Мастер — класс для педагоговДОУ
«Народная кукла – как средство приобщения детей к культуре и традициям русскогонарода»
Насырова Н.Н.
старший воспитатель
Кто в куклы не играл –
Тот счастья не видал…
Русская народнаяпословица
Цель мастер-класса: повышениепрофессионального мастерства через форму работы мастер – класс, по приобщениюдетей к культуре и традициям русского народа, при изготовлении тряпичных кукол.
Актуальность изготовлениятряпичных кукол в образовательном процессе связана с возможностью развития удетей мелкой моторики рук. Изготовление тряпичных кукол обеспечивает хорошуютренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность,скоординированность мелких движений пальцев. Как известно, все это стимулируетразвитие речи у детей. Кроме того развивает фантазию, образное мышление,способность концентрировать внимание.
Это мы еще не затронулитого, что при этом огромна роль в знакомстве детей с традициями и обычаямирусского народа.
Так почему же мы выбралитему: «Народная кукла – как средство приобщения детей к культуре итрадициям русского народа»?
Прошлый год мыпосвятили теме «Мы разные, но мы – вместе». В течение года мы проводили данныйпроект, изготовили множество игр, кукол и жилищ разных народов мира,представленные на презентации. Некоторые наши работы, вы можете увидеть нанашей выставке.
Этот год мы решилипосвятить культуре и традициям русского народа. Тема сложная, поэтому пришлосьподумать, как интересно рассказывать о традициях детям.
Дети сами подсказалиидею после посещения нашего краеведческого музея. Изготовление кукол, это нетолько полезное занятие, оно таит в себе множество познавательной информации.
Как по — вашему, чтотакое кукла? (ответы педагогов)
По словарю СергеяИвановича Ожегова «Кукла – это фигура, воспроизводящая человека в полный рост».
Изготавливать кукол мыначинаем с детьми старшего дошкольного возраста. Создавая куклу, дети не простоповторяют и копируют то, с чем я их знакомила, но и вносят свое — выбираютспособы оформления куклы, ткань для создания наряда, украшения. Теперь у нас вгруппе есть целая семья кукол. Они заняли своё место в мини-музее «Народныекуклы». Дети с удовольствием придумывают сюжетно-ролевые игры с применениемизготовленных ими кукол, испытывая чувство радости от общения друг с другом.
В кукол играют почтивсе дети. Это очень занимательное и увлекательное занятие, ведь в игре можностать взрослым. Играя в куклы, дети учатся договариваться между собой, находитьобщие решения.
Инструментомдля изучения народной культуры может выступать реконструированная традиционнаякукла. Народная мудрость гласит «Когда я слушаю — узнаю, когда делаю -запоминаю».
Такимобразом, ребенок должен быть не просто слушателем, но и активным участникомпроцесса познания. Работа над тряпичной куклой – не только источникэмоционального переживания – радости и неизменного удивления, но и приобщениеребенка к традициям русской народной культуры.
Обучая детей изготавливать традиционныхкукол, мы убедились: это увлекает как девочек, так и мальчиков. Для созданиякукол использовали только лоскуты ткани и нитки. Наивность и отсутствиенатурализма, с одной стороны, и богатая фантазия детей, нестандартность ихмышления — с другой, дают возможность создавать замечательные кукольные образы.Радует результат — яркий, пестрый, праздничный кукольный хоровод. А главное,ценность традиционной куклы и ее прекрасная способность дарить детям радость неутрачены.
Впроцессе изготовления кукол, у детей наряду с навыками работы с материаламиформируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое делодо конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки окажутнеоценимую помощь ребенку для успешной учебы в школе.
Параллельнос технологическим процессом происходит знакомство с фольклором, традиционнымиобрядами и обычаями, связанными с той или иной возрастной группой. Ребёнокузнаёт, как жили люди в старину, какие имели обязанности, как проводилисвободное время, как одевались, как общались с окружающими и пр. Знакомясь сигрушками наших предков и изготавливая их своими руками, дети становятсядобрее, отзывчивее и сердечнее к своим близким и окружающим, что позволяетразвивать социально-личностные качества каждого ребенка.
Работапо ознакомлению детей с традиционной тряпичной куклой предусматривает решениеследующих воспитательно-образовательных задач, представленных на слайде:
— прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле, какк виду народного художественного творчества;
— содействовать развитию эстетического восприятия образцовнародной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействиехудожественного образа;
— формировать умения и практические навыки работы стекстильными материалами;
— развивать у детей творческие способности, стремление ксамостоятельному творчеству;
— учить грамотно подбирать цветовую гамму материалов дляизготовления народных кукол;
— формировать творческое отношение к качественномуосуществлению художественно-продуктивной деятельности;
— прививать интерес и любовь к обычаям предков, трудолюбие,художественный вкус.
Сегодня я познакомлювас с методическими методами и приемами при изготовлении кукол. Напомню, чтометодическими приемами мы направляем внимание, восприятие и работу детей, онииспользуются в различных видах детской деятельности, что соответствуетФедеральному государственному образовательному стандарту дошкольногообразования.
Методы и приемы работыс детьми, достаточно разнообразны.
Словесный метод: беседа,рассказ, художественное слово, вопросы, уточняющие наводящие проблемныепознавательные, поощрение (похвала ребенка, положительноестимулирующее оценивание, одобрение выбранного ребенком направления деятельностиили способа выполнения задания).
Наглядный метод:показ, использование схем.
Информационно-рецептивныйметод: характеризуется взаимосвязью и взаимозависимостью междудеятельностью педагога и ребенка – рассматривание, напоминание, частичный показ, объяснение,сопровождаемое показом, устные инструкции по выполнению работы.
Репродуктивный метод: выполнениедействий с детьми, с проговариванием, совместное действие педагога сдетьми
Эвристический метод: направленна проявление самостоятельности в каком – либо моменте работы на занятии – выполнениедействий с детьми по пооперационным картам или схемам, выполнение работ сопорой на личный опыт.
В рамках проведениянашего мастер – класса мы наблюдали данные метода работы с детьми.
Для того, чтобы процессизготовления куклы стал более доступным, я использую прием – выполнениедействий по схемам.
Вопрос: каквы думаете, что развивает данный прием у детей? Применение данного приёмаразвивает у дошкольников познавательные психические процессы: восприятие,внимание, логическое мышление; способствует развитию у детей способности ксамостоятельной творческой деятельности.
Этот прием эффективен,когда дети уже овладеют базовыми навыками изготовления куклы. По таким схемамдетям проще и интереснее работать. Схема показывает четкую последовательностьвыполнения действий. При работе с традиционными схемами информация поступает, восновном, через зрение.
Комплексный подход квыбору приемов и методов – необходимое условие оптимизации процесса приобщенияк народным куклам. Выбор осуществляется с учётом возрастных, психофизическихвозможностей детей.
Создание кукол — это ручной труд. Он способствует совершенствованиюкоординаций движений, гибкости, точности в выполнении, развитию мышления,внимания, речи. Изготовление кукол способствует развитию личности ребенка,воспитания его характера. Постепенно у детей формируется такие качества, какцелеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
При изготовленииконкретной куклы-поделки дети учатся планировать и контролировать своюдеятельность, а также анализировать и адекватно оценивать ее результаты. Такимобразом, формируется целенаправленная деятельность дошкольников.
Дети имеютвозможность попробовать себя в области прикладного искусства, а этоспособствует развитию творческого потенциала, творческому самовыражениюребенка. На собственном опыте убедилась, что «истоки способностей и дарованиядетей – на кончиках их пальцев».
· Как вы думаете, какие образовательные области задействованы впроцессе работы по изготовлению народных кукол?
· ОО «Социально – коммуникативное развитие»— взаимодействие в коллективе, дружба, оказание взаимопомощи. Трудовоевоспитание: Дети узнают о профессии прядильщицы и ткачихи ивзаимосвязях между ними, с содержанием труда в соответствии с общей структуройтрудового процесса: материалы, инструменты, оборудование. Выполняютпрактическую работу по изготовлению ткани (понятия: станок, ткань, половичок). Узнаюто правилах безопасного обращения с режущими инструментами.
· ОО «Познавательное развитие».«Развитие математических представлений». Фиксируется внимание на названиигеометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг – составныхчастях куклы и ее одежды. Дети оперируют числами («Сколько всего деталей нампонадобится»); самостоятельно сравнивают кукол, выделяя признаки отличия исходства; решают интеллектуальные задачи в поисковой деятельности, рассуждают ивысказывают свое мнение по поводу их решения.
· ОО «Речевое развитие». Решаетсятакая задача, как обогащение «читательского» опыта детей за счет произведенийфольклорного жанра (напр., «Вишневая гора» уральская сказка).
· ОО «Художественно – эстетическое развитие». Приобщаяськ изобразительному искусству дети узнают о единстве эстетического (красота) иутилитарного (польза), связи декора с назначением предмета, о символичностиузоров (символы солнца, поля (вспаханного и засеянного, давшего всходы),символичности образа коня и птицы. Технические умения отрабатываются вконструировании, дети осваивают приемы сгибания ткани определенной формы(квадрат, прямоугольник, треугольник, пополам, совмещая углы, противоположныестороны), умение работать с тканью путем закручивания ее, учатся одному изспособов крепления – креплению нитками. Музыкальное воспитание черезпение русских народных песен, прибауток, хороводов и пр.
· ОО «Физическое развитие». Развитиемелкой моторики. Народные подвижные игры.
А теперь я предлагаюпрактически закрепить прием «выполнение действий по схемам»
Интересно былоизготовление кукол в старину. Отмеряли материал пальцами, ладонями или локтями.Хранили кукол в сундуках, не выбрасывая. Иногда в семье собиралось до 100кукол. Кукол делали с любовью, в них вкладывали душу.
По своемупредназначению куклы делились на три группы: обрядовые, игровые и обереги. Наслайде представлены куклы, изготовленные нашими руками.
1. Оберег– волшебное заклинание, спасающее человека от опасностей. Он оберегал отсглаза, болезней и травм. Например, это куклы – Травница, Утешница,Зерновушка, Пеленашка, Желаница.
2. Игровые– предназначались для детских забав. Это куклы с косами, нарядами. В играх сними куклы не только «ели, спали, ходили в гости» – они передавались изпоколения в поколение, как залог счастливого материнства и семейногоблагополучия.
3. Обрядовые– почитали и ставили в красному углу в избе. Имели ритуальное назначение.Например, кукла Плодородия, Масленница, Коляда.
Сегодня я предлагаю Вамсамостоятельно изготовить куклу — оберег «Пеленашка».
Народнаякукла Пеленашка, с одной стороны, совсем простая в изготовлении, нос другой стороны, как обережная куколка, она имеет глубокий смысл.
Ееделали женщины – матери своим дочерям, или беременные женщины перед родами (илидаже во время, между схватками), из длинного лоскута ношеной ткани, впитавшей всебя энергетику будущей матери. Чтобы настроиться на нужный лад, тканьскручивали и раскручивали шесть раз, и только на седьмой раз перевязываликрасной нитью посередине, с узлом спереди, символизировавшим пуповину.
Естественно,ни иголки, ни ножниц для изготовления этой обережной куклы не использовали,поэтому и нить откусывали, как пуповину. Затем верхнюю треть скруткиперевязывали – получалась голова младенца.
Затемкуколку пеленали, приговаривая ласковые слова и пожелания будущему ребенку.Всего таких куколок делали семь, они были рядом с матерью во время родов, ихклали в кроватку к младенцу для отвлечения злых духов, это были первыеигрушки малыша. Ребенка туго пеленали первый год жизни также для того, чтобыего не заметили злые духи. В наш памперсный век наверно и пеленать-то не всеумеют, так что можно потренироваться на кукле Пеленашке. Пеленашкаделалась довольно быстро, хранилась долго, вместе с крестильной рубахой. Онаоберегала от несчастий и бед, от болезней и невзгод.
ИТАК.Возьмите кусочки ткани и нитки.
Итак,настраиваемся на положительные мысли и чувства и делаем оберег для малыша.
Кусочекткани скатываем в рулончик на своем бедре, затем раскатываем. Повторяем шестьраз. На седьмой раз у вас получится плотный рулончик ткани.
Посерединерулончика красной нитью перевязываем по часовой стрелке четное количество раз(например, 4) и завязываем нечетным количеством узелков. Лишнюю нить отрываемили перекусываем. Пуповина готова.
1. Теперьтак же обозначаем головку младенца – красной нитью отмечаем верхнюю третьскрутки.
2. Теперьповязываем Пеленашке косыночку (надеваем треугольную косынку на голову,перекрещиваем и завязываем сзади) и готовим пеленки. Прямоугольную пеленкузагибаем сверху и снизу, кладем младенца под нижний сгиб.
3. Загибаемодну сторону и подтыкаем за спинку ребенка, затем заворачиваемвторую сторону.
4. Заворачиваем назад вторую сторону пеленки. Нижнюю частьпеленки тоже загибаем назад.
5. Длятепла можно запеленать малыша в одеяльце – квадрат теплой ткани.
6. Кладем младенца по диагонали квадрата, загибаем нижний угол.
7. Подворачиваем поочередно оба края назад. Перевязываем ребенкаленточкой с обережным крестом посередине.
Навыполнение задания дается 5 — 7 минут.
Педагог подходит ккаждой группе и уточняет содержание деятельности.
Уважаемые коллеги, яблагодарю группы за продуктивную работу. Надеюсь, что в рамках мастер-класса выполучили определенные представления Народной кукле – как средстве приобщениядетей к культуре и традициям русского народа, и что наш мастер-класспробудил в вас желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме.
Рефлексия. (кукласреднего размера)
А сейчас я прошу васподарить кукле косынку:
Зелёный цвет-всеудалось, очень интересно.
Желтый цвет — удалось,но материал часто используемый.
Синий цвет — скучно, неинтересный материал.
Списоклитературы
1. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичнаякукла. Культура, традиции, технология. – Культура и традиции, 2007.
2. Котова И.Н., Котова А.С.«Русские обряды и традиции. Народная кукла». – СПб., «Паритет», 2003.
3. Ткаченко Н.Н. В калейдоскоперусского народного искусства: тряпичная кукла. Культура в современном мире № 1-2010.