Государство активно участвует в развитии внешнеэкономической деятельности путем целенаправленного воздействия на определенные сферы и объекты этой деятельности Все меры государственного воздействия могут быть разделены в зависимости от направленности действия на экономические процессы на протекционистские и либерализа- ционные.
Протекционизм — защита внутреннего рынка от ино странной конкуренции. Он характеризуется введением вы соких таможенных пошлин на импортные товары.
Свободная торговля (либерализация) — это свободный беспошлинный или облагаемый незначительными пошлинами ввоз товаров. Меры либерализации направлены на снятие, снижение ограничений во внешней торговле, что приводит к росту конкуренции со стороны иностранных компаний (табл. 1).
В зависимости от характера воздействия на экономические процессы меры могут быть разделены на административные и экономические.
К административным мерам можно отнести меры прямо го ограничения экспорта и/или импорта. Это меры, которые
влияют на экономическое поведение хозяйствующих субъектов. К экономическим мерам могут быть отнесены меры, которые воздействуют на экономические процессы через экономические интересы их участников.
В зависимости от характера и разновидности применяемых приемов регулирования ВЭД и согласно Закону РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» все меры могут быть разделены на таможен- но-тарифные и нетарифные.
Конкурентная борьба на мировом рынке породила специфические меры нетарифного ограничения — антидемпинговые меры. Антидемпинговые меры сводятся к взиманию с экспортера компенсации за ущерб национальной промышленности и производителю, обычно в пользу последнего, часто в виде дополнительной пошлины. Для констатации демпинга используются два основных критерия: ценовой, или стоимостной, и критерий экономического ущерба.
Одним из направлений государственного регулирования внешнеторговой деятельности является антимонопольное регулирование, выступающее важнейшим средством защиты национальных интересов малого и среднего предпринимательства и обеспечивающее развитие конкурентной среды.
Важнейшим этапом либерализации внешней торговли в России явилось создание правовых основ в виде законов и нормативных актов.
Понятие и сущность протекционизма
Протекционизм — политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. С одной стороны, такая политика способствует развитию национального производства.
В экономической теории протекционистская доктрина является противоположной доктрине свободной торговли — фритредерству, спор между этими двумя доктринами продолжается со времен Адама Смита. Сторонники протекционизма критикуют доктрину свободной торговли с позиций роста национального производства, занятости населения и улучшения демографических показателей. Оппоненты протекционизма критикуют его с позиций свободы предпринимательства и защиты прав потребителей.
Основные виды протекционизма
Критики протекционизма обычно указывают на то, что таможенные пошлины повышают стоимость импортных товаров внутри страны, от чего могут пострадать потребители. Кроме того, важным аргументом против протекционизма является угроза монополизации: защита от внешней конкуренции может помочь монополистам установить полный контроль над внутренним рынком. Примером может служить быстрая монополизация промышленности в Германии и России в конце XIX — начале XX вв., произошедшая в условиях проведения ими протекционистской политики.
Политика либерализации предполагает снятие всевозможных барьеров, препятствующих развитию международной торговли. Наряду с реализацией принципа сравнительных преимуществ, страны получают дополнительную выгоду от либерализации внешней торговли. Она заключается в том, что либерализация стимулирует конкуренцию и ограничивает монополию внутри страны.
Таким образом, либерализация внешней торговли — постепенная (постоянная или временная) отмена количественных ограничений во внешней торговле, установленных соответствующими государственными органами. В более широком смысле либерализацией внешней торговли понимают снятие или ослабление всяких ограничений в экономических отношениях между странами. Для усиления внешнеторговой экспансии американских компаний правительство США добивалось от стран Западной Европы отмены количественных ограничений. В этих целях оно оказывало давление на Организацию европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), созданную в 1948 г. западноевропейскими странами. В ОЕЭС был принят кодекс либерализации, в соответствии с которым участники взяли на себя обязательства постепенно либерализовать подавляющую часть импорта и экспорта. Однако либерализация внешней торговли более широко стала осуществляться странами Западной Европы, а также Японией со второй половины 50-х гг., когда в результате более высоких темпов экономического роста по сравнению с США, интенсивного процесса концентрации и централизации капитала, развития интеграционных процессов им удалось повысить конкурентоспособность национальных товаров.
