X-PDF

Лингвистическая игра Знатоки русского языка

Поделиться статьей

Лингвистическаяигра «Знатоки русского языка»

 Цель: Воспитаниеинтереса к русскому языку, стремления к знаниям.

Задачи:

— формироватьпозитивное отношение к предмету, повышение престижа знаний;

— развиватьлогическое, творческое и нестандартное мышление, внимание, наблюдательность;

— обогащатьсловарный запас.

Оснащение: презентация,мультимедийное оборудование, сигнальные карточки с цифрами от 1 до 5 дляучастников, 6 ручек для участников 2 этапа, для жюри ручки, бумага.

Ход мероприятия.

1.    Вводнаячасть.

Спросят меня: чтопохоже на море?
Русский язык – не замедлю с ответом.
Он, словно море, согреет зимою,
Свежесть подарит засушливым летом,
Воды его, разливаясь без края,
Блещут немеркнущим солнечным светом,
К людям хорошим в далекие страны
Катятся волны с горячим приветом.
Русский язык – безграничное море…

— Наш языкдан нам в дар с самого рождения. Но хорошо ли мы его знаем? Ясно ли понимаем,что владеем, как говорил  К. Паустовский, «самым богатым, метким, могучим ипоистине волшебным» языком»?

Русский язык -один из богатейших языков в мире. Его международное значение растет с каждымднем. На этом языке написаны гениальные произведения          русскихклассиков, создана богатейшая художественная литература.

Я предлагаюкаждому из вас, ребята, проверить свои знания по русскому языку, поучаствовав влингвистическойигре «Знатоки русского языка».

2. Основная часть.

Правилаигры.

В 1 туреучаствует  10 человек. На экране появляются вопросы и  варианты ответов  к нимпод цифрами. Через определенное время вы поднимаете карточку с цифрой, подкоторой, по вашему мнению, находится правильный ответ. Жюри подсчитываетколичество набранных вами баллов и 4 человека выбудут в 1 туре.

Во 2 туре участвует6 человек. После более сложных  заданий выбывают еще 3 участника. Если будетспорная ситуация – задаются дополнительные вопросы до 1 ошибки.

В 3 туре участвуют3 финалиста и мы узнаем имя победителя нашей интеллектуальнойигры-конкурса.

Выборжюри.

 (лучше 3человека)

Кто выиграет, длянас пока секрет,

Но конкурсзнатоков на это даст ответ.

Мы желаем всемуспеха,

Счастья, радости исмеха.

От серьезного жюри

Вот вам пожелание:

Через труд придетпобеда,

Через труд изнания.

1тур:презентация, слайды 2-16 (анимация на правильные ответы)

Слайды 17-20дополнительные для 1или 2 тура, если совпало количество очков у участников.

2тур:заданияна карточках. Эти же задания: слайды 21-25 (задания и ответы)

1 Найдите каждому устойчивому выражению в левой колонке противоположное  по значению вправой, соедините линией. (6 экземпляров)

Сидеть сложа руки.                                        Воды в рот набрать.

Держать ухо востро.                                       В руки взять.

От рук отбиться.                                             Ворон считать.

Во всю ивановскую (кричать).                       Своим горбом жить.

На чужой шее сидеть.                                     Не покладая рук.

В этовремя задания зрителям:

.Угадай, чтоэто.  Замени одним словом каждую фразу:

-Его вешают,приходя в уныние (нос).

— Его задирают,задаваясь.

-Его всюду суют,вмешиваясь не в свои дела.

— Не цветы, авянут. (уши)

-Не  ладоши, а имихлопают, если чего-нибудь не понимают.

-Не белье, аразвешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.

—Его советуютискать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез. (ветер)

-На него бросаютслова и деньги, кто их не ценит.

-Его проглатывают,упорно не желая о чем-либо говорить.(язык)

-Он хорошоподвешен у человека, который говорит бойко, легко.

-Ее набирают врот, когда молчат. (вода)

 

2. Ударение.(6экземпляров)

а) 1. Нет ничегокрасивее  персидского ковра.

     2. На столестояли вкусные торты.

     3. Не следуетбаловать своих детей.

     4. Они позвонятмне завтра.

     5. В каталоге

3. Определирод имен существительных.(6 экземпляров)

  

4.Дополнительное(слайда нет)

Найди спрятанные впредложениях фамилии хорошо известных тебе писателей.

н/р: Никита, ненадо краба ртом трогать.

v  Ктозапер родителей в темной комнате?

v  Мама,а змея, рыба, комар, шакал – это все звери?

5. 3тур(3 человека) — финал: слайд 26 игиперссылки на 27-46 слайды.

Все заработанныебаллы аннулируются, но первым начинает финал, игрок, набравший большееколичество баллов.

Как красивые вещиукрашают наш быт, так мудрые пословицы украшают нашу речь. Услышав пословицу,мы невольно ее запоминаем. Главное в пословицах – они учат, но не грубо, амягко и ненавязчиво. В старину говорили «Чему Ваня не научился, того Иван невыучит». Понятно, что пословица относится к любому человеку: упустишь золотоевремя, не узнаешь чего-нибудь – потом не наверстаешь.

  1

  4

  7

  2

  5

  8

  3

  6

  9

Тема финала – «пословицы».Перед вами таблица, в которой 9 ячеек. Вы выбираете число, за ним задание. Заполный и правильный ответ вы получаете 1 балл.
1. Подбери пословицу.

Надо выбрать изправого ряда пословицу, аналогичную по смыслу пословице левого ряда.

 

 

 

Не все золото, что блестит.

Как аукнется, так и откликнется.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.11%
НЕТ
41.89%
Проголосовало: 900

Сытый голодного не разумеет.

Не по виду суди, а по делам гляди.

Не сделавши дела – не хвались.

Рука руку моет.

 

2.Заменипословицами (участник может выбрать для замены любые 3).

Учись всю жизнь (Век живи– век учись).

Беречь время (Делувремя – потехе час).

Не болтай (Держиязык за зубами).

Не торопись, делайвсе аккуратно(Поспешишь – людей насмешишь).

Не ссорься (Лучшехудой мир, чем добрая ссора).

 

3.Угадайпословицу (участник может выбрать любые 3)

Каравай –На чужойкаравай рот не открывай.

Дерево – Человекбез друзей, что дерево без корней.

Кость –Последнему гостю – кость. Незваный гость хуже татарина.

Сани – Любишькататься – люби и саночки возить.

Воробей – Слово неворобей, вылетит – не поймаешь.

 

4.По двум словамсобери пословицу. 

Дело, мастер(Дело мастера боится).

Труд, лень(Труд кормит, а лень портит).

Встречают,провожают (По одежке встречают, по уму провожают).

 

5. Заменитепословицы разных народов русскими пословицами с тем же смыслом.

– Тот незаблудится, кто спрашивает. (Язык до Киева доведет).

– Тот, кто неучится, ходит в потемках. (Учение – свет, а неученье – тьма).

 

6. Изданных слов составьте пословицы.

– Монастырь, не,уставом, в, ходят, чужой, со, своим. (В чужой монастырь со своим уставом неходят).

– Коню, не, в,дареному, зубы, смотрят. (Дареному коню в зубы не смотрят).

 

7. Назовитепословицу, которая подходит по смыслу данному тексту.

Лесной обычай.

Певчие птицысбиваются в стайки и странствуют по кустам и деревьям. В стае есть свой обычай.Первый увидевший врага должен пискнуть или свиснуть. Стая успеет уйти отопасности. Если один попал в беду, стая поднимет шум и гам, устрашая врага. (Один за всех, и все за одного).

 

8. Ответь на вопрос,вспомнив известную пословицу (участник может выбрать любые 3).

·                  Чегоне вырубишь топором? (Что написано пером).

·                  Когдаприходит аппетит? (Во время еды).

·                  Чтолюбят деньги? (Счет).

Дополнительные:(на слайде нет) или можно дать для разминки и лучшего понимания.

Где черти водятся?(В тихом омуте).

Что знает кошка?(Чье мясо съела).

Если своя, то нетянет (Ноша).

Порядковый номерблина, получившегося комом. (Блин).

Они считаютсяклассической парой. (Сапоги)

Дорога к обеду (Ложка).

9. Загадки впословицах и поговорках.

Чем меньшепонадобится подсказок, тем лучше: с 1 раза – 3 балла, со 2 -2б., с 3р -1балл.),например (разобрать):

         – Лапкиее мягки, да когти остры. – 3 б.

         – Чуетона, чье мясо съела. – 2 б.

         – Доброеслово и ей приятно. – 1 б. (Кошка).

1. – Не гони егокнутом, гони овсом.

   – Он копытомдаст сдачи.

   – Дареному емув зубы не смотрят. (Конь).

 

Дополнительные:(на слайде нет) или можно дать для разминки и лучшего понимания:

 А.   -Хлеб-сольешь, а ее режь.

.      -Она в огнене горит, и в воде не тонет.

       -В ногах еенет. (правда)

Б.- Оно пущестрелы разит.

   -Оно-серебро,молчание – золото.

  -Оно не воробей,вылетит – не поймаешь. (слово)

В. -Оно  — лучшийврач.

   -Оно – деньги.

Дополнительныезадания к финалу (слайдов нет):

10.Прочитайпословицы разных народов и попытайся подобрать к ним русские пословицы с тем жесмыслом.

Ø   Хочешь,чтоб были полны закрома, — вставай  с криком петуха.(украинская) (Кто рановстает – тому Бог подает.)

Ø   Ив тихой воде есть крокодилы (Малайская). (В тихом омуте черти водятся.)

11.Узнайпословицу. Ребус:

 

IMG_5148     IMG_5147

 

6.Подведение итогов, слово жюри.

Наш  конкурс хочузакончить словами Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,этот клад, это достояние,  переданное нашими предшественниками. Обращайтесьпочтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состояниисовершить чудеса.

Литература:

Максимова Т.Н.Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу «Окружающий мир»:3-4классы. М.:ВАКО,2009 (Мастерская учителя)

Ушаков Н.Н..Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. М.;Просвещение, 1978

Орго А.А.Олимпиадные занятия по русскому языку: Кн.для учителя: Из опыта работы.М.Просвещение,1994

О.Холодова «Юнымумникам и умницам: Задания по развитию познавательных интересов»М: Росткнига,2008.

Задания олимпиады «Русскиймедвежонок» 4-5 класс, 2003г.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.11%
НЕТ
41.89%
Проголосовало: 900

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет