МБОУ«СОШ № 2» городского округа Судак
Мастер-класск уроку литературы в 9 классе.
Тема:«Я к вам пишу…»
(пороману в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).
Разработала и провела: учительрусского языка и литературы Васильева Оксана Александровна.
Цель урока:формирование способности выявлять в художественном тексте образы, темы ипроблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированныхвысказываниях.
Задачи урока:
создать условиядля мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
отрабатыватьумения сравнительного анализа, характеристик и жизненных путей главных героев;
организовыватьучебное взаимодействие учебное взаимодействие на основе анализа текста иличного опыта;
воспитыватьинтерес к великому литературному наследию России;
развивать навыкиэффективного общения с образовательной целью.
Планируемыерезультаты: универсальные учебные действия:
— личностные: позитивнаясамооценка, готовность открыто говорить о своих чувствах, выражать и отстаиватьсвою позицию; готовность и способность к реализации творческого потенциала;формирование компетентности умения учиться, ценностно-смысловых ориентаций;
— коммуникативные: сознательнаяориентация на позицию других людей, компетенции эффективного общения;
— познавательные и предметные: способностьсвободно общаться, владение методами, способами познания, уменияориентироваться в тексте, интерпретировать ситуацию, ясно, логично выражатьсвою точку зрения, выбирать метод решения поставленной задачи.
регулятивные: самооценивание,саморегуляция.
Перечень оборудования куроку: мультимедийный проектор, иллюстрации, атрибуты (надписи, конверты списьмами, пазлы, «разбитые» сердца) портрет А.С. Пушкина, письма Татьяны иОнегина.
Письмо Онегина Татьяне. ОтветОнегина Татьяне.
(из этих иллюстраций сделать пазлы)
Ход мастер-класса.
Вступительное слово:
Вашему вниманию сжатый мастер-класскруглого стола-дискуссии по теме «Я к вам пишу…» (по роману встихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).
Мотивация:
Это произведение мы изучаем в 9 классе.Надеюсь, что вы также помните его, потому что это классика не только русскойлитературы, но и мировой.
Организация групп:
Мы с вами разделились на две группы. Этогруппа «Представители Татьяны Лариной» и группа «Представители ЕвгенияОнегина».
Проблемным вопросом дискуссии являетсявопрос «Были ли жестоки герои по отношению друг к другу?».
— А сначала сложите все ваши руки насередину стола ладошка на ладошку. Отлично. А теперь хоромскажем: «Мы – команда», чтобы почувствовать, что в единстве – сила. Три-четыре«Мы — команда». (говорят).
Работа в группах:
— Сколько писем в текстепредставлено на суд читателя? (Два).
— Правильно: два. Это письмо Татьяны кОнегину и письмо Онегина к Татьяне.
— Ну, что ж. «Я к вам пишу». В ваши группыпришли первые письма. (передать в группы конверты с письмами).
— Распечатывайте. И выполним первоезадание: прочитайте письма по цепочке (в текстах писемсделать разделительные пометки для прочтения по цепочке). Первое письмо:письмо Татьяны. Потом: Онегина.
— Мы с вами вспомнили содержание. Кактрогательно и проникновенно.
— А какие ответы дали адресаты писем ихавторам? (отказали, в следствии чего осталась неразделенная любовь).
— Обратите внимание: у нас на доске дваразбитых сердца, которые символизируют неразделенную любовь. (прикрепитьнадпись «неразделенная любовь»).
— Следующее задание: соберитепазлы.
— Какие картинки у вас получились? (ОтветОнегина в саду на письмо Татьяны; ответ Татьяны на письмо Онегина).
(после прикрепить картинки на доску рядомс «разбитыми» сердцами).
— (смотрим на доску) Вот и получилось у насв итоге два разбитых сердца: разбитое сердце Татьяны и разбитое сердце Онегина.
— Какими мы видим адресатов писем? Чтоменяется? Что говорит об этом? (лидирующая позиция).
Дискуссия:
— Предлагаю ответить наспорные вопросы. Для «Представителей Онегина» : как Вы считаете: Онегин своимотказом Татьяне поступил жестоко или справедливо?
— Для «Представителей Татьяны»: как Высчитаете: Татьяна своим отказом Онегину поступила жестоко или справедливо?
(заполняют предварительно подготовленныебланки).