Аннотация к мастер-классу«Психологическая подготовка к ГИА»
Большаячасть учащихся сдающих экзамены, будь то ОГЭ или ЕГЭ, испытывают стресс.Состояние стресса ухудшает память внимание и скорость реакции, а так жеповышает кровяное давление и нарушает функциональность организма в целом. Нашазадача снизить уровень напряжения, преодолеть состояние стресса, научитьребенка справляться с надвигающимся беспокойством самостоятельно. А так жеувеличить объем памяти и улучшить концентрацию внимания.
Цель: Побороть высокий уровеньстресса у учащихся перед сдачей экзаменов.
Задачи:
· Снять эмоциональное напряжение;
· Уменьшить влияние стресса на организмучащегося;
· Улучшить мозговую активность.
Ожидаемый результат:снижение общего уровня тревожности.
Антистрессовыекинезиологические упражнения.
1. Дыхательное упражнение Эверли(EverlyG.S.).
Упражнениеспособствует активизации работы стволовых отделовмозга, ритмированию правого полушария, снятие мышечного напряжения, ликвидацияощущения тревоги, снижение частоты сердечных сокращений. Регулярноесистематичное (1—2 недели) выполнение данного упражнения сформирует своего родаантистрессовую установку. Последующие стрессовые ситуации будут переживатьсяболее спокойно и менее разрушительно для вас. Закрыть глаза, положить левуюруку на пупок, а правую руку сверху так, как вам удобно. Вообразить внутри себянадувной резиновый шарик (визуализация). На вдохе представлять, как воздухвходит через нос, идет вниз и надувает шарик. По мере заполнения шарикавоздухом руки будут подниматься вверх. Надувание шарика в области живота должнопереходить в среднюю и верхнюю часть грудной клетки. Продолжительность вдохадолжна составлять 2 секунды. По мере совершенствования навыка ее можноувеличить до 3 секунд. Задержать дыхание (не более 2 секунд). Повторять просебя фразу: «Мое тело спокойно». Медленно начать выдох. Продолжать повторятьпро себя фразу: «Мое тело спокойно». Продолжительность выдоха должна длиться неменее 3—4 секунд. Повторить это четырехфазовое упражнение не более 3—5 раз. Приголовокружении необходимо прекратить упражнение, а в следующий раз сократитьпродолжительность вдоха, паузы и выдоха. Упражнение можно выполнять утром, днеми вечером, а также в стрессовой ситуации.
2. Мышечная релаксация по методикеДжейкобсона.
Упражнения состоят из последовательного напряжения и расслабленияразных групп мышц, что приводит к общему успокоению.
Напряжение длится 7 секунд, расслабление — 30–40секунд, при этом, расслабляясь, нужно постараться сконцентрироваться наощущениях, которые возникают в тех частях тела, с которыми вы работаете. Этоможет быть ощущение тепла, легкости, тяжести, покалывания.
Каждый раз после расслабления к рабочей группе мышц добавляетсяновая группа. Упражнение желательно выполнять сидя.
· Сожмите изо всех сил кулаки,держа их на уровне груди. Почувствуйте напряжение в кистях.
· Расслабьтесь. Какие у васощущения в мышцах? Постарайтесь воздержаться от любых движений 30-40 секунд.
· Сожмите кулаки, согните руки влучезапястных суставах. Почувствуйте напряжение в предплечьях.
· Расслабьтесь. Какие у васощущения в мышцах? Постарайтесь воздержаться от любых движений 30-40 секунд
· Сожмите кулаки, согните руки влучезапястных суставах и в локтях, напрягите бицепсы.
· Расслабьтесь. Какие у васощущения в мышцах? Постарайтесь воздержаться от любых движений 30-40 секунд.
· Сожмите кулаки, согните руки влучезапястных суставах и в локтях, напрягите бицепсы, сведите лопатки иопустите их вниз. Почувствуйте напряжение в верхних мышцах спины.
· Расслабьтесь. Какие у васощущения в мышцах? Постарайтесь воздержаться от любых движений 30-40 секунд.
· Вытяните ноги перед собой,сведите носки, а пятки расставьте, при этом пальцы ног согните, чтобы онисмотрели в пол. Согните голеностопный сустав, чтобы носок тянулся к вам, итеперь оторвите выпрямленные в коленном суставе ноги. Почувствуйте напряжение вмышцах голеней и бедер.
· Расслабьтесь. Какие у васощущения в мышцах? Постарайтесь воздержаться от любых движений 30-40 секунд.
Для того чтобы ваш организм расслабился, чтобы вы испыталиспокойствие, а тревожные мысли ушли на второй план, повторите этиупражнения 4–5 раз.
3. Кинезиологические упражнения для активациипамяти, внимания.
«Думающий колпак». 1. Возьмите правоеухо правой рукой, левое – левой таким образом, чтобы большие пальцы были сзади,а остальные – спереди. 2. Массируйте край уха, продвигаясь сверху вниз, чутьоттягивая и выворачивая к затылку. Затем разомните мочку уха. 3. Повторите 3 иболее раза.
«Позитивныеточки». После выполнения упражнения ослабевают эмоциональные реакции, чтопомогает сбалансировать стрессовое состояние. Легче вспоминается выученныйматериал, лучше усваивается и запоминается новая информация. 1. Найдите точкина лбу, расположенные посередине между линией волос и бровей. Положите на нихсредний и указательный пальцы обеих рук. 2. Держите пальцы на этих точках. Есливы переживаете за предстоящую стрессовую ситуацию, можете представить ееуспешное разрешение. Упражнение выполняйте сидя или стоя.
Вовремя проведения такого вида упражнений у учащихся наблюдалось снижение общейтревожности, увеличение позитивного настроя. Дети брали на вооружение некоторыеупражнения для личного использования.
