МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСЛИ-САД №150 «ИЗЮМИНКА» КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА
ГОРОДА МАРИУПОЛЯ
Мастер-класс
длястарших воспитателей МБДОУ
«Внедрениев МБДОУ педагогической технологии
«Социо-игровыеподходы к педагогике»
Подготовила:
старший воспитатель МБДОУ № 150,
специалист высшей категории
Сергеева Ирина Николаевна
ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ:
17.02.2023 года
г.Мариуполь
2023год.
МАСТЕР-КЛАСС
«Внедрениев МБДОУ педагогической технологии
«Социо-игровыеподходы к педагогике»
«То,что я слышу, я забываю.
То, что я вижу и слышу, я немного помню.
То, что я слышу, вижу и обговариваю, я начинаю понимать.
Когда я слышу, вижу, обговариваю и делаю,
я обретаю знания и навыки.
Когда я передаю знания другим, я становлюсь мастером».
Конфуций
Мастер-модератор:Сергеева И.Н., старший воспитатель МБДОУ №150 «Изюминка» г. Мариуполя
Цель мастер-класса:
Обучение педагогов инновационным подходамв организации образовательной деятельности, ретрансляция педагогического опытапедагога-наставника и передача инновационных продуктов, полученных в результатетворческой и экспериментальной деятельности, знакомство с авторскими находкамипедагога-наставника.
Задачи мастер-класса:
· создание условий для профессиональногообщения, самореализации и стимулирования творческого роста педагогов, повышенияпрофессионального мастерства;
· знакомство педагогов с методами иприёмами, применяемыми в социо-игровой технологии;
· распространение перспективногопедагогического опыта в области применения социо-игровой технологии
Форма проведения: использованиеТехнологии Открытого Пространства (ТОП)
Предварительная работа:
· Использование интернет-ресурсов и сайта авторов социо-игровойтехнологии: «openlessen» или «открытый урок»
· проведение и участие в игровойдеятельности детей и педагогов МБДОУ;
· подготовка медиапрезентации и необходимогооборудования.
Оборудование:
· мольберт с демонстрационными материалами(тема, эпиграф, цель и задачи мастер-класса)
· ноутбуки для групп для просмотрапрезентации (оставить на экранах «принципы социо-игровых подходов»)
· «волшебная палочка» для игры
· обручи большие (3-4 штуки)
· комплект предметных картинок по темам:«Дикие животные», «Птицы», «Домашние животные»
· мягкие мячи малого диаметра
· памятки – советы педагогам (от авторовтехнологии) – на каждого участника
· вырезанное из бумаги изображение руки спятью пальцами – на каждого участника
Содержание:
I. Вступительная часть
· Приветствие участников «В дружном кругуединомышленников».
· Айсбрейкер «Корпоративный стандарт»
Упражнение назнакомство участников. Модератор предлагает участникам продолжить двапредложения: «Много, кто знает, что я… . Но мало, кто знает, что я… . Начинаетпервым, по его образцу остальные участники рассказывают о себе.
II. Теоретическаячасть
· Информационное сообщениемастера-модератора с презентацией.
«Уважаемые коллеги, сегодня я хочу начать свой мастер-класс со вступления вавторской монографии Шулешко Е.Е., Ершовой А.П., Букатова В.М. Социо-игровыеподходы к педагогике / Красноярский краевой институт усовершенствованияучителей. — Красноярск, 1990. Вот оно:
— «В первойполовине XIX в. во Франции вышли мемуары придворной модистки Марии-Антуанеттымадемуазель Бертен. Из занятных мемуаров читателям суждено было особо запомнитьвысказывание, ставшее крылатым даже далеко за пределами Франции: «Новое — этохорошо забытое старое».
Слова эти вмемуарах относились к тому месту, когда речь шла о подновлении модисткойстарого платья королевы. Сама мысль была в то время воспринята как новая толькопотому, что она, видимо, была хорошо забыта. Припомним: «Что было, то и будет;и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем». Бываетнечто, о чем говорят: «Смотри, вот это новое», — но это было уже в веках,бывших прежде нас». Так поучал читателей еще библейский царь Екклезиаст.
Сегодня вокруг наспоявляется много новых идей, терминов, направлений. Этот процесс активнопроисходит и в современной педагогике. То появляются, то пропадают новые названия— педагогика сотрудничества, эвристическое, проблемное обучение, деловые игры,рефлексия, структурный анализ, диалог культур, социо-игровая педагогика,методика погружения, школа радости и т.д. За каждым из них подразумеваетсяновое, достаточно своеобразное педагогическое (или дидактическое) направление.Но, во-первых, смысл каждого из направлений заключается в том, что можновыразить простой формулировкой — «хорошая педагогика» или «качественноеобучение», в результате которого формируется всесторонне развитая личность,способная чувствовать себя уверенно и комфортно среди себе подобных, поэтому всвоем конечном идеале почти все направления сливаются. И,во-вторых, каждое из направлений, по сути дела, является открытием современноговарианта ранее известного».
Точнее не скажешь!
Государственный образовательный стандарт дошкольного образования впервыеопределяет создание образовательной среды с позиции поддержки детскойинициативы, индивидуализации и коммуникации, акцентирует внимание на построенииобразовательной деятельности на основе развивающего взаимодействия взрослых сдетьми, на создании условий для выражения чувств и мыслей, для добровольноговыбора участников совместной деятельности, развития умения работать в группе,инициативности и самостоятельности. Педагогам – дошкольникам государствоопределяет качественно новый социальный заказ в системе образования: воспитаниеинициативного, ответственного человека, готового самостоятельно приниматьрешения в ситуации выбора.
Для каждого современного дошкольного образовательного учреждения актуальнымстановится освоение и внедрение в практику инновационных педагогическихтехнологий, обеспечивающих построение образовательной деятельности насубъектной основе, с учетом индивидуальных особенностей ребенка, поддержки егоинициативы в специфических видах деятельности. Одной из таких технологийвыступает социо-игровая технология, впервые предложенная Е. Е. Шулешко(методика обучения грамоте по-новому «Аквариум»), Ершовой А.П. и В.М. Букатовым(они использовали социо-игровуюметодику при обучении подростков театральному искусству). Данная технологияоснована на свободе действий, свободе выбора, свободе мыслей ребёнка, при этомотвечает требованиям договора и правилам.
Социо-игровая технология – педагогическая технология, основанная на принципепостроения образовательной деятельности через организацию игрового общениямикро-групп детей (малых социумов), предполагающая учет детских интересов,инициативы и субъектной позиции ребенка.
При реализации социо-игровой технологии необходимо руководствоваться следующимипринципами:
-Педагог – равноправный партнёр. Он умеетинтересно играть, организует игры, часто сам выдумывает их.
-Снятие судейской роли с педагога и передача её детямпредопределяет снятие страха ошибки у детей. Ксказанному о «судействе» авторы социо-игровой технологии добавляют, что многиеучителя и воспитатели очень боятся открытых уроков и занятий. Они боятся, чтонад ними будет учинен суд, какой на занятиях они сами устраивают детям. Боятсяони и того, что от них потребуется и самоанализ («самосуд»), который они самитак настойчиво навязывают детям. Быть под судом, все равно кого — своих коллег,самого себя или вышестоящих методистов/старших воспитателей — им не хочется. Имстрашно, что раскритикуют, засудят и пойдут пересуды. Ноесли педагогам на занятиях вместо роли судьи брать роль советчика, то, какпоказывает жизнь, страхи к посещению своих уроков другими людьми постепенноначинают исчезать. И воспитатель к посещающим его занятия начинает относитьсяпо-другому, видя в них добрых советчиков, а не всезнающих судей.
-Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков.Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам. Микро-группа, в которой находится ребенок,позволяет ему самому поставить цель своих действий (в предложенных рамках общейработы), искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний ипрактических возможностей и проявлять самостоятельность при решении своихвозникших проблем. У ребенка, как мы знаем, особо активно формируется багаж дляоценки своих возможностей. Большое число решений ему надо попробовать иперепробовать на практике, и об их целесообразности он сможет судить лишь привозможности сравнить себя с другими, а результаты своих действий с успехами илинеуспехами других детей. Такая оценка, отработанная собственными усилиями,гораздо точнее и для развития ребенкаона намного полезнее, чем оценка «хорошо» и «нехорошо» со стороны педагога.
-Жизнь детей в малых группах. Детисамостоятельны и инициативны.
Оптимальным,для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами иликак их еще называют «группы ровесников». В таких группах есть естественная, каквнутренняя, так и внешняя свобода, открытость, возможность выбирать себекомпанию, напарника, встречаться и общаться с разными детьми, быть интереснымидругим, высказывать своё мнение и выслушивать других. Совместная деятельностьпозволяет каждому ребёнку утвердиться в своих возможностях и способностях,сравнивая себя с другими.
Однимиз непременных условий социо-игровой технологии является постоянная сменасостава малых групп и организация взаимодействия между компаниями, чтобы детистановились по отношению ко всем «своими», а не «чужими». Постоянная сменакомпаний позволяет каждому ребёнку постоянно менять свою позицию в общении,проявлять особенности характера, темперамента, поведения. Деятельностьмалыми группами — самый естественный путь к возникновению у детей инициативы,сотрудничества, коммуникации, когда каждый примеряет на себя роль говорящего,слушающего и действующего. В младшем дошкольном возрасте дети делятся на пары итройки, в среднем – на тройки и четвертки, а в старшем – на группы по 5-6 человек.Процесс деления на группы должен представлять собой интересную игру,мотивирующую детей на общение и взаимодействие друг с другом. В основе деленияможет быть заложен любой значимый для детей признак: внешность, любимоезанятие, место проживания, часть общей картинки, буква имени, цвет, личныесимпатии и т.д. В зависимости от возраста, признак деления может быть заданпедагогом или предложен самими детьми (когда появится личный опыт).
В рамках микро-групп дети реализуют различные виды совместной коллективнойдеятельности: проводят элементарные опыты, обыгрывают сценку, инсценируютсказку, ведут диалог, рисуют общий рисунок, моделируют из различных материалов,разгадывают кроссворд и ребус, действуют с раздаточным дидактическим материалом,разрабатывают правила, делают совместный выбор, осуществляют взаимоконтроль,наблюдают за действиями другой микро-группы, находят совместное решение,выражают собственные мысли и чувства, рассказывают и объясняют, представляютсвои творческие работы, делятся впечатлениями и др. Общение детей происходит каквнутри микро-группы так и между ними.
Понятно,что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнениевсей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами, и ондолжен постоянно меняться. Отсюда и понятие «смена лидерства».
-Движение и активность. Смена мизансцены, тоесть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы, игровойплощадки и т.д. Нам хорошо знакомы авторитарные педагогические методы работы сдетьми: «приклеенные к стульчикам дети», которые могут двигаться только сразрешения воспитателя. Главнымположительным качеством детей такие педагоги считают послушание,исполнительность, бесконфликтность, аккуратность. Когда обучение сочетается сдвигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки), это способствуетснятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят на занятии, но и встают,ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках: вцентре, за столами, на полу, в любимом уголке и т. д. Образовательнаясовместная деятельность с детьми сочетается с разнообразной двигательнойактивностью: пантомимы, психогимнастики, имитационные игры, минуткидвигательного творчества, подвижные игры, игры с мячом, веревочкой,телесно-ориентированные игры, что способствует снятию физического,эмоционального напряжения, психологических барьеров, стимулирует двигательную,коммуникативную и игровую инициативу.
-Ориентация на индивидуальные открытия.Дети работают не на педагога, а на свое индивидуальное развитие. Онистановятся активными соучастниками любой совместной детской деятельности,показывают свои возможности и раскрывают свои способности.
-Ориентация на сверстников, договорная основадеятельности (учатся вести диалог). Основная культивируемая в устаревшей иизжившей себя педагогике форма совместного поведения — это поведение в диадеребенок — воспитатель. Например, воспитатель дал инструкцию — ребенок выполнилее более или менее успешно; у ребенка возникли трудности — воспитательпомог; ребенок огорчен чем-то, скучает по дому — воспитатель приласкал его,отвлек, утешил. Дружеские связи детей, их склонность играть и действовать вместе,конечно, тоже оцениваются положительно, но они обычно не являются предметомцеленаправленного воспитания. Таким образом, возникает разобщенность детей.Каждый из них смотрит на воспитателя, как на главный источник поощрения ипорицания, приспосабливается к его требованиям в меру своих (и его)особенностей, а приятельские отношения со сверстниками воспринимает какнечто, неважное, как второстепенное обстоятельство жизни группы, детского сада.Социо-игровые подходы основываются на формировании и использовании детьми ипедагогами умения свободно и с интересом обсуждать разные вопросы, уменияследить за ходом общего разговора и дела, умения оказывать друг другу помощь ипринимать ее, когда это нужно. Ребенку вместе со своими ровесниками добыватьзнания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают длясебя новые знания, только кто-то больше, кто-то меньше.
-Преодоление трудностей. У детей не вызываетинтереса то, что просто, а что трудно – то интересно. Смена темпа и ритмаделает занятия более интересными и продуктивными, подчеркивает ритмичностьработы детей, обеспечивая деловой фон совместной деятельности. Меняя темп иритм, педагог помогает детям осваивать ограничение во времени (с помощьюпесочных и обычных часов — «живого хранителя времени», музыкально-звуковыхсигналов). Проведение занятий разного рода должно подчеркивать ритмичностьработы детей, их слаженность во время занятий. Это должно стать деловым фономдля всех ребят. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет своеначало и конец, и требует определенной сосредоточенности.
-Интеграция всех видов деятельности,что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно. Это дает положительныйрезультат в области коммуникации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивноразвивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционнымобучением, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому,социальному, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме.
Данные принципы особо актуальны в условиях действия Государственногообразовательного стандарта дошкольного образования.
Реализациясоцио-игровых технологий обеспечивает интеграцию всех видов деятельности иобразовательных областей, стимулирует проявление детской инициативы иобеспечивает свободу самостоятельного детского выбора, что становится надежнойпредпосылкой успешной социализации детей на следующих ступенях образования ижизни.
Авторы социо-игровой технологии выделяют группы игровых заданий:
1.Игры-задания для рабочего настроя. Главная задача игр – пробудить интерес детейдруг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга,обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела.
2.Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которыхвыстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом.Данные игры могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебногоматериала;
3.Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающейазартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизмдеятельного и психологически эффективного отдыха.
4.Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которыхподразумевает художественно-исполнительский результат действия.
5.Игры вольные (на воле), выполнение которых требует простора и свободыпередвижения, т.е. их не всегда можно выполнять в групповой комнате.
ЭТАПЫСОЦИО-ИГРОВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ:
-на первом этапе необходимо учить детей правилам общения, культуре общения (детиучатся договариваться, а значит, слушать и слышать партнера, развиваетсясобственная речь);
-на втором этапе общение является целью – ребенок на практике осознает, как емунадо организовать свое общение в микро-группе, чтобы выполнить учебную задачу;
-на третьем этапе общение – это педагогическое средство, то есть через общениепедагог обучает дошкольников.
III. Практическаячасть
· Упражнение «Моя сильная черта»(10 мин.)
Цель:помочь участникам раскрыть свои сильные стороны. Оказать психологическуюподдержку, актуализировать личностные ресурсы участников мастер-класса.
Ходупражнения. Каждый участник поочередно (по кругу)называет свои сильные черты характера, рассказывает о том, что любит, ценит,принимает в себе; о том, что дает ему чувство уверенности в себе, чувствовнутренней свободы. Нужно стараться говорить прямо и уверенно. Начинаетмастер-модератор.
Обсуждение.
Мастер-модератор:«С какими трудностями вы столкнулись во время определения своих сильных чертхарактера? Что нового узнали о своих коллегах?»
Комментариймастера-модератора: «Мы с вами находились в состоянии, когда человек начинаетраскрывать себя, проводит экспресс-самоанализ своих позитивных и значимых не толькодля него, но и для окружающих, черт характера. В этих поисках заложен большойпотенциал, потому что очень важно уметь оценивать себя по достоинству. Народнаямудрость гласит: «Как ты сам себя ценишь, так и люди будут ценить тебя». Носразу хочу обратить Ваше внимание на то, что никому не дано узнать свои силы доконца. Но каждому под силу определить собственный путь своего успешногоразвития. Это упражнение настроило нас на успешную практическую работу. Иназывается оно «Квик-настройка».
· Три основных компонента социо-игровойтехнологии: движение, работа в малых группах ивариативность. Чтобы определить их ценность, используем один из приемовсоцио-игровой технологии. Он называется «Волшебная палочка».
· Игровой прием «Волшебная палочка» (один изприемов создания микро-группы или команды).
Модераторпредлагает, передавая «волшебную палочку» любому из коллег, назвать самуюлюбимую игру из своего детства и кратко описать ее. Задание простое, несложное,но оно позволило создать общность людей (5-6 человек), которые в детстве любилииграть.
Теперьмодератор усложняет задание для этой группы педагогов (остальные наблюдают запроцессом): «Передавая «волшебную палочку», уточните, почему именно названнаявами игра была самой любимой для вас. Педагоги поясняют примерно так:
• «Классики»или «Классы» (собирались вместе с подругами) – то есть играли группой,придерживались созданных самими детьми правил, добивались определенных успехов.
• «Вышибалы»- (любили бегать)– то есть она была подвижная, азартная.
• «Прятки»– в прятках у нас всегда есть лидер, водящий, который постоянно менялся, есликого-то находил (нравился момент, когда кого-то находили, нравилось проявлятьуспех). Происходит также смена мизансцен, потому что в «Прятки» можно игратьповсюду (дома, во дворе, в детском саду, школе…)
• «Казаки– разбойники» – играли в команде, подчинялись общим правилам, строгопридерживались их, выбирали атамана – лидера, которому подчинялись и которыйнес ответственность за членов своей команды.
• «Школамяча» — играли группой, выполняя разные вариативные упражнения с мячом(проявляли фантазию, выдумывая разные варианты игры); нравилось лидировать,проявлять успешность. Постоянно происходила смена лидеров. Играть можно былогде угодно (смена мизансцен), где разрешалось играть с мячом.
Модераторобращает внимание на то, что сложное задание выполнять было интереснее. Даетвозможность педагогам, наблюдающим за коллегами со стороны, добавить своисуждения, применяя принципы социо-игровой технологии. Обращает внимание на то,что в созданной микро-группе все были «на равных», не определялся лидер, всевыполняли одинаковое для всех задание. Это один из вариантов социо-игрового подхода.
· Работа в микро-группах.
Игра«Буквы-загадки» из группы «Разминки-разрядки»
Цельигры: продолжать учить работать в команде; закрепитьзнания об уже знакомых буквах, их написании; формировать индивидуальные игрупповые способности проявлять творчество и фантазию при выборе приемовизображения знакомых букв.
Модератор:«Прежде чем мы начнем играть, хочу напомнить вам, что приемы деления на микро-группыили команды (компании) разнообразны: в основе деления может быть заложен любойзначимый для детей признак: внешность, любимое занятие, место проживания, частьобщей картинки, буква имени, цвет, личные симпатии, считалки. Дети могут самивыбрать прием деления на команды либо педагог предлагает свой вариант и выноситего на одобрение детей. Я предлагаю вам начать играть или как говорят авторы:«жить в малых группах», разделившись на три команды с помощью разрезныхкартинок» (три разные картинки разрезаны по количеству участников и перемешаны;по сигналу каждый выбирает себе фрагмент картинки и путем сравнения исопоставления собираются картинки целиком и, соответственно, собираютсякоманды).
Делениена микро-группы по 3-4 человека.
Модератор:«Для каждой группы я приготовила игровое задание пообучению грамоте. Задание для каждой группы-команды я сообщу выбранному вамикапитану. Приемы выбора капитана разнообразны: от жребия, голосования до игры«Пирамида». Эти приемы постоянно наполняют личную «копилочку» каждоготворческого педагога. Вы можете предложить свой вариант».
Послетого как выбрали капитанов, каждый из них получает задание отпедагога-модератора. Перед детьми, выбранными на роль капитанов, стоит важная иответственная задача правильно донести до членов своей команды порученноезадание, ничего не упустить. От этого зависит качество выполнения. Педагогобязательно должен проследить за тем, чтобы задания были правильно понятычленами команд. Модератор напоминает, что капитаны расходятся к своим командамодновременно по сигналу. Важное условие выполнения любого задания – это темп иритм. Договариваются о времени, которое потребуется для выполнения задания и осигнале, по которому капитаны начнут действовать, а также об условном сигналекоманды об окончании выполнения задания (например, все члены командыодновременно встают или поднимают руку; звуковые сигналы не приветствуются,чтоб не отвлекать тех, кто еще не закончил).
Заданиедля группы 1: «Буква по воздуху». Выбрать ведущего. Он,стоя спиной к группе сверстников, пишет по воздуху рукой крупную букву. Всеотгадывают ее. При этом отгадывающие повторяют движения ведущего. Заданиеусложняется. Буквы надо написать по воздуху разными частями тела (плечом, локтем,головой, коленкой, стопой).
Заданиедля группы 2: «Буква в хороводе». Выбрать ведущего.Группа берется за руки и своим хороводом-змейкой, вьющейся за ведущим,прописывает букву, которую он загадал. Участники хоровода отгадывают ее.
Заданиедля группы 3: «Строим буквы». Группа договариваетсямежду собой, какую букву будут «строить» из себя, с помощью своих тел. Затем«строят» какую-то букву, как застывшую живую пирамиду, а все остальные отгадываютее.
После того, как каждая команда выполнила свое задание и заявила об этом,педагог-модератор напоминает, что работа может идти как внутри группы, так имежду группами. И предлагает оценить выполнение заданий своих коллег. Так идети оценивают выполнение задания своих сверстников, находясь в роли «судей».Договариваются о том, кто первый будет демонстрировать выполнение своегозадания (приемы разные: начинаем с команды, которая закончила выполнение раньшедругих; с тех, кто слева от окна или с тех, у кого количество членов команды наединицу больше 3-х и т.п.). После демонстрации нужно оценить качествовыполнения задания. Договариваются об условной оценке, например: «отлично» -понять руку и показать 5 пальцев; «бурные апплодисменты» или поднятый вверхбольшой палец и т.д. Таким образом формируются и накапливаются игровые правилагруппы.
Модератор уточняет у участников, на каком этапе можно использовать такиеигровые задания (правильный ответ: на третьем этапе, когда общение являетсяпедагогическим средством обучения дошкольников).
Затем предлагает участникам стать в общий круг, раскладывает 3 обруча надостаточном расстоянии друг от друга и проводит подвижную игру «Займиобруч» из группы игр «Игры вольные», выполнение которых требуетпростора и свободы передвижения. (По желанию участников игру можно повторить2-3 раза, используя музыкальное сопровождение). Это еще один игровой приемделения на микро-группы.
Цельигры: повысить двигательную и эмоциональнуюактивность; разделиться на 3 микро-группы для выполнения игровых обучающихзаданий внутри групп.
Игра«Животные» из группы игр «Игры для творческого самоутверждения
Цельигры: продолжать формировать умение работать в команде,подчиняясь оговоренным правилам и способам действия; овладеватьэлементами актерского искусства; проявлять лидерские качества (веру в своиспособности, смелость, наблюдательность, желание быть лучшим)
Делениена микро-группы по 3-4 человека (с помощью игры «Займи обруч»). Каждой группе,оказавшейся в обруче, дается игровое задание. Капитан не выбирается.
Передего выполнением предлагается взять стульчик и присесть перед обручем (детипросто садятся вокруг обруча).
Модератор:«Предлагаю вам выбрать картинку животного. Не показывая ее, изобразить этоживотное так, чтобы все сразу его узнали».
Заданиедля группы 1: «Дикие животные». Участники по очереди(договариваются между собой кто за кем) обыгрывают своего лесногообитателя, не называя его. Остальные члены команды стараются угадатьпредставленного зверя. Правило: не использовать звукоподражание голосуживотного.
Заданиедля группы 2: «Птицы». Участники по очереди (подоговоренности) обыгрывают выбранное ими изображение птицы, не называя ее.Остальные члены команды стараются угадать. Правило: не использоватьзвукоподражание голосу птицы.
Заданиедля группы 3: «Домашние животные». Участники поочереди обыгрывают выбранную каждым картинку с домашним животным, не называяего. Остальные члены команды стараются угадать его. Правило: не использоватьзвукоподражание голосу животного.
Послевыполнения задания внутри группы, все участники, как зрители оцениваютвыполнение задания. Договариваются, каким образом (чья команда заслужила болеебурные аплодисменты, та и победила)
Модератор:Какие трудности испытывали члены команды, выполняяправило: «Не использовать звукоподражания!»? Какие усложнения можнопридумать к игре «Животные»? (например, изобразить животных не по картинке, апо собственному выбору и при этом соблюдать правило «не повторяться!» илиизобразить поведение животных по отношению друг к другу, вообразив их встречу иприблизив к естественной среде обитания).
В заключение практической части мастер-класса модератор предлагает игру«Мост дружбы»
Цель: развитие эмпатии междуучастниками, преодоление нерешительности, скованности,застенчивости.
Ход: Модератор делит участников на «солнышко» и «лучик»(«солнышкам» сразу выдает мячик), предлагает объединиться в пары «Солнышко –лучик» («солнышко» находит свой «лучик» и передает ему мячик), показывает участникамна мячик и говорит: «Это мост дружбы. Давайте попробуем удержать «мост»лбами. Только настоящая дружба поможет нам это сделать. При этом будем говоритьдруг другу что-нибудь приятное. Нужно постараться удержать «мост дружбы» покане закончится знакомая вам всем песенка о дружбе» (соблюдение темпа и ритма).
Усложнение: игру можнопроводить в виде соревнований, выигрывает та пара, которая продержаласьдольше других. Можно использовать секундомер или звуковой сигнал.
IV.Заключительная часть
· Памятки – советы педагогам (от авторовтехнологии):
1 СОВЕТ:
Быть готовым к собственным промахам.
Какое бы предложение сыграть,показать, вспомнить, придумать или выполнить — ни высказал воспитатель, ондолжен исходить из реальных возможностей данной группы. Но возможности этивыясняются не сразу, поэтому ему нужно быть готовым к своим возможным промахам,так как не всегда предстоящая деятельность может быть успешной.
Все препятствия, встречающиеся всоцио-игровой работе, воспитателю следует рассматривать как содержаниеобразовательной деятельности, видя в ней сущность своих задач, а в ихпреодолении — сущность развития и всей группы, и самого ребёнка.
2СОВЕТ:
Не разжевывать смысл задания.
Часто дети говорят, что неначинают выполнять задание, потому что ничего «не поняли». Но это совсем неозначает необходимости «разжевывать» задания так, чтобы уж ничего не оставалосьотгадать, сообразить, понять самому ребёнку.
В социо-игровых заданиях долясамостоятельности исполнителя раз от раза обязательно должна расти. Тогда детимогут почувствовать: «не понял» — это, наверное, просто поосторожничал,«поленился» или подумать, или попробовать. И если они увидят, как кто-то из нихпробует, и поймут, что в этом нет ничего страшного, то число сославшихся на «непонял» будет уменьшаться.
Иногда воспитательница должна ипояснять (повторять) задание, если она почувствовала, что предыдущееразъяснение оказалось непонятным по существу, точнее по ее собственной вине, ане из-за невнимания или пассивности обучаемых детей.
3СОВЕТ:
Обращать внимание на интересные неожиданности.
Если задание выполняется детьминеверно из-за того, что оно было неверно понято, необходимо обратить своевнимание на все неожиданное и интересное в выполнении неверно понятого задания.Иногда оно оказывается более интересным и полезным, чем «верный» вариант, запланированныйвоспитателем.
Важнее включить в работу активность,даже неточно направленную, чем заглушать ее страхом ошибки или закреплять удетей установку: сначала вы мне расскажите, как и что нужно делать, а уж потом сделаете,если я буду уверена, что у вас получится. При этом союз детей и воспитателяраспадается на лидерство взрослого и иждивенчество ребёнка. В результатеравноправие исчезнет, игра умрёт. Останется один труд, радость от которогосводится к ожиданию — «когда же тётя меня похвалит».
4СОВЕТ:
Видеть в детских отказах ценные подсказки.
Самая«страшная» неприятность — отказ некоторых детей от участия в предложенной игре(задании, упражнении) — снимается предварительной готовностью воспитателяпреодолеть этот отказ специальным набором таких упражнений, которые позволятотказывающимся найти в себе уверенность для участия в общей работе.
Столкновение с детским отказомперестает быть «страшным», если воспринимать его как своевременную подсказку,подаренную ребёнком.
5СОВЕТ:
Умейте порадоваться шуму.
Часто у воспитателей возникает недовольство лишним, казалось бы,посторонним шумом, естественным при повышении активности обучаемых детей.
Необходимо быть внимательным кпроисходящему (то есть, замечая и видя конкретных детей, давать себе отчет:«вреден» ли тот шум, что возник на местах. А это далеко не всегда так! Чаще всего «шум» происходит от стихийно возникших деловых«репетиций». И поэтому нужно радоваться тому, что задание вызывает у детейжелание работать.
· Подведение итогов проведения мастер-класса:
Мастер-модератор:«Итак, социо-игровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении сосверстниками. Сегодня человеку для активного участия в жизни общества,реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческуюактивность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности,непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Поэтому для воспитания сегодня какникогда актуально «лучшее правило политики – не слишком управлять…» — т.е. чемменьше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни.Соответствовать данному утверждению помогает современная педагогическая технология«Социо-игровая педагогика», представленная Е. Шулешко, А. Ершовой и В.Букатовым.
Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как насубъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности.Сущность социо-игрового стиля работы его основатели Е. Ершова, В. Букатовопределили такой формулировкой: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда ихучастникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, врезультате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, итренировки».
И еще одно: вы, вероятно заметили, что я постоянно старалась вместе с вамивступать в игру, поменьше вами управлять. Несколько из проведенных с вами игр иигровых приемов были успешно придуманы мною, а не авторами технологии. Такимобразом, мы можем пополнить сборник уже знакомых игр и проявить свойпрофессионализм и мастерство.
· Рефлексия.
Каждомуучастнику модератор предлагает оценить положительные стороны мастер-класса и профессиональныеспособности мастера-модератора по пяти бальной системе. Для этого каждыйполучает вырезанное из бумаги изображение руки с пятью пальцами. На каждомпальце участник записывает то, что его впечатлило. Заполняет такое количество«пальчиков», на сколько оценивает проведение мастер-класса. На ладошке можнонаписать вопросы, которые возникли в процессе проведения мастер-класса.
Литературныеисточники:
1.Букатов В.М., ЕршоваА.П.. Карманная энциклопедия социо-игровых приемовобучения дошкольников. – СПб: Образовательные проекты, 2010.
2.Букатов В.М., Ершова А.П., Шулешко Е.Е. Возвращение к таланту. —
Красноярск,АКМЭ, Учебное пособие. 1999.
3. Букатов В.М.,Ершова А.П., Шулешко Е.Е. Социо-игровые подходы к педагогике. – М.: Просвещение,2011.
4. Хабарова Т.В.Педагогические технологии в дошкольном образовании.
— СПб; ООО«Идательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011