Литературный тексткак эффективное средство обогащения и развития речи обучающихся
Вокругтаких учебных предметов, как «Русский язык» и «Литература» всегда возникаломножество вопросов, и продолжают появляться новые споры. Так, остаётся открытымвопрос: эти предметы должен вести один учитель ил всё же два разных? В нынешнеевремя всех тревожит проблема низкого уровня заинтересованности в чтении состороны детей и подростков. Особенно это беспокоит учителей литературы, из усткоторых довольно часто можно услышать: «Не читают сегодняшние ученики».Однозначно утверждать, конечно, нельзя, но всё же произведения школьнойпрограммы читают далеко не многие, а в полном объёме – единицы, подменяяпрочтением краткого содержания или просмотром фильма.
Как и полагается,обратимся к одному из важных образовательных документов, а именно: к ФГОС ООО иФГОС СОО. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристиквыпускника (портрет выпускника школы), одна из которых заключаетсяв следующем: «любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и роднойязык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции». В разделе «Требованияк результатам освоения образовательной программы» как ФГОСООО, так и ФГОС СОО русский язык и литература определены как одна предметнаяобласть — Русский язык и литература, включающаяся в себя основычеловеческого общения, формирование российской гражданской, этнической исоциальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражатьвнутренний мир человека, в том числе при помощи альтернативных средствкоммуникации. Изучение этой области должно обеспечивать
ü включение вкультурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры, воспитаниеценностного отношения к русскому языку как носителю культуры, как государственномуязыку РФ, языку межнационального общения народов России;
ü осознание теснойсвязи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственнымразвитием личности и ее социальным ростом;
ü приобщение кроссийскому литературному наследию и через него – к сокровищам отечественной имировой культуры;
ü обогащениеактивного и потенциального словарного запаса, развитие культуры владениярусским литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей всоответствии с нормами устной и письменной речи, правилами русского речевогоэтикета.
И это только некоторыенаправления. Так или иначе, понимаем, что речь идёт о формировании целостныхпредставлений обучающихся. И не столь важным становится, один ли учительпреподаёт оба предмета или два разных. При таких условиях возможна альтернативапедагогического, методического подхода. Предметные результаты освоения учебныхпредметов возможно сформировать путём интеграции уроков русского языка илитературы, а также на метапредметной основе, включающей освоенныеобучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия(регулятивные, познавательные, коммуникативные).
В любом случае есть возможностьрешать возникающие учебные задачи, справляться с методическими трудностями приорганизации уроков русского языка и литературы. С одной стороны, осуществляетсяработа с литературным текстом (фрагментом художественного произведения,литературоведческой статьёй и др.), что позволяет формировать предметные УУД языковойнаправленности. Например,
ü владение умениеманализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной ивторостепенной информации;
ü владение знаниямио языковой норме, ее функциях и вариантах, о нормах речевого поведения вразличных сферах и ситуациях общения;
ü владение умениемпредставлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочиненийразличных жанров;
ü владение умениеманализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления ифакты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
ü сформированностьумений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой ижанровой принадлежности;
ü владение навыкамисамоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
ü сформированностьпредставлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка.
С другой стороны,обучающиеся погружаются в мир русской классической и современной литературы,знакомятся с творческим наследием русского народа, его культурой. Таким образомна уроках русского языка ребята дополняют информацию, полученную на урокахлитературы. И тогда молодые люди не будут считать Евгения Онегина русскимпоэтом, не будут ссылаться только на рассказ «Муму» при упоминанииИ.С.Тургенева. Кроме того, обучающиеся будут иметь возможность сформировать
ü способность выявлятьв художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение кним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
ü знание содержанияпроизведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурногои нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;
ü сформированностьумений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контексттворчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
ü овладение навыкамианализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики;осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении,в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
ü понимание иосмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения впроцессе чтения и интерпретации художественных произведений;
ü сформированностьпредставлений о системе стилей художественной литературы разных эпох, литературныхнаправлениях, об индивидуальном авторском стиле;
ü владениеначальными навыками литературоведческого исследования историко- итеоретико-литературного характера;
ü умение оцениватьхудожественную интерпретацию литературного произведения в произведениях другихвидов искусств (графика и живопись, театр, кино, музыка);
ü сформированностьпредставлений о принципах основных направлений литературной критики.
И на урокахрусского языка, и на уроках литературы учителя отводят одно из главных местразвитию речи. Развитие, совершенствование и обогащение речи обучающихся – однаиз серьёзнейших и всегда актуальных задач преподавания русского языка илитературы в школе. А при наличии устного собеседования в 9 классе как допускак ГИА не приходится усомниться в значимости метапредметности двух учебныхпредметов.
Целостному восприятию обучающимисяпрограммного материала по русскому языку и литературе способствует принципотбора содержания. Принцип отбора содержания – принцип внесения всоциокультурный опыт школьников освоение текстов, связанных с жизнью итворчеством великих русских писателей и поэтов. Внесение подобных материалов впрактику преподавания открывает перспективы решения многих проблем интеграцииуроков русского языка и литературы, расширяет литературный кругозоробучающихся, активизирует художественное восприятие литературы, способствуетразвитию устной и письменной речи. Отобранные тексты могут быть использованыдля проведения заочных экскурсий по литературным местам (устного рассказа),написания диктантов и изложений, для комплексного анализа текста. Впедагогической практике описываются различные формы проведения подобныхзанятий. Остановимся на некоторых вариантах.
1. На урокахлитературы при изучении биографии и творчества писателя обучающиеся смотрятвидеофильмы о местах, связанных с его жизнью и творчеством, посещаютинтерактивные экскурсии музея. Затем на уроках русского языка составляют устныйрассказ или выполняют письменные работы.
2. Параллельнос изучением биографии писателя/поэта на уроках литературы учитель проводит науроках русского языка диктанты и изложения по готовым текстам, тематическисвязанным с литературными местами, биографией и творчеством писателя/поэта, атакже и комплексный анализ текста.
3. Параллельнос изучением художественного произведения конкретного писателя на урокахлитературы на уроках русского языка школьники работают с текстами, взятымиучителем из других художественных произведений того же писателя или же изизучаемого.
Тексты должны бытьразличны по функционально-стилевой и жанровой принадлежности:
ü основываясь наавторские тексты;
ü основываясь накритические статьи;
ü используямемуарную литературу.
Привлечениемемуарной литературы на уроках – эффективный методический приём, способствующийвыработке навыков и умений для создания текстов разных жанров. И, пожалуй, неменее важно восприятие стиля, языковых норм соответствующего времени.
Тексты для проведениядиктантов и изложений должны отбираться в соответствии с уровнем общего,языкового и литературного развития обучающихся. Все письменные работы в первуюочередь должны выполнять функцию обучения и тщательно готовитьсяпредварительно. Полезно перед диктантом или изложением использовать наглядныйматериал (открытки, видеофильмы), проводить вступительные беседы, словарнуюработу, выполнять различные упражнения. Как это осуществить на практике?Например, на уроках литературы часть слов включается в лекцию учителя,проводится работа со словарём, затем учитель рекомендует детям включатьзнакомые теперь слова в устные ответы. На уроках русского языка эти слова иотдельные предложения записываются на доске, проводятся различного типа работы,составляются небольшие тексты.
Учителя применяют различные видыдиктантов:
ü словарный диктант;
ü выборочныйдиктант;
ü объяснительныйдиктант;
ü творческийдиктант;
ü свободный диктант;
ü подготовительныйдиктант;
ü мини-диктанты
Диктантыпроводятся на уроках русского языка параллельно изучению жизни итворчества конкретного писателя или поэта на уроках литературы.
Наряду с диктантами на уроках русского языка работа стекстами строится на основе изложений:
ü подробноеизложение;
ü сжатое изложение;
ü изложение сдополнительным заданием;
ü изложение с творческимзаданием;
ü изложение сэлементами сочинения;
ü контрольноеизложение
На современномэтапе немаловажную роль в развитии речи обучающихся играет и комплексный анализтекста.
Комплексный анализ текста строится последующим параметрам:
— композиционно-содержательныйанализ текста (определение темы, главной мысли текста, количества микротем ит.п.);
— стилистическийанализ текста (обоснование принадлежности текста к определенному стилю речи,выделение характерных для стиля языковых средств и стилистических приемов);
— типологическийанализ текста (фонетический, словообразовательный, лексический, морфологическийразбор указанных учителем слов; синтаксический анализ словосочетаний ипредложений);
— анализправописания отдельных слов и пунктуации предложений (орфографический ипунктуационный разбор).
Преимуществокомплексного анализа в том, что, выполняя задания, обучающиеся занимаются иорфографией, и пунктуацией, повторяют теоретические сведения, связанные сизучением основных разделов науки о языке, развивают умение воспринимать текст,вступая в «диалог» с автором. Кроме того, анализируя текст, ребята стремятсяпостроить свой ответ в форме связного высказывания.
Выполняя задания по русскомуязыку, обучающиеся занимаются не только языком, но и углубляют свои знания,связанные с изучением русской литературы. Работа над упражнениями, которыестроятся на материале связных текстов, задания к которым носят комплексныйхарактер, можно вести постепенную (однако интенсивную!) подготовку одновременнои к ВПР, и к устному собеседованию, и к диагностике читательской грамотности, ик ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку и литературе. В этом еще одно преимуществокомплексного анализа текста.
Материалом для подготовки ксочинениям на свободные темы является еще один тип художественных текстов, аименно: высказывания, мысли авторов на ту или иную проблему нравственную,общечеловеческую, этическую и т.д. Если работу осуществлять в системе,воспринимать преподавание русского языка и литературы как одну предметнуюобласть, то результат отразится на качестве ученических работ: будь то задание9 ОГЭ, задание 27 ЕГЭ или итоговое сочинение как допуск к ГИА
Следовательно, интеграцияуроков русского языка и литературы, использование межпредметной связи этихучебных предметов позволяют достичь результатов освоения обучающимисяобразовательной программы, обозначенные ФГОС, а также влияют на формированиесамой личности, «любящий свой край и свое Отечество, знающий русский язык,уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции».
