В 1930 г. Л. Мамфорд опубликовал статью (The Drama of the Machines), в которой доказывал, что техника должна рассматриваться комплексно, в аспектах ее психологического, как и практического, происхождения и оценивать технику следует в эстетических терминах в такой же мере, как и технических [267].
Мамфорд Льюис (1895-1990) — американский социальный философ, историк и архитектор-проектировщик. Многочисленные работы Льюиса Мамфорда посвящены социальным проблемам техники, истории городов и процессам урбанизации, утопической традиции в общественной мысли. В работах Техника и цивилизация (1934), Искусство и техника (1952), Культура городов (1938), Положение человека (1944), Город в истории (1961), Миф машины (1967-1970) Мамфорд выступает как один из крайних представителей негативного технологического детерминизма.
В 1934 г. выходит книга Мамфорда Техника и цивилизация (Technics and Civilization), в которой дается развернутый анализ широкого круга проблем механической цивилизации. В этой работе Мамфорд предпринимает попытку дать аналитическую оценку современному социальному и культурному восприятию техники. Если машина является продолжением чело-
веческих органов, то для Мамфорда это происходит в силу их ограниченности. При этом …машины возникают как своеобразное отрицание органической и живой природы… [268]. Через три десятилетия после Техники и цивилизации выходит книга Миф машины (The Myth of the Machine, в 2-х томах, 1969 и 1970). В этой работе Мамфорд утверждает, что человек — не делающее, а мыслящее существо, его отличает не делание, а мышление, не орудие, а дух, являющийся основой самой человечности человека.
По Мамфорду, сущность человека — не материальное производство, а открытие и интерпретация, значимость которых вряд ли можно переоценить. Если бы внезапно исчезли все механические (технические) изобретения последних пяти тысячелетий, это было бы катастрофической потерей для жизни. И все же человек остался бы человеческим существом. Но если бы у человека была отнята способность интерпретации… то все, что мы имеем на белом свете, угасло бы и исчезло быстрее, чем в фантазии Просперо, и человек очутился бы в более беспомощном и диком состоянии, чем любое другое животное: он был бы близок к параличу [269]. Человек есть прежде всего, само себя созидающее, само себя преодолевающее, само себя проектирующее животное существо [270].
Философ типологически подходит к анализу феномена техники. Так, современная техника, по Мамфорду, образец монотехники или авторитарной техники, которая, базируясь на научной интеллигенции и квалифицированном производстве, ориентирована главным образом на экономическую экспансию, материальное насыщение и военное превосходство [271]. Корни монотехники восходят к пятитысячелетней древности, когда человек открыл то, что Мамфорд называет мегамашиной, т.е. строгую иерархическую социальную организацию.
267 Mumford L. The Drama of the Machines // Scribners Magazine 88 (August 1930). P. 150-161.
268 Mumford L. Technics and Civilization. 1934. P. 433.
269 Mumford L Man as Interptreter. N.Y., 1950. P. 2.
270 Mumford L Myth of the Machine. Vol. 1. P. 9
271 Ibid.
Стандартными примерами мегамашин являются крупные армии, объединения работников в группы, такие, как например, те, которые строили египетские пирамиды или Великую Китайскую стену. Мегамашины часто приводят к поразительному увеличению количества материальных благ ценою, однако, ограничения возможностей и сфер человеческой деятельности и стремлений, что ведет к дегуманизации [272].
Еще во введении к своей работе (Прологе) Мамфорд дает оценку состоянию современной научно-технической цивилизации. Все мы понимаем, — пишет философ, — что в нашем столетии было засвидетельствовано радикальное преобразование всей среды, окружающей человека, что в значительной степени представляет собой результат воздействия физико-математических наук на технологию. Этот переход от эмпирической и скованной традициями техники в режим экспериментов открыл невиданные горизонты в таких новых сферах, как ядерная энергия, сверхзвуковые перевозки, искусственный интеллект и мгновенная связь на дальние расстояния. Еще никогда, если начинать с эпохи пирамид, такие значительные физические изменения не осуществлялись за столь короткий период. Каждое из этих изменений поочередно вызывало трансформации в человеческой личности, а если этот процесс будет продолжаться с неослабевающей скоростью и бесконтрольно, то уже вырисовываются контуры более радикальных преобразований [273].
272 Подробный анализ работ Л. Мамфорда дан в работе американского философа техники К. Митчема Чтотакое философия техники? (М., 1995).
273 Мамфорд Л. Миф машины. М., 2001. С. 9.
Современная эпоха, согласно Мамфорду, — это переход от первобытного состояния человека, которое было отмечено изобретением орудий труда и оружия с целью овладения силами природы, к ситуации, когда человек уже не только покоряет природу, но и оказывается способным к отделению от органической среды.
Появление такой мегатехники (как называет ее Мамфорд) позволит господствующему меньшинству создать некую единую структуру, предназначенную для автоматической работы. В результате, вместо того чтобы активно функционировать в качестве самостоятельной личности, человек станет пассивным, бесполезным и машиноуправлемым животным. Присущие человеку функции (в соответствии с технократическими интерпретациями роли человека) будут либо поглощены машиной, либо строго ограничены и подвергнуты контролю [274].
Цель своей работы Мамфорд видит в опровержении допущений и прогнозов, на которых основана наша приверженность современным формам научно-технического прогресса, рассматриваемого в качестве самоцели. Для того чтобы понять роль, которую играла техника в развитии человека, необходимо вглядеться в глубины исторически сложившейся природы человека. Однако в течение нашего столетия, — пишет философ, — взгляд этот был затуманен, поскольку его обусловливала общественная среда, внезапно встретившаяся с изобилием изобретений в области механики, которые смели с лица земли издавна существовавшие процессы и учреждения и изменили традиционные представления о пределе как человеческих, так и технических возможностей [275].
Анализируя работы Мамфорда, американский философ техники К. Митчем утверждает, что в целом все его научное творчество является попыткой демифологизации и раскрытия сути мегатехники, с тем чтобы положить начало фундаментальной переориентации духовных установок общества, что в конечном счете должно привести к преобразованию монотехнической цивилизации [276]. Для спасения самой техники, — писал Мамфорд, — мы должны ставить границы ее бездумной экспансии [277].
274 См.: Там же. С. 9-10.
275 Там же.
276 Митчем К. Что такое философия техники? М., 1995. С. 33.
277 Mumford L Myth of the Machine. Vol. 2. P. 155.
Поэтому развитие техники следует поощрять лишь в том случае, если она способствует усилению того аспекта человеческого бытия, который Мамфорд называет личным, но не ограничивает и не сужает человеческую жизнь рамками власти и силы.