X-PDF

Лекция 2. Методы и средства обучения математике

Поделиться статьей

Тема 1. Организационно-методические основы обучения математике в начальной школе

(Тема 1. Организационно-методические основы обучения математике в начальных классах и НК компенсирующего и КРО)

Лекция 2. Методы и средства обучения математике

 

План:

1. Основные методы обучения математике (+методы построения коррекционно-развивающего образовательного процесса).

2. Основные виды средств обучения и ИКТ, их применение в обучении математике младших школьников.

1. Основные методы обучения математике (+методы построения коррекционно-развивающего образовательного процесса)

 

Метод обучения – способы совместной деятельности учителя и обучающихся для формирования того или иного понятия.

 

Ключевые аспекты понятия метод:

-способ взаимосвязанной деятельности

-система действий

-путь достижения цели

-совокупность приемов

-форма движения содержания обучения

Общая схема структуры системы методов обучения математике
(по Манвелову С.Г.):

 

L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAdcF9acMA AADaAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbESPT4vCMBTE78J+h/AWvMia6kGka5RFWCyLINY/50fz bIvNS22ybf32RhA8DjPzG2ax6k0lWmpcaVnBZByBIM6sLjlXcDz8fs1BOI+ssbJMCu7kYLX8GCww 1rbjPbWpz0WAsItRQeF9HUvpsoIMurGtiYN3sY1BH2STS91gF+CmktMomkmDJYeFAmtaF5Rd03+j oMt27fmw3cjd6JxYviW3dXr6U2r42f98g/DU+3f41U60gik8r4QbIJcPAAAA//8DAFBLAQItABQA BgAIAAAAIQDw94q7/QAAAOIBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10ueG1s UEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADHdX2HSAAAAjwEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALgEAAF9yZWxzLy5yZWxz UEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADMvBZ5BAAAAOQAAABAAAAAAAAAAAAAAAAAAKQIAAGRycy9zaGFwZXht bC54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAdcF9acMAAADaAAAADwAAAAAAAAAAAAAAAACYAgAAZHJzL2Rv d25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA9QAAAIgDAAAAAA== filled=f stroked=f&gt .

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
ТРАДИЦИОННЫЕ
НЕТРАДИЦИОННЫЕ
общие
специальные (частные)

 

Общие методы разрабатываются дидактикой и адаптируются к обучению математике.

Специальные методы разрабатываются методикой преподавания учебного предмета. Методы обучения математике выступают в качестве способов организации учебного материала и взаимодействия учителя и обучающегося с учетом предметного содержания.

Нетрадиционные методы зарождаются, как правило, в практике обучения.

 

Какой бы метод мы ни рассматривали

• с позиций преподавания и учения, он всегда будет

словесным,

наглядным,

практическим .

• но в то же время он будет проявляться при объяснении

в беседе,

в демонстрации,

в упражнениях .

• одновременно с этим по характеру движения мысли он будет

индуктивным

дедуктивным и т.д.

 

Классификация общих методов по Н.Б. Истоминой (по компонентам учебной деятельности):

• стимулирования и мотивации учебной деятельности .

• организации и осуществления познавательной деятельности .

• контроля и самоконтроля .

 

Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

Упорядоченные способы взаимодействия педагога и школьников, способствующие формированию у последних интереса к учению, воспитанию потребности в познании, желания учиться.

К ним относят: дидактические игру, проблемные ситуации, поощрения и т.д.

 

Методы организации и осуществления познавательной деятельности:

С помощью методов этой группы организуются различные виды деятельности обучающихся: репродуктивная, вариативно-воспроизводящая, творческая (частично-поисковая или исследовательская). Деятельность организуется как под непосредственным руководством учителя, так и опосредованно (самостоятельная работа) учеников

Методы организации и осуществления познавательной деятельности подразделяют на:

• словесные (объяснение, беседа, рассказ) .

• наглядные (работа с наглядным демонстрационным и индивидуальным материалом) .

• практические (выполнение упражнений, практических заданий, решение задач).

Методы контроля и самоконтроля:

В зависимости от действий и операций получения обратной связи выделяют методы по:

• источникам информации (методы устного, письменного и практического контроля) .

• средствам контроля (методы машинного, безмашинного, программированного и непрограммированного контроля).

 

Функции методов обучения:

• образовательная, связанная с приращением знаний и умений .

• развивающая, связанная с последовательным изменением качества знаний ученика, с постоянным усложнением и развитием его умений, операций и способов деятельности, с обогащением его познавательных процессов .

• воспитательная, связанная с побуждением учащихся к оценке и выражению собственного отношения к изучаемым явлениям и событиям, с формированием характера и поведения учащегося, с формированием значимых качеств личности.

Приемы учебной деятельности учителя и учащихся как составная часть метода обучения

Прием обучения – деталь метода, элементарное действие учителя, вызывающее ответное действие ученика.

Приемы обучения – это те инструменты, которыми учитель осуществляет свой педагогический процесс.

Владение большим количеством приемов определяет педагогическое мастерство.

Пример 1

При рассмотрении случая деления двузначного числа на однозначное вида 42:3 учитель обращается с вопросом: «Можно ли для нахождения значения выражения воспользоваться тем же вычислительным приемом, с помощью которого находим частное в примерах: 42:2, 63:3 и т.д.»

Это позволяет ученикам увидеть проблему и под руководством учителя приступить к поиску ее решения.

Пример 2

Для запоминания состава числа 10 можно использовать следующие приемы заучивания:

• работа с числовыми фигурами .

• использование схем иллюстрирующих состав числа .

Представленная информация была полезной?
ДА
59.4%
НЕТ
40.6%
Проголосовало: 1133

• заполнение таблицы .

• карточки для самоконтроля: на одной стороне записано выражение, на другой – ответ .

• и т.д.

Особенности математического содержания и способов взаимодействия учителя и ученика, влияющие на построение системы методов

Математическое содержание учебного предмета развивается главным образом посредством

• индукции,

• дедукции,

• обобщения.

Способы взаимодействия учителя и ученика выражаются через

• репродукцию,

• эвристику,

• исследование.

Классификация по основным методам и способам познания действительности, характерным для математики (по Манвелову Г.С.):

Эмпирические методы познания: наблюдение, опыт, измерение и др.

Логические методы познания: анализ и синтез, индукция, дедукция, сравнение, аналогия, абстрагирование, конкретизация, классификация и др.

Математические методы познания: метод математического моделирования, аксиоматический метод и др.

Нетрадиционные методы

К нетрадиционным методам относятся методы, реализующие следующие идеи:

• крупных блоков, позволяющих увеличить объем изучаемого материала при снижении нагрузок на учащихся .

• опоры, являющейся средством развития памяти, логики, пространственного воображения и т.д. .

• бесконфликтности учения с применением открытого учета знаний учащихся, относительной свободой выбора задачного материала учащимися и т.д. .

• самоанализа с систематическим применением взаимо- и самоконтроля учащихся .

• личностного подхода, когда у учащихся снимается чувство страха, вселяется уверенность в его силы, каждый ученик оценивается на каждом уроке и т.д. .

• интерактивности обучения.

Классификация в зависимости от роли обучающегося в процессе обучения

• пассивные,

• активные,

• интерактивные.

Данная классификация является разновидностью классификации по характеру учебно-познавательной деятельности.

Пассивные методы

Учащийся выступает в роли «объекта» обучения, должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему педагогом — источником правильных знаний.

 

Обычно для этого применяются:

лекция-монолог (однонаправленная передача информации от учителя к ученику),

чтение,

демонстрация,

опрос обучающихся (также однонаправленное воспроизводство информации учеником для учителя).

Обучающиеся, как правило, не общаются между собой и не выполняют каких-либо творческих заданий.

Активные методы

Обучающийся является «субъектом» обучения, выполняет творческие задания, вступает в диалог с учителем.

Основные методы:

творческие задания (часто – домашние),

вопросы от ученика к учителю и от учителя к ученику, развивающие творческое мышление.

Интерактивные методы

• Сущность интерактивных методов: обучение происходит во взаимодействии и сотрудничестве всех обучающихся и учителя.

• Эти методы предполагают со-обучение (коллективное, кооперативное обучение).

• И обучающиеся, и педагог являются субъектами учебного процесса и педагог часто выступает лишь в роли организатора процесса обучения, создателя условий для инициативы учащихся.

• Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей.

Эффективность усвоения учебного материала

• лекция – 5% .

• чтение – 10% .

• использование видео и аудио материалов – 20% .

• демонстрация – 30% .

• дискуссионные группы – 50% .

• практика через действие – 75% .

• обучение других или немедленное применение – 90%.

Условия эффективности использования интерактивных методов

• Использование таких методов, которые адекватны возрасту учащихся и их опыту работы с интерактивными методами .

• Использование заданий для предварительной подготовки обучающихся: прочитать, продумать, выполнить самостоятельные подготовительные задания .

• Отбор для занятия таких интерактивных упражнений, которые давали бы обучающемуся «ключ» к освоению темы .

• При выполнении самих интерактивных упражнений выделение времени для обдумывания обучающимися задания, чтобы они восприняли его серьезно, а не механически или «понарошку» исполнили его .

Условия эффективности использования интерактивных методов

• Учет темпа работы каждого учащегося и его способностей .

• Использование на одном занятии одного (максимум – двух) интерактивных метода, а не их калейдоскоп .

• Проведение неторопливого обсуждения по итогам выполнения интерактивного упражнения, в том числе актуализация ранее изученного материала . при возможности акцентирование внимания и на другом материале темы, прямо не затронутом в интерактивном упражнении .

• Проведение эскпресс-опросов, самостоятельных домашних работ по различным темам, которые не были затронуты интерактивными заданиями.

Наиболее известные интерактивные методы

• Игровой,

• Проблемный,

• Проектный,

• Взаимообучения,

• Дискуссионный

Проблемный метод


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.4%
НЕТ
40.6%
Проголосовало: 1133

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет