Мастер-класс
Развитие функциональной грамотности на урокахинформатики в условияхреализации обновленных ФГОС
сприменением оборудования центра «Точка роста».
Педагогдополнительного образования: Самокиш А.Ю.
В рамках национальногопроекта «Образование» в 2022 году в нашей школе был открыт центр «Точка роста»и в кабинет информатики поступили 4 ноутбука и принтер.
Благодаряоткрытию «Точки роста» в нашей школе, у детей появилось еще больше возможностейдля развития. На уроках, теперь у каждого ученика появилось свое рабочееместо. Не надо ждать, чтобы выполнить задание. А это мотивирует.
Офункциональной грамотности сегодня говорят всё больше и больше. И это логично:мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужноучить ориентироваться в ней. И если раньше, на уроках, я больше формировалачитательскую компетенцию. То сейчас, благодаря оборудованию «Точки роста», идетработа по развитию всех компетенций, включенных в функциональную грамотность. Иуже сейчас можно говорить о том, что дети стали лучше работать в группах и индивидуальнов различных ситуациях, а это глобальные компетенции. Дети стали лучше анализировать,обрабатывать информацию. В рамках внеурочной деятельности, ребята учатсяотбирать нужную информацию, создавать проекты и защищать их, отстаивать своюточку зрения.
Приизучении электронных таблиц я развиваю финансовую, математическую компетенции. Сегодняшнийфрагмент урока тому подтверждение.
Класс: 7
Тема: «Соревнования между текстовым и табличным редакторами».
Ход урока:
1. Орг.Момент.
Здравствуйте ребята. Сегодня мы продолжаемработать в «Точке роста». Проверьте свою готовность к уроку.
2. Познавательнаямотивация. Постановка проблемы
Учитель: Ребята, какое важное спортивноесобытие проходило этой зимой (зимние Олимпийские игры).
Учитель: правильно, а что происходит наОлимпийских играх? (проходят соревнования в разных видах спорта) Правильно,сегодня и у нас с вами пройдут соревнования.
Учитель: Скажите, чтобы соревнованиясостоялись, что для этого нужно? (чтобы приехали команды). Все верно, а ктодолжен быть у каждой команды? (капитан). Да, вот и сейчас вам необходимовыбрать капитанов своих команд.
Учитель: Команды, собраны, капитанывыбраны. А чего еще не хватает? (названия команд). Да, но, чтобы выбратьназвания своих команд, давайте вспомним, что такое табличный и текстовыйредактор?
И соответственно сегодня у нас пройдутсоревнования между текстовым и табличным редакторами. Давайте определим пожребию, какой редактор, какая команда будет представлять. Попрошу капитановподойти ко мне. (Вытягивают названия: «Табличный редактор», «Текстовыйредактор»).
Учитель: всё, команды собраны, капитанывыбраны, названия команд есть. А как вы думаете какая цель наших соревнований,и соответственно нашего урока? (Определить какой редактор лучше подходит длярешения определенных задач). Верно, сегодня на соревнованиях, будут предложеныразличные задания, и к концу урока мы с вами определим, каким редактором, прирешении каких задач удобнее пользоваться.
Учитель: А теперь давайте определим, как,по каким критериям мы будем определять успешность прохождения этапа? ( Быстротавыполнения, правильность, возможность реализации). Хорошо, за каждый пройденныйэтап, вы будете получать «+» — если прошли успешно, и « — » — если не прошли. Соответственно,та, команда, которая получит больше «+», выиграет. Всем удачи.
3. Входнойконтроль.
Учитель: У вас настоле находятся кроссворды по той теме, которую представляет команда. У вас 5мин на работу с ним (Засекается время через секундомер, назовем его «Геракл»).
4. Практическаяработа.
Учитель: А сейчасмы переходим к следующему этапу. Вам, предстоит выполнить практическую работу.В ней 2 задания:
1. «Купипиццу с большей скидкой»
Учитель: открываем наши компьютеры. Нарабочем столе в своих редакторах, вы увидите файл, с название «Купи пиццу сбольшей скидкой». Ваша задача определить «какая же пицца дешевле». Работаем всвоих группах, после того как будет найдет ответ. Капитан заполняет отчет исдает мне. Удачи.
Время выполнения (10 мин). (Время засекаетсяс помощью «Геракла»).
Во время выполнения задания учительподходит к каждой группе и работает с ними по – очереди. Спрашивая у учеников.С помощью чего, они будут считать, какая пицца дешевле? С помощью каких формулс табличном редакторе это можно сделать?
2. «Покупки».
Учитель:Также на рабочем столе, вы увидите файл «Покупки». Ваша задача: определить, хватитли вам 130 рублей, чтоб купить все продукты, которые вам заказала мама, ихватит ли купить чипсы за 25 рублей? Удачи.
Времявыполнения 10 мин. (Время засекается с помощью «Геракла»).
5.Рефлексия
Определяютсяпобедители. (И как на Олимпийских играх – повесить медали).
Ответьте на вопросы устно:
Достигли ли вы цели урока?
Что помогало и что мешало успешному прохождению этапов?
Какоезадание вам показалось самым трудным?
Все ли из предложенных заданий легко можно выполнить, используятолько текстовый редактор?
А длякаких заданий нам лучше всего использовать текстовый редактор?
А гдев дальнейшем нам может понадобиться табличный редактор?
В какихпрофессиях люди используют вычисления? Формулы?
Если своей работой на уроке был(а): подготовить таблицу, кудакаждая команда приклеит стикер
• Доволен (довольна),
• Не совсем доволен (довольна),
• Не доволен (довольна),
Уже без детей: В представленном уроке, былсделан акцент на финансовую, читательскую, коммуникативную и математическуюграмотности. А это неотъемлемая часть ФГОС. Во внеурочной деятельности, врамках работы «Точки роста» дети изучают, информатику начиная со 2 класса,учатся составлять простейшие программы на scratch, сдальнейшим подключением к роботам Lego. Оборудование помогает повысить качество подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. Заэти 2 года, ученики нашей школы стали призерами областного конкурса «Дети.Техника. Творчества», в этом году, участвуют в проектах «Сирус» и «Большиевызовы».
Со следующего учебного года, планируетсязапуск 2 новых кружков: «создание мультфильмов» и программирование на python.Главное в работе «Точек роста», дать возможность нашим детям, живущим в селеидти в ногу со временем, осваивая современные технологии, находя себя или всфере программирования, или робототехники, 3 – d графики, шахматах и т.д.
Приложение 1.
«Купи пиццу с большей скидкой» (длякоманды текстового редактора)
ПИЦЦА С БОЛЬШОЙ СКИДКОЙ
– Мне в социальной сети предложили заказать пиццу попромокоду со скидкой 50 %. Давай закажем? – сказал
Серёжа брату Максиму.
– Отличная идея, – поддержал брата Максим
– Меня ещёнастораживает, что оплатить заказ можно только онлайн
банковской картой на сайте, мы рискуем потерять нашиденьги, уж лучше
ничего не покупать с большой скидкой – это, какправило, мошенники. –
сказал Максим.
– Не согласен, если соблюдать простые правила и бытьвнимательнее, то
можно хорошо сэкономить и не переплачивать призаказе. – ответил
Серёжа
Отметьте
нужный вариант ответа, а затем объясните
свой ответ.
Кто прав в данном споре?
¡ Максим
¡ Серёжа
– Я нашёлнесколько других рекламных акций. Давай посмотрим среди них,
– сказал Максим.
«Пиццакруг» «ИТАЛЬЯНО»
Введитепромокод и закажите любую Купите 2 пиццы за 500 рублей иполучите 3 – ю в подарок
пиццу за 399рублей.
Доставка: 300рублей. Доставка: 400 рублей.Беспл. доставка при заказе от 1000руб
Бесплатная доставка при заказе от
1000 руб.
Способ оплаты: наличнымиили Способ оплаты: акция действ только приоплате банковской
картой при получениизаказа. картой насайте.
«ВКУСНО СЫТО» «Усатый шеф»
Введите промокод и закажителюбую Введите промокод и закажите любую большую пиццу за 450р
пиццу за 450 рублей.
Доставка: временноосуществляется Доставка: Бесплатная
только самовывоз (за пиццей
необходимо будет приехать в кафе).
Способ оплаты: банковскойкартой Способ оплаты: банковской картой онлайн или при
или наличными в кассе кафе. получении, наличными
По какой рекламной акции заказ пиццы
может привести к потере денег?
В какой пиццерии выгоднее сделать заказ?
Сколькоденег потратят братья?
Приложение 1.
«Купи пиццу с большей скидкой» (длякоманды табличного редактора)
ПИЦЦА С БОЛЬШОЙ СКИДКОЙ
– Мне в социальной сети предложили заказать пиццу попромокоду со скидкой 50 %. Давай закажем? – сказал
Серёжа брату Максиму.
– Отличная идея, – поддержал брата Максим
– Меня ещёнастораживает, что оплатить заказ можно только онлайн
банковской картой на сайте, мы рискуем потерять нашиденьги, уж лучше
ничего не покупать с большой скидкой – это, какправило, мошенники. –
сказал Максим.
– Не согласен, если соблюдать простые правила и бытьвнимательнее, то
можно хорошо сэкономить и не переплачивать призаказе. – ответил
Серёжа
Отметьте
нужный вариант ответа, а затем объясните
свой ответ.
Кто прав в данном споре?
¡ Максим
¡ Серёжа
– Я нашёл несколько другихрекламных акций. Давай посмотрим среди них,
– сказал Максим.
|
«Пицца круг» |
«Итальяно» |
«Вкусно сыто» |
«Усатый шеф» |
Условия |
Введите промокод и закажите любую пиццу за 399 рублей |
Купите 2 пиццы за 500 рублей и получите 3 – ю в подарок |
Введите промокод и закажите любую пиццу за 450 рублей |
Введите промокод и закажите любую большую пиццу за 450р |
Доставка |
300руб. Беспл.доставка при заказе от 1000руб. |
400 рублей. Беспл. доставка при заказе от 1000руб |
временно осуществляется |
Бесплатно |
Способ оплаты |
Наличными или банковской |
Акция действует только при оплате картой на сайте. |
Банковской картой |
банковской картой онлайн или при
|
По какой рекламной акции заказ пиццы
может привести к потере денег?
В какой пиццерии выгоднее сделать заказ?
Сколькоденег потратят братья?
Приложение 2.
«Покупки» (Задание для команды «Тестовогоредактора)
Упражнение:Мама попросила вас купить 2 буханки хлеба, 2 молока, 5 пакетиков кофе, 1упаковку пельменей. Посчитайте, хватит ли вам 130 рублей, чтобкупить все продукты, которые вам заказала мама, и хватит ли купить чипсы за 25рублей, если 1буханка хлеба стоит 9,6 руб, 1 пакетик кофе стоит 2,5 руб., 1 бутылка молока стоит 13,8 руб, 1 упаковка пельменей стоит 51,3 руб.
Приложение 2.
«Покупки» (Задание для команды «Табличного редактора»)
Упражнение: Посчитайте,используя ЭТ, хватит ли вам 130 рублей, чтоб купить все продукты, которые вамзаказала мама, и хватит ли купить чипсы за 25 рублей?
№ |
Наименование |
Цена в рублях |
Количество |
Стоимость |
1 |
Хлеб |
9,6 |
2 |
=С2*D2 |
2 |
Кофе |
2,5 |
5 |
=С3*D3 |
3 |
Молоко |
13,8 |
2 |
=С4*D4 |
4 |
Пельмени |
51,3 |
1 |
=С5*D5 |
5 |
Чипсы |
2,5 |
1 |
=С6*D6 |
|
|
|
Итого |
??? |