Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Акшуат» муниципального образования
«Барышский район» Ульяновской области
«Литературнаявикторина по произведениям С. Я. Маршака» с детьми разновозрастной группы
Конспектсоставила:
воспитатель Волкова Г.А.
2022г.
Цели:
-расширять представление детей о жизни и творчестве известного писателя С.Я.Маршака;
— развивать творческие способности детей: воображение, связную и выразительнуюречь на материале произведений С.Я. Маршака;
-воспитывать у детей умение выступать перед зрителями;
-развивать коммуникативные навыки;
— формировать доброжелательное отношение друг к другу;
-через творчество С. Я. Маршака воспитывать такие черты характера, как:честность, отвага, сострадание, осторожность, собранность.
В игровой форме вспомнитьи повторить произведения С.Я. Маршака.
Материалы и оборудование: портрет С.Я. Маршака, выставка книг попроизведениям С.Я. Маршака, картинки с животными.
Предварительная работа:чтение и заучивание стихов С.Я. Маршака, организация выставки книг С.Я.Маршака, лепка, рисование, полюбившегося героя произведения.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята! Сегодняшняя наша викторина посвящена творчеству С. Я. Маршака! Самуил Яковлевич Маршак (1887–1964 гг.) –знаменитый советский поэт, переводчик, драматург. Известен как автор сказок длядетей, сатирических произведений, а также «взрослой», серьезной лирики. Кромеэтого, писатель занимался переводами английской и шотландской литературы. Родился Самуил Маршак 22 октября (3ноября) 1887 года в Воронеже. ПапаМаршака был простым рабочим и работал на заводе. Мама занималась воспитаниемдетей, потому что в семье маленького мальчика было несколько братиков исестричек. А вот талант к написанию стихов проснулся у него еще в детстве.Самуил начал сочинять стихи, когда ему было столько же лет, сколько и вам, и онеще даже не умел писать. Когда Самуил вырос, то пошел учиться в гимназию. Онучился очень хорошо и получал много пятерок. Он прожил очень хорошую жизнь исделал очень много для детей. Самуил Яковлевич очень любил детей, поэтому онсоздавал для них театры, мастерские, писал стихи (показать портрет).
Воспитатель: Думаю, сегодняздесь собрались настоящие знатоки творчества Маршака, ведь наша викторинасегодня посвящена творчеству этого замечательного поэта.
Сегодня я буду вам задавать вопросы, а вы на них отвечать.(Разделить детей на 2команды и дать им названия) У нас с вами 2 команды, посмотрим, кто же из васвнимательно читал произведения С.Я. Маршака, а оценивать будет наше жюри(знакомим с жюри).
Давайте начнем.
Задание 1: Вставить последнее пропущенное слово. Ноесли вы хорошо знаете произведения Маршака ,это не составит вам труда.
1.Бегемот разинул рот:
Булки просит…(бегемот)
2.Гриб растет среди дорожки –
Голова на тонкой…(ножке)
3.Жук упал, и встать не может.
Ждет он, кто ему…(поможет)
4.Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от…(страха)
5.Роет землю серый крот –
Разоряет… (огород).
6.Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему…(бока)
Воспитатель:Молодцы, ребята! Справились с заданием.
(Жюри подводит итоги по первому заданию)
Задание 2: Все вы знаете «Сказку о глупом мышонке», правда? Это оченьпоучительная история о маленьком мышонке. Он не очень любил песни, которые пелаему перед сном мама. Поэтому маме пришлось срочно искать няню для своеголюбимого сыночка. Давайте вспомним, кого приглашала мышка-мать в няньки глупомумышонку?
1.– Га-га-га, усни, малютка!
После дождика в саду
Червяка тебе найду.(Утка)
2.– Ква-ква-ква, не надо плакать!
Спи, мышонок, до утра,
Дам тебе я комара.(Жаба)
3.– Спи, мышонок, сладко-сладко,
Повернись на правый бок,
Дам овса тебе мешок.(Лошадь)
4.– Баю-баюшки, хрю-хрю.
Успокойся, говорю.(Свинка)
5.– Куд-куда! Не бойся, детка!
Забирайся под крыло:
Там и тихо, и тепло.(Курица)
6.– Мяу-мяу, спи, мой крошка!
Мяу-мяу, ляжем спать,
Мяу-мяу, на кровать!(Кошка)
7.А чью песню не смог услышать мышонок?(Щука)
Воспитатель: Молодцы ребята ,и с этим заданием справились.
(Жюри подводит итоги)
Задание 3 «Отгадай загадку»:
Ребята, а вы знаете, что Маршак сочинял не только стихи, но еще и загадки.И в следующем задании нужно отгадать загадки.
1.Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час.
А вы, друзья, не бейте нас.(Часы)
2.Что такое перед нами?
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седелка на носу.(Очки)
3.В Полотняной стране
По реке Простыне
Идет пароход
То взад, то вперед.
И за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать.(Утюг)
4.Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днем терял он вес,
И, наконец, совсем исчез.(Календарь)
5.Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт.(Дождь)
6.Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут!(Мяч)
7.Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие, как братья.
Мы за обедом под столом,
А ночью – под кроватью.(сапоги)
8.Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб,зуб.(пила)
Воспитатель: Молодцы,ребята! Хорошо все отгадали.(Жюри подводит итог)
Задание 4: «Расскажи стихотворение»
В следующем задании намс вами предстоит вспомнить обитателей зоосада, о которых написал свои стихиМаршак (воспитатель показывает картинки с изображением животных, а дети поочереди рассказывают стихи о них).
Тигрёнок:
Вы не стойте слишком близко –
Я тигрёнок, а не киска!
Слон:
Дали туфельки слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: – Нужны пошире,
И не две, а все четыре.
Кенгуру:
Вот полюбуйтесь на игру
Двух австралийских кенгуру.
Они играют в чехарду
В зоологическом саду.
Жираф:
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок!
Верблюд:
Бедный маленький верблюд:
Есть ребёнку не дают.
Он сегодня съел с утра
Только два таких ведра.
Белые медведи:
У нас просторный водоём.
Мы с братом плаваем вдвоём.
Вода прохладна и свежа,
Её меняют сторожа.
Мы от стены плывём к стене
То на боку, то на спине.
Держись правее, дорогой,
Не задевай меня ногой!
Зебры:
Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки
На лугу среди травы!
Разлинованы лошадки
Словно школьные тетрадки,
Разрисованы лошадки
От копыт до головы.
Пингвин:
Правда, дети, я хорош!
На большой мешок похож.
На морях в былые годы
Обгонял я пароходы.
А теперь я здесь в саду
Тихо плаваю в пруду.
Совята:
Взгляни на маленьких совят
Малютки рядышком сидят.
Когда не спят, они едят.
Когда едят, они не спят.
Два кота:
Жили-были два кота
Восемь лапок, два хвоста.
Подрались между собой серые коты.
Поднялись у них трубой серые хвосты.
Бились днем и ночью.
Прочь летели клочья,
И остались от котов
Только кончики хвостов.
Воспитатель: И с этим заданием справились. Молодцы!(Жюри подводит итог).
Задание 5: «Знаешьли ты этих героев?»
Воспитатель: — Атеперь угадайте, кому из героев принадлежат слова:
1.Простите! Извините!
Туда ли я попал?
Мы с вами незнакомы…
Ой, ой, какой скандал!
Я, кажется, надел не то…
Заметили, друзья?
А может это я — не тот?
Скажите, кто же я? (Рассеянный с улицыБассейной, «Вот какой рассеянный»)
2.Она отправилась в Житомир,
Взяла с собой огромнейший багаж.
Но по пути собачку потеряла,
И очень сильно горевала. (Дама, «Багаж»)
3.Приказала их принцесса
Принести зимой из леса.
Принести зимой цветы!
А какие? Помнишь ты? (Подснежники,«Двенадцать месяцев»)
4.В гости он пришёл ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке… (Ленинградскийпочтальон, «Почта»)
Воспитатель:Для вас не составило труда и этим заданием справиться. (Жюри подводит итог)
Задание 6: «Найди лишнюю картинку»
Ведущий: — Посмотрите на экран, найдителишнюю картинку. (Дама, «Багаж», «Кошкин дом», Ленинградский почтальон,«Почта»).
Воспитатель: — Вот и подошла к концу наша викторина, все задания выуспешно выполнили.
— Кто же автор всех произведений, которыенам сегодня встретились?
Он был убежден, что хорошие книги могут сделать людей добрее, храбрее, умнее,могут утешить и развеселить.
Воспитатель: А сейчас жюри подведет итоги викторины и наградитпобедителей.
(Жюри подводит итоги по всем заданиям и награждает победивших)
Воспитатель: И закончить нашувикторину хочется стихотворением Маршака «Пожелание друзьям», написанным в 1958году. Это стихотворение написано и для вас, детей 21 века:
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья всего хорошего.
А все хорошее, друзья,
Дается нам недешево!