МАСТЕР–КЛАСС
дляпедагогов начальной школы по теме :
«Приёмыкоучинговой технологии в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ»
Подготовилапедагог – психолог 1 категории
МБОУ«Ильинская СОШ № 1»
СюремоваЛюбовь Леонидовна
Цель:знакомство педагогов с опытом применения элементов коуч – технологии вкоррекционной работе с детьми с ОВЗ
Задачи:
1. Познакомить с основными положениями коучинговойтехнологии
2. Показать основные приемы коуч – технологиив работе с детьми с ОВЗ
Всоответствии с кардинальным изменением парадигмы образования: от цели усвоениязнаний, умений и навыков к цели развития личности обучающегося, активноразрабатываются и внедряются в школьную практику инновационные технологииобразования. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)существенно меняют содержание и образовательные технологии, переводя их наинтерактивную и деятельностную основу. Актуальность применения инновационных технологийв педагогике обусловлена повышением требовательности к эффективности ирезультативности процесса обучения. Обновление образовательного процессапроисходит на основе инновационных технологий личностно-ориентированного иперсонифицированного обучения. Концепции современного образования максимальносоответствует коучинговый подход как эффективная, апробированная напрактике система развивающего взаимодействия учителя и ученика, а коучинговыенавыки органично встраиваются в профиль компетенций современного учителя.
Использованиекоуч – технологии помогает сделать процесс обучения для ученика болееосознанным и личностно – значимым.
Предлагаюсегодня поучаствовать в мастер – классе по использованию приемов и методовкоучинговой технологии в работе с детьми с ОВЗ (можно использовать и с обычнымидетьми).
Ясегодня буду в роли педагога — коуча и проведу для вас занятие с использованиемприемов и методов коуч – технологии по теме: «Коучинговые приемы в работепедагога начальной школы с детьми с ОВЗ»
Ключевыми установками и ценностямикоучингового занятия являются и включаются в любое учебное занятие:
1)Со всеми моими педагогами (учениками) все в порядке;
2)Каждый из вас способен сделать для себя в жизни наилучший выбор.
3)Изменения не только возможны, но и неизбежны. Дажеесли у вас убеждение, что ничего не получится, то я говорю, что изменения всёравно будут.
4)У каждого педагога (ученика) есть все ресурсы для того, чтобы достичьжелаемого;
5)Любое ваше намерение основано на позитивном стремлении для себя. Японимаю, что за каждым вашим намерением есть то позитивное намерение, котороевас привело сюда.
Впедагогичности установок не приходится сомневаться. Хороший педагогникогда не навешивает на детей ярлыки неисправимых, принимает всех, создаетновые возможности для выбора. Он верит в желание ребенка быть хорошим, в то,что он стремится к лучшему; главное – учитель сам уверен в собственнойспособности меняться к лучшему.
1. Позитивный настрой (созданиедоверительной атмосферы)
Чтобысоздать позитивную обстановку предлагаю выполнить простое упражнение.
Упражнение«Улыбка»
Инструкция
Поднимитесейчас руки те, кто сегодня перед выходом из дома смотрелся в зеркало (поднялируки). А теперь поднимите руки те, кто посмотрелся в зеркало и улыбнулся себе.Вижу, что не все. Ну что ж, кто не смог сделать это утром, улыбнемся сейчас всевместе. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь.
Теперья вижу вы готовы к работе!
2. Организационныймомент (вдохновение, настраивает педагогов нарабочий лад и доверительные отношения).
Уважаемыепедагоги, вы здесь уже все немного коучи, так как сама профессия педагога предполагаетсопровождение (направление) ученика по пути к успеху. Многиеприемы коучинга хорошо вам знакомы, вы используете их на уроках, во внеурочнойдеятельности, в процессе реализации проектов, организации ипроведения внеклассных мероприятий.
Разницалишь в том, что коуч не отвечает за результат, а всю ответственностьперекладывает на ученика. Понятно, что это больше подходит для взрослых, номы с вами посмотрим, как это можно использовать в начальной школе, а также сдетьми с ОВЗ.
Главнаязадача начальной школы – научить ученика учиться. Новые ФГОСыпредполагают развитие личности младшего школьника через формирование у негофункциональной грамотности в разных областях знаний. Это было бы невозможно,если бы мы не научили ребенка ставить цели деятельности, планировать результат,достигать этих целей разными способами и прогнозировать дальнейшуюдеятельность. Это очень важные личностные умения, которые позволяют достичьжелаемого результата. Чтобы процесс обучения стал приятным и осознанным нужнопросто учить ребёнка, а помогать ему максимально раскрыть свой потенциал.
Основная задача педагога — коуча– помогать обучаемым учиться активно и сознательно, поддерживать намерениесамостоятельно приобретать знания, способствовать тому, чтобы вы моглимаксимально использовать свой потенциал, развивать навыки, лучше выполнять своиучебные обязанности и в результате — достигать желаемых результатов.
(Увлекательноеначало, интересные фразы учителя педагога – коуча рождают интерес).
3. Какие ассоциации у вас возникают, когда выслышите слово «коучинг»?
(Использование приёма «Открытыйвопрос»)
Педагогидают определения «коучинг», исходя из имеющихся знаний о нём.
Приём«Шкалирование»
Атеперь оцените по шкале, насколько вы знаете о коучинге (на шкале от 1 до 10обозначают цветом первоначальные знания о коучинг — технологии)
Далеедаётся педагогом – коучем информация о технологии коучинга.
Терминология коучинга
В современноммире некоторые считают, что слово «коуч» – это новый термин, принадлежащийтолько нашей эпохе.
Это не совсемтак. Слово «коуч» родом из Венгрии.
В 16 столетииангличане заимствовали у венгерцев это слово. «Коуч» в 16 веке – это повозкаили карета.
В то времясчиталось, что смысл слова «коуч» в приспособлении, помогавшем быстропередвигаться и достигать цели. В 19 веке студенты английских учебных заведенийиспользовали это слово по аналогии со словом репетитор. К концу 19 века«коучами» стали называть спортивных тренеров.
В прошломстолетии (80-е годы 20 века) английские бизнесмены заимствовали для себя этоттермин и дословно на русский язык его можно перевести как «наставлять,подготавливать, тренировать».
Он распространёнво всех экономически развитых странах и особенно широко использован в сфереуправления человеческими ресурсами. Человеческие ресурсы в педагогике – этоученики и их родители.
В настоящее время коучинг переживает пик популярности.
Понятие коучинг
Что такое коучинг? Это учение, возникшее на стыке психологии,менеджмента, философии, логики и жизненного опыта.
Существует множество определений коучинга, я приведу наиболееизвестные:
Коучинг (англ. coaching — обучение,тренировки) – это…
— средство содействия,помощи другому человеку в поиске его собственных решений или его (ее)продвижения в любой сложной ситуации;
— искусство создания спомощью беседы и поведения, среды, которая облегчает движение человека кжелаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение;
— система реализациисовместного социального, личностного и творческого потенциала участниковпроцесса развития с целью получения максимально возможного эффективногорезультата.
-это процесс раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения егоэффективности.
-возрастающий процесс, в ходе которого человек узнает о собственныхвозможностях, составляющих его скрытый потенциал.
-процесс, помогающий человеку взглянуть на развитие его личности, на конкретныйэтап ее развития, то есть открыть человеку глаза на многие полезные ему вещи.
-процесс, позволяющий личности при использовании нужных методов и приемов,добиться самых высоких результатов.
-процесс, в котором человек, в него вовлеченный, получает большую радость отсвоих успехов и достижений.
Коучингпредлагает большие возможности для образования. В чем смысл коучинга? Вдвижении к цели, в полном раскрытии потенциала человека и команды.
Используякоучинг, люди достигают своих целей намного эффективнее и быстрее, формируютясность в выборе своего развития.
Припрофессиональной поддержке коуча человек самостоятельно формулирует цели,нарабатывает стратегии и осуществляет наиболее удачную из них.
Коучинг– это такой способ диалога (на равных), инновационная технология поддержки вобучении и индивидуально-личностном развитии обучающихся.
ВЫВОД:
Принципиальнаясущность коучинга в том, что коуч не учит, а помогает учиться. В чемотличие коучинга от других методов обучения? Какова роль КОУЧА?
3. Основная часть(предоставление возможности выбора методов и способов изучения)
Передвами рисунки лыжников.
Предлагаювам использовать прием «погружения в картинку». Каковы были бы вашидействия, если бы вы были психологом, тренером, консультантом, коучем.
Рис.1.Лыжники
Рис.2 Лыжники
Рис.3 Лыжники
Давайтеразберемся, какую они выполняют роль, рассмотрев таблицу.
Психолог |
Консультант |
Коуч |
Тренер |
Выяснит у клиента, что он чувствовал, когда в детстве падал с лыж в снег. |
Расскажет об истории лыжного вида спорта и видах лыж. |
Встанет на лыжи рядом с вами и просто спросит о том, куда Вы хотите доехать и каким образом. |
Покажет и научит, как правильно двигаться на лыжах и дышать. |
Чьяроль ближе вам как учителю?
ВЫВОД:
Оченьважно, чтобы и КОУЧ всегда был уверен в достижении своей цели. Тогда и егоклиент будет уверен в том, получит именно то, что ему нужно, узнает то, кпознанию чего стремиться, получит возможность научиться.
Еслимы хотим, чтобы ученик максимально раскрыл свои способности, то мы будемстараться ему помогать. Именноблагодаря коучингу ребенок может изменить отношение к учебной деятельности снегативной на позитивную. И в результате у негоможет повыситься учебная мотивация.
Вчем смысл коучинга?
Смысл коучинга— в движении к цели, в полном раскрытии потенциала человека и команды.Используя коучинг, люди достигают своих целей намного эффективнее и быстрее,формируют ясность в выборе своего развития. При профессиональной поддержкекоуча человек самостоятельно формулирует цели, нарабатывает стратегии иосуществляет наиболее удачную из них.
Коучинг – это такой способдиалога (на равных), инновационная технология поддержки в обучении ииндивидуально-личностном развитии обучающихся. Принципиальная сущность коучингав том, что коучинг не учит, а помогает учиться.
Такимобразом, роль коуча – помогать учиться.
Атеперь, используя приём «Колесо баланса» попробуем определить, что намстало известно о коучинге сегодня и что вы хотели бы узнать еще об этойтехнологии дополнительно в ближайшее время.
(Колесо баланса строитсяна определенный период (полгода, год). Для составления колеса баланса нарисуемокружность (на доске, на листе бумаги) и разделим ее на 4–10 равных частей. Этичасти могут заполняться самым разным содержанием (разделы в изучении темы,инструменты коучинга, этапы коучинга и т.д.).
Инструкция
Сейчаспопрошу заполнить части колеса содержанием о коучинговой технологии, которую мысегодня изучали. В оставшихся (незаполненных) частях напишите, что хотели быеще узнать о ней в ближайшие полгода.
(Темсамым мы стимулируем педагога (ребенка) на изучение дополнительнойинформации по данному вопросу).
Вкоучинг — технологии используются очень интересные инструменты (тоны голоса,сильные вопросы, техника «Шкала развития», линия времени, ресурсное отношение кошибке, ассоциативное мышление, метод «4 угла»).
Атеперь давайте вернемся к той шкале от 1 до 10 (приём «Шкалирование»),где вы определяли насколько вы осведомлены были в данном вопросе в началемастер – класса.
Отметьте,пожалуйста, другим значком или цветом, где вы сейчас себя ощущаете на этойшкале. Думаю, что вы продвинулись в изучении данной технологии т. е. измененияв ваших познаниях точно произошли.
Взаключение предлагаю применить еще один приём «Цветик — семицветик»
Агде бы вы могли бы найти дополнительную информацию о коучинге, чтобыпродвинуться ещё в изучении данной технологии на одни шажочек вперёд?»
Педагогизаписывают 7 источников, где они могли бы найти или узнать о коучинге(личностно — ориентированный момент).
СПАСИБОЗА РАБОТУ!
Информациядля педагога — коуча
В педагогической практике коучингбазируется на определенных ценностях:
· развитие навыков целеполагания и проектирования,
· разработка гипотез и продвижение проектов,
· опора на творческую инициативу, позитивную мотивацию,
· желание пробовать, ошибаться, идти дальше.
Учитель-коуч:
+ старается понятьтекущую ситуацию, задает вопросы и активно слушает;
+ старается понять,что мешает ученику в достижении цели, и помочь ему в осознании и исследованиипрепятствий;
+ задает вопросы ииспользует другие методы, провоцирующие ученика к поиску решений;
+ помогает ванализе возможностей.
Ученик:
+ исследуетситуацию и своё отношение к ней;
+ исследует своивнутренние и внешние препятствия;
+ исследуетвозможности для преодоления препятствий;
+ анализирует возможности,выбирает конкретный вариант и составляет план действий.
Этапы процессакоучинга.
1. Постановка цели, осознание ее реальности (учитель-коуч помогаетобучающимся вдохновиться собственным видением привлекательного будущегоучебного результата (к концу урока, изучения темы, к завершению учебного года,школы и т.д.) «Каким каждый из вас видит…?» вместо обезличенного: «Каким вывидите…?»).
2. Анализ необходимыхсоставляющих успеха, имеющихся возможностей (определение имеющихся ресурсов иограничений «Есть ли у тебя все необходимыересурсы для достижения цели? Если нет, то какие ресурсы нужно привлечь длядостижения цели?»).
3. Определение путей достижения цели (определение внутренних ивнешних препятствий на пути к результату, выработка и анализ возможностей дляпреодоления препятствий «Каковы возможные осложнения и последствия принедостижении цели?» «К какому времени реалистично или необходимо достичь цели?»«Какое влияние это окажет на твою жизнь?»).
4. Выбор стратегии действий, направленных на достижение цели (выборконкретного варианта действий и составление плана «Если бы ты уже обладал всейнеобходимой информацией, то каковы были бы твои действия?»).
5. Мониторинг достижения цели («Где ты сейчас находишься по шкале от1 до 10? Опиши, пожалуйста, подробней» «Как ты поймешь, что достиг цели?»).
6. Анализ результатов («Какие самые первые, самые легкие шаги потребовались,чтобы начать двигаться к результату?»)
Учительстановится человеком, в первую очередь поддерживающим, создающим атмосферутворческого потока, помогающим пройти все вышеуказанные этапы любогоэффективного урока.
Когда мыговорим о коучинге в школьном образовании, мы имеем в виду «коучинговый подход»и урок в «формате коучинга».
Если говорить о традиционнойструктуре урока и структуре коуч-сессии, то они удивительным образом совпадают.Это обстоятельство свидетельствует в пользу естественности применениякоучингового подхода даже в этом основном элементе учебно-воспитательного процесса.
Структура урока |
Структура урока коучинга |
Организационный момент. Контакт с классом. |
Создание доверительных отношений. |
Формулирование темы и цели урока. |
Определение темы и цели. Формат конечного результата. |
Изучение нового материала; обобщение и систематизация и др. |
Создание опыта. Анализ возможностей и ресурсов. |
Домашнее задание. |
Определение первых шагов – действий ведущих к цели. |
Рефлексия. |
Итоги. Ценность. |
Спасибо за урок! |
Благодарность. |
Приложение1
Инструментыкоучинга
1. Тоны голоса.
Голос– это профессиональный инструмент. Это одно из сильнейших воздействий на людей.Определяют 4 тона голоса.
Голосволшебника. (Именно волшебник может определитьтебя в будущее.)
«Апредставь себе, что …ты достиг этого результата, что тогда стало возможным? Какэто происходит? Как радуются вокруг тебя люди? Что ты слышишь?
Тонголоса воина
(Направляетна действие. Четко и понятно довести до ребенка действия: «Встаньте возле своихпарт» или «Откройте учебники» и так далее.)
Голосдруга. (Обычныйразговор)
Голосмудрого правителя.(Этим голосом, искренне благодарю своих учеников.)
2. Ресурсное отношение к ошибке.
Технология«коучинг» предполагает обучение не на ошибках, а на успехе.Следовательно, в работах учеников предлагается выделять наиболее удачное иакцентировать внимание именно на этом. Например:
Поставьтеточки под самыми красивыми буквами. Как добиться того, чтобы все буквы в строкестали красивыми?
А представьтесебе, как если бы у вас в жизни была фея, которая обладала уникальнойспособностью найти что-то очень хорошее и показать вам, да и всем вокруг, какздорово вы справились с задачей. Пусть в мелочи, пусть в самом незначительномшаге, но у вас это получилось.
«Ясейчас на уроке побуду Феей. Пока вы прописываете две строчки букв, я пройду иобведу в кружок самую красивую букву из всех, которые вы написали». Детиоживляются и с нетерпением ждут, когда же учитель подойдет к нему, когда женайдет самую красивую букву.
3. Сильные вопросы
Основнойинструмент педагога-коуча – вопросы. Ониоткрывают дополнительные решения и приглашают посмотреть в будущее. Открытыевопросы провоцируют на размышления, дискуссии, которые продвигают ученикавперёд.
· Какой урок у вас сегодня был самыминтересным?
· Какое занятие(урок) приносит тебе самоебольшое удовольствие?
· Из каких материалов вы сегодня делалиподелку?
· Над чем вы сегодня смеялись?
· Что нового ты узнал сегодня?
· Что хорошего произошло сегодня с тобой?
· Чем бы тебе хотелось заниматься больше(меньше) в школе?
· Тебе понравился сегодняшний обед? Что былосамым вкусным?
4. Колесо баланса
Колесобаланса строится на определенный период (полгода, год). Для составления колесабаланса нарисуем окружность (на доске, на листе бумаги) и разделим ее на 4–10равных частей. Эти части могут заполняться самым разным содержанием (разделы визучении темы, элементы занятия, этапы проекта, главные герои произведения ит.д.).
5. Техника «Шкала развития или«Шкалирование»
Используетсялюбая шкала, на которой отмечаются успехи в разные (небольшие) промежуткивремени (урок, тема, четверть).
Наней обучающиеся, от 1 до 10 отмечают свои успехи, отвечая на вопросыприведенные ниже.
1 – слышал этот термин, 10 –знаю точное определение термина, его цель, задачи, техники часто использую науроках
6.Линия (шкала) времени (на ней показываютсяуспехи за большой промежуток времени
7.Ассоциативное мышление (подбирают ассоциации к изучаемымсловам)
Помогаетразвивать память, воображение, словарный запас и другие психические процессы.
8.Метод «4 угла»
Участникампредлагается отвечать на вопросы по определенному алгоритму. Тренер задаетвопрос, который имеет четыре заданных варианта ответов и пятый – свободный. Приэтом каждый из заданных ответов соответствует определенному цвету (красному,желтому, зеленому, синему), который, в свою очередь, соотносится с одним изчетырех углов комнаты (на каждом из четырех углов помещен лист бумаги одного изупомянутых цветов).
Участники,прослушав вопрос, выбирают один из предложенных вариантов ответа и перемещаютсяв тот угол, который ему соответствует. В случае, если ни один из четырехвариантов ответов не подходит, то участник остается в центре комнаты. Такимобразом, после озвучивания вопроса участники, в соответствии со своим выборомделятся на группы (от одной до пяти).
Дальше в каждойгруппе идет обсуждение ответов на вопрос: «Почему я выбрал этот вариантответа?». Желательно, чтобы на него ответил каждый участник в группе. Этот этапдлится несколько минут, в зависимости от динамики обсуждения в группах (можновремя изначально ограничивать). После чего участники возвращаются в центрпомещения им задается следующий вопрос.
Правила присоставлении вопросов:
1. Вопросов не должно очень много (около 9);
2. Первый (1 –3 вопросы) и основной (4 – 5 вопросы) блок долженсодержать вопросы по поводу общих моментов (любимый цвет, напиток, пора года,телепередача и т. д.);
3. Три последних вопроса должны относиться непосредственно ксодержанию занятия, что позволяет начать постепенное погружение в тему.
9.Прием «Право выбора»
Можно применять данный прием на уроках письма к детямслабомотивированым, которые время от времени говорят: «Ой, у меня все равноничего не получится».
Ведь бесполезно ребенка заставлять переписывать прописи. Мы вызовемтолько ненависть к школе, а не любовь к ней. Поэтому нам будут помогать такиевопросы. Например, можно сказать им такие фразы «Открывай тетрадь, находибуковку или хотя бы хвостик у нее, который получился хорошо. И давай сегодня мыбудем любить только одну букву. Нельзя же любить все буквы сразу». Посленаписания в строке этой буквы, можно посчитать количество красивых и записатьцифрой на полях.
На следующий день опять прописываем эту же букву в строке.Предлагаю подсчитать: «А сегодня сколько красивых букв удалось написать? Давайсравним со вчерашним числом»
И, наконец, можно идти дальше: «А сейчас выбери другую букву, скоторой тебе хотелось бы поработать».
Приложение2
В конце вопросы:
Какие самые первые, самые легкие шаги потребовались, чтобы начатьдвигаться к результату?
— Что помогло тебе продвинуться по шкале?
— Что наиболее ценное было для тебя на уроке?
— Как ты можешь пойти дальше?
2. «Линия времени» Давайте помечтаем! Представьте себе, что вы стали победителем Всероссийской олимпиады школьников! Ø 02.03.2023год! Ø 2022 Ø 2021
1. Определите цель по формату конечного результата 2. Определите время реализации цели 3. Перенеситесь в будущее, когда цель реализована и видны позитивные последствия этого. Опишите яркую подробную картину желаемого будущего (образы, звуки) 4. Из будущего обернитесь назад, на пройденный путь. 5. Какие самые важные вехи Вы замечаете? Когда это происходило? Сколько времени занимала каждая задача? Как эти задачи были взаимосвязаны? (Обратное планирование) 6. Как если бы Вы из будущего могли дать совет себе настоящему – что бы Вы сказали? 7. Какие самые первые, самые легкие шаги потребовались, чтобы начать двигаться к результату?
3. «Стратегия Уолта Диснея»Сегодня каждый из вас будет в роли –мечтателя, реалиста и критика. (Наблюдатель — Нейтральное лицо. Эта позиция служит в первую очередь для разбивки состояний)У Диснея для каждой роли отводилось свое, отдельное помещение. Комната Мечтателя располагалась наверху и была украшена картинами, рисунками и цитатами, будящими воображение. По стенам висели чистые листы, на которых Мечтатели могли выражать любые приходящие им в голову идеи и фантазии, без какого-либо анализа, отбора и критики. Затем листы с идеями направлялись в комнату, где сидели Реалисты, оснащенные современным оборудованием и переводившими фантазии в конкретный детальный продукт. Далее, первичные наброски Реалистов передавались Критику, который сидел в маленькой каморке под лестницей. Критик оценивал полученные материалы и давал обратную связь, как их можно улучшить.
|
Деление на группы: Каждому участнику тренер шепчет на ухо название какого-нибудь животного. 3 команды, назовите 3 вида животных (кролик, кенгуру и черепаха) Затем предложите объединиться в команды представителям одного вида. Обязательное условие: нельзя произносить ни слова. Разрешается подражать движениям животного, издавать характерные для него звуки. |
Четыре стадии планирования:
1. Мечтатель – общее яркое видение, генерация идей. Создает образ будущего настолько яркий и привлекательный, чтобы он мог действительно замотивировать и заинтересовать. Цель должна быть ценной для нас и достаточно определенной, чтобы на ее основе мы могли начать создавать образ конкретных желаемых результатов. Найдите как можно больше идей, примеров, ситуаций в данной области. Критика не допустима! · Бросьте взгляд в будущее · Пусть Ваше видение развернется перед Вами панорамой восхитительных возможностей. Чего Вы хотите? Увидьте это, как наяву, и опишите… · Как Вы узнаете, что цель достигнута? Составить план для достижения отличных результатов На первом этапе все команды выступают в роли Мечтателей, Генераторов идей, задача которых — найти как можно больше идей, как можно достичь состояния максимальной удовлетворенности решением данной задачи. Важно держать фокус внимания команд на том, что любая критика запрещена, и желательно использовать позитивные формулировки. 2. Реалист – план реализации. Разрабатывает программу, последовательность шагов к достижению цели. Определяет приоритетность идей, и по каждой идее находит наилучшие пути достижения, находит ресурсы. Определяет временные рамки. · Какие идеи Вы видите наиболее приоритетными с точки зрения конкретной реализации и соотношения эффективности и затрат? · Какие будут этапы достижения этой цели? Если пройтись по ним? · Сколько времени необходимо на каждый этап? Когда его необходимо сделать? · Представьте свои действия, как если бы вы это делали прямо сейчас Какие еще ресурсы Вам необходимы для этих шагов? Разработать реальные шаги для осуществления поставленной цели На втором этапе команды меняются столами, и входят в роль Реалистов, задача которых– выписать, какие конкретные шаги надо делать для реализации идей Мечтателей. Хозяин стола делает для новой команды вводную презентацию – какие идеи были предложены Мечтателями, при необходимости, поясняет и комментирует, что именно имелось ввиду в той или иной формулировке. Реалисты, опираясь на описанные идеи, конкретизируют и детализируют идеи, переводя их на уровень реальных действий и вносят в презентацию. 3. Критик – добавить надежности в план. Конструктивный критик оценивает план реализации с точки зрения рисков. Задает открытые вопросы Реалисту на прояснение плана. · Что может пойти не так? · Что может помешать? Почему кто-то может быть против этой идеи? · На кого повлияют Ваши действия? · Какие могут быть негативные последствия и как их не допустить? Что изменить в плане? Оценить план, внести изменения для конкретизации действий. На третьем этапе все становятся Критиками, оценивают риски, ищут ресурсы, расставляют приоритеты. Снова происходит смена столов (по кругу, так чтобы каждая команда все время получала записи другой команды). Хозяин стола делает сводную презентацию наработок как Мечтателей, так и Реалистов. Критики могут для работы использовать презентацию, созданную Реалистами, добавляя туда свои комментарии, или создать новую. А теперь проследуйте на место РЕАЛИСТА и повторите свой опыт с вопросами себе из этого состояния: – Что вы чувствуете, думая о своей цели? − Что за мысли приходят к Вам? − Какие ощущения сейчас в вашем теле? Оцените своё состояние и реальность Вашей цели по шкале от 0 до 10 баллов! Запомните эти чувства и ощущения! 4. Конкретный план действий Перейдите на место Нейтрального Наблюдателя, встаньте на него босыми ступнями и посмотрите на все три позиции, глазами человека, чьё мнение вам очень важно! Последуйте совету Нейтрального Наблюдателя и идите на то место, которое он Вам подскажет! Снова ответьте себе честно на вопросы: − Что изменилось? − Как Вы чувствуете себя теперь? − Как Вы оцениваете свое состояние и реальность Вашей цели от 0 до 10 баллов? Прописывание плана со сроками выполнения. Четвертый этап – финальный, на котором команды интегрируют наработки трех этапов мозгового штурма и готовят презентацию конкретных приоритетных шагов, обычно со сроками и ответственными, подводя итоги всей сессии. Это конкретный план действий, рекомендуемый к реализации. И каждый из членов команды понимает, что он «подписывается» под его выполнением.
|
·
![Анастасия](/wp-content/uploads/2023/11/expert.webp)