Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеЛенинградской области «Всеволожская школа – интернат, реализующая адаптированныепрограммы»
Конспект подгруппового логопедического занятия
5 класс
Тема: Имя прилагательное. Согласование имён прилагательных ссуществительным в роде и числе
Учитель – логопед: Александрова Ольга Ивановна
Всеволожск 2023
Цель: Правильное употребление в речи имён прилагательных, изменениеимён прилагательных и существительных в роде и числе.
Задачи:
Образовательные:
• закрепить знания учащихсяо прилагательных и именах существительных;
• умение задавать вопросы отсуществительного к прилагательному;
• развитие функциональныхвозможностей кистей и пальцев рук;
• развитие межполушарноговзаимодействия.
Коррекционные:
• развивать устную иписьменную речь учащихся;
• развивать навыкбезошибочного письма;
• совершенствование иобогащение словарного запаса.
Воспитательные:
• воспитывать аккуратность;
• культуру поведения науроке;
• интерес к занятиям;
• воспитывать самоконтроль укаждого из учеников.
Форма занятия: подгрупповая
Методы:
Практические методы: упражнения,выполнение практической работы.
Наглядные методы: иллюстрации.
Словесные методы:объяснение, беседа, инструктаж.
Оборудование: печатные индивидуальные задания, рабочие тетради, печатныеправила русского языка по теме, изображения: солнце, дождь, туча, облако,чашка, стакан, волк, лиса, пень, деревья, листья, лужи, сапоги, зонты.
Ход занятия:
Организационный этап:
Вот ипрозвенел звонок. Начинается урок.
Очень тихо высадитесь, и работать не ленитесь.
Слушаем, запоминаем.Ни минуты не теряем!
Приветствие. Улыбки друг другу.
Пальчиковая гимнастика:
Две сороконожки бежали подорожке. Бежали, бежали, друг друга повстречали. Так друг друга обнимали, чтоедва мы их разняли.
Актуализация знаний.
Найди предмет по описанию:
Маленькая, серая,длиннохвостая (картинка мышки)
Большая, синяя, грузовая(картинка грузовика)
Колючий, лесной, серый(картинка с ежиком)
Маленький, плюшевый,игрушечный (картинка с игрушечным медвежонком)
Круглый, воздушный, красный(картинка с воздушным шариком)
Круглое, желтое, сочное(картинка с яблоком)
Высокий, кирпичный,многоэтажный (картинка с домом)
Длинноухий, трусливый, серый(картинка с зайцем)
Высокая, узкая, зеленая(картинка с вазой)
Желтый, пушистый, маленький(картинка с цыпленком)
— о чем мы с вами будемговорить на нашем уроке? Мы сегодня говорим о прилагательном!
Задание 1
— Дифференциациясуществительных мужского, женского и среднего рода.
Работа с картинками (солнце,дождь, туча, облако, чашка, стакан, волк, лиса, пень, деревья, листья, лужи,сапоги, зонты).
Определить род и число.(Вешают на доску изображения: солнце, дождь, туча, облако, чашка, стакан, волк,лиса, пень, деревья, листья, лужи, сапоги, зонт)
— Посмотрите на доску, накартинки. — Про какие предметы можно сказать — он мой, — она моя, — оно моё?они мои? Какого рода эти предметы и их число? (ж.р., .м.р., ср.р.,) ( ед.ч.,мн.ч.)
Дети подходят по очереди ираскладывают картинки в коробочки с соответствующими надписями (м. р., ж. р.,ср. р., и мн число). Проверяем есть ли ошибки.
Постановка учебной задачи.
Сегодня мы продолжимработать с существительными и прилагательными мужского, женского и среднегорода. Учиться правильно согласовывать прилагательные с существительными.Составлять словосочетания.
Задание 2 — «Образуйте новыеслова, обозначающие признак предмета».
Определите род и число.(определяем род и число, записываю на доске пример, рисую схему)
Зелень + трава – зеленая трава(ед.ч., ж., р.)
Золото + ключик – Золотойключик
Лиса + нора – лисья нора
Радость + день – радостныйдень
Дождь + утро – дождливо утро
Зима + сапоги — зимниесапоги
Весна + утро – весеннее утро
Береза + роща – березоваяроща
Чистота + небо – чистое небо
Задание 3
— «Послушайте словосочетаниеи измените число»
Определите число и род.
Я говорю вам в ед.ч., а выпеределываете во множественное число.
Солнечный луч — солнечныелучи
Синее платье — …
Низкий стол -…
Желтый шарф -…
Сильный ветер – …
Красивый цветок-…
Погожий день -…
Спелая ягода -…
Тонкая тетрадь -…
Доброе дело -…
Физкультминутка:
Абрикосы, груши, сливы
И полезны, и красивы.(встать, руки влево, вперед, вправо)
Кто же фрукты соберет
На варенье, на компот?(встать, пожать плечами, руки в стороны)
Ну -ка, с ветки доставай
Небывалый урожай! (поднятьсяна носочки и потянуться вверх руками).
Задание 4 – «Вставь испиши». Определи род прилагательных.
Летуч…. мышь, резинов… мяч, яблочн…повидло, высок… камыш, стар… вещь, весенн… утро, глубок… озеро.
Задание 5. Найди и подчеркниимена прилагательные (карточки с заданием)
Белый, белеть, белизна
Синеть, синева, синеглазый
Черный, чернеть, чернота
Красный, краснеть, краснота
Зелень, зазеленел, зеленый
Задание 6 — «Вставитьокончания в прилагательные».
Чтобы выполнить это заданиенам нужны помощники. Вспомогательные вопросы: Какого? каким? каком?
У син… моря, свеж… утром, оверн… друге, в темн… лесу,нет весенн… каникул, к весёл… празднику, зелён….лето, с секретн… замком, у маленьк… ручья.
Задание 7 – «Опиши предмет»Ученикам раздаётся по 1 предмету. Необходимо задать нужный вопрос и ответить нанего. (Например, Яблоко. Яблоко какое? большое, спелое, желтое…) и т.д.
Карточки с изображениями:дом, собака, лимон, тарелка, дерево, солнце.
Задание 8 — Игра«Ассоциации»
Я называю вамприлагательные, а вы подбираете подходящее существительное по смыслу. Например,зелёный, а вы отвечаете — лист.
яркое … (солнце)
глубокое (озеро)
солнечная (погода)
зелёный (лист)
спелая (ягода)
дождливый (день)
вкусное (варенье)
высокий (дом)
Рефлексия
Давайте ещёраз вспомним, с какой частью речи вы сегодня познакомились на уроке?
– Что вы знаете о прилагательном?
– Сделаем вывод.