X-PDF

Мастер-класс: Формирование функциональной грамотности на уроках математики с применением компетентностно-ориентированных заданий

Поделиться статьей

Формирование функциональной грамотности на урокахматематики с применением компетентностно ориентированных заданий

Сейчас в сфере образования функциональнаяграмотность становится одним из главных направлений работы учителя.

Учитель нацелен на то, чтобы подготовить функциональнограмотную личность – человека, ориентирующегося в мире идействующего в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями иинтересами, т.е. ученика, который приобретает в школе не «знания длязнаний», а «знания для жизни». Школа должна готовитьсвоих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как «мобильность,динамизм, конструктивность, инициативность, умение самостоятельно приниматьрешения»

Рассмотримформирование ФГ на уроках математики

Дети, которыеучатся сейчас в школе, будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до2060 года. Каким будет мир в середине XXI века, трудно себе представить. Мыдолжны научить детей ориентироваться в непростом мире, выполняя практические,жизненные задачи.

Изменитьорганизацию урока математики позволяют КОЗ (компетентностно-ориентированныезадания)

Признакикомпетентностно-ориентированной задания:

-имитацияжизненной ситуации;

-обучающийхарактер, адаптация к возрастному уровню учащихся;

-выходза рамки одной образовательной области;

-наличиезаметно большего, по сравнению с обычными учебными задачами, набора данных,среди которых могут быть и лишнее;

-частьнеобходимых данных отсутствует;

-предполагается,что учащиеся должны самостоятельно найти их в справочной литературе.

Отличительные признакикомпетентностно-ориентированных заданий

-деятельностнаясоставляющая;

-предметныеумения;

-уменияработать с информацией;

-исследовательскиеумения. 

Приразработке КОЗ следует учитывать: Структуру КОЗ

·        стимул (погружает в контекстзадания и мотивирует на его выполнение);

·        задачную формулировку (точноуказывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания);

·        источник информации(содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося повыполнению задания); 

·        бланк для выполнения задания (формадля фиксации ответа,  задает структуру предъявления учащимся результата своейдеятельности по выполнению задания); 

·        инструмент проверки (аналитическаяшкала, модельный ответ, ключ, бланк наблюдения).

Еслииспользовать такую структуру задания в работе на уроках математики, тополучается слаженный механизм по формированию ФГ      

Предлагаю вашему вниманию КОЗ:

Математика. 4 класс.

«Задачи на нахождение цены, количества,стоимости».

КОЗ —  разрешение проблемы.

Стимул:Вы хотите приготовить салат «Оливье» и вам надо купить необходимые ингредиенты.Перед вами товары с прилавка магазина. Рядом указана их цена. Мама дала 500рублей и отправила в магазин.

Задачная формулировка:Заполни таблицу и подсчитай, хватит ли тебе денег, чтобы купить эти продукты:баночку горошка, десяток яиц, 2кг картофеля, банку солёных огурцов, полкилограмма лука, 250г майонеза.

 Источник информации:справка

Наименование продукта

Количество продукта

Цена

горошек 

1банка

65руб

картофель 

1кг

40руб

лук 

1кг

50руб

майонез  

250г

60руб

яйца 

1десяток

65руб

солёные огурцы 

1банка

90руб

Бланк для выполнения задания:

Наименование продукта

Цена

Количество

Стоимость

горошек

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
61.13%
НЕТ
38.87%
Проголосовало: 1518

 

картофель

 

 

 

лук

 

 

 

майонез

 

 

 

яйца

 

 

 

огурцы

 

 

 

Общая стоимость: __________________

Ответ:______________________________________________________

Инструмент проверки:

Бланк проверки

Критерии оценивания

Правильные ответы

Мои ответы

1

Таблица заполнена верно

3балла

 

2

Верно подсчитана общая стоимость покупки

1балл

 

3

Дан правильный ответ на главный вопрос

1балл

 

 

Всего

5 баллов

 

 

КОзадания можно применять на разных уроках: изучение нового материала,закрепление пройденного, уроки-проекты и т.д

Т.к.

КОЗочень разнообразны:

задания,в которых имеются лишние данные;

заданияс противоречивыми данными;

задания,в которых данных недостаточно для решения;

многовариантныезадания (имеют несколько вариантов решения);

комплексныезадания и др.

Такиезадания-задачи лучше всего дети выполняют в парах или работая в группах.

КОЗ приучаютшкольника критически относиться к формулировке задачи, позволяют моделироватьжизненные ситуации, требуют внимания и логических рассуждений.

Вывод

Использование компетентностно — ориентированных заданий позволяетактивизировать самостоятельную учебную деятельность школьника, изменив характерего работы, позицию и характер деятельности учителя. Для учителей данный тип заданий способствует повышению профессионального мастерства, делает урокразнообразным. Учитель выполняет функцииорганизатора деятельности, консультанта, тьютора, сопровождающегосамостоятельную деятельность учащегося по формированию и развитию ключевыхкомпетентностей. Выполнение подобных заданий способствует не только болееглубокому осмыслению программного материала, но и даёт возможность расширитьрамки учебной программы, что стимулирует самообразование и саморазвитиеучащихся. 

         Результативное выполнение заданий позволит выпускникууспешно реализовать себя в условиях современной экономики, где востребованнымии успешными становятся люди, способные мыслить и действовать самостоятельно.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.13%
НЕТ
38.87%
Проголосовало: 1518

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.13% НЕТ 38.87% Проголосовало: 1518


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.13% НЕТ 38.87% Проголосовало: 1518


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.13% НЕТ 38.87% Проголосовало: 1518


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.13% НЕТ 38.87% Проголосовало: 1518


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.13% НЕТ 38.87% Проголосовало: 1518


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет