Формирование функциональной грамотности на урокахматематики с применением компетентностно ориентированных заданий
Сейчас в сфере образования функциональнаяграмотность становится одним из главных направлений работы учителя.
Учитель нацелен на то, чтобы подготовить функциональнограмотную личность – человека, ориентирующегося в мире идействующего в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями иинтересами, т.е. ученика, который приобретает в школе не «знания длязнаний», а «знания для жизни». Школа должна готовитьсвоих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как «мобильность,динамизм, конструктивность, инициативность, умение самостоятельно приниматьрешения»
Рассмотримформирование ФГ на уроках математики
Дети, которыеучатся сейчас в школе, будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до2060 года. Каким будет мир в середине XXI века, трудно себе представить. Мыдолжны научить детей ориентироваться в непростом мире, выполняя практические,жизненные задачи.
Изменитьорганизацию урока математики позволяют КОЗ (компетентностно-ориентированныезадания)
Признакикомпетентностно-ориентированной задания:
-имитацияжизненной ситуации;
-обучающийхарактер, адаптация к возрастному уровню учащихся;
-выходза рамки одной образовательной области;
-наличиезаметно большего, по сравнению с обычными учебными задачами, набора данных,среди которых могут быть и лишнее;
-частьнеобходимых данных отсутствует;
-предполагается,что учащиеся должны самостоятельно найти их в справочной литературе.
Отличительные признакикомпетентностно-ориентированных заданий
-деятельностнаясоставляющая;
-предметныеумения;
-уменияработать с информацией;
-исследовательскиеумения.
Приразработке КОЗ следует учитывать: Структуру КОЗ
· стимул (погружает в контекстзадания и мотивирует на его выполнение);
· задачную формулировку (точноуказывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания);
· источник информации(содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося повыполнению задания);
· бланк для выполнения задания (формадля фиксации ответа, задает структуру предъявления учащимся результата своейдеятельности по выполнению задания);
· инструмент проверки (аналитическаяшкала, модельный ответ, ключ, бланк наблюдения).
Еслииспользовать такую структуру задания в работе на уроках математики, тополучается слаженный механизм по формированию ФГ
Предлагаю вашему вниманию КОЗ:
Математика. 4 класс.
«Задачи на нахождение цены, количества,стоимости».
КОЗ — разрешение проблемы.
Стимул:Вы хотите приготовить салат «Оливье» и вам надо купить необходимые ингредиенты.Перед вами товары с прилавка магазина. Рядом указана их цена. Мама дала 500рублей и отправила в магазин.
Задачная формулировка:Заполни таблицу и подсчитай, хватит ли тебе денег, чтобы купить эти продукты:баночку горошка, десяток яиц, 2кг картофеля, банку солёных огурцов, полкилограмма лука, 250г майонеза.
Источник информации:справка
Наименование продукта |
Количество продукта |
Цена |
горошек |
1банка |
65руб |
картофель |
1кг |
40руб |
лук |
1кг |
50руб |
майонез |
250г |
60руб |
яйца |
1десяток |
65руб |
солёные огурцы |
1банка |
90руб |
Бланк для выполнения задания:
Наименование продукта |
Цена |
Количество |
Стоимость |
горошек |
|
Представленная информация была полезной? ДА 61.13% НЕТ 38.87% Проголосовало: 1518 |
|
картофель |
|
|
|
лук |
|
|
|
майонез |
|
|
|
яйца |
|
|
|
огурцы |
|
|
|
Общая стоимость: __________________
Ответ:______________________________________________________
Инструмент проверки:
Бланк проверки
№ |
Критерии оценивания |
Правильные ответы |
Мои ответы |
1 |
Таблица заполнена верно |
3балла |
|
2 |
Верно подсчитана общая стоимость покупки |
1балл |
|
3 |
Дан правильный ответ на главный вопрос |
1балл |
|
|
Всего |
5 баллов |
|
КОзадания можно применять на разных уроках: изучение нового материала,закрепление пройденного, уроки-проекты и т.д
Т.к.
КОЗочень разнообразны:
задания,в которых имеются лишние данные;
заданияс противоречивыми данными;
задания,в которых данных недостаточно для решения;
многовариантныезадания (имеют несколько вариантов решения);
комплексныезадания и др.
Такиезадания-задачи лучше всего дети выполняют в парах или работая в группах.
КОЗ приучаютшкольника критически относиться к формулировке задачи, позволяют моделироватьжизненные ситуации, требуют внимания и логических рассуждений.
Вывод
Использование компетентностно — ориентированных заданий позволяетактивизировать самостоятельную учебную деятельность школьника, изменив характерего работы, позицию и характер деятельности учителя. Для учителей данный тип заданий способствует повышению профессионального мастерства, делает урокразнообразным. Учитель выполняет функцииорганизатора деятельности, консультанта, тьютора, сопровождающегосамостоятельную деятельность учащегося по формированию и развитию ключевыхкомпетентностей. Выполнение подобных заданий способствует не только болееглубокому осмыслению программного материала, но и даёт возможность расширитьрамки учебной программы, что стимулирует самообразование и саморазвитиеучащихся.
Результативное выполнение заданий позволит выпускникууспешно реализовать себя в условиях современной экономики, где востребованнымии успешными становятся люди, способные мыслить и действовать самостоятельно.
