Мастер –класс по теме
«Использованиесистемно-деятельностного метода на уроках обучения грамоте»
Из опытаработы учителя начальных классов МБОУ Игринская СОШ№4 Корепановой Ольги Вениаминовны,
Удмуртскаяреспублика, п.Игра
Период обучения грамоте традиционно считается пропедевтическим курсом,нацеленным на освоение ребенком лишь первоначальных навыков чтения и письма. Вэтот период основным методическим приемом включения детей в учебнуюдеятельность должна служить игра, так как игровая деятельность для дошкольниковявляется ведущей. Поэтому включение в работу учебных игр или игровых моментов приближает материал к интересам ребенка, создает положительный эмоциональныйфон и помогает лучше запомнить и усвоить понятийный материал урока. Этотметодический прием важен и как средство развития речи учащихся так, как именно вовремя игры ребенок активно выражает свои мысли, учится отстаивать свою точкузрения, сотрудничать, что дает широкие возможности для реализациисистемно-деятельностного подхода к обучению. Все это влечет за собой обязательное использование демонстрационного и раздаточного материала дляучащихся.
Хочу поделитьсясвоим опытом работы по использованию системно-деятельностного подхода сиспользованием наглядного материала, в точности Звуковичков, из Букваря Р.Н.Бунеева. Благодаря данному материалу, уроки становятся эмоциональнонасыщенными, интересными, сказочными и запоминающимися. Использовать их можнопри любом УМК.
Итак, Звуковичок –это графическое изображение звука, благодаря которому непонятные для ребенка фонетическиеединицы языка «оживают» на уроке. Использую их на разных этапах: например, признакомстве с гласными звуками Звуковичок у нас красного цвета, при знакомстве ссогласными — белого. Но.. во время знакомства с буквами мы всегда даемпонимание, какой же звук обозначает данная буква.
Произносим АААА -воздух свободно проходит и не встречает во рту преграду! Гласный! (всегда красныйЗвуковичок) У гласного все легко!
![]() |
![]() |
Анад согласным звуком надо понаблюдать!Проводим маленькое исследование по плану:
1.Произносим! (Б ББ)Что мешает? Рот широко не открывается или совсем не открывается, встречаетсяпреграда в виде зубов, языка или губ, произносится с шумом, значит Согласный! Прицепляем на доску белый Звуковичок.
2.Выясняем,что согласный может быть звонким или глухим! Как же запомнить данную информацию?
Прикладываем ручкук подбородку или закрываем ушки и произносим звук, если чувствуем вибрацию,значит Согласный Звонкий! Надеваем нашему Звуковичку желтыйколокольчик! Колокольчик звенит – легко запомнить!
Если вибрации неощущаем, звук очень тихий, произносится с шумом- значит звук СогласныйГлухой – Надеваем Звуковичку черную шляпку!
![]() |
|||||
![]() |
![]() |
||||
3.Следующиймомент по плану — надо узнать согласный твердый или мягкий?
Для этого зовем напомощь гласные буквы, по очереди приставляем новую букву сначала к гласнымпервого ряда – использую ленту букв! Ба,бо,бу,бы,бэ — выясняем, что Б звучиттвердо! Значит, бывает Твердым! Приставляем букву к гласным второго ряда(би, бе, бе, бю, бя) и выясняем, что при произнесении язычок становится мягким!Значит, согласный бывает мягким! Надеваем нашему Звуковичку Зеленый иСиний башмачки!
Если согласныйвсегда мягкий – оба башмачка – зеленые, если согласный всегда твердый,значит башмачки синие.
![]() |
![]() |
||
По ходуисследования, дети рисуют звуковичка в своей прописи (использую Чудо-прописиВ.А. Илюхиной) На этом этапе нужно обязательно проговорить все, что узнали оновой букве и звуке, который она обозначает! Пусть проговорят друг другу в паре- лучше запомнится информация.
На урокахзакрепления материала или на этапе актуализации знаний успешно использую игру«Засели домики». Детям выдаются карточки с буквами, нужно поселить их в домикипо звонкости-глухости, твердости – мягкости. Нужно вспомнить характеристикузвука и поселить букву в соответствующий домик.
![]() |
![]() |
Воттак, используя системно-деятельностный подход в обучении, дети играючи усваиваюточень непростой учебный материал уже в период обучения грамоте
![]() |
|||
![]() |
