ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕБЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 100ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Согласовано: Заведующий методическим кабинетом отдела образования администрации Петровского района города Донецка _____________ Е.Н.Горшовенко
|
Утверждаю: Директор МБОУ «Школа № 100 г. Донецка» ____________ С.С.Безпальчук
|
Мастер-класс
Использование методическогоконструктора ситуационных задач
Л.С. Илюшина
на уроках русского языка
Подготовила: Глинченко С.А. учитель русского языка и литературы Место проведения: МБОУ «Школа № 100 города Донецка» Дата проведения: январь 2022 г.
|
Донецк 2022
«Использованиеметодического конструктора ситуационных задач
Л.С. Илюшина науроках русского языка»
Цель: представить технику применения методического конструктораситуационных задач Л.С. Илюшина на уроках русского языка.
Задачи мастер-класса:
- ознакомление педагогов с принципами методического конструктора ситуационных задач Л.С. Илюшина;
- отработка навыков формирования учебно-познавательных и учебно-практические задач на уроках русского языка на основе методического конструктора ситуационных задач Л.С. Илюшина на практике;
- создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
- повышение мотивации педагогов к активному использованию методического конструктора ситуационных задач Л.С. Илюшина, чтобы сделать обучение более продуктивным, интересным, увлекающим.
Аннотация.Вданной разработке показан конкретный опыт применения «Конструктора задач» Л.С.Илюшина в индивидуально-дифференцированной работе с обучающимися. Даютсяпримеры составления заданий по русскому языку с использованием опорных глаголовдля каждого компонента познавательной деятельности (ознакомление, понимание,применение, анализ, синтез, оценка).
Ход мастер – класса:
«Современная практика российского школьногообразования характеризуется целым рядом противоречий дидактического характера,затрагивающих суть образовательного процесса – осмысленное взаимодействиеучителя и ученика, цель которого – развитие у школьника умения и желанияучиться, использовать имеющиеся образовательные результаты для достижения новых»
ЛеонидСергеевич Илюшин
Профессор
Санкт-Петербургскогогосударственного университета,
докторпедагогических наук
I Введение.
Цель нашей работы — предложить учителю-практику комплексный дидактический приём,позволяющий создавать собственный «дидактический текст» (т.е.учебно-познавательные и учебно-практические задачи)и с его помощью решать конкретные педагогические задачи, связанныес проектированием, сопровождением и оценкой достижений учащихся. Такой урок ориентирован на достижение учениками различных групп «предметных», «метапредметных» и «личностных»образовательных результатов. Таким образом, предлагаемый инструмент может быть отнесён к средствамреализации «ФГОС второго поколения», в основу которого положенименно компетентностный подход и концепцияформирования универсальных учебныхдействий (УУД).
IIТеоретическая часть
Однаиз составляющих качества образования – компетентность школьника в решенииреальных проблем и задач, возникающих в жизненных ситуациях.Сформирована такая компетентность может быть и в процессе решения учебно-познавательныхи учебно-практических задач.
Поэтому одним из результатовобучения в начальной школе является способность выпускников решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи на основе:
• Системы знаний ипредставлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационныхсистемах;
• Уменийучебно-познавательной и предметно-практической деятельности;
• Обобщенных способовдеятельности;
• Коммуникативных иинформационных умений.
Актуальность применения задач:
1.Учебно-познавательные иучебно-практические задачи, составленные на предметном материале, реализуют напрактике системно-деятельностный подход к обучению и максимально помогаютреализовать требования ФГОС НОО.
2.Такие задачи носят метапредметныйхарактер и способствуют более осознанному и глубокому овладению предметнымивидами и способами действий, учат самостоятельно добывать, оценивать знания.
3.Учебно-практическая задача – это такаязадача, которая ориентирована на применение (отработку) уже освоенных способовдействий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации, как правило, внутриконкретного учебного предмета.
4.Учебно-практические задачи описываютреальные жизненные задачи, для решения которых необходимо применить те или иныепредметные знания
5.Учебно-познавательные задачи – этозадачи на поиск и анализ информации, необходимой для решенияучебно-практических задач, то есть задачи, обеспечивающие сам процесс научения(формирования понятий и способов предметной и метапредметной деятельности)Учитьсянаходить и самому составлять учебно-познавательные и учебно-практические задачидля каждого урока – первоочередная задача учителя.
Для подготовки и составления учебно-познавательных и учебно-практических задач может быть использованконструктор ситуационных задач Л.С. Илюшина.
Так как знания формируются недо, а в процессе применения их на практике, представляется возможнымоптимизировать процесс обучения путем включения в его структуру ситуационныхзадач, построенных на учебном содержании.
В общем виде, ситуационнуюзадачу можно определить как один из видов учебных материалов, в котором передучеником ставится познавательная проблема и предлагается ее решить различнымиспособами.
Данный конструктор представляетсобой набор ключевых фраз, своеобразных клише заданий, которые позволяютученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы синформацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка.
Конструктор задач Л.С. Илюшина – своеобразная «лестница» из 6 ступенек(ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез, оценка), которая предполагает постепенное «восхождение» обучающихся к усвоению знаний, причёмусвоению не репродуктивному, а деятельностному.
Помогает учителю в конструировании заданий набор глаголов, причём для каждогокомпонента познавательной деятельности он разный, соответствующий мыслительными интеллектуальным действиям обучающихся. Зная возможности своих учащихся,можно, используя Конструктор задач, построить урок, в котором каждый учащийсяпроявит себя, свои способности.
Конструктор ситуационныхзадач Л.С. Илюшина
Ознакомление |
Понимание |
Применение |
Анализ |
Синтез |
Оценка |
1.Назовите основные части… |
8.Объясните причины того, что… |
15. Изобразите информацию о… графически |
22.Раскройте особенности… |
29.Предложите новый (иной) вариант… |
36.Ранжируйте… и обоснуйте… (распределите от…к…) |
2.Сгруппируйте вместе все… |
9.Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы… |
16.Предложите способ, позволяющий… |
23.Проанализируйте структуру… с точки зрения… |
30.Разработайте план, позволяющий (препятствующий)… |
37.Определите, какое из решений является оптимальным для… |
3.Составьте список понятий, касающихся… |
10.Покажите связи, которые, на ваш взгляд, существуют между… |
17. Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает… |
24.Составьте перечень основных свойств…, характеризующих… с точки зрения… |
31.Найдите необычный способ, позволяющий…
|
38.Оцените значимость… для… |
4.Расположите в определённом порядке… |
11.Постройте прогноз развития… |
18.Сравните… и…, а затем обоснуйте… |
25.Постройте классификацию… на основании… |
32.Придумайте игру, которая… |
39.Определите возможные критерии оценки… |
5.Изложите в форме текста… |
12.Прокомментируйте положение о том, что… |
19.Проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий, что… Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1198 |
26.Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.) то, что… |
33.Предложите новую (свою) классификацию… |
40.Выскажите критические суждения о… |
6.Вспомните и напишите… |
13.Изложите иначе (переформулируйте) идею о том, что… |
20.Проведите презентацию… |
27.Сравните точки зрения… и … на… |
34.Напишите возможный (наиболее вероятный) сценарий развития… |
41.Оцените возможности… для… |
7. Прочитайте самостоятельно… |
14. Приведите пример того, что (как, где)… |
21. Рассчитайте на основании данных о… |
28. Выявите принципы, лежащие в основе… |
35. Изложите в форме… своё мнение (понимание)… |
42. Проведите экспертизу состояния… |
Список дидактических глаголов-действий
для конструирования задач на развитиеи оценку компетентности
Компоненты структуры задачи |
Глаголы для конструирования задач
|
Ознакомление |
Сделайте сообщение, пе речислите, опишите, воспроизведите, установите (что это, где это), сформулируйте, узнайте, запомните, расскажите, изложите факты, повторите, определите |
Понимание |
Измените, превратите, переформулируйте, опишите, объясните, сделай те обзор, расскажите, суммируйте, свяжите воедино, разъясните, сделайте заключение, вывод, изложите основную идею |
Применение |
Примените, попробуйте на практике, используйте, употребите, решите, докажите, покажите, про иллюстрируйте, сделайте отчёт |
Анализ |
Проанализируйте, разделите на части, разыщите, найдите, определите, различите, проверьте, сравните, классифиц руйте, опровергните |
Синтез |
Создайте, изобретите, предскажите, сконструи руйте, оформите, измените, вообразите, улучшите, предложите |
Оценка |
Составьте мнение, Придите к выводу, отберите, выберите, оцените, разберите, обсудите, проверьте, аргументируйте, рекомендуйте, определите, оп равдайте, убедите
|
III Практическаячасть
Рассмотрим конструирование задач понескольким темам.
1) Умение находить слова с определённой орфограммой (5 класс)
Прочитайте слова: травка,больной, сказка, устный, гористый, местный, властный, мясной, книжка. Заполните таблицу, распределив слова по трём столбикам.
Слова с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова» |
Слова с орфограммой «Проверяемые парные по звонкости — глухости согласные в корне слова» |
Слова с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне слова»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задания
1. Ознакомление
Прочитайте самостоятельно задание ирассмотрите таблицу.
2. Понимание
Объясните, что нужно сделать. Какиеслова нужно вписать в каждый столбик?
3. Применение
Выполните задание. Заполните таблицу.
4. Анализ
Раскройте особенности заполнениятаблицы. Какие слова вы записали
в 1-й (во 2-й, в 3-й) столбик. Как вырассуждали?
5. Синтез
Предложите свои примеры слов и запишитев каждый столбик.
6. Оценка
Оцените, насколько сложным было для васэто упражнение.
2) Работа с текстом (5 класс)
— Я вам дала листочки. (Каждоепредложение на отдельной полоске).
Онинесут крошки хлеба и семена.
Пушистыйснег покрыл землю.
Ольгаи Яша идут в сад.
Воти настала зима.
Детибудут кормить птиц.
Задания
1. Ознакомление
Что на листочках написано? (Предложения).Прочитайте предложения.
2. Понимание
Придумайте задание.
3. Применение
Составьте из этих предложений текст.Прочитайте, какой текст у вас получился?
4. Анализ
Раскройте особенности составлениятекста. Как вы рассуждали?
5. Синтез
Предложите, какие свои предложения выможете вставить в этот текст?
Озаглавьте текст и спишите его.
6. Оценка
Проверьте свой текст и оцените, как вывыполнили свою работу?
Самостоятельноесоставление задач
Необходимо составить задачи поструктуре, применяя соответствующие глаголы из таблицы. Давайте попробуем разныеформы работы с идентичным заданием (в парах и в группах).
Темы уроков (возможны другие темы,предложенные учителями):
· Склонение порядковых числительных, 6 класс ( пятиста рублями илипятьюстами рублями);
· Наклонение глагола, 6 класс (крикнИте или крикнЕте);
· Словообразование, 5 класс (растаять или расстаять);
· Образование страдательных наречий, 7 класс (выкачАнная иливыкачЕнная)
IV Заключительнаячасть
Если в процессе обучения ученик проявляет интерес кучебе, то, как правило, качество его знаний повышается. При этом практикапоказывает, что общая картина успеваемости может не измениться, а вотличностные изменения будут налицо.
Формы организации учебной деятельности на уроке сприменением Конструктора задач могут быть как групповые, так и индивидуальныеили фронтальные. Результативность зависит от знания учителем возможностейкаждого обучающегося и выбора тех заданий для детей, которые приведут их к ситуацииуспеха, дадут поверить в свои возможности.
![Анастасия](/wp-content/uploads/2023/11/expert.webp)