Мастер-классна тему
«Приемыформирующего оценивания на уроках русского языка»
Цели изадачи мастер-класса
-продемонстрировать способы формирующего оценивания на уроках русского языка;
— создатьатмосферу сотрудничества для активного взаимодействия участников мастер-классамежду собой;
— организоватьрефлексию мастер-класса с целью определения его результативности
Ожидаемыйрезультат:Научатсяна практических примерах использованию формирующего оценивания на разных этапахурока.
Ход мастер-класса:
Вводноеслово: Здравствуйте, уважаемые коллеги!Добро пожаловать на мастер-класс«Техники формирующего оценивания на уроках русского языка».
Сегодняна уроке востребованным оказывается такой подход к оцениванию достиженийучащихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовалбы повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся. Одним изтаких подходов является формирующее оценивание.
Формирующееоценивание — это оценочная процедура,способствующая развитию обучающихся, с помощью которой педагог получает ианализирует информацию о результатах обучения учащихся для дальнейшей коррекциисвоей педагогической деятельности.
Целью формирующего оценивания является корректировка деятельностиучителя и учащихся в процессе обучения на основе промежуточных результатов,полученных в процессе обучения. Корректировка деятельности предполагаетпостановку задач учителем совместно с учащимися для улучшения результатовобучения.
Великий Л.Толстойговорил:
Чемлегче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.
Чем труднее учителю, тем легче ученику.
Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок
и соразмерять с силами ученика,
чем больше будет следить за ходом мысли ученика,
чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем лучше будет учиться ученик.
Лишьте, кто учатся, способны научиться и в этой связи для того, чтобы улучшить своеобучение, им необходимо реагировать на информацию, полученную в результатеобратной связи.
Ведьдействительно, по какой бы программе мы не работали и не обучали учащихся,обратная связь нужна всегда. Почему?
Наверное, потомучто обратная связь:
дляученика –это получение информации, помогающей осознать собственные достижения и пробелыв учении, и получить конкретные рекомендации для продвижения вперед;
дляучителя –это получение информации, помогающей осознать пробелы в обучении и внесенияизменений в свою деятельность (подбор новых методов, техник обучения, внесениеизменений в распределение времени урока и др.).
Формирующее оценивание является наиболее эффективным способомповысить образовательные достижения учащихся. Цель формирующего оценивания -мотивировать учащегося на планирование целей и путей достижения образовательныхрезультатов, то есть на дальнейшее обучение и развитие.
На сегодняшний день существует
Приведупримеры приемов технологии формирующего оценивания, которые можно применять науроках русского языка.
1.Сигналырукой. При изучении темы урока договариваемся сребятами о сигналах. Большой палец направлен вверх — я понимаю; направлен всторону — я не совсем разобрался, но попробую сам; помахать рукой — мне нужнапомощь. Посмотрев на сигналы, предлагаю высказаться обучающимся. Сначала тем,кто не совсем разобрался, затем тем, кто все понял. Данный прием помогаетвключить детей в контрольно-оценивающую деятельность.
2.Дляразвития навыков самостоятельности и совместной деятельности систематическииспользую Самооценивание и Взаимооценивание. Присамооценивании многие ребята объективно ставят себе отметки, конечно, бывало,что кто-то завышал или занижал себе оценку, тогда работы комментировались мною.Обучающиеся заранее знают критерии, по которым будет оцениваться работа, поэтомув процессе работы могут оценить уровень её выполнения и вовремяскорректировать.
3.Одноминутное эссе – это техника, которая используетсяучителем с целью предоставления учащимся обратной связи о том, что они узналипо теме. Для написания одноминутного эссе учитель может задать следующиевопросы:
Чтосамое главное ты узнал сегодня?
Какиевопросы остались для тебя непонятными?
Взависимости от обучающей среды и формата одноминутное эссе может бытьиспользовано по-разному: Во время урока: урок разбивается на несколько этапов,отслеживается поэтапное усвоение материала учащимися. В конце урока, чтобыпроинформировать учащихся о том, что они будут делать на следующем уроке.
4. «Вопросник» (подведениеитога)
Групповаяработа
Настол каждой группы кладутся карточки с вопросами:
«Чтонового вы сегодня узнали?»,
«Какаяинформация была наиболее интересной?»,
«Чтобыло трудным?»,
«Чтомешало работе и почему?»
5. Лист самооценки (заполняется в конце четверти, в концеизучения темы)
да нет
1.Регулярновыполнял(а) домашние задания
2.Понеобходимости консультировался(ась) с учителем
3.Улучшал(а)свои знания и исправлял(а) оценки
4.Регулярновел(а) записи в тетради
5.Знаю,как работать со справочной литературой
6.Умеюконспектировать тему
7.Умеюсамостоятельно находить материал по заданной теме
8.Делал(а)устное сообщение
9.Участвовал(а)в беседах по изучаемому материалу
10.Язадавал вопросы, если мне встречалось непонятное слово.
11.Ямогу рассказать о том, что я сегодня узнал на уроке.
6.«Индекскарточки»
(карточкас заданиями на обеих сторонах), например:
1- ясторона.
Перечислитеосновные правила изученной темы «Знаки препинания в сложносочинённомпредложении» и обобщите их в и виде схемы или таблицы (9 класс, русский язык)
2-я сторона.
Определитекакой материал вы не поняли в изученной теме «Знаки препинания всложносочинённом предложении» и сформулируйте вопросы.
Оцениваемыерезультаты: предметные
Ктопроводит оценивание: учитель, учащиеся (самооценка)
Цельпроведения: анализ трудностей, возникших у учащихся в результате изучения темы;выявление материала, необходимого для повторного объяснения , повторения,закрепления
7.«Двезвезды и желание»
Учительпредлагает ученикам проверить работы одноклассников и не оценить их работы, аопределить в них два положительных момента – «две звезды», кроме того,выделить один момент, который заслуживает доработки – «желание».
Данный видоценивания может проводиться в письменной или устной форме.
Оцениваемыерезультаты: предметные и метапредметные
Ктопроводит оценивание: учащиеся (взаимооценка)
Цельпроведения: анализ результатов проверки позволяет определить уровень владенияматериалом, выявить ошибки в понимании темы, способность учащихся обобщать
Итак,предлагаем вам выполнить задание:
1)Вставьтепропущенные буквы и расставьте знаки препинания в предложениях.
1. Окна во всех к_рпусах были ярко осв_щены и оттого на громадном дв_ре к_залось очень т_мно .
2. На улице ж_ра а ц_плятам хол_дно.
3. Вскорепосле восхода наб_жала туча и брызнул короткий дождь.
4. Уже совсем рас(сс)вело и народ сталподниматься когда я вернулся в св_ю к_мнату.
5. Шумит на дв_ре (не)погода но в доме до сих пор (не)спят.
8. «Речевыеобразцы»
Учительпериодически даёт учащимся речевые образцы (выражения, подсказки), помогающиестроить ответ.
Например,«Знаки препинания в сложносочинённом предложении». На доске или карточкенесколько предложений, учитель предлагает ответить на вопрос, используя речевойобразец – подсказку.
Назовите, к какомутипу относятся эти предложения.
Это предложение….(простое/сложное), потому что…(в его составе одна/две или более грамматических основ, оно представляет собой смысловое единство, оформленноеинтонационно).
Это предложение …(сложносочинённое/сложноподчинённое/бессоюзное), потому что…(это сложноепредложение с сочинительной/подчинительной/бессоюзной) связью между егочастями, части предложения связывают сочинительные/подчинительные союзы/союзныеслова /связаны только интонационно).
7.Одиниз полюбившихся детям приемов — Задания-ловушки (нарефлексию содержания учебного материала).
На уроках русского языка предлагаю обучающимся тексты, сизученными орфограммами, предварительно допустив ошибки в написании слов. Этотприем очень нравится ребятам, так как они комментируют, обсуждают работу,доказывают и чувствуют себя успешными.
Например. Лето стояло халодное и даждливое. Солнышко свитилоочень редко. В лису было холодно и сыро. В оврагах шумели ручьи. Резвыепушыстые белочки исчезли в сваих гнёздах. Густая мокрая лества и высокие травыскрывали птиц и насекомых. Скучным и неприятным был лес.
Данный приём даёт возможность оценить собственныйуспех, продумать пути преодоления учебных затруднений, приобретая навыки ипривычку к оценочной деятельности.
Завершая своё выступление ,хочется сказать
Формирующее оценивание помогаетобучающимся соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлятьконтроль своей деятельности, овладеть основами самоконтроля, самооценки иосуществлять самостоятельную деятельность.
Привлекая учащихсяк оцениванию, можно отметить следующие положительные моменты: в поступкахучащихся чувствуется умение предвидеть результаты их деятельности, некоторыеумеют прогнозировать последствия; осознанно воспринимают учебный материал,понимают границы своих знаний; повышается уровень ответственности за учебнуюдеятельность.
Подводяитог, стоит отметить, что процесс оценивания достаточно сложен, пока не всеполучается, но в рамках реализации ФГОС оценивание, действительно, становитсянеобходимым элементом обеспечения качества образования, поэтому формирующееоценивание на уроке должно быть естественным, систематичным, личностнонаправленным на обучающего.
