МБДОУ№ 43 г. Красногорска
Проект
встаршей группе № 4
«Луг.Лекарственные растения луга»
Воспитатель:Попова Н.В.
2022г.
Пояснительнаязаписка
Цель проекта:формирование экологической культуры детей (экологического сознания) иродителей, как синтеза практического и духовного опыта взаимодействиячеловечества с природой, обеспечивающей его выживание и развитие.
Задачипроекта:
- Знакомство с лугом;
- Экологическое значение луга, отличие растительности леса и луга;
- Значение луга в жизни человека и животных;
- Знакомство с животным и растительным миром луга.
Настоящийпроект рассчитан на детей дошкольного возраста и может использоваться в любойвозрастной группе.
Впоследнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными луга. Луга —стол и дом для насекомых, птиц, грызунов. Луга дают корм домашним животным,продукты питания, материалы для одежды человеку, места отдыха, лекарства. Лугануждаются в нашем уходе и охране.
Всвязи с этим тема экологического проекта в настоящий момент актуальна какникогда.
Вдетском саду № 37 «Звездочка» в изучении луга и знакомство с проблемами охранылугов помогает объект экологической тропы «Полянка» Теоретические знания,которые получают дети в непосредственно-образовательной деятельности,закрепляются во время прогулок. Объект «Полянка» включает в себя цветы,лекарственные растения. Дети изучают правила поведения на лугу, ухаживают за растениями. Коллектив ДОУ и родителивоспитанников в рамках акции «Посади растение»
Организациявоспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей поможетсформировать у ребенка положительное отношение к природе, уважительное отношениеко всем формам жизни.
· Содержание проекта
· Всодержание проекта входят следующие разделы по ознакомлению детей с лугом:
· -знакомство с лугом, структура луга;
· -экологическое значение луга, отличие растительности леса и луга;
· -значение луга для жизнедеятельности и здоровья человека;
· -охрана луга;
· -знакомство с лекарственными растениями и травами луга;
· -знакомство с животными луга: птицами, животными, их взаимосвязи с растениями иусловиями жизни;
· -путешествие на «Полянку» (объект экологической тропы);
· -стихи о луговых жителях;
· -загадки о луге;
· -сюжетно-ролевые игры, дидактические игры;
· -список литературы и др.
· Разработанныйплан позволяет детям постепенно, последовательно изучить вопросы, связанные сцелями и задачами проекта.
В планвключены 4 занятия программы «Развитие» под редакцией Л. А. Венгера.
Чтотакое луг?
Луг— это участок, покрытый травянистой растительностью.
Луга располагаются по берегам рек, озёр, на краю лесаи высоко в горах. Характерный признак всех лугов — образование травостоя идернины, то есть верхнего слоя почвы, скрепленного корнями. Луг похож наайсберг. Как у айсберга над водой торчит только малая его часть, так и на лугумасса надземных частей растений в 3-5 раз меньше массы подземной. Но нас болеепривлекает надземная часть — именно на лугу мы найдем больше всего цветов. Налугу произрастают такие цветы как Колокольчик раскидистый, Тысячелистникобыкновенный, Иван-да-марья, Сердечник луговой, Фиалка трехцветная.
Травянистаярастительность лугов разнообразна. Но в травостоях большей частью преобладаютзлаки или осоковые.
Экологическоезначение луга
Лугаи луговая растительность имеют исключительное экологическое значение. Под такойсвоеобразной растительностью сформировались основные типы почв в тех зонах, гдераспространены угодья с травяной растительностью. Интересно и важно сравнить вэтом плане лесную и луговую растительности, действие и влияние леса и луга напочвообразовательные процессы. На первый взгляд, лес является экосистемой,создающей более существенную массу органического вещества, и лес должен бы вбольшей степени благоприятствовать формированию мощных почв. Однако это не так.В лесу преобладают деревья и кустарники, на лугу — многолетние травы, луговыерастения. Живут луговые растения до десятков лет, а деревья — до несколькихсотен и даже тысяч лет. Для деревьев не характерны быстрые смена и образованиеорганов и отмирание заметных их масс ежегодно — они живут долгие годы,сбрасывая лишь листву (и то не все виды). Кроме того, огромная масса деревьев(тонны!) требует и соответствующего обеспечения большими количествамипитательных веществ, которые интенсивно поглощаются из почвы, что и обедняет ее.Совершенно другая организация у многолетних травянистых растений: их надземныеорганы не сохраняются в течение осенне-зимнего периода (кроме основанийпобегов), почти полностью высыхая и отмирая, ежегодно; также каждый годотмирает у них и часть подземных органов (но не все: сохранение подземныхорганов в зимний период и обеспечивает долголетие луговых растений). На лугахподземная масса растений обновляется постепенно каждые четыре — пять лет жизнилугового фитоценоза. В лесу корни деревьев и кустарников практически неотмирают, пока растения живы, и очень медленно разлагаются (в течение десятковлет) после гибели деревьев.
Основныеразличия лесной и луговой растительности:
• травянистаярастительность вовлекает в кругооборот в 1,5 раза больше элементов из почвы,чем древесная растительность, за счет ежегодной динамичности надземной иподземной масс;
• разложениеостатков луговых растений происходит в 2 раза быстрее, чем разложение леснойподстилки;
• численностьмикроорганизмов в почве под лугами в 4 раза больше, чем в почве под лесом.
Интересно, чтообщие массы подземных органов под лесом и под лугом вполне сравнимы и бываютдаже одинаковы — на уровне 10 т и более на 1 га (сухого вещества).
В связи суказанными факторами под лугами формируются более плодородные почвы. Болеетого, луговая растительность в процессе своей жизнедеятельности способствуетнакоплению и увеличению почвенного плодородия, а будучи создана на месте бывшейпашни (сеяные луга), травяная растительность восстанавливает почвенное плодородиепосле снижения его уровня при возделывании сельскохозяйственных растений.
Луговыерастения
Луговыерастения имеют еще целый ряд удивительных особенностей, отличающих их отоднолетних растений. Они размножаются не только семенами, но и вегетативно,ежегодно образуя новые поколения побегов, начиная с весны, и все новые и новыепоколения их в течение лета, до осени. Поэтому луговые растения на лугах и нагазонах отрастают каждую весну на основе сохраняющихся в течение зимы кустов сживыми корнями и основаниями побегов. Кроме того, они формируют в течение летанесколько урожаев травы, а на газонах — несколько отрастаний молодых побегов,что и позволяет содержать газоны в свежем состоянии в течение всего теплогосезона. Это свойство луговых растений называется.
Средилуговой растительности надо отметить злаки. Злаки — это травянистые растения сполым стеблем-соломиной и невзрачными мелкими цветками. Растут злаки нередковместе, образуя густые дернины или даже кочки из сплетённых корней. Во времясуровой зимы именно в дернине переживают неблагоприятный период будущие молодыеростки. Родина многих злаков сухие степи и саванны, где пасутся дикие копытныеживотные. Лошади и антилопы очень любят питаться этими растениями. Поэтомузлаки выработали приспособления против гибели: их листья растут пучком отоснования, а на месте съеденного листа быстро вырастает новый.
Злакиобладают одним ценным и полезным свойством. Они с помощью цепких корнейскрепляют осыпающуюся землю насыпей, оврагов не давая им разрушаться.
Поэтомузлаки растут там, где склоны оврага пологи и сглажены.
Какиебывают обитатели лугов?
Налугу встречается множество травянистых растений и, конечно же, все этиразнообразные растения привлекают большое количество насекомых. На лугу можноувидеть, как с цветка на цветок порхают бабочки, собирают нектар пчёлы и шмели,скачут кузнечики. Насекомые пьют сок растений и нектар (сладковатая жидкость,выделяемая цветами). Есть насекомые, питающиеся листьями, — эторастительноядные. Среди мира насекомых есть хищники, поедающиерастительноядных. Например, стрекоза, которая ест комаров и мошек, или всеядныенасекомые (муравьи). Они поедают других насекомых, любят сок и нектар.
Насекомыелуга являются пищей для птиц, которые находят здесь не только корм, но иубежище от врагов. Здесь они устраивают гнёзда, выращивают птенцов. Например,Луговой чекан — скромно окрашенная птичка небольшого размера, меньше воробья.Гнездо устраивает на земле в углублении, окружённом густой траве. Питаютсяжуками, гусеницами, пауками, червями.
Налугу скрываются в траве и находят богатую пищу и многочисленные мыши. Нередкона лугах можно заметить небольшие кучки рыхлой почвы. Это работа кротов.Большую часть своей жизни они проводят в норах, под землёй, питаясь корнямирастений и личинками насекомых.
Чтодаёт луг животным и человеку?
Насекомыми птицам луг даёт пищу и укрытия. Домашним животным луг даёт разнообразнуюпищу. Человеку луг даёт молоко и молокопродукты, мясо, шерсть, кожу, лекарство,продукты. На лугу можно собирать ягоды, щавель. Пчёлы несут с луга отличныймёд. Человек заготавливает на лугу сено для животных, силос, сенаж. Лугявляется местом отличного отдыха у рек и озер. На лугу можно сорвать букетыцветов.
Какнужно сохранять луг?
Чтобы сохранитьлуг, в целости и сохранности человеку необходимо дополнительно заботиться онём. Пасти небольшое количество животных, чтобы травы успеваливосстанавливаться. Косить траву после того, как поспеют семена, чтобы прикосьбе они упали на землю. Необходимо подсевать полезные травы, такие какклевер, донник, люцерну. Выкашивать ядовитые растения до цветения. Ни в коем случаенельзя распахивать луга — они очень долго не восстанавливаются. При сборебукетов цветов нужно брать немного, так как сорванный цветок — это загубленныесемена. Не бросать пустые банки. Они являются повышенным источником опасности.О ржавую банку легко можно порезаться. Стекло долго не перерабатывается иопасно. Пустые банки и бутылка могут сфокусировать солнечные лучи, что можетпривести к пожару. Нельзя выжигать сухую траву — при пожаре гибнут семена травдаже на земле. Косить траву надо от середины к краям луга, чтобы звери и птицыуспели убежать. Если косить луг от краев к центру по кругу, то животныесбиваются в середину, испытывая страх перед людьми и шумом машин, и когдаостровок травы становится мал, от ужаса они бросаются куда попало и попадаютпод косы, ножи косилок, колеса машин.
Планированиеработы
Недели |
Непосредственно-образовательная деятельность (игры-занятия) |
Образовательная деятельность в рамках режимных моментах |
Совместная деятельность педагога с детьми |
Взаимодействие с родителями |
I |
Занятие № 1. Цель: знакомство с лугом, условия жизни растений на примере луга. |
Что такое лес? Цель: дать представления о луге. Формировать представления о лесных и луговых растениях. Объекты луга: животные, растения. Цель: дать первоначальное представление о луге. Воспитывать желание бережно относиться к лугу и его обитателям. Формировать у детей познавательный интерес к лугу.
|
Осенняя экскурсия на луг. Цель: расширить представления детей об осенних изменениях в природе на лугу. Учить устанавливать простые причинно-следственные связи в природе. Воспитывать интерес и желание бережно относиться к объектам экологической тропинки.
|
Информация для родителей «Значение луга в жизни людей». Создание рисунков с изображением луговых цветов |
I |
Занятие № 1. Цель: знакомство с лугом, условия жизни растений на примере луга. |
Что такое лес? Цель: дать представления о луге. Формировать представления о лесных и луговых растениях. Объекты луга: животные, растения. Цель: дать первоначальное представление о луге. Воспитывать желание бережно относиться к лугу и его обитателям. Формировать у детей познавательный интерес к лугу.
|
Осенняя экскурсия на луг. Цель: расширить представления детей об осенних изменениях в природе на лугу. Учить устанавливать простые причинно-следственные связи в природе. Воспитывать интерес и желание бережно относиться к объектам экологической тропинки.
|
Информация для родителей «Значение луга в жизни людей». Создание поделок из пластилина. |
II |
Занятие № 2. Цель: значение луга в жизни человека, природоохран-ная деятельность. |
Значение луга для жизнедеятельности человека. Значение луга для здоровья человека. Цель: дать представления о значении луга для человека: оздоровительном, эстетическом. Охрана луга. |
Сочинение стихов про луг. |
Советы по безопасности на лугу. |
II |
Занятие № 2. Цель: значение луга в жизни человека, природоохранная деятельность. |
Значение луга для жизнедеятельности человека. Значение луга для здоровья человека. Цель: дать представления о значении луга для человека: оздоровительном, эстетическом. Охрана луга. |
Сочинение стихов про луг. |
Советы по безопасности на лугу. |
III |
Занятие № 3. Цель: использование модели взаимосвязи растений, животных и условий жизни. |
Правила поведения на лугу. Цель: познакомить детей с правилами поведения на лугу. Познакомить с лекарственными растениями. |
Путешествие на зеленый луг. |
Экскурсия детей на луг. |
IV |
Занятие № 4. Цель: взаимосвязь человека, почвы, растений на лугу. |
Насекомые луга. Цель: расширять представления детей насекомых луга. Развивать интерес к объектам природы. Стихи о луге. |
Итоговое занятие «Луг. Лекарственные растения луга». |
Участие родителей в открытом занятии. |
Заключение Ребёнку -дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира иэкспериментирование с объектами и явлениями реальности. Ценность реальногоэксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что нагляднообнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта илиявления действительности; развиваются способности ребёнка к определениюпроблемы и самостоятельному выбору путей её решения; создаётся субъективно –новый продукт. Экспериментирование как специально организованная
деятельностьспособствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста иоснов культурного познания им окружающего мира.
Это всё – эксперименты – Интересные моменты! Всё, всё, всё хотим узнать! Нужно всё зарисовать!
|
Как наш опыт получился, Сколько времени он длился? Удивляемся всему: Как? Зачем? И почему?
|
Мониторинг
№ |
Фамилия имя ребенка |
Имеет представ- ление о лекарствен-ных растениях
|
Умение различать и называть растения
|
Знает простейшие способы исполь зования некоторых растений для лечения человека
|
Охотно участвует в коллек- тивной деятель ности по проекту
|
Умеет делать выводы
|
Охотно выполняет поручения по уходу за растениями помогает при пересадке
|
Умение выдвигать гипотезы, предположения |
Стремиться к самостоятель ному разрешению поставленной проблемы
|
|
|||||||||
Н.. |
К. |
Н. |
К. |
Н.. |
К.. |
Н.. |
К.. |
Н.
|
К.
|
Н. |
К. |
Н. |
К. |
Н.. |
К.. |
|
|||
1 |
Амарисакаева В. |
С |
В |
Н |
С |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
Н |
С |
С |
В |
С |
В |
|
|
2 |
Волков Ю. |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
В |
С |
В |
Н |
С |
Н |
С |
С |
В |
С |
В |
|
|
3 |
Гасанов Р. |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
Н |
В |
С |
В |
Н |
С |
Н |
С |
С |
В |
|
|
4 |
Галищев Б. |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
С |
В |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
|
|
5 |
Гордиенко С. |
Н |
С |
С |
В |
Н |
С |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
Н |
С |
Н |
С |
|
|
6 |
Крепких В. |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
С |
В |
С |
В |
Н |
В |
Н |
С |
С |
В |
|
|
7 |
Костышев А. |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
В |
В |
С |
В |
|
|
8 |
Кронщтадская М. |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
С |
В |
Н |
С |
Н |
С |
С |
В |
|
|
9 |
Лихоманов В. |
В |
В |
С |
В |
С |
В |
Н |
С |
С |
В |
В |
В |
Н |
С |
С |
В |
|
|
10 |
Ломарев П. |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
|
|
11 |
Мельников Б. |
С |
В |
Н |
С |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
Н |
С |
С |
В |
|
|
12 |
Метальникова С. |
Н |
С |
Н Представленная информация была полезной? ДА 59.43% НЕТ 40.57% Проголосовало: 1166 |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
Н |
С |
В |
|
|
13 |
Нестеренко М. |
Н |
В |
С |
В |
С |
В |
Н |
С |
Н |
С |
С |
В |
Н |
С |
С |
В |
|
|
14 |
Нейковчен Д. |
С |
В |
С |
В |
Н |
С |
С |
В |
Н |
С |
С |
В |
Н |
С |
С |
В |
|
|
15 |
Сачко Н. |
С |
В |
Н |
В |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
Н |
С |
С |
В |
|
|
16 |
Соломатина А. |
С |
В |
Н |
С |
С |
В |
Н |
С |
С |
В |
С |
В |
Н |
В |
С |
В |
|
|
17 |
Строгова В. |
В |
В |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
В |
В |
С |
В |
В |
В |
|
|
18 |
Степаненко А. |
В |
В |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
В |
В |
С |
В |
С |
В |
|
|
19 |
Тремасова Н. |
С |
В |
Н |
С |
С |
В |
Н |
С |
С |
В |
С |
В |
Н |
С |
В |
В |
|
|
20 |
Шлыков С. |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
|
|
21 |
Тужилкин М. |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
Н |
С |
С |
В |
||
22 |
Ямалиев Т. |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
Н |
С |
С |
В |
С |
В |
Н |
С |
С |
В |
||
1.Имеет представление о лекарственных растениях
низкий уровень |
средний уровень |
высокий уровень |
|||
н |
к. |
н. |
к. |
н. |
к. |
12ч. |
0ч |
11ч |
11ч |
3ч |
15ч |
46% |
0% |
42% |
42% |
12% |
58% |
2.Умение различать и называть растения
низкий уровень |
средний уровень |
высокий уровень |
|||
н. |
к. |
н. |
к. |
н. |
к. |
14ч. |
0 ч. |
12ч |
13ч |
0ч |
13ч |
54% |
0% |
46% |
50% |
0% |
50% |
3.Знает простейшие способы использования некоторых растений для лечения человека
низкий уровень |
средний уровень |
высокий уровень |
|||
н. |
к. |
н. |
к.. |
н.. |
к. |
10ч. |
0ч. |
16ч. |
9 ч. |
0 ч |
17ч |
38% |
0% |
62% |
35% |
0% |
65% |
4.Охотно участвует в коллективной деятельности по проекту
низкий уровень |
|
средний уровень |
высокий уровень |
|||
н. |
к. |
|
н. |
к. |
н. |
к. |
14ч. |
0ч. |
|
12ч. |
13ч. |
0ч |
13ч |
54 % |
0% |
|
46% |
50% |
0% |
50% |
5.Умеет делатьвыводы
низкий уровень |
средний уровень |
высокий уровень |
|||
н. |
к. |
н. |
к. |
н. |
к. |
8ч. |
0ч. |
18ч. |
8ч. |
0ч |
18ч |
31% |
0% |
69% |
31% |
0% |
69% |
6.Охотно выполняет порученияпо уходу за растениями помогает при пересадке
низкий уровень |
средний уровень |
высокий уровень |
|||
н. |
к. |
н. |
к. |
н. |
к. |
11ч. |
0ч. |
12ч. |
10ч. |
3ч |
16ч |
42% |
0% |
46% |
38% |
12% |
62% |
7. Умениевыдвигать гипотезы, предположения
низкий уровень |
средний уровень |
высокий уровень |
|||
н. |
к. |
н. |
к. |
н |
к. |
20ч. |
1ч. |
5ч. |
18ч. |
1ч |
7ч |
77% |
4% |
19% |
69% |
4% |
27% |
8.Стремиться к самостоятельному разрешению поставленной проблемы
низкий уровень |
средний уровень |
высокий уровень |
|||
н. |
к. |
н. |
к. |
н. |
к. |
6ч. |
0ч. |
18ч. |
6ч. |
2ч |
20ч |
23 % |
0% |
69 % |
23% |
8% |
77% |
Таблица сводныхданных
низкий уровень |
средний уровень |
высокий уровень |
|||
н. |
к. |
н. |
к. |
н. |
к. |
46% |
4% |
45 % |
42% |
5% |
57% |
График сводныхданных по диагностике на начало и конец проекта