X-PDF

Мастер-класс на пед совете: «Формы работы по формированию классного коллектива»(2 кл)

Поделиться статьей

Учитель начальных  классов: Потапенко  Н. А.

Мастер-класс:

«Формы  работы по  формированию  классного  коллектива».

 

«Всякая, даже небольшая, радость,

стоящая перед коллективом впереди,

 делает его более крепким,

дружным, бодрым».

Макаренко  А. С.

        

                 Одной из главных задач учителя начальныхклассов является формирование сплоченного детского коллектива. Воспитание человекавозможно только в окружении людей. Только в обществе себе подобных он можетусвоить все знания и навыки, необходимые для жизни. Воспитание в коллективе длянего естественно. Оно дает человеку необходимый опыт общения и взаимодействия сокружающими.  Важно добиться того,чтобы между одноклассниками установились дружеские взаимоотношения, появилисьобщие цели, сложилось коллективное мышление. Это довольно сложная и кропотливаяработа, которая должна носить системный характер быть планомерной и ежедневной.Что  же  такое «коллектив»?

 

Слово «коллектив» происходитот латинского collido, что в переводе означает «объединяю», алатинское collektivus —собирательный. Таким образом, слово«коллектив» означает «собирательность», т. е. некоторая целостность, единство.

Детский коллектив – это  группа, сплоченная общими переживаниями, общимиинтересами, общей работой, общими взглядами, дружбой. 

Создать сплоченный детский коллектив – это значит:

организовать совместную общественно полезную деятельность воспитанников,наладить постоянное общение между ними, ведущее к образованию и развитию личныхотношений детей друг к другу.

-добиться воспитания коллективных традиций, закрепляющихнормы общественной морали и сознательной дисциплины в деятельности школьников ив их отношениях.

               Впсихологии коллектив рассматривается как высшая форма социальной организации,основанная на идейной общности и отношениях товарищеского сотрудничества ивзаимопомощи его членов. Коллектив развивается по определенным законам. Внезависимости от формы коллектива законы неизменны и практически каждый коллективпроходит определенные стадии. На каждой из стадий взаимоотношения внутри группыстроятся по-разному это – еще один из показателей прохождения стадий. 

Можно выделитьследующие стадии развития коллектива.

1 стадия: становление  коллектива.

2 стадия: усиление  влияния  актива.

3 стадия: расцвет  коллектива.

              Первая стадия (педагог как субъект управления) — становление коллектива.В это время коллектив выступает, прежде всего, как цель воспитательных усилийпедагога, стремящегося организационно оформленную группу превратить вколлектив, т. е. такую социально-психологическую общность, где отношенияучеников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями,задачами, ценностями. Организатор коллектива — педагог, от него исходят всетребования. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился изаработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общейдеятельности и общей организаций.

Навторой стадии усиливается влияние актива. Теперь уже актив не толькоподдерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива,руководствуясь своими понятиями о том, что приносит пользу, а что — ущербинтересам коллектива. Если активисты правильно понимают потребности коллектива,то они становятся надежными помощниками педагога. Работа с активом на этомэтапе требует пристального внимания педагога. Основная цель педагогов на этойстадии — максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач,ради которых этот коллектив создается.

Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. Ониотличаются рядом особых качеств, достигнутых на предыдущих этапах развития.

Формы  работы  при    формировании  классного коллектива:

     Игра

     Тренинг

     Экскурсия

     Классный  час

Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

     Арт-терапия

     Сказкотерапия

     Коллективные творческие дела

Лидерство — степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу в целомв направлении осуществления групповых задач.

Детский коллектив: существуют такие виды детских коллективов как: отряд в лагере, двор,класс — как самая устойчивая группа.

·        Структура личных взаимоотношений между детьми вклассе — это реально сложившаяся, нигде официально не зафиксированная система.Но наряду с ней в каждом коллективе есть и своя организационная структура — вклассе это органы ученического самоуправления, староста и т.д.

·        В первый круг желаемого общения ребенка входят теодноклассники, которые являются для него объектом устойчивого выбора, — те, ккому он испытывает постоянную симпатию, эмоциональное тяготение. Если среди нихесть те, кто в свою очередь, симпатизирует данному школьнику, тогда ихобъединяет взаимная связь.

·        У некоторых учеников вообще может не быть ни одноготоварища, к которому он испытывал бы устойчивую симпатию, т.е. первый кругжелаемого общения отсутствует.

Основнымифакторами формирования коллектива являются:

1) широкое применениегрупповых и коллективных форм организации совместной деятельности, созданиесистемы функциональной, материальной, информационной, организационной,управленческой взаимосвязанности и взаимо-зависимости членов коллектива;

2) обеспечениекомпетентного руководства и положительного личного примера руководителя;

3) целенаправленноеформирование самосознания коллектива, ориентация его на самосовершенствование ипревращение в субъект управления и воспитания.

Признакамисформированного коллектива :

·        Постоянная  готовность воспитанников к действию;

·        организация действенной работы органовсамоуправления;

·        ощущениесобственного достоинства, вытекающее из представления о ценности своегоколлектива, гордости за него;

·         дружескоеединение его членов;

·         ощущениезащищенности каждого члена коллектива;

·        активность,проявляющуюся в готовности к упорядоченному, деловому действию;

·         привычка  к торможению, сдержанности в эмоциях и словах.

                     Сплочениеколлектива реализуется через ученическое самоуправление. В органысамоуправления должен быть внесён и классный руководитель, так как являетсячленом коллектива. Он также имеет свои обязанности, права, проявляет своюактивность, творчество. Развитие навыков самоуправления может осуществлятьсячерез систему чередования творческих поручений, которые согласуются с основнымивидами воспитательной деятельности. С первых дней учёбы все ребята 1г класса  получили общественные поручения. Считаю, что каждый ученик долженучиться руководить и подчиняться, поэтому   каждую  четверть  производится  сменаобщественных поручений, опираясь на желания и возможности детей.

Среди задач в работе с классом, направленных наформирование коллектива выделяю следующие:

·        укрепление классногосодружества, главными ценностями которого являются дружба и взаимопомощь;

·        создание условий дляинтеллектуального, нравственного и культурного воспитания учащихся;

·        оказание помощи ребёнку враскрытии его индивидуальности;

·        создание атмосферы доверия,оказание помощи в преодолении чувства страха, неуверенности в себе.

                  Начиная или продолжая работу сдетским коллективом, классному руководителю всегда очень важно знать, какотносятся друг к другу все члены детского коллектива, значим ли для нихколлектив, в котором они находятся длительное время вместе, каковы основныеособенности взаимоотношений в классе.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет