Мастер-класс для педагогов «Познавательно-исследовательскаядеятельность в ДОУ»
Цель:
Заинтересовать педагогов проблемойознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность сразличными предметами.
Задачи:
1. Ознакомить педагогов сусловиями развития любознательности у детей дошкольного возраста.
2. Привлечь внимание изаинтересовать педагоговк развитию познавательно- исследовательской деятельности у дошкольников.
3. Углубить знания педагогов повопросам экспериментирования с реальными и абстрактными объектами.
4. С помощью мастер – классапередать свой опыт путем прямого и комментированного показа последовательностидействий, методов, приемов и форм педагогической деятельности
Практическая значимость:
Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающимпо теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе,найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное иувлекательное занятие.
Ожидаемый результат: Повысить уровень педагогического опытапо экспериментированию.
Материалы для игр – экспериментов:презентация
Ход мастера — класса :
-Я рада видеть вас в этом зале. Мне хочется с каждым из вас поздороваться. Ябуду говорить слова приветствия, если они относятся к вам, вы похлопаете.
Добрыйдень всем членам жюри!
Добрыйдень всем участникам конкурса!
Добрыйдень всем гостям!
Добрыйдень всем, кто пришел сюда с хорошим настроением!
Добрыйдень всем тем, кто пришел поддержать участников конкурса!
Добрыйдень всем, кто находится в этом зале!
Воспитатель: Мой мастер — класс посвящен теме: «Исследовательская деятельность каксредство успешного развития любознательности детей» и нашу встречу мне хочетсяначать с таких слов:
Любознательныедети,
Всежелают знать на свете!
Почемуна небе тучи?
Почемуежи колючи?
Почемуснежинка тает,
Доладошки долетая?
Почемуползут барханы?
Почемувисят туманы?
Почемуземля и море
Целыйвек друг с другом в споре?
Почемузвезда упала?
Почемуя знаю мало?
Виднонадо не лениться
Аучиться и учиться.
-Мы с вами живем в век компьютерных технологий, когда любая информациялегкодоступна. Но очень часто элементарные вещи не понятны нашим детям и толькомы можем научить их понимать, осознавать, находить правильные ответы навопросы.
-А вам дети часто задают вопросы?
— Хорошо это, или плохо, когда детизадают много вопросов? (ответы педагогов).
-Как вы считаете, на все ли вопросы нужно отвечать сразу?
-Давайтезадумаемся, может какие – то из них можно было проверить опытным путем?
Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем,что ребенок познаетобъект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним.
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»
Ребенок очень любознателен по своейприроде, он уже рождается исследователем. Его интересует все новое,неизвестное. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает вприроде: то сосулька растаяла, то ледяная дорожка, посыпаннаяпеском, больше не скользит; они разбирают игрушки, только что купленныеродителями, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет — не тонет, пробуютязыком в сильный мороз металлические предметы и т. п.
Подвижныйи активный ребенок задает огромное количество вопросов, на которые, мывзрослые,не всегда можем ответить так, чтобы ребенок понял. Для этого исуществует детское экспериментирование. Для расширения кругозора можнопроводить интересные, занимательные и простые опыты, которые не требуютспециального оборудования и дорогих материалов как в детском саду, так и вдомашних условиях.
Исегодня я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие по радужнойстране, где узнаем некоторые секреты радуги, так как это великолепное красочноеявление на небосводе издавна привлекало всеобщее внимание.
-Сколько цветов у радуги – 7, и я приглашаю 6 участников отправиться со мной врадужную страну.
— Я предлагаю вам выбрать ленту любогоцвета и дополнить радугой эту замечательную картину природы. (Собираем радугу)
-Очень красивая картина у нас получилась. Издавна считается, если увидишьрадугу, то нужно загадать желание, которое обязательно сбудется. Загадывайтесвои желания, уважаемые гости.
-Радуга, скажи, Какая сила
Всетвои цвета Соединила?
-Это дружба, — Радуга в ответ. —
Крепкойдружбой Радуга богата,
Ясныйизлучающая свет.
-С таким дружным настроением мы отправляемся в путешествие!
ЗВУЧИТТИХАЯ МУЗЫКА ПРИРОДЫ, идем по кругу
-Что и как? Почему и зачем?
Какответить успеть детям всем?
Иродителям знания дать?
Чтосмешать? Как смешать? С чем смешать?
Ив солнце, и в дождь,
Ив любую погоду
Мыс вами идем на природу.
-Какой свежий воздух после дождя. Давайте с вами глубоко вдохнем его, расправим плечи,почувствуем прилив бодрости и свежести.
-Вотмы пришли на нашу полянку, сейчас мы увидим радугу.
Что-торадуги нет! Что же делать?
Неужелимы так и не увидим это замечательное явление.
Нуне расстраивайтесь, — мы с вами можем сделать свою радугу.
-Давайтепосмотрим, что же для нас приготовили
А как вы думаете, мы сможем сами создатьрадугу из тех предметов, которые лежат здесь. (мыльные пузыри, зеркало) (дать возможность рассмотретьи предположить).
• Опыт № 1 «Мыльные пузыри»
Каквы думаете, можно в мыльных пузырях увидеть радугу? Давайте проверим.
(педагог предлагает взять и надуть мыльный пузырь)
Посмотрите на пузырь внимательно. Что вывидите на нем? (радугу).
Почемумы видим радугу на стенках пузырька?
Укого есть, какие предположения? Ответы.
Объяснение: сама стенка пузыря имеет три слоя –сверху и снизу слои из молекул мыла, а между ними – слой воды.
Когдана нее попадает свет, луч начинает преломляться. Проходит солнечный луч сквозьмыльную пленку – и разбивается на семь цветов радуги, от красного дофиолетового. Так на пузыре появляется маленькая радуга.
Опыт № 2 «Волшебное зеркало»
Опыт: В ёмкость наливаем воду и кладем на дно зеркало. Направляем назеркало свет фонарика. Отраженный свет нужно поймать на бумагу, на которойдолжна появиться радуга.
Почемурадуга появилась не на воде, не на зеркале, а на бумаге?
Укого есть, какие предположения? Ответы.
Объяснение: Луч света состоит из несколькихцветов; когда он проходит сквозь воду, то раскладывается на составные части — ввиде радуги
-А сейчас нам предстоит подняться на высокую гору и подружиться с радужнымвулканом.
• Опыт № 3 «Радужный вулкан»
Инвентарь: 7 пластиковых стаканов по 0,5 л сводой разного цвета в том порядке, как они идут в радуге ; любое моющеесредство для посуды; пищевая сода; лимонная кислота; столовая ложка дляразмешивания; мерные стаканчики.
Ходопыта:
Вкаждый из стаканов добавляется по 4-5 столовых ложки моющего средства дляпосуды, по 1 столовой ложке соды. И теперь настало время для тщательногоразмешивания. Мешать полученную массу нужно быстро и интенсивно. И одновременновливаем во все стаканчики по 3 ст. ложки лимонной кислоты. Моментальнопроисходит реакция и из стаканчиков хлынет яркая и лёгкая цветная пена
-Что вы наблюдаете, что происходит? Почему так происходит?
-Увидели мы радугу? С помощью этого эксперименты мы не только повторили всецвета радуги, но и доставили радость.
-Замечательно, когда в душе поют все цвета радуги!
-Такими несложными и простыми экспериментами мы объяснили детям просто о сложномприродном явлении – радуга. Пробуйте, пытайтесь, наблюдайте, экспериментируйте!
-Благодарю за внимание.
