МИНИСТЕРСТВОНАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙКОЛЛЕДЖ ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ
Федеральногогосударственного бюджетного образовательного учреждения высшегообразования
«МОСКОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ»
Методическая разработка внеклассного мероприятия.
«Лекарство от грубости и хамства».
Преподаватель: Демина С.В.
2023, февраль.
Аннотация.
Внастоящее время приоритетным направлением в воспитательной работе считаютдуховно-нравственное воспитание. Нравственность должна стоять впереди и вестиза собой интеллект. «Только личность может действовать на развитие личности,только характером можно образовать характер», — писал великий педагог К.Д. Ушинский.Ни один человек не рождается с определенным уровнем духовности, духовность формируетсяпостепенно на тех классных часах, где классный руководитель говорит о духовныхценностях: о доброте, о милосердии, о любви к людям и природе, о патриотизме. Сцелью понимания обучающимися таких качеств,как грубость и хамство им было предложеноохарактеризовать эти понятия и ответить на вопрос: «Есть ли у вас этикачества?». Анкетирование показало, чтотаких отрицательных качеств у студентов нет. На классном часе в ходеколлективного поиска истины происходит самооценка суждений и поступков, соотносятся нравственные ценностиучастников диспута с общечеловеческими ценностями, которые позволяют осмыслитьсвой нравственный выбор.
Данная работа может быть полезна классному руководителю,психологу, социальному педагогу, ведь все мы сталкиваемся с проблемой грубости средиподростков. Классный час был подготовлен для студентов 2-ого курса Московскогоколледжа Геодезии и Картографии.
Классный час «Лекарство отгрубости и хамства».
Цель: способствоватьформированию критического отношения к грубости и хамству у обучающихся, переосмыслению собственного поведения.
Ход мероприятия.
Слово преподавателя.
— Здравствуйте, ребята! Тема нашего сегодняшнего классногочаса «Лекарство от грубости и хамства».
Грубость —этопроявление невежливости в высказывании или в поведении. Этаотрицательная черта характера проявляется в нарушении общепринятых социальныхнорм, чёрствости, неуважении к людям. Скажу вам честно: грубость укорачиваетжизнь человека. Посмотрите на стенд: вы видите различные изречения по нашейтеме! Прочитайте их и подумайте, как вы их понимаете? Согласны ли вы с ними?Обсуждение высказываний о грубости:
«Напрасно думать, будто резкий тон есть признакпрямодушия и силы»
(У. Шекспир).
«Всё рвётся там, где тонко и лишь человек ломается отгрубости» (Д. Руми).
«Грубость рождает ненависть» (Ф. Бэкон).
«Из привычки сквернословить развивается и склонность ксовершению дурных поступков» (Аристотель).
Слово преподавателя.
-Сегоднямы обсудим вопросы:
-Что такое грубость?
-В каких случаях люди грубят?
-Должны или не должны мы мириться сгрубостью?
-Что такое хамство?
-В чём Вы видите отличие хамства отгрубости?
-Как мы должны относиться к проявлениямгрубости и хамства?
Ребята высказывают своё мнение по даннымвопросам и формулируют основные положения (тезисы) беседы по теме «Грубость».
В беседе по каждому из этих тезисовпреподаватель использует афоризмы и пословицы, которые красочно оформлены настенде:
1.Грубость унижает человека.
Восточная мудрость гласит: «Пока человекотдаётся владычеству гнева, он не бывает человеком». К такому же выводу пришёли великий педагог
К.Д. Ушинский: «Под влиянием гнева мывозводим иногда такие обвинения на человека, возбудившего в нас гнев, какиепоказались бы нам забавными в спокойную минуту». А вот что по этому поводудумал один из классиков русской литературы Н.В. Гоголь: «Гнев везде не уместен,а больше всего в деле правом, потому что затемняет и мутит его».
2. Грубость – свидетельство неправоты ибессилия.
Китайская пословица гласит: «Человек,который легко раздражается, не бывает правым».
Уильям Шекспир, великий поэт и драматург,утверждал: «Напрасно думать,
будто резкий тон – признак прямодушия исилы». Также считал и Леонардо
да Винчи, признанный гений эпохиВозрождения: «Поистине всегда там, где не хватает разумных доводов, там ихзаменяет крик».
3. Грубость нужно и можно изжить.
Великий русский писатель Л. Н. Толстойсоветовал: «Перестань говорить тотчас же, когда заметишь, что раздражаешься…»Этой же точки зрения придерживался шотландский экономист и философ Адам Смит:«Самообладание в минуту гнева высоко и не менее благородно, как и самообладаниев минуту страха».
Очень интересная мысль содержится ввысказывании французского писателя В. Гюго: «Всякого рода грубость тает,словно на огне, под влиянием ежегодного чтения хороших книг».
А вот что говорится в пословицах: «Еслисчитаешь себя тигром, другого считай львом». (Киргизская.) Прежде чем сказать,поверни язык семь раз.
(Вьетнамская.) Когда слышишь гром, неспеши выливать воду. (Русская.)
Слово преподавателя.
— Ребята, я хочу Вам прочитатьвысказывания о грубости советского учёного Дмитрия Сергеевича Лихачёва:
«Грубостьв языке, как и грубость в манерах, неряшливость в одежде – оченьраспространённое явление, и свидетельствует оно о незащищённости человека, оего слабости, а вовсе не о силе. Я уж не говорю о том, что это признакневоспитанности, а иногда и жестокости.
По-настоящемусильный и уравновешенный человек не будет без нужды громко говорить и ругаться.Ведь давно известно, что каждый наш дурной поступок, каждое наше дурное словоотражаются на окружающих и враждебны самому дорогому, что есть на свете, –человеческой жизни. И сильный человек, понимая всё это, как раз и силён своимблагородством и великодушием.
Учитьсяхорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно –прислушиваясь, запоминая, читая. Но хоть и трудно – это нужно, действительнонужно! Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашейличности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды,если она «затягивает».
-Ребята,согласны ли Вы с высказываниями Лихачёва Дмитрия Сергеевича?
Студентыприводят свои аргументы по данному вопросу.
Слово преподавателя.
-А сейчас Борис Козлов прочитает нам стихотворение «Мир держитсяна добрых людях» Андрея Дмитриевича Дементьева. Это обращение к совести, уму исердцу современного человека.
Мир держится на добрых людях.
Не на агрессии и зле.
И если доброты не будет,
То ничего не будет на земле.
Мир держится на состраданьи,
А не на важности пустой.
Вот кто-то свет потёмкам дарит,
Чтоб озарить жизнь красотой.
Мир держится на милосердьи,
А не на выгоде и лжи.
Никто из нас не минёт смерти,
А потому добро творить спеши.
Быть может, это всё наивно.
Но вижу я в который раз,
Как над землёй бушуют ливни,
Чтоб смыть скопившуюся грязь.
И наше Время чистить надо —
Скопилось столько в нём дерьма —
Насилья, лжи, вражды и смрада,
Что скоро все сойдём с ума.
Так пусть в нас совесть не убудет
И правда не сорвётся вниз…
Мир держится на мудрых людях,
Как держится при солнце жизнь
Слово преподавателя.
-Ребята, какие строчки Вам понравились и почему?Ответ студента:
-Андрей Дементьев говорит о том, что «мир держится на добрыхлюдях, не на агрессии и зле», он верит в то, что люди станут добрыми,искренними, гуманными, честными. Слово преподавателя.
-Ребята, а теперь поговорим о хамстве.
Я считаю,что хамство – это осознанная грубость человека с расчётом остатьсябезнаказанным.
Вы, наверное много раз слышали от людей выражение: «Как он ведётсебя
по – хамски!» Что же это за человек? Ответы студентов:
-невоспитанный и грубый;
-оскорбляет собеседника;
-сквернословит;
-агрессивный и злой;
-не уважает общество и мнение окружающих;
-пренебрежительно относится к людям;
-высокомерный и наглый;
-поведение вызывающее.
-Ребята, встречали ли Вы таких людей в жизни?
Ответы студентов.
— Асейчас Татьяна Зенкина прочитает нам стихотворение Андрея Дементьева, а Выподумайте над таким вопросом: «Как же нам защититься от хамства?»
У меня от хамства нет защиты.
И на этот раз оно сильней.
Звонкие хрусталики разбиты —
Позывные доброты моей.
Только слышно, как в душе играет
На старинной скрипочке печаль.
И слова для мести выбирает,
Что забыты были невзначай.
У меня от хамства нет защиты.
Беззащитность — за какой же грех!
И опять в волнах моей обиды
Захлебнулся смех.
Ну а хамство руки потирает.
Всё ему пока что сходит с рук.
Сколько мир от этого теряет!
Только нам сплотиться недосуг.
Студенты высказывают свою точку зрения о хамстве.
Слово преподавателя.
-Ребята, как считают психологи, хамство— это осознанное игнорирование норм общественной морали. Хамские отношениявозникают вследствие проявления неуважения к обществу или конкретному человеку.Однако в наши дни зачастую лишенные нравственности социальные отношениявсячески поощряют проявление хамства. Конечно, это совершается не напрямую, а врезультате молчаливого принятия обществом хамов и грубиянов. Но подобноеформирование отношений и есть поощрение хамства, которое характеризуется какстремление к самоутверждению за счет более высоконравственных собеседников.
Зачастую хамы — это невоспитанные люди с заниженной самооценкой,абсолютно уверенные в своей безнаказанности, потому как оскорбляют и хамят они,как правило, без свидетелей. Основные факторы проявления хамства в социальныхотношениях — отсутствие хорошего воспитания, неспособность ясно и корректновыражать свое мнение, страх перед проблемами и неумение преодолевать трудности.Если в разговоре с хамом промолчать неполучается, постарайтесь не вести дискуссию на повышенных тонах. Грубиян хочетбурной ответной реакции, нервозности, крика. Тогда он будет выглядетьпострадавшим.
-Ребята, я благодарю всех за ваше творческоеучастие в разговоре.
Рефлексия: комфортно ли я себя чувствовал во время классного часа; могу ли ялогично и спокойно изложить свои мысли; интереснали мне методика проведения дискуссии; смог ли я понять точку зрениявыступающего; на какие темы я хотел бы порассуждать в следующий раз.
Словопреподавателя.
-Ребята, я предлагаю вам написать сочинение – рассуждение на тему
«Почемуважно быть вежливым?»