Лекция-беседа на тему: « 210 –лет со дня рождения русского композитора,А.С.Даргомыжского.»
Сценарийподготовила и провела препод. Старых О.В. (14.022023г)
Цель: знакомствос основными жизненными этапами и крупными творческими достижениями великогорусского композитора А.С.Даргомыжского.
Оборудование: компьютер,проектор, аудиоаппаратура.
Отец композитора — Сергей Николаевич Даргомыжский закончилучебу в пансионате и устроился работать на московский почтамт. В 1812 году онпосватался к княжне Марии Борисовне Козловской и получил от родителей невестыотказ: хоть и дворянин, но без состояния! Тогда, Сергей Николаевич, недолгодумая, выкрал свою Машеньку и увез в имение Козловских в Смоленскую губернию.Так, мать Александра Сергеевича Даргомыжского, урождённая княжна МарияБорисовна Козловская, вышла замуж против воли родителей. Она была хорошообразована, писала стихи и небольшие драматические сцены, публиковавшиеся в альманахахи журналах в 1820-е — 30-е годы, живо интересовалась французской культурой.
А.С. Даргомыжский родился 2 (14) февраля 1813 года в селеТроицком Тульской губернии. В семье Даргомыжских было шестеро детей: Эраст,Александр, Софья, Виктор, Людмила и Эрминия. Все они воспитывались дома, втрадициях дворянства, получили хорошее образование и унаследовали от материлюбовь к искусству. Брат Даргомыжского, Эраст,играл на скрипке (ученик Бёма), одна из сестёр (Эрминия) — на арфе, а сам онинтересовался музыкой с ранних лет. Тёплые дружеские отношения между братьями исёстрами сохранились в течение многих лет. Так, Александр, у которого не былосвоей семьи, впоследствии несколько лет жил вместе с семьёй Софьи, ставшейженой известного художника-карикатуриста Николая Степанова.
В 1817 году семья переселилась в Петербург, где его отецполучил место правителя канцелярии в коммерческом банке, а сам он началполучать музыкальное образование. Его первой учительницей фортепиано была ЛуизаВольгеборн, затем он начал заниматься с Адрианом Данилевским. Тот был хорошимпианистом, однако не разделял интереса юного Даргомыжского к сочинению музыки(сохранились его небольшие фортепианные пьесы этого периода). Наконец, втечение трёх лет учителем Саши был Франц Шоберлехнер, ученик известногокомпозитора Иоганна Гуммеля. Достигнув определённого мастерства, Александрначал выступать как пианист на благотворительных концертах и в частныхсобраниях. В это время он также занимался у известного учителя пения БенедиктаЦайбига, а с 1822 года осваивал игру на скрипке (обучал его крепостной музыкантВоронцов). Даргомыжский в качестве скрипача играл в квартетах, однако вскорепотерял интерес к этому инструменту. К тому времени он уже написал рядфортепианных сочинений, романсов и других произведений, некоторые из которыхбыли изданы.
№ “Меланхолический вальс, Табокерочный вальс” для ф-но.
Осенью 1827 года, следуя по стопам отца, поступил нагосударственную службу и благодаря трудолюбию и добросовестному отношению кделу быстро начал продвигаться по карьерной лестнице. В этот период он нередкомузицировал дома и посещал оперный театр, основой репертуара которого былисочинения итальянских композиторов.
Весной 1835 года А.С. Даргомыжский познакомился с МихаиломИвановичем Глинкой, с которым музицировал на фортепиано в четыре руки,занимался анализом творчества Бетховена и Мендельсона. Глинка помогДаргомыжскому с изучением музыкально-теоретических дисциплин, передав емуконспекты уроков теории музыки, которые он получал в Берлине от Зигфрида Дена.
Даргомыжский — русский композитор, чьё творчество оказало существенное влияние на развитиерусского музыкального искусства XIX века. Один из наиболее заметныхкомпозиторов периода между творчеством Михаила Глинки и «Могучей кучки», Даргомыжский считается основоположником реалистическогонаправления в русской музыке, последователями которого явились многиекомпозиторы последующих поколений. Даргомыжский — младшийсовременник и друг Глинки — продолжил дело создания русской классическоймузыки. Вместе с тем его творчество принадлежит уже другому этапу в развитиинационального искусства. Если Глинка выразил круг образов и настроенийпушкинской эпохи, то Даргомыжский находит свой путь: его зрелые сочинениясозвучны реализму многих произведений Гоголя, Некрасова, Достоевского,Островского, художника Павла Федотова. Стремление передать жизнь во всем ееразнообразии, интерес к личности «маленького» человека и к теме социальногонеравенства, точность и выразительность психологических характеристик, вкоторых особенно ярко раскрывается дарование Даргомыжского как музыкальногопортретиста, — вот отличительные особенности его таланта. Даргомыжский был посвоей природе вокальным композитором. Главными жанрами его творчества сталиопера и камерная вокальная музыка. Новаторство Даргомыжского, его поиски идостижения нашли продолжение в произведениях следующего поколения русскихкомпозиторов — членов балакиревского кружка и Чайковского.
В 1837 году, по совету Василия Жуковского, композиторобратился к другому сочинению того же автора, которое в конце 1830-х быловесьма популярно в России — “Собор Парижской Богоматери”. Композиториспользовал оригинальное французское либретто, написанное самим В. Гюго дляЛуизы Бертен, чья опера “Эсмеральда” была поставлена незадолго до того. К 1841году Даргомыжский закончил оркестровку и перевод оперы, для которой также взялназвание “Эсмеральда” и передал партитуру в дирекцию Императорских театров.Опера, написанная в духе французских композиторов, ждала своей премьерынесколько лет, так как намного большей популярностью у публики пользовалисьитальянские постановки. Несмотря на хорошее драматическое и музыкальное решение“Эсмеральды”, эта опера через некоторое время после премьеры сошла со сцены и вдальнейшем практически никогда не ставилась.
Большим успехом пользуются камерно-вокальныесочинения Даргомыжского. Его ранние романсы выдержаны в лирическом духе,сочинённые в 1840-х годах — испытывают влияние русского музыкальногофольклора (впоследствии этот стиль будет использован в романсах П. И. Чайковского). Наконец, поздние наполнены глубоким драматизмом, страстью,правдивостью выражения, явившись, таким образом, предвестниками вокальныхработ М. П. Мусоргского. В ряде произведений ярко проявился комический таланткомпозитора: «Червяк», «Титулярный советник» и др. В творческом наследии композитора наряду с операми выделаетсякамерная вокальная музыка – более 100 произведений. Они охватывают все основныежанры русской вокальной лирики, включая новые разновидности романса. Этолирико-психологические монологи («Мне грустно», «И скучно, и грустно» наслова Лермонтова), театрализованные жанрово-бытовые романсы-сценки(«Мельник» на стихи Пушкина).
Прослушать фрагмент из вокальных сочинений, романса“Шестнадцать лет, Червяк, Мне грустно,Старый капрал”
Для оркестра Даргомыжским написано четыресочинения: «Болеро» (конец 1830-х), «Баба-Яга», «Казачок» и «Чухонскаяфантазия» (все — начало 1860-х). Несмотря на оригинальность оркестровогописьма и хорошую оркестровку, они исполняются достаточно редко. Этипроизведения являются продолжением традиций симфонической музыки Глинки и однойиз основ богатого наследия русской оркестровой музыки, созданного композиторамиболее позднего времени.
Оркестровыефантазии Даргомыжского вместе с симфоническими опусами Глинки ознаменоваливершину первого этапа русской симфонической музыки. В них явны признакижанрово-характеристического симфонизма (национальная окраска тематизма, опорана песенно-танцевальные жанры, картинность образов, программность).
Многогранной была музыкально-общественная деятельностьДаргомыжского, которая развернулась с конца 50-х годов XIX века. Он принималучастие в работе сатирического журнала «Искра» (а с 1864 года –и журнала «Будильник»), был членом комитета Русского музыкальногообщества (в 1867 году стал председателем его Петербургского отделения),участвовал в разработке проекта устава Петербургскойконсерватории.
В 1843 году композитор уходит в отставку, авскоре (1844) уезжает за границу, где несколько месяцев проводит в Берлине,Брюсселе, Париже и Вене. Он знакомится с музыковедом Франсуа-Жозефом Фети,скрипачом Анри Вьётаном и ведущими европейскими композиторами того времени:Обером, Доницетти, Галеви, Мейербером. Вернувшись в 1845 году в Россию,композитор увлекся изучением русского музыкального фольклора, элементы которогоярко проявились в романсах и песнях, написанных в этот период:“Душечка-девица”, “Лихорадушка”, “Мельник”, а также в опере “Русалка”, которуюкомпозитор начал писать в 1848 году.
В 1855 году была закончена опера“Русалка”. В творчестве композитора она занимает особое место. Написанная насюжет одноимённой трагедии в стихах А.С. Пушкина, она создавалась в период1848—1855 годов. Даргомыжский сам адаптировал пушкинские стихи в либретто исочинил окончание сюжета (у Пушкина произведение не окончено). Премьера“Русалки” состоялась 4 (16) мая 1856 года в Петербурге. Крупнейший русскиймузыкальный критик того времени Александр Серов отозвался на неё масштабнойположительной рецензией в “Театральном музыкальном вестнике” (её объём былстоль велик, что она была напечатана по частям в нескольких номерах). Этастатья помогла опере некоторое время держаться в репертуаре ведущих театровРоссии и добавила творческой уверенности ему самому.
Через некоторое время композитор сближается с демократическимкружком писателей, принимает участие в издании сатирического журнала “Искра”, пишетнесколько песен на стихи одного из главных его участников, поэта ВасилияКурочкина. В 1859 году его избирают в руководство только что основанногоПетербургского отделения Русского музыкального общества. Он знакомится сгруппой молодых композиторов, центральной фигурой среди которых был МилейАлексеевич Балакирев (эта группа позднее станет “Могучей кучкой”).
Даргомыжский задумывает написать новую оперу. Однако впоисках сюжета отвергает сначала “Полтаву” Пушкина, а затем и русскую легенду оРогдане. Выбор композитора останавливается на третьей из “Маленьких трагедий”Пушкина — “Каменном госте”. Работа над оперой, тем не менее, идёт довольномедленно из-за начавшегося у композитора творческого кризиса, связанного свыходом из репертуара театров “Русалки” и пренебрежительным к себе отношениемболее молодых музыкантов.
В 1864 году композитор вновь едет в Европу: посещает Варшаву,Лейпциг, Париж, Лондон и Брюссель, где с успехом исполняются его оркестроваяпьеса “Казачок”, а также фрагменты из “Русалки”. Одобрительно отзывается о еготворчестве Ференц Лист.
Вернувшись в Россию, вдохновлённый успехом своих сочинений заграницей, Даргомыжский с новыми силами берётся за сочинение “Каменного гостя”.Язык, который он выбрал для этой оперы — почти полностью построенный намелодических речитативах с простым аккордовым сопровождением — заинтересовалкомпозиторов “Могучей кучки”, и в особенности Цезаря Кюи, искавшего в то времяпути для реформирования русского оперного искусства.
Однако назначение композитора на пост руководителя РусскогоМузыкального общества и провал оперы-балета “Торжество Вакха”, написанной имещё в 1848 году и не видевшей сцены почти двадцать лет, ослабили здоровьекомпозитора.
5(17) января 1869 года он умер, оставив оперу “Каменныйгость” неоконченной. По его завещанию, она была завершена Кюи и оркестрованаРимским-Корсаковым. В 1872 году композиторы “Могучей кучки” добились постановкиоперы “Каменный гость” на сцене Мариинского театра в Петербурге.
Даргомыжский похоронен в Некрополе мастеров искусствТихвинского кладбища, неподалёку от могилы Глинки.
В XX веке интереск музыке Даргомыжского возродился: его оперы ставились в ведущих театрах СССР,оркестровые сочинения вошли в «Антологию русской симфонической музыки», аромансы стали неотъемлемой частью репертуара певцов.
Даргомыжский весь в нестройности. Он предпочитает яркиехарактерные и подчёркнутые свойства. Он стремится ухватить моменты решительные:напряжение страсти, драматический конфликт, острый миг горя, ужаса и боли.Устойчивость и покой в чём бы то ни было ему чужды. Он умеет не только меткосхватить характерное, но и высмеять то, что его взор карикатуриста успелвыделить. Ирония — и горькая и шутливая — его сфера…
“Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды” — писалА.С. Даргомыжский в одном из своих писем. Эти слова стали творческой цельюкомпозитора.