Контрольные вопросы
1. Почему теплопроводность металлов на два порядка выше, чем неметаллов?
2. Какие химические процессы протекают в доменной печи? В чем заключается сущность процесса получения стали?
3. От чего зависит качество стали?
4. Какие прочностные и пластические характеристики определяют при испытании стали на растяжение? Какие из них не зависят от расчетной длины образца?
5. С какой целью на образцах для растяжения наносят риски через равные промежутки по длине?
6. Почему относительное остаточное удлинение после разрыва у пятикратных образцов больше, чем у десятикратных?
7: Определите содержание фаз в процентах в сплаве // при температуре /6 (см. рис. 6.3).
8. Какие фазовые превращения происходят в стали, содержащей 0,4 % углерода при охлаждении от 1 550 до 20 °С?
9. В чем причина повышения твердости стали при закалке?
10. Каковы преимущества химико-термической обработки перед закалкой?
Вопросы:
1. Доски почета, газетные витрины.
2. Ограды.
3. Фонари уличного освещения.
4. Фонтаны, питьевые фонтанчики, бассейны, водоразборные колонки, плескательные бассейны.
5. Лестницы, пешеходные мостики, подпорные стенки, бельведеры и т.п.
6. Вазы, урны, терпиерная зелень.
7. Устройства для регулирования уличного движения.
8. Скамьи.
9. Рекламные устройства на улицах и площадях.
10. Киоски и павильоны.
Архитектура малых форм — раздел архитектуры, к которому относятся объекты функционально-декоративного (напр., ограды), мемориального характера (напр., надгробия), объекты, являющиеся частью городского благоустройства (напр., фонари), объекты-носители информации (напр., стенды, рекламные щиты).
Малые архитектурные формы — небольшие сооружения, используемые для организации открытых пространств и дополняющие архитектурно-градостроительную или садово-парковую композицию. Имеют функционально-декоративное (фонтаны, лестницы, ограды) или мемориальное (надгробия, стелы) значение, служат элементами городского благоустройства (фонари, киоски), носителями информации (реклама и пр.).
МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ — элементы наполнения среды, имеющие ярко выраженное «архитектурное» происхождение (играющие роль в организации пространства, обладающие собственным пространственным содержанием, возникшие в результате архитектурной деятельности по формированию интерьеров или открытых пространств). Малые архитектурные формы (МАФ) — это сооружения, предназначенные для архитектурно-планировочной организации объектов ландшафтной архитектуры, создания комфортного отдыха посетителей, ландшафтно-эстетического обогащения территории в целом.
К числу М.а.ф. традиционно относятся ограды, балюстрады, подпорные стенки и лестницы, фонтаны, бассейны, фонари, скамьи, урны, цветочные вазы, навесы, перголы, киоски, беседки и другие элементы среды, которые обычно составляют часть любого архитектурного ансамбля и проектируются с учетом его архитектурной структуры и стилистики. В наше время этот термин близко примыкает к понятию «средовой дизайн», так как в число М.а.ф., по сути дела, вошло множество собственно дизайнерских объектов: информационные устройства и установки, телефонные будки, выносные витрины магазинов, стационарные навесы и оборудование летних кафе, комплексы торговых автоматов, остановки и навесы городского транспорта и др. элементы среды, участвующие в ее пространственной организации.
Помимо внедрения в структуру М.а.ф. разного рода технических устройств, следует отметить также их тесную связь с ландшафтными (природными) формами среды — издавна существовавшие тесные связи М.а.ф. и ландшафтной архитектуры резко возросли с появлением новых технических возможностей ландшафтного дизайна. Активно участвуют в формообразовании современных М.а.ф. монументально-декоративные элементы оформления среды (скульптурные, живописные, графические), которые своим силуэтом, пластикой, цветом, рисунком — то подчеркивающими, то «разрушающими» утилитарно нужные объемы и плоскости — придают совершенно необычное звучание даже самым привычным оградам, скамьям и парапетам.
Кроме того, наблюдается процесс превращения элементов бытового и технического дизайна в М.а.ф. — в интерьерах появляется гигантская «посуда», декоративные «печи», расчленяющие пространство . мебель из мобильного оборудования преобразуется в стационарные ступени амфитеатра, убранные цветами . трубы вентиляции и отопления образуют пластические композиции — нечто среднее между абстрактной скульптурой и беседкой, «интерьером в интерьере».
Эта свобода формотворчества, подкрепленная нетрадиционными материалами и конструкциями (трубчатые каркасы, ткани, пластики, надувные и тентовые структуры), непривычной раскраской и пластикой, делает сегодня М.а.ф. чрезвычайно мощным средством создания любого образного содержания в средовых объектах и системах самого разного характера, оттеснив во многих случаях основную функцию М.а.ф. в исторических ансамблях — развивать в приближенных к человеку масштабах стилевые характеристики «большой» архитектуры, архитектурной среды.
Именно этим объясняется большое распространение в современных ансамблях и интерьерах самостоятельных пространственных композиций из М.а.ф. (предметный интерьер), как бы не связанных с архитектурной основой, но формирующих нужные человеку «мини-пространства», изолированные уголки, обрамление которых имеет свое лицо, соответствующее их назначению и образованное данным комплексом М.а.ф.
Малые архитектурные формы — это сооружения и устройства, обладающие несложными, но самостоятельными функциями, дополняющие архитектуру городских зданий, сооружений, парков, площадей и улиц и являющиеся элементами их благоустройства.
Место и роль малых архитектурных форм в образовании архитектурных ансамблей весьма различны. Так, от подчиненной роли (при восприятии архитектуры больших сооружений) малые формы (при создании архитектуры улиц со зданиями, стоящими в глубине участка) зачастую переходят к роли главного компонента в общем ансамбле.
Иногда малые архитектурные формы приобретают и самостоятельное значение в общем архитектурном замысле (фонтанные композиции с подпорными стенами, гротами, беседками . оформление больших площадей . места захоронения и т. п.).
Во всех случаях малая архитектурная форма должна тесно увязываться с окружающей ее архитектурой (улица, площадь), с зеленью (парки и скверы), с водной поверхностью (на набережной). Все малые архитектурные формы должны составлять единое художественное целое и быть увязанными друг с другом. Это требует одновременного решения архитектуры малых форм и архитектуры зданий, правильного выбора мест установки малых архитектурных форм, а также решения степени их подчиненности, поскольку они неразрывно связаны с ритмом, масштабом и озеленением всего архитектурного комплекса в целом.
Малые архитектурные формы подразделяются на следующие типы (категории):
— декоративные — скульптура, фонтаны, вазы, декоративные водоемы, декоративные стенки, трельяжи и решетки, альпийские горки или рокарии и др. .
— утилитарного характера — торговые киоски, скамейки, ограды и ограждения, указатели, знаки и др.
Малые архитектурные формы утилитарного характера, в свою очередь, подразделяются на следующие типы:
— МАФ, организующие рельеф и оформляющие отдельные участки территории — открытые лестницы, пандусы, откосы .
— устройства для размещения растений — цветочницы, трельяжи .
— искусственные водные устройства — бассейны, пруды, каскады, водопады, питьевые фонтанчики, водные карусели и др. .
— ограждающие МАФ — ограды, стенки, парапеты .
— устройства для отдыха — пляжи, оборудование площадок, павильоны, садово-парковая мебель .
— устройства для торговых и коммунальных услуг — киоски, палатки, ларьки, оборудование детских и хозяйственных площадок и др.
МАФ утилитарного характера должны быть выполнены в соответствии с ландшафтно-архитектурными и эстетическими требованиями, предъявляемыми к объекту озеленения, из прочных материалов, отличающихся высокой степенью устойчивости к воздействию факторов внешней среды.
Малые архитектурные формы делятся на группы.
К первой группе относятся беседки, арки, перголы, шпалеры, трельяжи.
Другая группа малых форм применяется для оформления рельефа и ограждения участка: наружные лестницы, сходы, подпорные и декоративные стенки, парапеты, ограды.
В третью входят декоративные бассейны, каскады, фонтаны, мостики и переходы.
В четвертую — всевозможные светильники и фонари.
К пятой относятся элементы декоративного мощения, разнообразные по форме, окраске, фактуре и образующие определенный рисунок, орнамент, мозаичные вставки.
Отдельно выделяются садовые скамейки и вазы ( декоративные сосуды ), в том числе и контейнеры для растений.
Малые архитектурные формы, представленные в виде скульптур, можно подразделить на аллегорическую, символическую и жанровую.
Аллегорическая скульптура выражает идею в иносказательном смысле, символическая — воплощает идеи и чувства в виде символов, жанровая — характерные сценки из жизни, быта и нравов. Жанровая скульптура находит применение чаще других видов скульптуры.
Декоративная скульптура подчеркивает общее планировочное решение, она должна быть композиционно увязана с окружающей средой.
Малые архитектурные формы по своим функциональным признакам делятся на:
1. Доски почета, газетные витрины.
2. Ограды.
3. Фонари уличного освещения.
4. Фонтаны, питьевые фонтанчики, бассейны, водоразборные колонки, плескательные бассейны.
5. Лестницы на улицах и в парках, пешеходные мостики, подпорные стенки, бельведеры и т. п.
6. Вазы, урны, терпиерную зелень.
7. Устройства для регулирования уличного движения (маркировка переходов . указатели переходов, остановок транспорта и маршрутов . «островки безопасности», павильоны для ожидания городского транспорта, стоянки такси, часы, таблички с наименованием улиц и домов и др.).
8. Скамьи.
9. Рекламные устройства на улицах и площадях (рекламные щиты, оформление торцов зданий, световая реклама, объемная реклама, вывески).
10. Киоски и павильоны (торговые, обслуживания, технические).
11. Общественные уборные.
12. В парках культуры и отдыха к малым архитектурным формам также относятся: входы в парки, летние торговые павильоны, беседки, аттракционы, оборудование детских площадок и др.
Малые архитектурные формы должны удовлетворять художественным требованиям, быть долговечными и экономичными. Архитектура малых форм должна также базироваться на использовании многовековой практики народного творчества, имевшего большое влияние на ее развитие. Творческое использование народного искусства, его национальных традиций, отвечающих художественным запросам народа и честным условиям, должно идти по линии создания малых архитектурных форм, отвечающих этим запросам, предусматривать органическую увязку декоративных мотивов с архитектурой малых форм, а не идти по линии механического перенесения в их архитектуру этих мотивов.
Также, должны быть учтены: глубина заложения фундаментов оград, нагрузка на опоры фонарей, способ заделки стальных труб, приемы крепления светильников, устройство фундаментов опор, конструкция цоколей и дверок и т. п.
Устройство красивых фонтанов, ваз и других малых архитектурных форм наряду с правильной планировкой, хорошей архитектурой зданий и обилием зелени сделает наши города еще более красивыми, пребывание жителей на улицах, площадях, бульварах, в садах, скверах, дворах не только удобным, но и приятным и тем самым будет благоприятствовать труду и отдыху. Архитектура малых форм внешнего благоустройства городов, являющаяся не только декоративным, но и утилитарным фактором создания удобств для населения, воспитывающая у него эстетические вкусы, занимает значительное место в формировании общей архитектуры населенного пункта.
Все МАФ по способам изготовления подразделяются на две группы:
— изготовленные по специально разработанным и индивидуальным проектам .
— изготовленные по типовым проектам из типовых элементов и конструкций.
МАФ, изготовленные из типовых элементов, широко применяются в массовой жилой застройке, на ряде общегородских объектов озеленения. В настоящее время проектными организациями выпущены в свет ряд альбомов типового оборудования для объектов озеленения. Существует целый ряд специальных конструкторских бюро и производственных фирм, занимающихся производством, сборкой МАФ из типовых элементов, а также их установкой на объектах по разработанному проекту.
Материал для изготовления малых архитектурных форм может быть самым разнообразным: дерево, металл, бетон, камень, кирпич, металл, пластик и другие строительные материалы.
Большинство садовых сооружений строят главным образом из дерева. Во-первых, деревянные конструкции как нельзя лучше вписываются в любой архитектурный ансамбль. Его экологичность, пластичность, интересная структура, возможность декоративной резьбы, а также технологичность и малый вес конструкции — вот неоспоримые достоинства этого строительного материала. Дерево легко вписывается в любой стиль -от кантри до классики. Естественный светлый цвет дерева зрительно расширяет пространство. Деревянные постройки прекрасно вписываются в природный ландшафт, не вызывая дискомфорта для взгляда, органично дополняя природные формы.
Используя дерево для конструкций малых архитектурных форм, стоит позаботиться о долговечности этого материала. Известно, что деревянный столб с торца должен быть не спиленным, а обрубленным. В этом случае «топорная работа» имеет самый положительный смысл. В этом случае микропоры дерева заминаются, а не расщепляются, как на спиле. Таким образом, структура дерева оказывается защищенной от глубокого проникновения влаги. Предварительная обработка антисептиком, грамотное использование лакокрасочных материалов и огнеупорных пропиток, подарят вашим деревянным конструкциям долгую и красивую жизнь.
Но встречаются поклонники более капитальных сооружений, которые применяют при возведении кирпич, камень, гранит, бетон, современные искусственные материалы. Популярен металл, пластик, цветной кирпич и декоративный камень.