X-PDF

Лекция 5. Нарушения памяти, внимания, интеллекта

Поделиться статьей

Внимание – сосредоточение личности на определенных объектах и деятельности.

· пассивное – то типу ориентационного рефлекса

· активное – при целенаправленной деятельности

· селективное – выбор 1 сигнала из ряда подобных.

Качества внимания:

  • способность к концентрации
  • объем
  • устойчивость
  • переключаемость

Внимание имеет внешнюю или внутреннюю направленность.

Нарушения внимания:

1. Истощаемость – больной быстро устает и не может дальше работать, встречается при астении (соматические и инфекционные болезни), неврозах, органических расстройствах.

2. Отвлекаемость – быстрое переключение с одного объекта на другой. Встречается при гипердинамическом Sd в младшем школьном возрасте, маниакальном Sd, гипоманиакальных состояниях.

Апрозексия – полная невозможность сосредоточения внимания, характерная для органического поражения лобных долей, ранней детской шизофрении.

3. Инертность (ригидность) – затрудненное переключение с одного объекта на другой, характерное для эпилепсии, органических расстройств.

Исследуют внимание с помощью метода наблюдения, психологических методик: счет по Крипелину (вычитают из100 по 7, 13, 17 последовательно), корректурная проба Бурдона (вычеркивание на время), таблиц Шульте (искать цифры от 1 до25).

Память – это отражение прошлого опыта, заключенное в воспоминании, сохранение и воспроизведение ранее пережитого и сделанного. Включает в себя 3 этапа: запоминание, сохранение, воспроизведение.

Классификация памяти:

1. В зависимости от органов чувств: зрительная, слуховая, тактильная, вкусовая, проприоцептивная.

2. По продолжительности – оперативная (на несколько секунд), кратковременная (на текущие события), долговременная (сохраняется на важные события, информацию, повторяющуюся много раз).

Механизмы памяти до конца не изучены. Кратковременная память — это циркуляция возбуждения в гиппокампе, лимбической системе, РФ, височной области. Долговременная память – это информация, записанная на РНК и ДНК.

Нарушения памяти:

· обратимые – наблюдаются только в период болезни, например, при неврозах.

· необратимые – при органических нарушениях.

Количественные:

1. Гипермнезия – запоминание информации надолго, детально четко. Встречается при нарушениях интеллекта (имбецил оперирует в уме с 3-4-значными числами), в коме, при тяжелых инфекционных заболеваниях.

2. Гипомнезия – ослабление запоминания. Встречается при эпилепсии, неврозах, органических расстройствах, шизофрении.

Закон Рибо: события, происходившие недавно, запоминаются хуже и стираются быстрее, чем события детства и юности.

Анэкфория — затруднение воспроизведения информации.

3. Амнезия – отсутствие воспоминаний на определенный период.

Ретроградная – выпадают события, непосредственно предшествовавшие чрезвычайному событию или болезни.

Антероградная – выпадают события, последовавшие после происшествия.

Конградная – выпадение воспоминаний на время травмирующих событий.

Отставленная – амнезия возникает спустя некоторое время после травмирующих событий.

Аффектогенная – выпадают события на период аффекта.

Фиксационная – нарушается запоминание текущих событий, жизнь становится одномоментной. Часто сопровождается амнестической дезориентировкой, когда больной совершенно не может сориентироваться во времени и месте. Человек не помнит, какой сегодня день, что и когда он ел, что он делал до этого, не знает дорогу домой. Встречается при атрофических заболеваниях головного мозга (болезнь Альцгеймера), ЦАС, тяжелой ЧМТ.

Тотальная – человек вообще ничего не помнит.

Качественные:

1. Конфабуляции – события, которых не было, и которыми заполняются пробелы в памяти. Это галлюцинации памяти. Замена ложными воспоминаниями происходит неумышленно, человек полностью в это верит. Иногда вымышленные событие дополняются бредом (шизофрения, органические психозы).

2. Псевдореминисценции – пробелы в памяти заполняются событиями в действительности происходившими когда-то, но они переносятся в месте и времени. Встречается при органических расстройствах.

3. Экмнезия – больной как-бы живет в своей прошлой жизни. Встречается при ЦАС, истерии, шизофрении.

4. Криптомнезии – невольный плагиат, пробелы в памяти заполняются чужими мыслями и идеями, но авторство их присваивается.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.23%
НЕТ
41.77%
Проголосовало: 79

Нарушения чувства знакомого:

Déjà vu – больной в незнакомой обстановке узнает знакомое.

Jamas vu – больной не узнает знакомую обстановку.

Встречается при эпилепсии, сосудистых расстройствах, энцефалите.

Корсаковский синдром – фиксационная амнезия

ретро — и антероградная амнезия

парамнезии (конфабуляции и псевдореминисценции)

Обычно изменения стабильные, но могут быть и обратимыми (при менингоэнцефалите, коме, интоксикациях, алкоголизме, после ЧМТ).

Корсаковский психоз – тяжелый алкогольный психоз, включает в себя Корсаковский Sd и полинейропатию.

Sd прогрессирующей амнезии – потеря памяти постепенно прогрессирует по закону Рибо вплоть до тотальной амнезии.

Свойства памяти исследуются в беседе. Собираются общие сведения (школьная программа по истории, литературе), биография, используется методика запоминания 10 слов с воспроизведением их сразу и через час, пересказ вчерашнего дня.

Нарушения интеллекта:

способность к приобретению знаний, опыта и умение использовать их на практике.

Основа интеллекта – мышление и предпосылки (память, внимание, речь, моторика, познавательная активность, эмоции, воля).

Деменция — приобретенное слабоумие, «разорившийся богач». Выделяют 3 вида:

1. Органическая – ЧМТ, опухоли, ЦАС, комы, энцефалопатии, хронические интоксикации. Триада Вальтер – Бюэля – нарушения памяти, осмысления, аффективные колебания. Органическая деменция может быть лакунарной (страдают предпосылки интеллекта, но ядро личности и характер не меняются) или тотальной (ядро личности и характерологические особенности разрушаются, критика к себе утрачивается, происходит распад мыслительной деятельности). Тотальная деменция наступает на поздних стадиях болезни Альцгеймера, после инсультов, ЧМТ.

Психоорганический Sd – включает в себя расстройства интеллекта, аффективную лабильность и снижение критики к своему состоянию.

2. Эпилептическая – постепенное сужение круга интересов с концентрацией на своей личности (концентрическая деменция). Появляется обстоятельность мышления, затем сменяется торпидностью, олигофазией (уменьшение словарного запаса), страдает память, внимание. Появляется злопамятность, мстительность, склонность к застреванию на неприятных моментах, дисфория, склонность к вспышкам агрессии.

3. Шизофреническая – больной не может использовать знания на практике, он как «книга с истертым шрифтом». Деменция развивается на базе нарушений мышления. Наблюдается паралогичность, разноплановость, резонерство, автоматизация мышления. Апатико-абулический Sd – нарушение воли, мотивации при шизофрении. Больной перестает сремиться к получению новых знаний и, соответственно, снижается его интеллект.

Переходные реакции Вика – появляются в отдаленные, поздние периоды заболевания. Возникают маниакальные, депрессивные состояния, галлюцинации, бред.

Умственная отсталость:

Термин «олигофрения» изъят из МКБ-10.

Под умственной отсталостью понимают врожденные или рано-приобретенные (до 3 лет) снижение интеллекта, при котором нарушается как мышление, так и предпосылки интеллекта, это общепсихическое недоразвитие с преимущественным поражением интеллекта. При хорошем обучении могут приобретать определенные навыки. Причины нарушений интеллекта – ИНЧМТ, комы в раннем детстве, токсическая дифтерия, менингоэнцефалиты, генетические факторы, антенатальные факторы (ВУИ, Rh-конфликт, интоксикации, асфиксия внутриутробная и в родах). К особо опасным ВУИ относятся краснуха, токсоплазмоз, сифилис.

Для умственной отсталости характерен полигенный тип наследования, т.е. у родителей, имеющих компенсированные отклонения, может родиться больной ребенок.

Виды:

1. Выраженная (ранее именовалась идиотия) – речи нет, чужую речь не понимает, поведение обусловлено инстинктами, мышления нет, к самообслуживанию не способен. Интеллект ниже, чем у животных. IQ до 20.

2. Тяжелая (имбецильность) – лексикон мал и беден, могут проявлять эмоции и простейшие чувства, понимает простейшие фразы, имеет минимальные навыки самообслуживания, мышление наглядно-действенное, эмоции недифференцированные. IQ 20-24.

3. Умеренная (умеренная имбецильность) – более развитая речь, могут строить простые фразы, но с аграматизмами. Мышление с компонентами образного, удовлетворительные навыки самообслуживания. Читают по слогам, но в обычной школе учиться не могут, учатся в школах реабилитации. IQ до 40.

4. Легкая (дебильность) – речь хорошая, но шаблонная, не понимают юмора. Мышление – конкретно-образное. Эмоционально-волевая неустойчивость – часто попадают в асоциальную компанию, повышена внушаемость. Обучаются в коррекционных школах 8-го типа (учатся 9 лет до уровня 5-го класса, но прививаются трудовые навыки).

Выделяют:

  • легкая дебильность – затруднения в обучении начинаются в 5-6 классе школы, вспомогательную школу заканчивают нормально, живут, как правило, самостоятельно.
  • умеренная – затруднения появляются при обучении в 1-2 классе обычной школы или в 5-6 классе вспомогательной школы. Могут жить одни, но нуждаются в посторонней помощи. Могут выполнять простой, неквалифицированный труд, абстрактное мышление не развито.
  • выраженная – затруднения появляются в 1-2 классе вспомогательной школы, словарный запас составляет десятки слов, мышление конкретное. Страдают навыки самообслуживания, одни жить не могут. Могут выполнять только очень простую работу.

Атипичные формы олигофрении:

Как правило, органической природы, в т.ч. аномалии развития.

1. Краниостеноз – преждевременное заращение свода черепа с его деформацией и нарушением развития головного мозга. Частота 1 на 1000 новорожденных. Есть семейные и экзогенно-обусловленные формы. Повышается внутричерепное давление, возникает экзофтальм, нистагм, судорожные припадки, половина отстает в развитии (дебильность, имбецильность), у многих психастенический Sd. Лечение симптоматическое.

2. Гидроцефалия – возникают вследствие воздействия антенатальных и генетических факторов. Степень нарушений – от легкой дебильности до идиотии. Отличаются хорошим музыкальным слухом, хорошей механической памятью. Имеют большой запас слов, но речь штампованная. Эйфоричны, благодушны, реже бывают вспышки раздражительности. Особенности фенотипа: мозговой череп значительно преобладает над лицевым, лоб выпуклый, роднички выбухают, кожа на голове тонкая с просвечивающими венами. Часто встречаются двигательные расстройства (параличи, нарушение координации движений), атрофии соска зрительного нерва, вегетативно-эндокринные дисфункции, повышение внутричерепного давления.

3. Олигофрения + ДЦП – интеллект и психическое развитие страдают неравномерно, структура дефекта сложная. Нарушается пространственное ориентирование и конструктивный праксис. ДЦП не всегда сопровождается снижением интеллекта, но всегда присутствуют эмоционально-волевые изменения: повышенная возбудимость, гиперестезии, истощаемость. Такие дети плаксивы, медлительны или излишне суетливы. У них может наблюдаться ригидность психических процессов, наклонность к персеверациям. В пубертате может появляться расторможенность влечений.

4. Олигофрения с недоразвитием отдельных систем – для них характерна атипичность проявлений, которые зависят от топики поражения.

  • Астенический вариант возникает после негрубых воздействий (недоношенность, гипоксия). Наблюдается выраженная дисгармоничность развития – при нормальной памяти и словарном запасе не могут читать и писать, зная дни и месяцы, не могут назвать их в обратном порядке. Недостаточность временных и пространственных представлений. Слабость побуждений, вялость, резонерство.
  • Олигофрения с лобной недостаточностью проявляется в виде резкого нарушения целенаправленности психической деятельности. Больные вялые, пассивные, подчиняемые. Поведение их неорганизованно, импульсивно, суетливо. Моторика развита недостаточно. Речь пустая, «попугайная». Некритичны, отсутствует чувство дистанции и такта, они не смущаются в неловкой обстановке, не тяготятся собственной несостоятельностью, всегда всем довольны.
  • Формы с недоразвитием речи возникают при поражении мозговых центров речи, наблюдается алалия, в остальном интеллект сохранен.
  • Формы с поражением зрения, слуха, других сенсорных систем характеризуются преимущественным отставанием пораженной системы.

Обследование: методики Векслера, Стэнфорда, исследуют общий объем знаний, память, внимание, интеллект. IQ до 70.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.23%
НЕТ
41.77%
Проголосовало: 79

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Техническое обслуживание газопроводов

Поделиться статьей

Поделиться статьей6.3.1 При техническом обслуживании газопроводов должно производиться техническое обслуживание запорной арматуры, проверка состояния газовых колодцев, а также устранение следующих


Поделиться статьей

ВЕЛИКОЕ ПОСОЛЬСТВО ПЕТРА I

Поделиться статьей

Поделиться статьейДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА СЕВЕРНОЙ ВОЙНЫ. Великое посольство 1697-98 годов – это великая загадка европейских международных отношений, о его загадках


Поделиться статьей

КОСМОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейВ.Н.Топоров Космогонические мифы и космогонические представления занимают особое место среди других форм мифопоэтического мировоззрения. Они описывают пространственно-временные параметры вселенной,


Поделиться статьей

Создание Пенсионного фонда Российской Федерации, его структура, задачи и функции

Поделиться статьей

Поделиться статьей1.2.1 Создание Пенсионного фонда РФ Масштабность и глубина радикально-рыночных преобразований в экономике потребовали применения принципиально новых экономических и правовых


Поделиться статьей

Tempora anni (Времена года)

Поделиться статьей

Поделиться статьей ver весна aestas лето autumnus осень hiems зима Menses anni (Месяцы года) Januarius январь Februarius февраль Martius март


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет