Лингвистическаяигра «Знатоки русского языка»
Цель: Воспитаниеинтереса к русскому языку, стремления к знаниям.
Задачи:
— формироватьпозитивное отношение к предмету, повышение престижа знаний;
— развиватьлогическое, творческое и нестандартное мышление, внимание, наблюдательность;
— обогащатьсловарный запас.
Оснащение: презентация,мультимедийное оборудование, сигнальные карточки с цифрами от 1 до 5 дляучастников, 6 ручек для участников 2 этапа, для жюри ручки, бумага.
Ход мероприятия.
1. Вводнаячасть.
Спросят меня: чтопохоже на море?
Русский язык – не замедлю с ответом.
Он, словно море, согреет зимою,
Свежесть подарит засушливым летом,
Воды его, разливаясь без края,
Блещут немеркнущим солнечным светом,
К людям хорошим в далекие страны
Катятся волны с горячим приветом.
Русский язык – безграничное море…
— Наш языкдан нам в дар с самого рождения. Но хорошо ли мы его знаем? Ясно ли понимаем,что владеем, как говорил К. Паустовский, «самым богатым, метким, могучим ипоистине волшебным» языком»?
Русский язык -один из богатейших языков в мире. Его международное значение растет с каждымднем. На этом языке написаны гениальные произведения русскихклассиков, создана богатейшая художественная литература.
Я предлагаюкаждому из вас, ребята, проверить свои знания по русскому языку, поучаствовав влингвистическойигре «Знатоки русского языка».
2. Основная часть.
Правилаигры.
В 1 туреучаствует 10 человек. На экране появляются вопросы и варианты ответов к нимпод цифрами. Через определенное время вы поднимаете карточку с цифрой, подкоторой, по вашему мнению, находится правильный ответ. Жюри подсчитываетколичество набранных вами баллов и 4 человека выбудут в 1 туре.
Во 2 туре участвует6 человек. После более сложных заданий выбывают еще 3 участника. Если будетспорная ситуация – задаются дополнительные вопросы до 1 ошибки.
В 3 туре участвуют3 финалиста и мы узнаем имя победителя нашей интеллектуальнойигры-конкурса.
Выборжюри.
(лучше 3человека)
Кто выиграет, длянас пока секрет,
Но конкурсзнатоков на это даст ответ.
Мы желаем всемуспеха,
Счастья, радости исмеха.
От серьезного жюри
Вот вам пожелание:
Через труд придетпобеда,
Через труд изнания.
1тур:презентация, слайды 2-16 (анимация на правильные ответы)
Слайды 17-20дополнительные для 1или 2 тура, если совпало количество очков у участников.
2тур:заданияна карточках. Эти же задания: слайды 21-25 (задания и ответы)
1 Найдите каждому устойчивому выражению в левой колонке противоположное по значению вправой, соедините линией. (6 экземпляров)
Сидеть сложа руки. Воды в рот набрать.
Держать ухо востро. В руки взять.
От рук отбиться. Ворон считать.
Во всю ивановскую (кричать). Своим горбом жить.
На чужой шее сидеть. Не покладая рук.
В этовремя задания зрителям:
.Угадай, чтоэто. Замени одним словом каждую фразу:
-Его вешают,приходя в уныние (нос).
— Его задирают,задаваясь.
-Его всюду суют,вмешиваясь не в свои дела.
— Не цветы, авянут. (уши)
-Не ладоши, а имихлопают, если чего-нибудь не понимают.
-Не белье, аразвешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.
—Его советуютискать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез. (ветер)
-На него бросаютслова и деньги, кто их не ценит.
-Его проглатывают,упорно не желая о чем-либо говорить.(язык)
-Он хорошоподвешен у человека, который говорит бойко, легко.
-Ее набирают врот, когда молчат. (вода)
2. Ударение.(6экземпляров)
а) 1. Нет ничегокрасивее персидского ковра.
2. На столестояли вкусные торты.
3. Не следуетбаловать своих детей.
4. Они позвонятмне завтра.
5. В каталоге
3. Определирод имен существительных.(6 экземпляров)
4.Дополнительное(слайда нет)
Найди спрятанные впредложениях фамилии хорошо известных тебе писателей.
н/р: Никита, ненадо краба ртом трогать.
v Ктозапер родителей в темной комнате?
v Мама,а змея, рыба, комар, шакал – это все звери?
5. 3тур(3 человека) — финал: слайд 26 игиперссылки на 27-46 слайды.
Все заработанныебаллы аннулируются, но первым начинает финал, игрок, набравший большееколичество баллов.
Как красивые вещиукрашают наш быт, так мудрые пословицы украшают нашу речь. Услышав пословицу,мы невольно ее запоминаем. Главное в пословицах – они учат, но не грубо, амягко и ненавязчиво. В старину говорили «Чему Ваня не научился, того Иван невыучит». Понятно, что пословица относится к любому человеку: упустишь золотоевремя, не узнаешь чего-нибудь – потом не наверстаешь.
1 |
4 |
7 |
2 |
5 |
8 |
3 |
6 |
9 |
Тема финала – «пословицы».Перед вами таблица, в которой 9 ячеек. Вы выбираете число, за ним задание. Заполный и правильный ответ вы получаете 1 балл.
1. Подбери пословицу.
Надо выбрать изправого ряда пословицу, аналогичную по смыслу пословице левого ряда.
Не все золото, что блестит. |
Как аукнется, так и откликнется. Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1512 |
Сытый голодного не разумеет. |
|
Не по виду суди, а по делам гляди. |
|
Не сделавши дела – не хвались. |
|
Рука руку моет. |
2.Заменипословицами (участник может выбрать для замены любые 3).
Учись всю жизнь (Век живи– век учись).
Беречь время (Делувремя – потехе час).
Не болтай (Держиязык за зубами).
Не торопись, делайвсе аккуратно(Поспешишь – людей насмешишь).
Не ссорься (Лучшехудой мир, чем добрая ссора).
3.Угадайпословицу (участник может выбрать любые 3)
Каравай –На чужойкаравай рот не открывай.
Дерево – Человекбез друзей, что дерево без корней.
Кость –Последнему гостю – кость. Незваный гость хуже татарина.
Сани – Любишькататься – люби и саночки возить.
Воробей – Слово неворобей, вылетит – не поймаешь.
4.По двум словамсобери пословицу.
– Дело, мастер(Дело мастера боится).
– Труд, лень(Труд кормит, а лень портит).
– Встречают,провожают (По одежке встречают, по уму провожают).
5. Заменитепословицы разных народов русскими пословицами с тем же смыслом.
– Тот незаблудится, кто спрашивает. (Язык до Киева доведет).
– Тот, кто неучится, ходит в потемках. (Учение – свет, а неученье – тьма).
6. Изданных слов составьте пословицы.
– Монастырь, не,уставом, в, ходят, чужой, со, своим. (В чужой монастырь со своим уставом неходят).
– Коню, не, в,дареному, зубы, смотрят. (Дареному коню в зубы не смотрят).
7. Назовитепословицу, которая подходит по смыслу данному тексту.
Лесной обычай.
Певчие птицысбиваются в стайки и странствуют по кустам и деревьям. В стае есть свой обычай.Первый увидевший врага должен пискнуть или свиснуть. Стая успеет уйти отопасности. Если один попал в беду, стая поднимет шум и гам, устрашая врага. (Один за всех, и все за одного).
8. Ответь на вопрос,вспомнив известную пословицу (участник может выбрать любые 3).
· Чегоне вырубишь топором? (Что написано пером).
· Когдаприходит аппетит? (Во время еды).
· Чтолюбят деньги? (Счет).
Дополнительные:(на слайде нет) или можно дать для разминки и лучшего понимания.
Где черти водятся?(В тихом омуте).
Что знает кошка?(Чье мясо съела).
Если своя, то нетянет (Ноша).
Порядковый номерблина, получившегося комом. (Блин).
Они считаютсяклассической парой. (Сапоги)
Дорога к обеду (Ложка).
9. Загадки впословицах и поговорках.
Чем меньшепонадобится подсказок, тем лучше: с 1 раза – 3 балла, со 2 -2б., с 3р -1балл.),например (разобрать):
– Лапкиее мягки, да когти остры. – 3 б.
– Чуетона, чье мясо съела. – 2 б.
– Доброеслово и ей приятно. – 1 б. (Кошка).
1. – Не гони егокнутом, гони овсом.
– Он копытомдаст сдачи.
– Дареному емув зубы не смотрят. (Конь).
Дополнительные:(на слайде нет) или можно дать для разминки и лучшего понимания:
А. -Хлеб-сольешь, а ее режь.
. -Она в огнене горит, и в воде не тонет.
-В ногах еенет. (правда)
Б.- Оно пущестрелы разит.
-Оно-серебро,молчание – золото.
-Оно не воробей,вылетит – не поймаешь. (слово)
В. -Оно — лучшийврач.
-Оно – деньги.
Дополнительныезадания к финалу (слайдов нет):
10.Прочитайпословицы разных народов и попытайся подобрать к ним русские пословицы с тем жесмыслом.
Ø Хочешь,чтоб были полны закрома, — вставай с криком петуха.(украинская) (Кто рановстает – тому Бог подает.)
Ø Ив тихой воде есть крокодилы (Малайская). (В тихом омуте черти водятся.)
11.Узнайпословицу. Ребус:
6.Подведение итогов, слово жюри.
Наш конкурс хочузакончить словами Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками. Обращайтесьпочтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состояниисовершить чудеса.
Литература:
Максимова Т.Н.Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу «Окружающий мир»:3-4классы. М.:ВАКО,2009 (Мастерская учителя)
Ушаков Н.Н..Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. М.;Просвещение, 1978
Орго А.А.Олимпиадные занятия по русскому языку: Кн.для учителя: Из опыта работы.М.Просвещение,1994
О.Холодова «Юнымумникам и умницам: Задания по развитию познавательных интересов»М: Росткнига,2008.
Задания олимпиады «Русскиймедвежонок» 4-5 класс, 2003г.
