких-либо украшений архитектуру.Плавательный бассейн и теннисный корт располагаются на виду. Огражденияпростые, линии строгие. Аксессуары ограничены – “лучше меньше, да лучше”. Мощение из плит, выложенных геометрическим рисунком. В нем чередуются светлые итемные тона, допускаются вставки из гальки. Мебель – классический модернстрогих линий из пластика и алюминия. Планировка сада геометрическая, носимметрии не придерживается.
Голландскийстиль. Эти сады как будто сошли со старых картин.Голландский сад имеет небольшие размеры, его центр – хорошо ухоженный газон, попериметру газона – миксбордер из цветов и красиво цветущих деревьев икустарников. Вдоль забора обязательно аккуратно подстриженная живая изгородь.Отличительная черта голландского стиля – это атрибуты сельской жизни: маленькаямельница, колодец, тачка с поставленными на нее цветами, садовая скульптура.
Колониальныйстиль. Исходно чисто американский стиль, носледуют ему и в других странах. Основные материалы для строительства – кирпич идоски. Они же используются при оформлении сада. Растения высаживаются вдеревянные кадки. Мощение из плитняка или досок. Дорожки часто покрывают щепой.Популярны анималистические скульптуры из дерева и камня. Основное настроениестиля – мягкий, ленивый темп жизни, поэтому преобладают солнечные веранды,персоли, увитые цветущими лианами. Садовая мебель – гамак, складные кресла сплетеными спинками.
Сельский стиль.Этот стиль в ландшафтном дизайне определяется близостью к природе, поэтому внем используются простые, естественные материалы и формы. Текстура и цветматериалов повторяет материалы, из которых построен дом – дерево, кирпич,естественный камень. Можно использовать все вместе, как материалы окружающеголандшафта. Цветы сажаются в большом количестве и различных расцветок. Этоособый шарм деревенского сада. Садовые строения, сараи, хозпостройки обвитывьющимися розами или душистым горошком. Мебель используется из природныхматериалов: чурбаны вместо стульев, стол из остова спиленного дерева, и т.п.Емкости для растений из простой глины, мощение дорожек из плитняка или кирпича.Ограждения — только из досок, или плетень, ворота выполнены “под старину”,изобилие лиан (хмель, дикий виноград) и цветущих кустарников.
2. Практическая часть
2.1.Диагностика общественного мнения.
Опрос жителей поселка 2ой участок и воспитанников клуба «Союз»
Было опрошено 153 чел жителей и обучающихся: воспитанники творческогообъединения «Море идей» 55 человек, творческого объединения «Резьба по дереву»15 человек, спортивного объединения «Армейский рукопашный бой» 63. И жителей50человек.
Они ответили на следующие вопросы:
1. Нужен ли у клуба участок с цветами, деревьями и различнымисооружениями?
2. Все ли устраивает Вас на территории клуба?
3. Что хотелось бы изменить?
4. Чего не хватает на нашем участке?
5. Какими путями можно воплотить ваши предложения в жизнь?
6. Кто должен заниматься работой по озеленению участка?
Результаты опроса обучающихся.
Нужен ли территории клубаучасток с цветами, деревьями и различными сооружениями?
Наданный вопрос все 183 человек-100% ответили — да.
Все ли устраивает Вас на пришкольномучастке?
Наэтот вопрос ответили:
Да -53 человек (27%);
Нет– 130 человек (73%).
Что хотелось бы изменить?
Внешний вид клумби деревьев не устраивает – 143 человек (83%);
Внешний вид клумби деревьев устраивает – 40 человек (27%).
Чего не хватает на нашем участке?
83 человек (49%) –считают необходимым обустроить детскую площадку;
76 человек (44 %) — хотят, чтобы научастке была птичья столовая;
Какими путями можно воплотить вашипредложения в жизнь?
183 человек (100%)– считают, что для обустройства территории нужно обратиться к администрациигорода, депутату и обеспеченным или высокопоставленным родителям, остальноеможно изменить силами жителей, воспитанников и педагогов без особых затрат.
Кто должен заниматься работой поозеленению участка?
133 человек (64%) считают, чтоэто работа воспитанников и педагогов;
50 человек (36%)считают, что озеленением должны заниматься профессионалы.
2.2.Состояние территории детско-юношеского клуба «Союз» на ноябрь 2020года.
Всегоконтингент учащихся — 150.
Площадьтерритории — 1300 кв.м.
Количестворастущих деревьев – 70 шт.
Количестворастущих кустарников – 10 шт.
Площадьдетско-юношеского клуба «Союз» – 200 кв. м
Количествовысаженных саженцев деревьев Кустарников — 8 шт.
Рассады цветов — 80 шт.
Площадьдендрария – 25 кв.м
Составдревесно-кустарниковых пород коллекционного отдела дендрария: береза, рябина,тополь, клен, шиповник и др.
Площадьцветников – 8 кв.м
Количествовидов цветочных растений – 17.
Наличиедекоративных элементов, цветников (рабатка, арабеска, газон, клумба, альпийскаягорка и т.д.) – 5 элем.
2.2.1. План-схема территориидетско-юношеского клуба «Союз».
Территория клуба делится на участки(приложение 1).
2.2.2. Оценка экологического состоянияпришкольного участка.
Территория клуба детско-юношеского клуба«Союз» расположен вдали от промышленных объектов, но вблизи от домов и дороги.Уровень шума на территории средний. Со стороны улицы имеется защитная полоса ввиде деревьев и кустарников, которая составляет около 10 метров. Всего напришкольном участке растет 70 деревьев (береза, рябина, тополь, калина, сирень,клен, шиповник и др) и кустарников 10 (сирень, вишня, акация, шиповник).
2.3. Прогнозируемый результат.
Прогнозируемый результат
клубный участок, выполняющий следующиефункции должен быть:
— зеленым «буфером» для клуба от ближайшихантропогенных объектов;
— привлекательным, природно-гармоничным,оригинальным местом отдыха воспитанников и всех жителей поселка;
— решать образовательные и воспитательныецели и задачи;
— местом организации трудовой практики детей.
2.4. Ландшафтное проектирование территориидетско-юношеского клуба «Союз».
2.4.1. Описание структурных компонентовдизайн проекта участка.
Исходя из мнения опрошенных жителей, воспитанникови основываясь на полученные знания и своё мнение, мы внесли следующие измененияв дизайн территории клуба «СОЮЗ».
Участок 1.
Этот участок красив в момент цветения, но,на мой взгляд, его нужно усовершенствовать. В дизайне больше использовать цветыярких, контрастных цветов, организовать большие двух уровневые клумбы (в нихлучше сохраняется влага, они имеют четкие очертания), для подвесных конструкцийиспользовать плющи.
(приложение 2).
Участок 2
На этом участке мы предлагаем сделатьальпийскую горку в соответствии с основами их создания (приложение 3).
Участок 3
Данный участок можно оставить безизменений, но кустарник, расположенный по забору облагородить путем придания имразличных форм (приложение 4).
Участок 4
Учитывая мнения воспитанников клуба,хотелось бы организовать место для подкормки птиц (приложение 5).
Участок 5
Участок можно облагородить фигурами изпроволоки и плюща (приложение 6).
2.4.2. Предполагаемые проблемы.
Специфические условия, которыескладываются в городах, заставляют выделить три группы проблем, в решениикоторых предстоит участвовать ландшафтным архитекторам наряду со многимидругими специалистами:
— к первой группе относятся проблемы, такили иначе связанные с сохранением существующих естественных ландшафтов;
— вторая группа охватывает широкийкомплекс вопросов, связанных с ландшафтными преобразованиями;
— третья группа, еще относительномалоразвитая, связана с проблемой создания “искусственного” ландшафта,призванного в некоторых районах заменить разрушенный или неблагоприятныйприродный ландшафт.
2.5. Выводы
Проведя опрос общественного мненияжителей поселка 2 участок, воспитанников клуба «Союз», и проанализироваврезультаты можно сделать следующие выводы:
Участок нуждается в изменениях.
Внешний вид клумб и деревьев должен бытьболее современным и ухоженным.
Необходимо разместить птичью столовую иаллею славы выпускников.
За помощью в обустройстве детской площадкиобратиться к депутату.
Остальные изменения воплотить в жизнь,своими силами основываясь на рекомендации, данные в этой работе.
Внести изменения в дизайне участков1,2,3,4,5
Участок 1 — использовать цветы ярких,контрастных цветов, организовать клумбы (в них лучше сохраняется влага, ониимеют четкие очертания), для подвесных конструкций использовать плющи.
Участок 2 — Сделать дизайн альпийскойгорки в соответствии с основами их создания.
Участок 3– кустарники облагородить путемпридания им различных форм.
Участок 4 – организовать птичью столовую.
Заключение.
Учитывая мнение и желания воспитанниковклуба, жителей поселка, опираясь на знания, полученные в ходе работы , насобственный опыт и ощущения, были внесены изменения в дизайне участка, послевнедрения, которых:
Внешний вид клумб и деревьев будет болеесовременным и ухоженным.
На территории клуба будет обновленадетская площадка, птичья столовая, появиться уютный дворик для отдыха.
Тем самым выдвинутая гипотеза полностьюподтверждена.
Литература
Алексеев С.В. Экология. / С.-П.:СМИО-ПРЕСС, 2001.
Гарнизиненко Т.С. Справочник современноголандшафтного дизайнера Р. н/Д: Феникс, 2005.
Горощенко В.П. Природа и люди /М.:Просвещение, 1986.
Дж. Брукс. Дизайн сада М.: БММ-DК, 2003.
Дормидонтова В.В. История садово-парковыхстилей (учебник).
Зверев И.Д. Человек в социоприродной среде/ М.: Вента — Граф, 2000.
Материалы и ресурсы Internet по темам“Ландшафтный дизайн” и “Дизайн пришкольного участка”.
Презентация
Приложение1.
Планпосле преобразования территории.
1. Подсобное помещение.
2. Детско-юношеский клуб «СОЮЗ»
3. Хоккейная коробка
4. Уютный дворик
5. Альпийская горка.
6. Детская и спортивные площадки.
Приложение2.
Участокна данный момент
Участокпосле преобразования
Приложение3.
Участокна данный момент
Участокпосле преобразования
Приложение4.
Приложение5.
Приложение6.