X-PDF

Мастер – класс «Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках родного языка»

Поделиться статьей

                                                                                                                    

 

 Мастер– класс  «Приемы и методы формирования функциональной грамотности младшихшкольников на уроках родного  языка»

Цель: познакомить слушателей с приёмами и методамиформирования функциональной грамотности на уроках родного  языка  у младшихшкольников.

Задачи:

1.     раскрыть содержаниемастер-класса через знакомство с приёмами работы;

2.     показать практическуюзначимость использования данных приёмов работы, убедить педагогов вцелесообразности их использования на уроках.

 

  Ход мастер-класса


           
I.Вступление

 Что же такое«функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человекавступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться ифункционировать в ней.

 Каковы критерии функционально грамотнойличности? Какими качествами должен обладать младший школьник?

1. Готовность взаимодействовать с окружающим миром, уверенная адаптация.

2. Умение самостоятельно решать учебные и житейские задачи.

3.Способность строить отношения в малой социальной группе,в частности — в школьном классе.

4.Владение навыками рефлексии, способность посмотреть на себясо стороны, оценить свою работу. 

    Как же включить в осмысленную, продуктивную, мотивированную деятельность всехучащихся класса? Как сформировать «функционально грамотную личность»? Длявыращивания функционально грамотной личности ведущую роль играют не столькопредметные результаты, сколько личностные и метапредметные, что полностьюсоответствует новому стандарту. Это залог успешной адаптации в обществе, атакже профессионального роста.

    Приемы, представленные в данном мастер-классе, способствуютформированию функциональной грамотности младших школьников, позволяют учителюповысить мотивацию учащихся, создать обстановку творческого поиска, активизациимыслительной деятельности.

 

II. Основнойэтап.

Приемыдля формирования функциональной грамотности

            Формирование грамотного письма — одна изсамых сложных задач. Но именно она обозначена как важнейшая программнаяустановка при формировании функционально грамотной личности.

 Прием«Ошибкоопасное место» для формирования грамотного письма

            Все «ошибкоопасные места», включая незнакомые орфограммы, выделяются на письмекрасным цветом. Так ребенок учится видеть орфограмму. Формой организациидеятельности учащихся могут быть соревнования. «Выдели больше знакомыхорфограмм» или «Кто увидит в тексте все орфограммы по теме урока?». 

 Прием«Лови ошибку» для формирования грамотного письма

            Дети стараются найти и исправить намеренно допущенные в тексте ошибки.

Науроках родного из татарских сказок языка в первом и втором классах хорошоиспользовать персонажей сказок, которые ошиблись, выполняя задание. С огромнымудовольствием ребята выступают экспертами, примеряют на себя роль учителя,особенно, если ошибки исправлять красными чернилами.

Авот в третьем и четвёртом классах этот приём я часто использую в викторинах, вконкурсах по родному языку.

Авот пример применения приёма «Лови ошибку» для созданияпроблемной ситуации. Например, на уроке при изучении темы «Удвоенные согласные»дети выполняют классификацию слов по типу орфограммы.

          Важным элементом в формировании грамотного письма является словарная работаи работа над ошибками.  Словарная работа ведётся ежедневно и строится наассоциациях, которые ребята подбирают по ходу работы над словарными словами.Используются слова-ассоциации, которые подобрали сами дети.    

Приемы«Удивляй!» и «Яркое пятно» — приемы, повышающие познавательныйинтерес к изучаемой теме и активизирующие мыслительную деятельность ребенка

Удивление активизирует мыслительную деятельностьребенка. Приемы лучше  использовать в начале урока, это позволяет сохранить внимание к теме на протяжении всего урока. Например, урок чтения в 4 классе по произведениям  Габдуллы Тукая » может начаться с музыкальной композиции «Роднойязык» (приём  «Яркое пятно»). Или на уроке письма в 1 классе учитель спрашиваетдетей, знают ли они, что королевой букв является буква «и»? Или, например,можно начать урок закрепления знаний по теме: «Склонение имён существительных»с вопроса:

— А знаете ли вы, что имена существительные вродном языке не имеют склонения? (приём «Удивляй»)

Удивить ребят (приём «Удивляй»)можно, если собрать их творческие работы (рассказы, сказки, сочинения) исоздать в программе электронную книгу и представить на уроке внеклассногочтения, например. Электронную книгу можно создавать  совместно с детьми или вгруппах на уроках  литературного чтения  и во внеклассной деятельности.

Используяданные можно начать любой урок, целью которого является систематизация знаний.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.33%
НЕТ
40.67%
Проголосовало: 1168

 Способ «вхождения» в урок — прием Отсроченнаяотгадка.

      До объявления темы учитель предлагает необычный факт,иллюстрацию, пословицы и т.д., которые показывают тему урока, но не называютее. Ученики в ходе обсуждения должны выдвинуть свои версии того, что за темабудет изучаться на уроке, что нового они узнают, о чем вообще пойдет речь.

    В технологии проблемного обучения Отсроченнаяотгадка рассматривается как прием создания проблемной ситуации науроке.

«Методкейсов»

     В основе метода все та же проблемная ситуация. В чем же отличие кейс-метода отприема проблемной ситуации?

Во-первых,ситуация взята из жизни или приближенна к реальной.

Во-вторых,варианты решения проблемы предлагает учитель. Задача детей: выбрать наилучший иаргументировать свой выбор.

В-третьих,данный метод создает ситуацию успеха.

     Пример фрагмента урока с использованием кейс-метода.

-Ребята, вы любите участвовать в конкурсах, а сегодня я предлагаю вам статьчленами жюри конкурса сочинений «Удивительные кошки» и выбрать победителя вноминациях: «Лучший рассказчик», «Талантливый художник», «Мастер убеждения». Ванализе работ вам поможет памятка «Типы текстов» и критерии оцениваниятворческих работ.

Прием«Проблемная ситуация»

            Прием побуждает ребенка самостоятельноискать выход из затруднения. Например, вставить пропущенные буквы в словах.

Смысловое чтение, как основнаятехнология в формировании функциональной грамотности.  На уроках родного языкаиспользую  тренинги для развития быстрого чтения ( метод Ткачёвой О.Н.):

«Чтениенаоборот», «Перемешанные буквы»,«Вверх ногами», «Чтение с половинками слов», «Сплошной текст», «Текст сналожением», «Текст с картинками», «Нет порядка» и др.

приёмы «Чтение с остановками» и«Своя опора»

Сейчас, вам предлагаетсяпоработать в группах.

Правила работы в группе:

  1. перед работой нужно договориться, кто, что будет делать;
  2. не говорить всем сразу;
  3. стараться понять друг друга;
  4. смотреть на говорящего;
  5. возражая или соглашаясь с другим, обращаться лично к говорящему.

III.Заключительный этап.

Рассмотренныеприемы и методы меняют отношение учеников к предмету и создают среду,способствующую формированию их учебных и социальных компетенций.Однако, знание приемов педагогической техники учителем не будет иметьдолжного эффекта, если приемы не будут использоваться в системе. Приформировании функциональной грамотности учащихся  в начальных классах надопомнить.

    1. Главным является непредмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете.

    2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий.Сегодняшний активный ученик — завтрашний активный член общества.

   3.Учите детей учиться.

   4.Необходимо чаще использовать вопрос почему?,чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей являетсяобязательным условием развивающего обучения.

    5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, ктоиспользует знания на практике.

    6.  Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.

Рефлексия.

1. Каквы считаете, удалось мне удивить вас в познавательном и профессиональном плане?

2.Имели место навыки общения, социальные отношения?

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.33%
НЕТ
40.67%
Проголосовало: 1168

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет