БЛОКИ И ПОЛИСПАСТЫ
Блоки применяются при выполнении такелажных работ для изменения направления тяговых канатов (отводные блоки) или для уменьшения силы, необходимой для подъема груза (грузовые или полиспастовые).
Блоки разделяют на блоки для пеньковых, стальных канатов и цепей.
Выбор отводного блока проводят по формуле
Q=PK/9.8
где Q — грузоподъемность отводного блока, кг . Р- усилие, действующее на канат, Н . К- коэффициент, зависящий от угла между направлениями каната.
Полиспастные блоки применяют однороликовые и многороликовые в зависимости от схемы и расчетного тягового усилия полиспаста.
Полиспастами называют грузоподъемные устройства, состоящие из двух блоков, соединенных между собой канатом, последовательно огибающим все ролики блока. Полиспаст служит для подъема или горизонтального перемещения грузов, когда необходимое для подъема или перемещения тяговое усилие превышает грузоподъемность тягового механизма.
При оснастке полиспаста соблюдают следующие правила:
|
|
— если число ниток полиспастов, т.е. сумма чисел роликов неподвижного и подвижного блоков, четное, то конец каната необходимо прикреплять к неподвижному блоку .
— при нечетном числе ниток полиспаста конец канат прикрепляют к
подвижному блоку.
Усилия в сбегающем конце канат полиспаста определяется по формуле:
S=9.8Q/ηn
где S — усилие, Н . Q — масса поднимаемого груза, кг . η — КПД полиспаста . п — количество ниток полиспаста.
Тяговое усилие S не должно превышать грузоподъемность тягового механизма. Выбор схемы полиспаста проводится в зависимости от массы поднимаемого груза и грузоподъемности тягового механизма (трактора, лебедки).
Длина каната, необходимого для оснастки полиспаста, определяется по формуле
L=п(l+Зd)+а+10
где L, — длина канат, м . п — количество ниток полиспаста . l — максимальная длина полиспаста или высота подъема груза, м .d- диаметр ролика, м . а — расстояние от точки подвеса неподвижного блока до тягового механизма, м . 10 — расчетный запас длины каната, м.
Лебедки применяют для перемещения электрических машин, их частей и других грузов в горизонтальной, вертикальной и наклонной плоскостях. Лебедки выпускают с ручным, механическим или электрическим приводом, выпускаются также унифицированные лебедки. Длина стального каната, применяемого на лебедках, составляет до 200-300 м . его диаметр выбирают по нагрузке, допустимой для данной лебедки. Лебедки устанавливают таким образом, чтобы ведущий конец каната подходил к барабану снизу.
Ручные лебедки рекомендуются к применению при выполнении небольших объемов работ, при отсутствии источника электроэнергии и при отсутствии на площадке механизированных подъемных устройств (автопогрузчики, краны, электролебедки).
|
|
Ручная лебедка приводится в движение вращением рукояток с обеих сторон барабана (с шестеренчатым приводом) или качанием рычага (с рычажным приводом) непосредственным усилием рук. Лебедки с ручным приводом имеют грузоподъемность от 0,5 до 5 т, лебедки с ручным рычажным приводом — 0,75, 1,5, 3 т.
Лебедки с электрическим приводом имеют грузоподъемность от 0,125 до 12,5 т.
Унифицированная лебедка имеет как электропривод, так и ручной привод, Из них распространены лебедки грузоподъемностью 1,5, 3, 5 т.
Таль — подъемник подвесного типа с ручным или электрическим приводом. Состоит из цепного полиспаста с ручным приводом от бесконечной гоночной цепи. Наибольшее применение получили червячные и шестеренчатые (с зубчатой передачей) тали грузоподъемностью от 1 до 3 т. Тяговым органом в червячных и шестеренчатых талях служат сварные калиброванные цепи. Все тали снабжены надежным автоматическим тормозом. Тали различных конструкций изготавливают для подъема груза на высоту до 3 м, а по специальному заказу -на высоту до 12м. Грузоподъемность червячных талей составляет от 1 до 12,5 т, а шестеренчатых — от 0,25 до 8 т.
Таль электрическая (тельфер) предназначена для вертикального подъема ч опускания, а также для горизонтального перемещения грузов вдоль однорельсового пути. Она снабжена механизмом подъема груза и перемещения тележки с помощью электрического привода. Тельферы изготавливают грузоподъемностью до 10 т. Наибольшее применении электротали находят в помещениях ук-рупнительной сборки деталей оборудования в блоки и узлы, а также для реви-
зии частей выключателей и другого оборудования в передвижных инвентарных помещениях и устройствах.
Домкраты — грузоподъемные механизмы, предназначенные для выполнения вспомогательных подъемов и перемещений тяжелого оборудования, в том числе электрических машин, на набольшие расстояния, обычно от 10 до 400 мм.
Домкраты по конструкции разделяются на реечные, винтовые и гидравлически ..
Реечные домкраты действуют по принципу перемещения цилиндрической промежуточной шестерни по вертикальной рейке с зубьями. Для подъема груза вращают рукоятку по часовой стрелке. Наибольшее применение получили домкраты грузоподъемностью 3, 5 и 10 т, максимальная высота подъема- 320 мм.
Винтовые домкраты действуют по принципу перемещения вращающегося грузового винта относительно неподвижной гайки, прикрепленной к корпусу домкрата. Главными достоинствами этих домкратов являются надежность и безопасность (за счет самоторможения) в работе, обеспечение плавного подъема и опускания груза. Грузоподъемность — до 20 т, высота подъема — 380 мм.
Гидравлические домкраты действуют на общем принципе гидравлической системы и состоят из трех основных частей: корпуса, резервуара и насоса. В основном применяются при такелаже и монтаже силовых трансформаторов, синхронных компенсаторов и другого тяжеловесного оборудования, когда эти работы не могут быть выполнены краном. Грузоподъемность — до 200т, высота подъема — 155 мм. По специальному заказу могут быть изготовлены домкраты грузоподъемностью более 200т, например до 750 т.