X-PDF

Мастер-класс Приемы устного счета

Поделиться статьей

Мастер-класс

«Устныйсчет в математике»

 

Учительматематики МАОУ для обучающихся с ОВЗ СОШ-интернат №6 г. ЯлуторовскаКалмагорова О.Т.

                                                                                                                                                  

Цель:

  1. Ознакомить родителей с рядом методик преподавания отдельных тем математики.
  2. Формировать представление о возможности развития детей средствами математики (игра «Пифагор»).

 

Оборудование:

  • ПК
  • Колонки
  • Интерактивная доска

Здравствуйте,коллеги, меня зовут Калмагорова Ольга Тимофеевна. Я учитель математики, физикии информатики  школы №6.

 

1.      Песня«Учат в школе»

 

 

Такчему же и как учат детей в школе? А чему учат конкретно в математике?

Объяснятьможно по- разному: легко и просто или сложно и заумно.

Русскиенародные пословицы – кладезь народной мысли, выраженной просто и лаконично.Однако если их преподнести с учетом первоначального полного замысла, то узнатьпривычный вариант удастся не сразу.

Попробуем?

 

1.     “Влияниесезонно-погодных условий на процесс бухгалтерского учета пернатых” (Цыплят поосени считают).

 

2.     “Дуалистическийпринцип использования сельскохозяйственных орудий на гидроповерхности” (Виламипо воде писано).

 

3.     “Проблемытранспортировки жидкостей в сосудах с переменной структурой плотности” (Носитьводу в решете).

Таки с любой темой школьного предмета. Обратимся к математике.

 

Насвоих уроках учителя часто используют различные образовательные платформы,цифровые ресурсы, современное мультимедийное оборудование, иными словами ИКТ, для мотивации учащихся, во время дистанционного обучения и т. д. Вот такое оносовременное обучение! Время меняется, технологии тоже, а мы должны идти в ногусо временем, не отставать от наших учеников. А как же быть, если вдруг это всеисчезнет в один миг, или у вас не окажется под рукой телефона с интернетом,калькулятора, мультимедийного оборудования? Тогда нам придется взять мел иписать на доске или ручкой на бумаге, а если же вы знаете несколькозамечательных устных приемов счета, то тогда вам ничего не страшно, высправитесь с любой задачей! На своем мастер-классе я решила не показывать вамкак я использую ИКТ на уроках, а решила показать вам простые способы и приемыустного счета.

 

Всовременном мире многие полезные ранее навыки не используются человеком из-затого, что становятся ненужными. Многие уже разучились четко и красиво писать,потому что постоянно работают с клавиатурой. Устному счёту повезло еще меньше.Ведь для того, чтобы выполнить в уме даже несложную математическую операцию,нужно сконцентрироваться, напрячь свой мозг. Зачем это делать, если можновоспользоваться калькулятором или смартфоном? Но так ли безобиден отказ отустного счёта? Не лишаем ли мы себя величайшего достижения человечества, уменияанализировать и абстрактно мыслить?

Историяустного счёта

Устныйсчёт, как и другие разделы математики, возник в результате потребностейчеловека. В древние времена ему не было альтернативы. Не только калькулятор, нои счёты еще не были созданы. Нужно было считать количество детей, домашнихживотных, чтобы не потерять часть из них, а с возникновением монет – деньги.

Навыкиустного счёта развивались вместе с человеком. Постепенно он переходил отпонятия «один» и «много» до более точных определений. Немало воды утекло, покавозникли обозначения чисел, различные у разных народов. Появились системыисчисления, из которых нам досталась десятичная, а цифры – арабские.

Вместе сразвитием понятия числа проводились операции над числами. Сначала это былисложение и вычитание. Высшей ступенью стало умножение и деление. Никто незнает, когда это произошло.

Историячисел, устного счёта неразрывно связана с историей развития самого человека.Используя имеющиеся инструменты – числа и действия с ними, он создавалприспособления и механизмы, при помощи которых улучшал свою жизнь, материальноесостояние. Все блага цивилизации, которые мы имеем сейчас, получены сиспользованием математики.

 

Современем люди придумали приборы, помогающие вести подсчёты быстрее. Это счёты,арифмометр (механический аналог калькулятора с набором колесиков с цифрами,внешне похожий на мясорубку). Но они были большими, тяжелыми, поэтомуиспользовались только на работе. В быту все исчисления проводились устно или встолбик.

И вот насмену им пришло благо цивилизации – небольшой калькулятор, который можно былоносить в кармане. С развитием современных технологий он достигает такихразмеров, что помещается даже в наручных часах, не говоря о телефоне илисмартфоне. А для тех, кому лень искать в меню калькулятор, предусмотренпоисковик браузера. Можно вбить действие в строку поиска и увидеть результат.Но такое ли это благо, как может показаться на первый взгляд?

Чем грозитотказ от устного счёта

Отсутствиеинтеллектуальной гимнастики, роль которой многие столетия выполнял устный счёт,приводит к нежелательным последствиям:

 

— Человекусложно сосредоточиться на любом конкретном действии. Счёт в уме помогаетконцентрировать внимание для решения сложных жизненных задач.

-Возникают проблемы с логическим мышлением. Многим сложно посчитать, что выгоднейкупить в магазине. Этим пользуются производители, незначительно снижая цену иосновательно – вес товара.

-Отсутствиегаджета приводит к растерянности. Без него сложно понять, какую сумму придетсяпотратить за выбранный товар, как лучше распределить деньги.

-Снижаетсяспособность к аналитическому мышлению. Ведь устный счёт совмещает в себенесколько видов деятельности. Это помогает анализировать результаты и на ходуизменять входные данные, если они нас не устраивают.

Сначальной школы дети начинают изучать состав числа и законы сложения иумножения.

 ·знакомят с законом перестановки слагаемых (например, 5 + 27 = 27 +5, но вторымспособом выполнить действие легче);

·используют сложение частями (27 + 18 = 27 + 3 +15);

·показывают, как применение сочетательного и распределительного законов помогаетускорить и облегчить подсчёт (например, 16 + 23 + 84 = (16 + 84) + 23).

Устноевыполнение этих операций развивает логическое мышление, что впоследствиипоможет быстро и правильно принимать любые жизненно важные решения.

 

Длявыполнения умножения и деления ребенок должен выучить таблицы сложения иумножения.

Сейчас всебольшую популярность набирают различные способы быстрого счёта. Эта методиканазывается ментальной арифметикой. Здесь используется абакус, японские счёты, вкоторых каждый десяток костяшек разделен на две пятерки.

А теперь поработаем. Давайте разделимся на две группы,есть желающие можно по 4 человека?

Первая группа будет решать обычными способами, налисточке, а вторая -устно, с помощью моих приемов. Результаты обязательносверим.

 

Шпаргалка

 

Вот быстрый способ узнать, когда число может быть равномерноразделено на эти же числа:

·         10, если число заканчивается на 0.

·         9, когда цифры складываются вместе, а сумма делится поровну на9.

·         8, если последние три цифры делятся на 8, или число оканчиваетсяна 000.

·         6, если при сложении чётных чисел сумма делится на 3.

·         5, если число заканчивается на 0 или 5.

·         4, если число оканчивается на 00 или двузначное число, котороеделится на 4.

·         3, если при сложении цифр числа результат делится на 3.

·         2, если оно заканчивается на 0, 2, 4, 6 или 8.

 

 

Устноесложение поразрядно:

425+357=(400+300)+(20+50)+(5+7)=700+70+12=782

Представленная информация была полезной?
ДА
60.33%
НЕТ
39.67%
Проголосовало: 1273

Устноеумножение на однозначное число поразрядно:352*4=300*4+50*4+2*4=1200+200+8=1408.

Сочетательныйзакон сложения:(15+12)+25=(15+25)+12=52

Переместительное:

15+27+25+13=15+25+27+13=40+40=80

Переместительноесвойство умножения:

12*7*5=12*5*7=60*7=480

Распределительноесвойство умножения:12*7+8*7=(12+8)*7=20*7=140

1. Сложение больших чисел

Сложение крупных чисел в голове − намного более лёгкий процесс,чем кажется. А этот метод показывает, как упростить процесс, округлив все числадо десятка. Вот пример:

644 + 238

Чтобы было проще работать, округляем каждое из чисел. Итак, 644превращаем в 650, а 238 становится 240.

Затем складываем 650 и 240. Получается 890. Чтобы найти ответ наисходное уравнение, нужно определить, сколько мы добавили к числам, чтобы их округлить.

650 — 644 = 6 и 240 — 238 = 2

Получается, что к первому числу (644) мы добавили 6, а ковторому (238) − 2. Складываем 6 и 2 вместе, получаем 8.

Остаётся вычесть из суммы округлённых чисел (890) лишнее (8):

890 — 8 = 882

Получаем, что 644 + 238 = 882. Это один из основныхматематических трюков, которые стоит знать.

 

2. Умножение на 10 и 11

Хитрость в умножении любого числа на 10 состоит в добавлениинуля к концу числа. Например, 62 х 10 = 620.

Существует также простой способ умножения любого двузначногочисла на 11. Вот оно:

11 х 25

Возьмём двузначное число и отделим первую часть числа от второй− из 25 сделаем 2 и 5.

Теперь складываем эти два числа вместе и помещаем результат вцентр, между 2 и 5:

2 (2 + 5) 5

2 7 5

Ответ: 11 х 25 = 275.

Если число в центре содержит две цифры, добавьпервое число из суммы к первой цифре итогового числа, а второе оставь на месте.Вот пример для уравнения 11 х 88:

8 (8 + 8) 8

8 (16) 8

(8 + 1) 6 8

9 6 8

Получаем ответ: 11 х 88 = 968.

3. Возведениев квадрат двузначного числа с окончанием 5

Используемчисло 35 в качестве примера:

Шаг1: Умножим первую цифру на сумму единицы и первой цифры.

Шаг2: В окончание поставим 25.

35в квадрате = 3 x (3 + 1) & 25

3x (3 + 1) = 12

12и 25 = 1225

35в квадрате = 1225.

 

4. Возведениев квадрат чисел от 51 до 59

Хотимпосчитать 51 х 51. Возьмём одну из цифр, например, 1, к нейприбавим 25. Получается 26.

Теперьперемножим ту же цифру (1), получим 1 (01).

Соединимполучившееся, 26 ставим первым числом, 01 вторым. Получается 2601.

 

5. Возведение в квадрат двузначногочисла с окончанием 1

Допустим, мы хотим узнать, чему равно 81 в квадрате.

81 х 81 = ?

Округляем число до меньшего − 80, возводим его в квадрат.Получается 6400.

Теперь к сумме дважды прибавляем округленное число − 6400+ 80 + 80, а в конце добавляем ещё один.

Получается 6560 + 1 = 6561.

 

Нуженли устный счёт взрослым

Нашмозг постоянно выполняет огромное количество операций. Часть из них –математические. Если механизм устного счёта отработан до автоматизма, мы можемне обращать на них внимание, как на чтение вывесок на магазинах. Чувство числа,определенные навыки устного счёта нужны человеку любого возраста так же, какграмотная речь или базовые знания из географии.

 

Пониманиесути математических операций развивает мышление, внимание, память.

Запомнивсо школы основные законы математических действий, несложно воспроизводить их вовзрослом возрасте. Но что делать, если такие навыки не были заложены? Стоитпоискать мобильное приложение для тренировки навыков устного счёта в интернете.

Сначаларазберитесь в особенностях математических действий, затем начинайте выполнятьупражнения. Начинайте со сложения однозначных чисел и добивайтесь максимальногорезультата. Постепенно переходите к более сложным упражнениям. Еслитренироваться по 10 минут в день, положительный результат можно будет заметитьмесяца за два. Вместе с упражнениями из приложения считайте устно в любыхжизненных ситуациях: стоимость покупки, размер сдачи, площадь квартиры илиучастка. Со временем, когда научитесь быстро выполнять арифметические действия,интенсивность тренировок можно снизить или свести к минимуму.

Свозрастом у среднестатистического человека снижается способность к запоминаниюинформации, мозг начинает работать медленней. Это может привести к серьезнымзаболеваниям, таким, как болезнь Альцгеймера. Чтобы замедлить эти процессы,врачи-геронтологи советуют пожилым людям изучать иностранные языки илиразгадывать кроссворды. Можно также заняться устным счётом. Здесь быстрее будутзаметны результаты тренировок, к тому же они принесут реальную пользу. Ведьуспехом может быть посчитанная «коммуналка» или надбавка к пенсии.

Умениесчитать устно – это преимущество, которое всегда остается с вами. Стоит тольконе лениться и вырабатывать навыки счёта в уме. Это не только полезно, но иинтересно. Пока наш мозг работает- мы живем и развиваемся, как только онперестает работать- мы начинаем быстро стареть, я желаю вам , чтобы ваш мозгработал как можно дольше и вы прожили долгую и счастливую жизнь! Спасибо завнимание!

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.33%
НЕТ
39.67%
Проголосовало: 1273

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.33% НЕТ 39.67% Проголосовало: 1273


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.33% НЕТ 39.67% Проголосовало: 1273


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.33% НЕТ 39.67% Проголосовало: 1273


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.33% НЕТ 39.67% Проголосовало: 1273


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.33% НЕТ 39.67% Проголосовало: 1273


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет