Главная цельобучения иностранному языку состоит в формировании коммуникативнойкомпетенции, т.е. в способности и готовности осуществлять иноязычноемежличностное и межкультурное общение в реальной языковой среде. А задачаучителя- это создать условия для практического овладения языком. Однако не длякого не секрет, что интерес к изучению языка у учащихся падает. Отсутствие мотивации,в свою очередь, влечёт снижение качества обученности учащихся. Использованиетолько традиционных методов преподавания сегодня уже не даёт желаемыхрезультатов, и не позволяет достигать установленных ФГОС требований иподдерживать интерес учащихся. Чтобы совершенствовать и оптимизировать учебныйпроцесс учитель вынужден дополнять и сочетать привычные методики с новымитехнологиями в преподавании иностранных языков.
Одной из новейших технологий является CLIL(Content and LanguageIntegrated Learning или предметно-языковое интегрированное обучение) – один изсамых интересных и распространенных в последнее время подходов к обучениюиностранному (английскому) языку. CLIL как термин был сформулирован ДэвидомМаршалом в 1994 году, хотя на самом деле этот метод используется уже давно, ина данный момент многие преподаватели используют его даже не подозревая, чтотакой метод получил свое официальное название. CLILпреследует две цели, а именно — изучение предмета посредством иностранногоязыка, и иностранного языка через преподаваемый предмет.
С одной стороны,эта методика делает изучение языка прикладным, так как язык применяется длярешения конкретных задач познания окружающего мира.
С другой стороны,изучение языка приобретает целенаправленную форму, что помогает развивать исовершенствовать языковые компетенции и навыки естественной устной речи.
Что жепредставляет из себя урок по методике CLIL, и чем он смог завоеватьпризнание большого количества педагогов по всему миру?
Урок по CLILвключает следующие компоненты (так называемые четыре C):
Content (содержание). МетодCLIL позволяет развивать межпредметные связи. Например, ученики могут изучатьисторию, географию, искусство в рамках одной темы.
Communication(общение). Основная цель CLIL – сокращение времени речи учителя и увеличениевремени речи учащихся, с тем чтобы дать ученикам возможность активнопрактиковаться на уроке в использовании иностранного языка как средствакоммуникации. Для этого можно проводить «мозговой штурм». Участие в дискуссияхспособствует повышению мотивации, требует умственного напряжения и стимулируетречевую активность обучаемых в ходе обдумывания и обсуждения проблем.
Cognition(мыслительные способности). Развитие мышления является неотъемлемойсоставляющей процесса овладения языком. Достижению этой цели помогут заданиядля аналитического или критического чтения и письма, задания по вычленениюглавного, сопоставлению, догадке, нахождению связей, систематизации и т. д.
Culture(культурологические знания). Понимание особенностей, схожести и различий отдельныхкультур поможет ученикам эффективнее социализироваться в современномполикультурном пространстве, лучше понять собственную культуру и стимулироватьеё сохранение и развитие.
Науроках по CLIL лексический подход важнее грамматического.
При работе с текстом важно наличие иллюстраций для визуализации прочитанного,тексты могут быть представлены схематически, что помогает ученикам определитьидею текста и представленную в нем информацию. Желательно, чтобы ученики смоглипередать идею прочитанного текста своими собственными словами, при этомучителю необходимо обратить внимание учеников на определенные структуры,лексические обороты, специальную лексику: фразовые глаголы, устойчивыевыражения, степени сравнения, которые пригодятся вне зависимости от темы урока.
В современномучебнике УМК «Spotlight” есть странички подназванием Culture Corner, Across the Curriculum, Extensive Reading, Spotlight on the UK (в младших классах), накоторых учеников знакомят с содержанием, терминологией по какому-либо учебномупредмету. Также мы можем встретить целые модули, посвященные одному предмету,например, в 8 классе есть модули «Защита окружающей среды» и «Образование», в 3классе — «Школа», «Праздники» или «Мир вокруг меня».
Так приизучении названий цветов в начальной школе, мы можем попросить детей нарисоватьрадугу. Здесь мы преподаём английский язык через изобразительное искусство.
При изучениистран и национальностей в 6 классе, мы можем использовать платформу Seterra.
Seterra — это увлекательная образовательная географическая игра.Изучайте страны, столицы, флаги, океаны, реки и многое другое при помощиупражнений с контурными картами! Разработанная в 1997 году и переведенная на 40языков, Seterra пользуется большой популярностью среди людей любых возрастов ипомогает познать мир, в котором мы живем.
Seterra — это бесплатная географическаяигра-викторина, благодаря которой вы сможете изучить страны и государства мира,а также их столицы , флаги, реки и даже горные хребты.
С помощью этой платформы мы можем выполнять разные виды заданий:подбери, сопоставь, отметь, соедини, можно создавать викторины. Здесь мыохватываем и географию ,и страноведение.
Конечно, в рамкахобщеобразовательной школы организовать полное изучение предметов на английскомдовольно сложно, но элементы методики CLIL в уроки английского внедряютсяневероятно успешно. Например, на одном занятии дети узнают про историюсредневековой Англии, отрабатывая при этом прошедшее время, на другом — малыши,изучая цвета, смешивают краски и узнают, сколько разных цветов получается извсего трех — красного, желтого и синего.
Методика CLILстимулирует ученика на учебу в целом, давая ему возможность расширять кругозор,осознавать и развивать свои способности как на изучаемом, так и на родномязыках.
Она позволяетзначительно повысить мотивацию учащихся к изучению иностранных языков,формирует знание и принятие других культур и ценностей, развивает исовершенствует коммуникативные компетенции через изучение иностранного языка.
Я какпедагог иностранного языка столкнулась с проблемой, что мы работаем в рамкахкоммуникативного подхода и главная наша цель – это обучение учащихся именнокоммуникативным компетенциям, но в рамках проведения уроков, это просто бываетнереальным и мы порой даём детям набор слов, набор грамматических правил. Авремени вывести всё в это речь, нам не хватает, также не хватает ресурсов. Итогда теряется сам смысл преподавания иностранного языка – говорения.
Я считаю, что это нужно преломлять и с помощью этой технологии в томчисле, я учу детей разговаривать, не бояться выражать свои мысли и мнение. Реализуяглавную цель- осуществление межкультурной коммуникации.
Как мы знаем стандарт третьего поколения, обновленные ФГОС отрываетнас от учебников и конкретизирует именно предметные компетенции. У нас есть то,чему должен научиться ребёнок, а как мы будем делать это уже наш выбор методики технологий. И как раз здесь нам на помощь приходит именно эта технология.
ПреимуществаCLIL
— позволяетучащимся более эффективно общаться друг с другом, используя иностранный язык;
— расширяетмежкультурные знания учащихся;
— развиваетнавыки общения на иностранном языке в естественных условиях;
— развиваетмышление и открывает творческий потенциал учеников;
— повышаетмотивацию учеников и их уверенность в себе;
— тренируетвсе языковые навыки;
— улучшаетязыковую компетенцию и навыки естественной устной речи;
— развиваетинтерес к разным языкам, к использованию их в разных сферах жизни;
В свою очередь на моих занятиях, где я применяю метод CLIL, учащиесявидят, что с помощью английского языка можно узнавать новую интереснуюинформацию. Дети быстро и легко воспринимают информацию, когда она подается винтересном для них виде. Если дети учатся естественно и что-то новоепреподносится им в игровой форме, их отношение к открытию и изучению новыхвещей позитивно. А самое главное, что им не закроется путь к языку и созданиюположительного отношения к обучению как таковому.
Такможно остановиться на введении новой лексики на уроке. Мы привыкли к тому, чтомы берём новое слово и даём сразу его перевод. А один из приёмовкоммуникативного подхода, это не автоматический перевод слов учителем,самостоятельно, при помощи словаря, а умение объяснить значение слова напримерах. Конечно же для
Анализ результатовприменения данного метода в моей практике позволил мне сделать вывод, что методCLIL позволяет не только легко и интересно преподавать иностранный язык, но и:
· помогаетсформировать у детей необходимые знания, умения и навыки;
· даетвозможность детям изучать язык в соответствии со своим
индивидуальным развитием;
· способствуетразвитию эмоциональных, творческих, социальных и познавательных способностей;
· прививаетлюбовь к иностранному языку и чужой культуре.
Применение CLIL-технологиив обучении на уроках английского языка может быть очень успешно благодаря тому,что методика позволяет одновременно преподавать материал для учащихся с разнымуровнем английского языка. Даже в рамках одной и той же темы, учащиеся познаютпредмет, используя лексику и грамматику своего уровня, но при этом качествопонимания материала страдать не будет.
Минусы использованияданной модели методики:
К негативныммоментам можно отнести и несовершенство некоторых учебников английского языка,и недостаточное количество учебных занятий согласно образовательной программе.Применение методики также затрудняет разный уровень владения иностранным языкомучащимися, что может привести к увеличению учебной нагрузки. Учителю, в своюочередь, тоже приходится столкнуться с определенными требованиями, как-то:использовать разнообразные формы и методы презентации учебного материала иорганизации учебной деятельности, учитывать индивидуальные способности учащихсяи самому быть в постоянном творческом поиске.
Кроме того, планируяучебный материал на основе методики CLIL, учителю важно учитывать возрастучащихся, их степень владения иностранным языком, готовность к восприятиюучебного материала на иностранном языке.
Взаключение хочу сказать, что несмотря на все перечисленные трудности примененияCLIL, данная методика представляет собой неординарный подход к обучениюиностранным языкам детей. Внедрение различных форм коммуникаций с использованиеминновационных технологий, расширение творческого и научного потенциалаобучаемых обеспечивают становление языковой личности, способной реализоватьсебя в современном обществе.
Велением времени, нам, учителям, необходимо овладевать английским языкоми приобщать к нему наших воспитанников. Знание английского языка открываетновые возможности, а их реализация будет зависеть только от нас самих.
Спасибо за внимание!!!
