ЛесныхЛиля Николаевна
МАСТЕР-КЛАСС
«ПРИОБЩЕНИЕДЕТЕЙ К ИСТОКАМ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ОБРАЗ ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУКЛЫ.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКЛЫ ХОРОВОДНИЦЫ»
Аннотация. Приобщение детей к истокам народного творчестваявляется средством формирования у них гражданско-патриотических чувств. Акцентна знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением иинтересом относиться к культурным традициям других народов. Мастер-класс направлен на возрождение традиций изготовлениярусской народной куклы.
Ключевыеслова: истоки, национальная культура,игровая кукла, мастер-класс, Хороводница.
Актуальность.
Впоследнее время все острее встает вопрос о возрождении русских национальныхтрадиций. Чтобы воспитать любовь к Родине, надо знать и
понимать своитрадиции. Народная кукла, являясь образцом человека, помогает ребенкуподражать миру взрослых отношений. В игре с народной куклой ребенок познаетокружающий мир, учится выражать свои чувства, у него появляются навыки общения.
Целеваяаудитория: данный мастер-класс предназначен длядетей младшего и среднего школьного возраста; полезен педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов, воспитателям,родителям.
Цель:приобщение детей к истокам национальной культуры через образ традиционнойнародной куклы; изготовление русской игровой куклы Хороводницы.
Задачи:
Обучающие:познакомить с русской народной игровой куклой Хороводницей; углубить знания онародной кукле.
Развивающие:развить интерес к истории народной куклы, к русским традициям.
Воспитательные:воспитывать чувство гордости и любви к русским народным традициям.
Ожидаемыерезультаты:
1.Наличиепредставлений об истории куклы.
2.Наличиепредставлений о технологии выполнения куклы Хороводницы.
3.Развитиезаинтересованности к русской народной культуре.
Продолжительностьмастер-класса:1 час.
Технологии:здоровьесберегающие, игровые, педагогика сотрудничества, технологияразвивающего обучения.
Методы:словесный, наглядный, практический.
Форма проведениямастер-класса: практическоезанятие.
Раздаточныйматериал: материалы для изготовления куклы;технологическая карта изготовления куклы (приложение 1приложение 2русскаянародная игра «Малечина- калечина»(приложение 3).
Оформление:
Наглядное оформление:
Видео 1. Игра «Малечина-калечина»
(ссылки: https://yandex.ru/video/preview/2162264927331349781
https://yandex.ru/video/preview/2381293033100062537https://youtu.be/VNPbdmaLbFY).
Видео 2. Видеомастер-класс по изготовлению куклы Хороводницы:
(ссылка: https://youtu.be/AADNK9gt2kE).
Музыкальное оформление:
Звук № 1. Русская народная музыка «Хоровод»
(ссылка: https://vk.com/audio?performer ).
Звук № 2.Русская народная музыка для хороводов
(ссылка: https://vk.com/audio?performer=1 ).
План:
1.Оргмомент: приветствие,сообщение темы.
2.Основная часть:
— ознакомление скуклой, её историей, ролью в жизни, семьи, ребёнка;
— практическаячасть: технология выполнения куклы Хороводницы;
3.Заключительнаячасть:
— рефлексия,подведение итогов.
Историянародной игровой куклы «Хороводница».
Педагог:Я предлагаю вашему вниманию мастер – класс по изготовлению русскойнародной игровой куклы Хороводница.
Вдавние времена все имело смысл. Очень часто даже игровая кукла делалась нетолько для забавы, но и для того, чтобы помогла приобрести нужный в работенавык. Кукла Хороводница – одна из немногих игровых тряпичных кукол, накоторую не возлагали обережных обязанностей. Это была обычная игрушка напалочке, которая при вращении, весело крутилась. Делали обычно каждому ребенкусразу две куклы – по одной в каждую руку. Играя с Хороводницами, нужно былокрутить их в разные стороны одновременно, что являлось хорошей тренировкой дляпальцев. Повзрослев, девочка могла уверенно браться за прядение и освоениенового вида рукоделия. Вначале первых кукол малышам делали старшие дети иливзрослые. Немного повзрослев, ребятишки могли самостоятельно изготавливатьтаких плясуний и устраивать вместе с друзьями и подружками большие игрушечныехороводы. Умелое обращение с Хороводницами приветствовалось и поощрялось. Организационныймомент.
(Психологическийнастрой на творческую продуктивную деятельность).
Педагог:
Вместе в круг мысоберёмся,
Дружно за рукивозьмёмся.
Ты мой друг и ятвой друг,
Стало веселовокруг!
Какое у васнастроение?
КуклаХороводница делается в точности, как нам уже известная кукла Колокольчик.Единственное отличие – это палочка, которая удерживает всю конструкцию. Чтобыкукла не слетала с палки, ее нужно использовать еще на этапе собирания узелкадля головы. Юбок у Хороводницы две. Это для того, чтобы им легче былоподниматься при вращении. Для юбок необходимо выбрать лоскуты из легких тканей.Третий, верхний лоскут – это голова и руки, на голову надевают платок иликосынку. Сильно не утяжеляйте куклу, она должна создавать ощущение легкости ивоздушности. Ткани предпочтительно брать светлые, цветные, чтобы настроениеподнималось, глядя на Хороводниц. (Педагог рассказываетсказку Татьяны Кирюшатовой «Хороводница» (приложение 2).
Практическаячасть.
Для изготовлениякуклы вам потребуются материалы:
*ровная палочка;
*два круга изцветной ткани диаметром 19 см и 21см;
*прямоугольник избелой ткани 9 на 18см;
*треугольник из ткани 17 на 17 см;
*немного ваты илисинтепона;
*нитки;
*ножницы.
Поэтапное изготовление куклы.
Голова.
*Кладем небольшой слой ваты. Примотать нитками белыми,чтобы вата не слетала. Голова за счет ваты стала мягкой и ровной.
Рис. 1
Юбочки.
*Накладываем верхнюю юбку на нижнюю, определяемцентр.
*Прикладываем юбочки центром к вершине головы изаматываем белой нитью вокруг шеи.
*Равномерно распределяем складки на юбке. Юбка должна быть пышной.
Рис. 2
Рукава.
*Закладываем краешки на прямоугольнике на расстоянии 1см, заутюживаем рукой, собираем узкий край в складочки, заматываем этот конецкрасной нитью. У нас получились рукава.
Рис.3
Рис.4
*Надеваем рукава на голову кукле, закладываемскладочки так, чтобы было ровное личико, получились две руки одинаковой длины.Заматываем нитью. Получилось лицо, руки и шея. Рукава расправить, чтобы ручкибыли подняты в стороны.
Рис.5
Головной убор.
*Надеваем на голову платок или косынку. Концы платказавязываем на два узелка на шее сзади.
Рис.6
*Поправляем рукава и юбочки.
Рис.7
Наша кукла Хороводница готова!
Как играть с тряпичной куклойХороводницей.
Эта тряпичная кукла была иостается не только забавой, но и своеобразным тренажером. Чтобы Хороводницарасправила свои юбочки и закружилась в пляске, ее нужно «оживить». Для этогобыстро вращают пальчиками палочку, на которой закреплена кукла. Наши предкиделали для игры две куколки. Девочка крутила одновременно в двух руках покуколке, тем самым готовясь к будущей работе (прядению), развивая необходимыенавыки. Можно положить палочку между ладошками и «потирать» ими. В любом случаепалочка должна крутиться, а Хороводница вместе с ней. Такое упражнение оченьполезно, так как заставляет ручки работать и развивает мелкую моторику пальцев.(Физкультминутка: дети вращают пальцами Хороводниц под русскую народнуюмузыку «Хоровод». Звук 1.Ссылка: https://vk.com/audio?performer ).
А сейчас я предлагаю сыгратьв игру «Малечина — Калечина». На раскрытую ладонь ставим палочку истараемся, как можно дольше, удержать ее на ладони. Ставим и приговариваем: «Малечина—Калечина», сколь часов до вечера. Раз, два, три, четыре, пять, шесть…».Считаем, пока палочка не упадет. Главное условие: нельзя придерживать палочкупальцами или второй рукой. (Кукла Хороводница может служить игровой палочкой).
Рефлексия.
1.Был ли вам полезен данный мастер-класс?
2.Будете ли вы применять в своей работе игровую куклу«Хороводницу»?
Хочу закончить словамирусского писателя, критика Андрея Синявского: « Без нее, без куклы, мир бырассыпался, развалился, и дети перестали бы походить на родителей, и народ бырассыпался пылью по лицу земли».
Списокиспользованная источников:
1.Золотая книгарусских сказок. – СПб.: Ленинздат, «Ленинград», 2005
2.Мастер-класс «Народная тряпичная кукла «Хороводница»
Источник: https://sportdisain.ru/kukla-horovodnitsa-iz-tkani/
3.Народнаякукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery (ссылка:https://gallery.ru/watch?a=cVv-Gqr).
4.Видеомастер-класс: https://youtu.be/AADNK9gt2kE.
5.Игра«Малечина-Калечина» ссылка: https://yandex.ru/video/preview/2381293033100062537.
6.Игра«Малечина-Калечина» ссылка:https://youtu.be/VNPbdmaLbFY
ссылка:https://yandex.ru/video/preview/2162264927331349781.
Приложения
Приложение 1
Технологическая карта « Русскаяигровая кукла Хороводница»
Рис 1. На палочку накладываем вату, придаем овальную форму заготовке для головы. Делаем несколько витков ниткой, закрепляя ее на палочке. |
|
Рис 2. Для юбочки куклы Хороводницы вырезаем два круга разных диаметров. У нас диаметры кругов 19 и 21см. Лучше всего для юбки использовать легкую хлопчатобумажную ткань – ситец. Бязь – более тяжелая и юбочка с трудом поднимается, когда играешь с куклой. Наденьте круги на голову кукле Хороводнице. С краев сделайте складочки и завяжите ниткой снизу. |
|
Рис 3. Для кофточки возьмите прямоугольник белой ткани. Расправляем концы ткани, загибаем края ткани внутрь, формируем и обматываем ниткой ладошки, завязываем на 2 узелка, концы ниток обрезаем. |
|
Рис.4.Найдите середину кофточки и наденьте на голову кукле таким образом, чтобы лицо было ровным, а сбоку получилось два рукава. Обматываем ниткой вокруг шеи, завязываем на два узелка, концы ниток обрезаем |
|
Рис 5. На голову кукле надеваем косынку или платок. Поправляем рукава, расправляем юбочки и наша кукла готова!
|
|
Приложение 2
Сказка «Хороводница»
Татьяна Кирюшатова
Ссылка: https://vk.com/skazki_o_kuklah
Водной деревушке, в расписной избушке, жила-была бабушка Нина. Подняла онаоднажды с земли палочку, достала из шкафа лоскутки да ниточки, приняласьмастерить куколку. Мастерила-мастерила, смастерила куколку Хороводницу. Юбка укуколки – солнце-клёш, на голове цветастый платочек, на ручках цветные ленточкида золотые колокольчики. – Ай да куколка! Ай да красавица! А куколка, недолгодумая, из бабушкиных рук выскользнула да и поскакала по дорожке на своейножке-палочке: – Прыг да скок, прыг да скок, прыг да скок… – Ты куда? – кричитей бабушка Нина. – Как куда? – отвечает куколка. – Хороводы водить .Скакалаона, скакала, прискакала в лесок. А там белка орешки собирает. Куколка к ней: –Привет, белочка. Созывай своих друзей-подружек, будем хороводы водить. – Некогданам, – отвечает белочка.
–Орехинадо собирать, кладовые наполнять. Иди, куколка, с другими хороводы води, анас, белок, не отвлекай. – Ну, ладно, – махнула ручками куколка и дальше полесной тропинке поскакала: – Скок да скок, скок да скок, скок да скок….
Скакала-скакала, смотрит, ёжик осенние листочки собирает.
– Ёжик-ёжик, – говорит куколка. – Созывай скорее своих друзей-подружек, будемхороводы водить. – Вот ещё, – фыркнул ёжик. – Некогда нам. Нужно нору своюутеплить, перинку сухими листочками набить. Иди, куколка, с другими хороводыводи, а нас, ежей, не отвлекай понапрасну.
–Ну, ладно, – махнула ручками куколка и дальше поскакала: – Скок да скок, скокда скок, скок да скок….Скакала-скакала, смотрит на пеньке под липой медведьсидит, малину ест, мёдом запивает. – Эй, медведь, – кричит куколка. – Я вижу,ты ничем особо не занят. Созывай скорей своих родственников, будем хороводы водить.– Э-хе-хе, – насупился медведь. – Как это я ничем не занят? Очень даже занят. Яжирок коплю, к зимней спячке готовлюсь, а ты меня отвлекаешь. Скачи себе,куколка, с другими хороводы води, а нас, медведей, не отвлекай. – Ну, ладно, –ответила куколка и дальше по лесной тропинке поскакала. – Скок да скок, скок даскок, скок да скок….Скакала она, скакала…. Вдруг слышит, кто-то плачет,всхлипывает: – Хны-хны-хны, хны-хны-хны. Смотрит, под кусточком девочка Машасидит, слёзы горькие роняет. – Маша, Маша, – говорит куколка, – что у тебяслучилось? – Заблудилась я, – отвечает Маша. – Вон оно что, – говорит куколка.– А я знаю, как тебе помочь. – Возьми меня в ручки да покрути скорее палочку. ВзялаМаша куколку в ручки и давай палочку крутить, а куколка давай кружиться дапесенку напевать: Что за чудо, просто «Ах», Скачет куколка в руках. Пляшет,улыбается, Всем на свете нравится. Кружится куколка, веселится, лентыяркие вверх взлетают, золотые колокольчики на весь лес заливаются: –Дзинь-ля-ля, дзинь-ля-ля. Прибежала на этот звук Машина мама. А за ней Машинпапа. За папой дедушка с бабушкой. А за ними тётя с дядей и другиеродственники: – Ура! Нашлась наша Машенька! Нашлась наша красавица! А Маша вответ: – Надо куколку благодарить. – Не надо меня благодарить, – говориткуколка. – Давайте лучше хороводы водить. – Это мы любим, – говорят Машиныродственники.Завели они хоровод. (Звук 2. Русская народная музыка дляхороводов ссылка: https://vk.com/audio?performer=1). Друг за другом идут, песни поют. До вечеравеселились, хороводились, а потом по домам разошлись, сказали:
– Веселиться хорошо, да дела ждут. Нужно многое успеть до первых заморозков. КуколкуМаша с собой взяла: – Урожай соберём да снова хоровод заведём. Вместе скуколкой, с моей спасительницей, с веселушкою Хороводницей!
Приложение 3
Русская народная игра «Калечина -Малечина».
Богатырь повернулся лицом клесу, приложил ко рту ладони и крикнул:
— Калечина-Малечина, сколько часов до вечера?! — Целаядюжина!
— откликнулся из чащи визгливый голос. (В тех краях,где Калечина-Малечина не водится, люди вынуждены узнавать время с помощьювсяких мудрых устройств, водяных капель и мелкого песка). Калечина-Малечина —тоненькая, какпалочка, об одном глазе, об одной руке и об одной ноге. Калечина-Малечина —лесная. Братья ее — семь ветров, а восьмой — витной вихрь — ее друг сердечный,который и бьет ее, и треплет, и неверен, постылый. Целую ночь гуляет Калечина влесу, а на день где-нибудь в плетне сидит и ждет вечера, чтобы снова трепаться.И всякому, кто только ни спросит ее о вечере, непременно скажет: так ждет она снетерпением вечера. «Там, где нас нет» Михаил Успенский. ( Ссылка: http://bogislavyan.ru/kalechina-malechina/ ).
Условия игры. На раскрытую ладоньпоставить палочку и постараться, как можно дольше, удержать ее на ладони. Приэтом приговариваем: «Калечина — Малечина», сколь часов до вечера. Раз, два,три, четыре, пять, шесть…». Считаем, пока палочка не упадет. Главное условие:нельзя придерживать палочку пальцами или второй рукой.
