Лекция: «История хорового пения».
Римскаяшкола.
Хоровоепение, с древности и до наших времен, пользуется огромной популярностью. Это довольно сложный вид вокального искусства, который ведет свое происхождениес незапамятных времен. Во многих странах существовали свои собственныевокальные школы, каждая из которых внесла свой вклад в развитие мировогохорового пения.
Однойиз таких творческих школ была Римская школа, появившаяся в шестнадцатомвеке в “вечном городе” Италии – Риме. Большое влияние на образ пения этойшколы оказала духовная религиозная составляющая. Стиль Римской школы отличаетсягладкостью мелодического рисунка и особенной чистотой. Создавались величественные,умиротворенные, проникнутые высокими духовными идеями произведения. Сделавмотив максимально ясным и четким, а текст — простым и понятным основателиРимской школы отвоевали место полифоническому пению в церкви.
Нидерландскаяшкола.
Вовсем музыкальном творческом наследии эпохи Возрождения самым значимым явлениембыли произведения представителей Нидерландской школы. Эпоха расцветаНидерландской школы пришлась на период пятнадцатого – шестнадцатого веков,когда страна, освободившись от испанского протекционизма, начала заниматьведущие позиции в Европе в области искусства и науки.
Нидерландскаяшкола соединила в себе и развила достижения французского и английского хоровогопения светского и духовного направлений. В ее творческом наследии основноеместо занимают такие музыкально-хоровые виды, как мотет и месса. Одновременнопроисходило углубление процесса развития полифонического пения. Это были оченьсложные вокальные произведения, где число голосов иногда доходило до тридцатишести.
Венецианскаяшкола
Венецианскаявокально–хоровая школа является логическим продолжением традиций Нидерландскойшколы. Венецианская школа сформировалась в Венеции в периодшестнадцатого-семнадцатого веков. У ее истоков стояли великие итальянскиекомпозиторы того времени А. Габриель и Д. Габриель. Для хорового творчестваэтой школы характерны многокрасочный стиль, большое количество вокальныхголосов, частые включения виртуозных сольных партий, использование музыкальногосопровождения с яркой тембровой окраской.
Вобласти выбора средств выражения Венецианская школа, пожалуй, можетпретендовать на звание самой несдержанной и неумеренной – никакой скромности.Наоборот, она гротескно преувеличивает все передаваемые чувства, создаваягипертрофированные музыкальные образы. В произведениях этой школы музыкальныевступления к хорам нередко имеют настоящий драматический характер, они своиммаршеобразным или фанфарным стилем, как бы возвещают о предстоящем действии,созывая публику на спектакль.
Григорианские хоралы.
ВVI веке н.э. — эпоху средневековья, в странах Европы началось зарождение новойрелигии – христианства, проповедующей идеи добра и равенства всех людей передБогом. Расцвет религии повлиял и на искусство, и на культуру этой эпохи.Песнопения в соборах, называемые григорианскими хоралами, сопровождалисвященный обряд и исполнялись мужским хором в один голос на латинском языке.
Мелодиягригорианского хорала в обычные дни была сдержанной и строгой. Во времяпраздничных богослужений, она обладала более богатыми слоговыми распевами,например возглас Alleluia! В IX веке появилась новое песнопение –секвенция.
Многоголосиепроникло в церковную музыку в начале X века и прошло сложный путь. Была созданаклассификация певческих голосов по звуковому положению относительно тенора:дискант (позже – сопрано), альт, тенор, бас. В наше время церковныепеснопения сопровождают богослужения и приносят гармонию в душимолящихся.
Хоровоепение стало популярным именно в эпоху Возрождения. В это время количестволюбителей музыки значительно возросло. Хоровая музыка исполнялась в домахбогатых горожан, звучала она и в гостиных аристократов. Жанры мессы и мотетасоставляли основу хоровой музыки той эпохи. В тоже время светская музыкастановится неотъемлемой частью творчества композиторов. Такой жанр, какмадригал, был противопоставлен мессе и мотету. В качестве литературной основы вжанре мадригал использовалась лирическая поэзия. В итоге, он приобрелопределенную изысканную аристократическую утонченность.
Основнымжанром церковной музыки этой эпохи остается хоровая полифоническая месса. Все,накопленное в этой области, дает возможность считать стиль церковной полифонииэпохи Возрождения идеальным. Именно он нашел воплощение в звучании хораacapella. Ведь именно хор в то время являлся эталоном красоты музыкальногозвучания.
Внаше время уже не редкость увидеть на улицах города плакаты с рекламой овыступлении какого-либо хорового ансамбля. Такие коллективы вновь популярны,как и много лет назад. Но и прогресс не стоит на месте, и теперь, придя на концертхорового ансамбля можно обнаружить, что компьютеры даже и здесь находятприменение.
Беспокоитьсяоб истинности голосов певцов не стоит, сюда компьютерные технологии неприменяются, а вот сами хоровые партитуры на сегодняшний момент уже могут бытьсоставлены компьютером при помощи специального программного обеспечения. Теперьподобные вещи считаются правилом хорошего тона.
Первоев истории высшее учебное заведение вокально-хорового искусства – Академияхорового искусства – создана в 1991 году на базе Московского хорового училищаимени А.В. Свешникова. С сентября 2009 года Академии присвоено имя ееоснователя – выдающегося дирижера-хормейстера, Народного артиста СССР,профессора Виктора Сергеевича Попова (1934-2008).
Главнаяидея Академии заключается в продолжении и развитии в новых историческихусловиях давних традиций русского певческого искусства, зародившегося послеКрещения Руси (988) в лоне православной культуры.
Хормейстер — руководитель хора,хоровой дирижёр.Немецкое слово Meister переводится как мастер,специалист, знаток, начальник. Проявляется слово «мастер» в такихтерминах, как капельмейстер, концертмейстер. Хормейстер — «хоровоймастер».
Хормейстер управляет (дирижирует) хоромпри разучивании, репетировании и исполнении хоровыхпартий. Хормейстер также является и художественным руководителемхорового коллектива, на которого возложены обязанности обеспеченияхудожественного уровня творческой деятельности хора.
Досередины 19 века руководство хором являлась составной частью деятельностиголовщика, регента, кантора, капельмейстера. Близкие к функциям хормейстераобязанности во французских певческих школах и церквях выполнял руководителькапеллы (maotre de chapelle).
Появлениепрофессии хормейстера связано с процессом развития музыкальногоисполнительства, выделением светского хорового искусства в самостоятельнуюобласть, разделением сфер музыкально-исполнительской имузыкально-педагогической деятельности.
В России до 1917 года подготовка хоровых дирижёров (регентов, учителейшкольного пения) была сосредоточена в двух профессиональных музыкальныхучебных заведениях: Придворной певческой капелле в Петербурге и Московскомсинодальном училище церковного пения.
В СССР подготовка хормейстеров осуществляется на дирижёрско-хоровых отделенияхи кафедрах музыкальных, музыкально-педагогических вузов, училищ,институтов искусств и культуры.
Загоды независимости Украины наметились серьезные тенденции возрождения хоровогоискусства на новых организационных и содержательных началах, заметнообогатился и расширился репертуар коллективов за счет активного привлечениямолодого поколения композиторов к хоровому творчеству и возвращения в негомощного пласта духовного богатства народа – православных культовыхпроизведений. Именно в области культового пения произошли наибольшие сдвиги:тысячи новых храмов, церквей различных конфессий, открывшихся в стране, потребовалибольшого количества хоровых специалистов – певчих и регентов, профессиональноподготовленных и хорошо знающих культовый обиход.
Хормейстерчасто сталкивается с проблемой выработки единого звучания. Перед ним находятсяпевцы, обладающие самыми различными приемами (школами) пения. Следовательно,хормейстер должен проводить повседневную работу над качеством вокальногозвучания хора.
Разумеется,хормейстер сам должен обладать достаточной подготовкой в вопросах вокальнойкультуры. Особенно это относится к технике вокальных приемов. Дирижер, неумеющий владеть собственным голосом, плохо разбирающийся в теории и техникепения, не знающий особенностей формирования звука, рискует предъявить хорунепосильные требования, что не улучшит, а ухудшит его звучание. Если дирижерхора владеет своим голосом, ясно представляет себе всю технологиюзвукообразования, умеет сформулировать простыми словами приемы и знает, где икак они применяются; если в его дирижерской технике наличествует определенная«вокальность», пластичность жеста и эмоциональная сторона, то такой дирижерсможет довести качество исполнения до высокого технического и художественногоуровня.
Разучиваниемузыкального произведения с хором можно разделить в основном на двефазы. Первая фаза – это техническая “выучка” произведения с хором:разучивание нотного и литературного текста, работа над чистотой интонации,чёткостью ритма, дикцией, звуком и т.д.
Пропевание(сольфеджирование) хоровой партии на гласную или на отдельном слогеобеспечивает правильную и одновременную атаку звука, его направление. С одной стороныэтот приём ускоряет процесс разучивание хорового произведения, а с другой –скрепляет, цементирует общее звучание и придает ему звуковую цельность истройность. В этой стадии работа над хоровой партией проводиться настойчиво идлительно, т. к. именно здесь вырабатывается интонационный и вокальныйфундамент, та хоровая звучность, на которой в дальнейшем строится реализацияхудожественных намерений.
Закончивэту сторону технической работы, дирижер хора переходит к тщательному изучениюсловесного текста. Самым правильным и продуктивным способом его изучения будетчтение его в том ритме, в котором написана каждая хоровая партия. Следя за тем,чтобы согласные звуки произносились остро, коротко и отнимали минимальную долюзвуковой продолжительности, дирижер добивается совершенно ясного произношения,как целых фраз, так и отдельных слогов. Предварительное ритмическое чтениецелесообразно проводить отдельными хоровыми партиями, группами хора и вдальнейшем всем составом хорового коллектива.
Послепредварительно проведенной подготовки во всех хоровых партиях, группах и вовсем хоре, дирижер приступает к работе над музыкальной стороной. В первуюочередь выравнивается вокальная составляющая отдельных партий и всего хоровогозвучания. Сглаживаются регистры, прорабатываются наиболее трудные в вокальномотношении места. Затем дирижер внимательно следит за выполнением поставленных впартиях цезур, знаков дыхания, динамических обозначений, исполнительскихштрихов и других деталей.
Втораяфаза – это освоение хором произведения как художественного целого,творческая работа дирижера, и всего коллектива. Если первую фазу можнорасчленить по отдельным звеньям работы, то художественный период в работе надпроизведением нельзя разбить на какие-то разделы. Но не следует думать, что,работая над технической стороной можно отбросить художественный план и наоборот– работая над художественным образом можно забыть о технической стороне.
Вфазе художественной работы у дирижера преобладает исполнительская сторонаего дарования. Он, как режиссер, “ставит музыкальную пьесу”. Здесь выверяются исводятся воедино все элементы и результаты, достигнутые на предыдущих стадияхработы. Внимание должно быть направлено на выработку общего ансамблевогоисполнения, для чего дирижер ведет работу сначала над отдельными законченнымитематическими кусками, а затем постепенно объединяет их в одно целое.Одновременно он работает над осознанием взаимосвязи между содержаниеммузыкального произведения и его формой.
Этотпроцесс, связанный с всесторонним раскрытием музыкального образа, являетсясамым напряженным и ответственным. Художественно-творческое познание данногопроизведения волей дирижера постепенно переходит в сознание и чувство хоровогоколлектива. Репетиционная работа повышает исполнительский уровень хора испособствует творческому росту дирижера как художника-исполнителя.
Послетого, как репетиционный план по разучиванию произведения с хором выполнен,назначается генеральная репетиция для проверки достигнутых результатов изрелости исполнения хорового произведения. Завершением этого сложного процессаявляется исполнение произведения перед аудиторией слушателей, в котором дирижёри хоровой коллектив выступают в качестве исполнителей.
Дирижирование (отнемецкого dirigieren, французского diriger — направлять, управлять, руководить;английское conducting) — один из наиболее сложных видовмузыкально-исполнительского искусства; управление коллективом музыкантов(оркестром, хором, ансамблем, оперной или балетной труппой и т. д.) в процессеразучивания и публичного исполнения ими музыкального произведения. Дирижёробеспечивает ансамблевую стройность и техническое совершенство исполнения, атакже стремится передать руководимым им музыкантам свои художественныенамерения, раскрыть в процессе исполнения замысел композитора. В основеисполнительского плана дирижёра лежит тщательное изучение и максимально точное,бережное воспроизведение текста авторской партитуры. В результатевзаимодействия исполнителей во главе с дирижером создается живойинструмент, позволяющий творчески интерпретировать произведение.
Хотядирижёрское искусство в современном его понимании, как самостоятельный видмузыкального исполнительства, сложилось относительно недавно (вторая четверть19 века), истоки его прослеживаются с древнейших времён. Ещё наегипетских и ассирийских барельефах встречаются изображения совместногоисполнения музыки, преимущественно на однородных музыкальных инструментах, несколькими музыкантами под руководством человека с жезлом вруке. На ранних этапах развития народно хоровой практики дирижированиеосуществлялось одним из певцов — запевалой. В Древней Греции предводитель хора–корифей. Он устанавливал строй и лад мотива (держал тон), указывалтемп и динамические оттенки. Иногда он отсчитывал такт, ударяя в ладоши илипостукивая ногой. Подобные приёмы метрической организации совместногоисполнения (притоптывание ногами, хлопки в ладоши, игра на ударныхинструментах) сохранились и в 20 в. у некоторых этнографических групп. Вдревности (в Египте, Греции), а затем в средние века было широко распространеноуправление хором (церковным) с помощью хейрономии (от греческого xeir — рука,nomos — закон, правило). В основе этого вида дирижирования лежала системаусловных (символических) движений рук и пальцев, которые поддерживались соответствующими движениями головы и корпуса.Пользуясь ими, дирижёр указывал певчим темп, метр, ритм, зрительновоспроизводил контуры данной мелодии (движение её вверх или вниз). Жесты указывалитакже оттенки и своей пластикой должны были соответствовать общему характеруисполняемой музыки. Усложнение многоголосия, появление мензуральной системыделали всё более необходимой чёткую ритмическую организацию ансамбля. Наряду схейрономией складывается новый способ дирижирования при помощибаттуты (палки; от итальянского battere — бить, ударять),заключавшийся в довольно громком отбивании такта (шумноедирижирование). В Древней Греции руководитель хора при исполнениитрагедий отмечал ритм стуком ноги, пользуясь для этого обувью с железнымиподошвами.
С развитием системы генерал-баса (XVII—XVIII вв.)исполнением нередко управлял органист или клавесинист, сидя за инструментом.Имело место и двойное дирижирование: кроме клавесиниста дирижировал искрипач-концертмейстер (который впоследствии, с отмиранием генерал-баса, сталединственным дирижером). Бывало также тройное дирижирование, когда в управленииисполнением участвовали клавесинист, концертмейстер и объединявший их дирижер.
В дирижировании, как и в любом другом видемузыкального исполнительства, находят отражение уровень развития музыкальногоискусства и эстетические принципы данной эпохи. А также отражаютсяиндивидуальные черты дарования дирижёра, его культура, вкус, интеллект,темперамент и т. д. Современное дирижирование требует от дирижёра широкихзнаний в области музыкальной литературы, основательноймузыкально-теоретической подготовки, высокой музыкальной одарённости — тонкого,специально тренированного слуха, хорошей музыкальной памяти, чувства формы,ритма, а также концентрированного внимания.
Оперный дирижёр должен быть осведомлён в вопросах вокальной технологии, а такжеобладать драматургическим чутьём, способностью направлять в процесседиридирования развитие всего музыкально-сценического действия в целом, без чегоневозможно подлинное сотворчество его с режиссёром. Особый вид дирижированияпредставляет аккомпанирование солисту (например, пианисту, скрипачу или виолончелистуво время исполнения концерта с оркестром). В этом случае дирижёр согласовываетсвои художественные намерения с исполнительским замыслом данногоартиста.
При исполнении произведения дирижёр обычно пользуется партитурой. Однако многиедирижируют наизусть, без партитуры и пульта. Искусство дирижирования основано на специально разработанной системе движения рук. Огромную рольв процессе дирижирования играют лицо дирижёра, его взгляд, мимика, поза ивообще весь облик. Важнейшим моментом в искусстве дирижирования являетсяпредварительный взмах (немецкое Auftakt) — своего рода взятие дыхания,по существу и вызывающее, как ответную реакцию, звучание оркестра, хора.Значительное место в технике дирижирования отводится тактированию, т. е.обозначению при помощи взмахов руки метроритмической структуры музыки.Тактирование является основой художественного дирижирования. Система ауфтактовоформлена в специальные дирижёрские сетки.
Кроме этого дирижер пользуется сопровождающими жестами, применяет различныеусловные жесты. Чрезвычайно важным является умение пользоваться обеимируками независимо друг от друга, так как в технике дирижирования приняторазделять функции рук. Правая рука предназначается преимущественно длятактирования, левая рука даёт указания в области динамики, выразительности,фразировки. На практике функции рук никогда не бывают строго разграничены. Чемвыше мастерство дирижёра, тем чаще и сложнее проявляется в его движенияхпереплетение функций обеих рук. Движения крупных дирижёров никогда неотличаются прямолинейной графичностью: они как бы освобождаются отсхемы, но при этом всегда несут в себе наиболее существенные длявосприятия её элементы.
Дирижер должен уметь объединить в процессе дирижирования индивидуальностиотдельных музыкантов, быть чутким психологом, обладать даром педагога-воспитателяи определёнными организаторскими способностями. Посколькудирижирование — специфический вид исполнения (не непосредственно, а черездругих музыкантов, певцов), решающее значение имеет способность воздействиядирижера на исполнителей, целенаправленная дирижёрская воля. По характерувоздействия на коллектив исполнителей дирижёров можно разделить на два типа.Первый из них — дирижёр-диктатор. Он безоговорочно подчиняетмузыкантов своей воле, собственной индивидуальности, подчас деспотическиподавляя их инициативу. Дирижёр противоположного типа никогда не стремится ктому, чтобы артисты хора слепо подчинялись ему, а старается довести свойисполнительский план до сознания каждого исполнителя, увлечь его авторскимзамыслом. Большинство дирижёров сочетает в себе черты двух типов.