Тема: Русские народные сказки.
Обобщение по разделу
«И кот учёный свои мне сказки говорил…»
Цели: обобщить знания о разнообразии сказок;
· Развивать печь, память,логическое мышление;
· Развивать умениеотстаивать своё мнение, делать умозаключения и выводы;
· Развивать творческиеспособности, интерес к народному творчеству и чтению;
· Воспитывать уважение кхудожественному слову, осознание ценности слова.
· Оборудование; оформлениекласса и реквизит.
— Мультимедийная презентация «И кот учёный свои мне сказки говорил».
· Рисунки учащихся насказочную тему;
· Костюмы для участниковинсцениров. сказки;
Ход урока
I Организационный момент.
II Обобщение по разделу: «И кот учёный свои мне сказкиговорил». Слайд 1
— Ребята, давай вспомним,как назывался раздел, произведения которого мы читаем.
Дорогие ребята!Приглашаю вас на встречу с любимыми, знакомыми вам сказками.
А сейчас отгадайтезагадку. Слайд 2
читает уч-ся.
· Видеть – не видит,
· Слышать – не слышит,
· Всё вам расскажет,
· Всё вам опишет,
· Правду расскажет,
· Кривду осудит
· Уму – разуму учит.
· Весело шутит.
( Книга).
Из уст бабушек,дедушек, пап и мам, на занятиях в детском саду и на уроках вы знакомитесь сосказками. Но именно книги позволяют вам провести это знакомство ярко иувлекательно.
Нам предстоитинтересная встреча с увлекательными сказками русского народа, немалоеколичество которых мы узнаём из многочисленных книг, одними из которых являютсякниги по литературному чтению «Маленькая дверь в большой мир», «В одномсчастливом детстве».
III А сейчас мы побеседуем о том
«Что такое сказка?»
Из полосок – брёвенна доске нужно построить «Дом Сказок».
Но каждое «брёвнышко»волшебное, оно что-то сообщает о сказках. Если вы верно ответите на вопросы, топостроите «Дом Сказок».
волшебные
анималистические
жанр бытовая
устного народная
богатырская
сказители
литературная
народного творчества
Ученики распределяют«брёвна – ответы»
1. Что такое сказка?
( Жанр устногонародного творчества.)
2. Какие виды сказоквы знаете?
( Волшебные,анималистические, бытовые, богатырские.)
3. По авторскойпринадлежности сказки бывают…
( Народные,литературные).
4. Кто умелорассказывает сказки?
( Сказители).
5. Вспомним сказочные«приметы» и назовём их.
Троекратныйповтор, волшебство, животные разговоры.
6. Что объединяетсказки разных народов?
Микроитог.
( Главная тема –борьба добра со злом.)
V Ребята по периметру класса расположены ключевые словак сказке, название которой вы должны отгадать.
КотофейИванович, бурмистр, Левон Иванович, косолапый Мишка, шкодливый кот, мужик,пускай пропадает.
( р, н, с, «Кот илиса».) Слайд3.
— К какому виду сказокотносится эта сказка?
(Анималистическая).
— Что это за сказки?( Это самые древние сказки. В них звери разговаривают и ведут себя как люди).
— Какие ещё вы знаетеанималистические сказки?
( «Теремок», «Волки лиса», «Зимовье зверей», «Царевна – лягушка», «Заюшкина избушка» и т.д.)
Почему сказка такназывается? Что внесено в заголовок: тема, герои, главная мысль, жанр?
Чтение по ролям 3части сказки «Кот и лиса». ( с масками).
— Кто смелее оказалсяволк, медведь или заяц?
— Почему кот оказалсяпобедителем, ведь он тоже испугался волка?
— Кто оказался хитреевсех? (Лиса.)
Определите главнуюмысль сказки.
(У страха глазавелики)
Сочиняя эту сказку,какие качества людей высмеивал народ?
— Сейчас мы узнаемнасколько в памяти осталась следующая прочитанная р, н, с.
На доске прикрепленыгерои сказок и предметы из сказки.
( Из какой сказки этигерои и предметы?)
( Змей, царевна,собачка, Никита – кожемяка, царь).
( Из р, н, с, «Никита– кожемяка».)
К какому виду сказокотносится эта сказка? Слайд 4
С обратной стороныизображенных героев вопросы к сказке.
Вопросы.
1. Около какогогорода древней Руси появился змей, который брал поборынемалые? ( Около Киева).
2. Как царевнастала женой змея?
3. Кто мог спастицаревну и как она об этом узнала?
4.Что вы узнали оНиките — Кожемяке?
5. Как Никита измей делили землю и воду?
6.Чем закончилисьбитва со змеем?
7. Каким мыувидели Никиту — Кожемяку в начале сказки, а каким в конце сказки?
( Сильным, нотрусливым, жалостливым, хитрым).
8. Можно ли Никиту– Кожемяку назвать богатырём?
( Мужественным,уверенным в своей правоте, хитрым, скромным защитником).
Микроитог
А теперь поговорим осказке «Как мужик гусей делил».
Что включено вназвание сказки? (Тема сказки).
К какому виду сказокотносится эта сказка? Слайд 5
( Бытовая – от словабыт. В ней главные герои – люди. В основе лежат поучительные и смешныеистории).
Выборочноечтение. Слайды 6, 7,8, 9, 10, 11.
К изображениям наслайдах уч-ся находят текст из сказки и зачитывают.
— Чему учит вас этасказка?
( Предприимчивости, внужный момент находить выход).
В каждой сказкевстречаются трудные устаревшие слова, значение которых мы с вами объясняем.
Сейчас мы проверим,насколько хорошо вы их знаете. Слайд 12.
· Шкодливый – озорной,вредный.
· Бурмистр –управляющий.
· Потчевать – кормить.
· Величать – звать.
· Промыслы – охота.
· Крестьянин – сельскийжитель, который работает на земле, выращивает скот.
· Помещик – богатыйчеловек, владелец землёй.
· Межа –граница.
А сейчас я предлагаювам принять участие в «Сказочной эстафете».
Команды по кол-вурядов.
Каждой команде предлагаетсяиллюстрация к сказке и маршрутный лист, который дети заполняют.
|
Что восславляет или высмеивает народ в сказке |
|
Название сказки |
|
|
трёх
|
Чему учит сказка |
Вид сказки |
Автор |
Оцениваниекоманд. Слайд 13, 14.
Итог: Какие качествалюдей народ восславлял в сказках, а какие высмеивал?
( Восславлял –доброту, смелость, доброжелательность, правдивость, искренность.
Высмеивал – лень,жадность, глупость, лживость).
Почему в народныхсказках всегда побеждает добро, а зло, коварство и интриги наказываются?
МОУ СОШ №5
Открытый урок
по литературному чтению.
Русские народные сказки.
Обобщение по разделу: «Икот учёный свои мне сказки говорил…»
Учитель первой категории
Заргарова Р.Е.
Тема: Русские народные сказки.
Обобщение по разделу
«И кот учёный свои мне сказки говорил…»
Цели: обобщить знания о разнообразии сказок;
· Развивать печь, память,логическое мышление;
· Развивать умениеотстаивать своё мнение, делать умозаключения и выводы;
· Развивать творческиеспособности, интерес к народному творчеству и чтению;
· Воспитывать уважение кхудожественному слову, осознание ценности слова.
· Оборудование; оформлениекласса и реквизит.
— Мультимедийная презентация «И кот учёный свои мне сказки говорил».
· Рисунки учащихся насказочную тему;
· Костюмы для участниковинсцениров. сказки;
Ход урока
I Организационный момент.
II Обобщение по разделу: «И кот учёный свои мне сказкиговорил». Слайд 1
— Ребята, давайвспомним, как назывался раздел, произведения которого мы читаем.
Дорогие ребята!Приглашаю вас на встречу с любимыми, знакомыми вам сказками.
А сейчас отгадайтезагадку. Слайд 2
читает уч-ся.
· Видеть – не видит,
· Слышать – не слышит,
· Всё вам расскажет,
· Всё вам опишет,
· Правду расскажет,
· Кривду осудит
· Уму – разуму учит.
· Весело шутит.
( Книга).
Из уст бабушек,дедушек, пап и мам, на занятиях в детском саду и на уроках вы знакомитесь сосказками. Но именно книги позволяют вам провести это знакомство ярко иувлекательно.
Нам предстоитинтересная встреча с увлекательными сказками русского народа, немалоеколичество которых мы узнаём из многочисленных книг, одними из которых являютсякниги по литературному чтению «Маленькая дверь в большой мир», «В одномсчастливом детстве».
III А сейчас мы побеседуем о том
«Что такое сказка?»
Из полосок – брёвенна доске нужно построить «Дом Сказок».
Но каждое «брёвнышко»волшебное, оно что-то сообщает о сказках. Если вы верно ответите на вопросы, топостроите «Дом Сказок».
волшебные
анималистические
жанр бытовая
устного народная
богатырская
сказители
литературная
народного творчества
Ученики распределяют«брёвна – ответы»
1. Что такое сказка?
( Жанр устногонародного творчества.)
2. Какие виды сказоквы знаете?
( Волшебные,анималистические, бытовые, богатырские.)
3. По авторскойпринадлежности сказки бывают…
( Народные,литературные).
4. Кто умелорассказывает сказки?
( Сказители).
5. Вспомним сказочные«приметы» и назовём их.
Троекратныйповтор, волшебство, животные разговоры.
6. Что объединяетсказки разных народов?
Микроитог.
( Главная тема –борьба добра со злом.)
V Ребята по периметру класса расположены ключевые словак сказке, название которой вы должны отгадать.
КотофейИванович, бурмистр, Левон Иванович, косолапый Мишка, шкодливый кот, мужик,пускай пропадает.
( р, н, с, «Кот илиса».) Слайд3.
— К какому видусказок относится эта сказка?
(Анималистическая).
— Что это за сказки?( Это самые древние сказки. В них звери разговаривают и ведут себя как люди).
— Какие ещё вы знаетеанималистические сказки?
( «Теремок», «Волки лиса», «Зимовье зверей», «Царевна – лягушка», «Заюшкина избушка» и т.д.)
Почему сказка такназывается? Что внесено в заголовок: тема, герои, главная мысль, жанр?
Чтение по ролям 3части сказки «Кот и лиса». ( с масками).
— Кто смелее оказалсяволк, медведь или заяц?
— Почему кот оказалсяпобедителем, ведь он тоже испугался волка?
— Кто оказался хитреевсех? (Лиса.)
Определите главнуюмысль сказки.
(У страха глазавелики)
Сочиняя эту сказку,какие качества людей высмеивал народ?
— Сейчас мы узнаемнасколько в памяти осталась следующая прочитанная р, н, с.
На доске прикрепленыгерои сказок и предметы из сказки.
( Из какой сказки этигерои и предметы?)
( Змей, царевна,собачка, Никита – кожемяка, царь).
( Из р, н, с, «Никита– кожемяка».)
К какому виду сказокотносится эта сказка? Слайд 4
С обратной стороныизображенных героев вопросы к сказке.
Вопросы.
1. Около какогогорода древней Руси появился змей, который брал поборы немалые? ( Около Киева).
2. Как царевнастала женой змея?
3. Кто мог спастицаревну и как она об этом узнала?
4.Что вы узнали оНиките — Кожемяке?
5. Как Никита измей делили землю и воду?
6.Чем закончилисьбитва со змеем?
7. Каким мыувидели Никиту — Кожемяку в начале сказки, а каким в конце сказки?
( Сильным, нотрусливым, жалостливым, хитрым).
8. Можно ли Никиту– Кожемяку назвать богатырём?
( Мужественным,уверенным в своей правоте, хитрым, скромным защитником).
Микроитог
А теперь поговорим осказке «Как мужик гусей делил».
Что включено вназвание сказки? (Тема сказки).
К какому виду сказокотносится эта сказка? Слайд 5
( Бытовая – от словабыт. В ней главные герои – люди. В основе лежат поучительные и смешныеистории).
Выборочноечтение. Слайды 6, 7,8, 9, 10, 11.
К изображениям наслайдах уч-ся находят текст из сказки и зачитывают.
— Чему учит вас этасказка?
( Предприимчивости, внужный момент находить выход).
В каждой сказкевстречаются трудные устаревшие слова, значение которых мы с вами объясняем.
Сейчас мы проверим,насколько хорошо вы их знаете. Слайд 12.
· Шкодливый – озорной,вредный.
· Бурмистр –управляющий.
· Потчевать – кормить.
· Величать – звать.
· Промыслы – охота.
· Крестьянин – сельскийжитель, который работает на земле, выращивает скот.
· Помещик – богатыйчеловек, владелец землёй.
· Межа –граница.
А сейчас я предлагаювам принять участие в «Сказочной эстафете».
Команды по кол-вурядов.
Каждой командепредлагается иллюстрация к сказке и маршрутный лист, который дети заполняют.
|
Что восславляет или высмеивает народ в сказке |
|
Название сказки |
|
|
трёх
|
Чему учит сказка |
Вид сказки |
Автор |
Оцениваниекоманд. Слайд 13, 14.
Итог: Какие качествалюдей народ восславлял в сказках, а какие высмеивал?
( Восславлял –доброту, смелость, доброжелательность, правдивость, искренность.
Высмеивал – лень,жадность, глупость, лживость).
Почему в народныхсказках всегда побеждает добро, а зло, коварство и интриги наказываются?
Учитель: Ребята,“Здоровый образ жизни” включает в себя несколько компонентов. И один из них -очень важный — здоровое питание. Но вся ли пища, которую мы едим одинаковаполезна? Какую еду нужно выбирать, чтобы сохранить свое здоровье на долгиегоды? Об этом мы поговорим сегодня.
