X-PDF

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Поделиться статьей

 

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА ВОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Дошкольный возраст – важный периодв становлении личности ребенка. Без формирования чистой и правильной речиневозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающиммиром.

Особое значение в дошкольныйпериод придается развитию связной речи, так как ребенок с хорошо развитойсвязной речью легко вступает в общение, может понятно выражать свои мысли ижелания, задавать вопросы, договариваться с партнёрами об игре, обсуждать действия,происходящие в совместной деятельности, быту.

Затрагивая в настоящее время любойвопрос, касающийся проблем детства, мы все без исключения желаем видеть своихдетей здоровыми, счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающимилюдьми. Но это не всегда получается. Особенно тяжело детям с нарушениями речи.

Для детей с речевой патологиейхарактерно нарушение общей и мелкой моторики, дыхание у них зачастуюповерхностное. Одни дети гиперактивны, другие пассивны, что обусловленослабостью нервной системы. Наряду с этим у большинства детей, имеющих речевыенарушения, повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания; память, работоспособностьснижены.

Несформированностьпроизносительной стороны речи в дальнейшем может отразиться и на овладении навыкамичтения и письма.

Обучение с применениемлогоритмики положительно сказывается на состоянии движенийи речи. Принципиально важно начинать проводить занятия как можно раньше. Этопоможет предупредить и своевременно устранить нарушения речи.

Очень важна логопедическаяритмика для детей с так называемым речевым негативизмом,так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию квыполнению логопедических упражнений.

Логоритмика – мощное вспомогательное средство для эффективной совместной работылогопеда и музыкального руководителя по коррекции различныхнарушений речи дошкольников.

Логопедическая ритмика – одно из средствоздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себясредства логопедического, музыкально-ритмического ифизического воспитания. Основой логоритмики являются речь,музыка и движения.

Главная задача в логопедической ритмике – улучшение речи черезразвитие слухового внимания на основе формирования в процессе движениячувства ритма.

Логоритмические занятия способствуют развитию всехкомпонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы,двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания,познавательных процессов, творческих способностей детей, воспитывают нравственно- эстетические и этические чувства.

Логоритмика с использованием здоровьесберегающихтехнологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в егоорганизме происходит перестройка различных систем, например,сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большимудовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровоймассаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. В ход занятийвводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии.

Музыкально-ритмическоеи логоритмическое воспитание направлено на решениеоздоровительных, образовательных, эстетических, воспитательных, коррекционныхзадач.

Структура логоритмического занятиясостоит из различных видов музыкальной и речевой деятельности. Средствами логопедическойритмики являются: ходьба и маршировка в различных направлениях;упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующиемышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание; счётные упражнения,формирующие чувство музыкального темпа; ритмические упражнения

В основе методики таких занятийположен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядностью и игровымиприёмами. Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие впреподнесении учебного материала способствуют спонтанному развитиюкоммуникативной компетенции, связной речи, поддержанию положительногоэмоционального состояния детей, интереса и внимания, что помогает достичьвысоких результатов в обучении.

Основной принцип построения логоритмических занятий – тесная связь движения с музыкойи включение речевого материала. Слово вводится в самых разнообразных формах: это текстыпесен, хороводов, драматизации с пением, инсценировок на заданную тему, командыводящего в подвижных играх. Введение слова дает возможность создавать целый рядупражнений, руководимых не музыкальным ритмом, а ритмом встихотворной форме, позволяющим сохранять при этом принцип ритмичностив движениях.

В каждое занятие нами включаются пальчиковыеигры, которые любят дети в любом возрасте. Дети не только быстро запоминаютсодержание, но и придумывают свои движения по произведениям. Играя с детьми впальчиковые игры, мы развиваем у детей мелкую моторику, про которую уже многолет известно, какие блага она несёт ребенку: развитие соответствующих отделов мозга, обострениетактильных возможностей и тренировка мускульной памяти, подготовка руки кписьму.

Так как игра – ведущий вид деятельности удетей дошкольного возраста, то ее используют в сочетании с различными ритмическимилогоритмическими,музыкально-ритмическими комплексами.

На занятиях полезно использоватьигры-драматизации стихотворного, прозаического текстов на самые различные темыи сюжеты. Движениями, пантомимикой, мимикой, выразительной речью играющиепередают содержание игры и образов.

Чем выше двигательная активностьребенка, тем интенсивней развивается его речь. С другой же стороны,формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним изосновных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи,особенно ритм стихов, поговорок, пословиц,способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики.Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными.С помощью стихотворной ритмической речивырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваютсяречевой слух и речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своейживостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.

Вследствие высокой эмоциональности, логоритмические занятияспособствуют укреплению психического здоровья детей. Эмоциональнаяокрашенность движений музыкой способствует поддержанию атмосферы праздника,свободы и непринужденности.

Логопедическая ритмика применяется учителем-логопедом в ходе фронтальных, подгрупповых занятий и воспитателями в рамках коррекционногочаса.

На занятиях активно используются следующиеформы и методы обучения:

-речевые и ритмические игры

-активное слушание;

-творческие задания, импровизации;

-выполнение оздоровительных упражнений вдвижении под музыку;

отработка артикуляционных упражнений;

-дыхательная гимнастика;

-фонопедические упражнения;

-игры на развитие памяти и внимания;

-пальчиковые игры;

-театральные этюды.

Развитие речи детей тесно связанос развитием мелкой моторики и ритмизацией всего организма.Правильная и красивая связная речь не всегда, к сожалению, дана от рождения.Зачастую приходится прикладывать много усилий для ее формирования. Именно втаких случаях и приходят на помощь развивающие занятия логоритмикой.Одним из главных принципов успешности работы является индивидуальныйподход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых ипсихофизиологических возможностей.

Практика логопедическойработы показывает, что очень трудно определить условныеграницы коррекционного влияния на личностьребенка с выраженным отставанием в развитии.

Еще труднее, хотя бы условно,определить этапы появления активной, самостоятельной речи. Специфическиеприемы логоритмики, помогает каждому ребенкуобрести веру в себя, создает обстановку непринужденного общения, помогаютпочувствовать себя во всех проявлениях, понять необходимость речевых контактов.Очень важным является привлечение к пониманию значимости логоритмических занятийродителей воспитанников. Их заинтересованность и активное участие в данномпроцессе помогает достичь лучших результатов.

Логопедическая ритмика является неотъемлемойчастью логопедической методики. Она способствуетпреодолению речевых расстройств: от легких до тяжелых. Достигается положительныйрезультат развития и коррекции речи, оздоровлениякаждого ребенка. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подачасопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяетактивизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).

Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

Применяя логоритмику, развиваются у детей общиеречевые навыки, такие как дыхание, темп и ритм речи,ее выразительность; в ходе музыкально-дидактических игр отрабатыватьартикуляционные, мимические и

голосовые упражнения, содействуетэстетическому воспитанию, развивается художественный вкус.

В процессе работы вгруппе для детей с тяжёлыми нарушениями речи обнаруживается, что узначительного количества воспитанников (60-70 %) наблюдаются нарушениязвукопроизношения и просодических компонентов речи, обусловленныенедостаточностью иннервации мышц речевого аппарата, то есть, дизартрия. Особенностимоторики детей со стёртой дизартрией объясняются нарушением функциидвигательных нервов. У них оказывается нарушенной как статика, так и динамикаартикуляционных движений, движения совершаются с нарушением плавности ипереключаемости, с появлением сопутствующих движений в мимической, тонкой иобщей мускулатуре. Наиболее сложным является выполнение одновременных движений– результат совместной работы органов артикуляции, голосовых и дыхательныхмышц, мимической мускулатуры, мышц кистей и пальцев рук и мышц тела. Поэтому удетей с дизартрией часто страдают просодические компоненты речи: у них неформируется правильное речевое дыхание, наблюдаются нарушения голоса иинтонационной выразительности речи. Нарушения темпа и ритмической организациивысказывания приводит к тому, что фраза формулируется нечётко,недоговаривается, беспорядочно расставляются смысловые ударения, нарушаетсярасстановка пауз, характерны пропуски слогов и слов, бормотание к концу фразы.

Известно, что нередкодети с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР, дизартрия) страдают нарушениямиоптико-пространственной координации и трудностями сосредоточения, произвольноговосприятия и внимания. Совместно с раскоординированностью в общей моторике, этоприводит к тому, что у таких детей очень трудно вырабатывается навыкпроизвольного управления своими движениями и поведением. В связи свышесказанным, необходимо включать в коррекционную работу с дошкольникамилогоритмические приёмы как дополнение к системе логопедических занятий.

Логопедическаяритмика –способ коррекции речи, опирающийся на сочетание речи, музыки и движения.Организующим моментом здесь является ритм. Чувство ритма в своейоснове имеет моторную, активную природу и сопровождается моторными реакциями:восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений и мышечныхсокращений и расслаблений. Многие исследователи (Жак-Далькроз, Бехтерев,Гиляровский, Гринер, Власова и др.) подчёркивали общепедагогическое значениеритма, влияние его на коррекцию различных отклонений в психофизической сферечеловека.

В логоритмическом воздействии можновыделить 2 основных звена:

  • Развитие и коррекция неречевых процессов у детей с нарушением речи;
  • Коррекция речевых нарушений и развитие речи

Логоритмическая коррекция требует многократногоповторения вырабатываемых двигательных навыков и проводится в системе.Поэтому в коррекционной работе так важна связь и преемственность в работе всехспециалистов, работающих с детьми. Помимо специально организованныхлогоритмических занятий, совместно с логопедом планируют свою работу:

— воспитатели – утренняя гимнастика(музыкально-ритмические упражнения с предметами и без), логоритмическиепятиминутки в различных режимных моментах (упражнения на согласование речи сдвижением, пальцевая, мимическая и артикуляционная гимнастика), подвижные игрыс речевым сопровождением;

— музыкальный руководитель – игры иупражнения на развитие качеств голоса, игра на детских музыкальныхинструментах, игры-инсценировки, музыкально-ритмические упражнения, слушаниемузыки, в том числе, активное (с двигательными заданиями);

— физкультурный руководитель – ритмическиедвигательные упражнения с речью, упражнения на движение с перестроением, сменудвижения по сигналу и т.п., подвижные игры с речевым сопровождением.

Рассмотрим содержание первого звеналогоритмического воздействия.

1. Воспитание личностных качествребёнка:подражательности, активности, инициативности, самостоятельности, коллективизма,волевых качеств — смелости, настойчивости, выдержки.

Данные качества воспитываются путёмцеленаправленного подбора музыкальных и речевых упражнений, составляющихлогоритмические этюды и творческие композиции, а также в процессе подвижныхигр, хороводных игр, игр-драматизаций с разнообразными ролями. Важна здесьтакже роль личности педагога, умеющего грамотно и эмоционально заинтересоватькаждого ребёнка, чтобы тот почувствовал потребность качественно выполнитьпредложенное задание до конца.

2. Развитие восприятия, слуховоговнимания и памяти.

Основным средством здесь являетсяосознанное восприятие музыки и отдельных её характеристик: высоты,динамичности, темпа и тембра и выполнение детьми разнообразных двигательныхзаданий в соответствии с изменением данных характеристик.

3. Развитиеоптико-пространственных представлений и навыков, зрительной ориентировки наговорящего.

Педагог определяет пространственную схемукаждого движения. Во времени движения организуются с помощью ритма –музыкального или речевого. Для формирования навыка зрительного сосредоточенияна предмете или объекте полезно использовать эмоциональный контакт в игре(когда задание посмотреть на игрушку или партнёра. улыбнуться является частьюправил игры). Также чрезвычайно полезными являются упражнения с предметами –музыкально-ритмические или двигательно-речевые.

4. Развитие координацииобщих движений, тонкой произвольной моторики и мимики лица происходит через овладениедвигательными умениями и навыками. Движения совершенствуются под музыку,которая оказывает влияние на качество исполнения. Под влиянием музыкиулучшается выразительность, появляется ритмичность, чёткость, плавность,слитность в исполнении движения. Эмоциональная окрашенность, вследствиевосприятия ребёнком музыки, придаёт движениям энергию или мягкость, размах илисдержанность, а создание с помощью музыки и движений определённых образовспособствует развитию мимики и пантомимики.

5. Воспитание чувстватемпа и ритма в движении.

Ритм – это сочетание во времени сильных,акцентированных частей движения со слабыми, пассивными. Своевременное ипроизвольное чередование мышечного напряжения и расслабления является одним изпоказателей правильности выполнения движения. Правильно, ритмично выполняемыедвижения не вызывают утомления длительное время.

Наиболее активно моторные реакциипроявляются при восприятии акцента. Поэтому в логоритмике широко применяютсяигры и упражнения с передачей предмета под музыку (“Укачивание куклы”, “Игра сбубном”, “Яблочко”, “Передача палочки” и т.п)

Рассмотрим содержание второго звеналогоритмического воздействия.

1. Воспитание темпа иритма дыхания.

Средствами являются двигательныеупражнения – сначала без речи, затем – с речью. В качестве речевого материалавыбираются несложные стихотворные тексты, подходящие по лексической темезанятия, либо вносящие в него игровой (или соревновательный) момент, либонесущие воспитательный смысл; разнообразные считалки. Применяются также игровыедыхательные упражнения под музыку.

2. Развитиеартикуляционного праксиса.

Средства – игры, содержащиеартикуляционные и мимические движения, выполняемые под ритмизированную речьпедагога (фонограмму) либо под музыку, по показу педагога или с использованиемсхем движений. Также мы широко вводим артикуляционные и мимические движения вигры-драматизации и логоритмические этюды.

3. Развитие просодическихкомпонентов речи.

Осуществляется на основе воспитанных темпаи ритма дыхания, качеств голоса, речевого слуха и артикуляционной моторики.Речь имеет общие с музыкой элементы- мелодию, темп, ритм, акцент (в речи –логическое ударение), паузацию. Совершенствуется просодика в логоритмическихэтюдах и играх-драматизациях.

4. Развитиефонематического восприятия.

Восприятие музыки различной тональности,громкости, темпа и ритма создаёт основу для совершенствования фонематическихпроцессов. А воспитание ассоциаций, связанных со звуками, непосредственноулучшает различение звуков речи на слух. Произнесение под музыку стихов,насыщенных оппозиционными звуками, способствует развитию слухопроизносительнойдифференциации фонем.

А самое главное иценное в логоритмических играх – это те положительные эмоциональные реакциидетей, которые появляются в ходе выполнения движений с речью и пением, атакже умение управлять своим телом и поведением, которое так пригодится детямдля адаптации к меняющимся условиям жизни.

Литература:

1.    БлиноваО.И. Современные методы и технологиии сопровождения обучающихся с ОВЗ вусловиях инклюзивного образования М., 2017 г.

2.    Власова Т.А. Обучение и воспитание детей с недостатками в физическом и умственномразвитии: М., 2000 г. http://www.persev.ru/book/ta-vlasova-ms-pevzner-o-detyah-s-otkloneniyami-v-razvitii

3.    Коррекциянарущений речи. Программы/ авт. сост. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т. В.Туманова, С. А. Миронова Из-вл «Просвещение» 2008 г.: М., 40 с.

4.    ЛалаеваР.И., Парамонова Л.Г., Шаховская С.Н. «Логопедия в таблицах и схемах»: М.:2009, с. 214.

5.    ПравдинаО. В. Логопедия: М., 2003 г.https://studfiles.net/preview/5765132/

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет