Муниципальноеавтономное образовательное учреждение гимназия №22 г. Калининград
Калининградскийобластной институт развития образования
Семинардля образовательных организаций
РоссийскойФедерации
Мастер-класс: STEM-образованиеобразовательные модули «Экспериментирование с живой и неживой природой» потеме: «Звук и тон».
Краткое описание работы: Расширение знанийпедагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детейдошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности средствамимузыки.
Воспитатель: Метельская К.Ю.
Цель: Расширение знаний педагогов оразвитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольноговозраста в процессе экспериментальной деятельности средствами музыки.
Задачи:
-Расширять знания педагогов о значенииэкспериментирования в развитии детей дошкольного возраста;
-Познакомить с понятием «звук»(музыкальный, голос человека, природный звук);
-Развивать умение сравнивать различныезвуки, определять их источник;
-Развивать слуховое восприятие, умениеопределять музыкально шумовые звуки;
-Организовать взаимодействие междупедагогами, создать предпосылки формирования сотрудничества;
-Формировать у педагогов отношение друг кдругу как к партнеру;
-Создать доброжелательную атмосферу.
Практическая значимость:
Полученные результаты и предложения могутбыть использованы воспитателями, как средство развития творческойисследовательской активности дошкольников в процессе детскогоэкспериментирования.
Исследовательская деятельность.
Что же нам предстоит сегодня открыть внашей научной лаборатории?
— Какие бывают звуки?
Восприятие на слух, наблюдение и ощущениевибраций. Высокие и низкие звуки.
(Поющие спицы и стальные полоски).
Цель нашего эксперимента: узнать поют лиспица, и стальная полоска разными голосами?
Нам потребуется вязальная спица ирезонатор.
Эксперимент №1.
(Пальцем отожмите конец спицы вниз иотпустите. Повторите эксперимент, удлиняя и укорачивая выступающую изрезонатора часть спицы.
Что вы наблюдали? Когда прекращаетсязвучание?
Эксперимент №2.
Теперь нам необходима стальная полоска ирезонатор.
Пальцем отожмите конец полоски вниз иотпустите. При этом необходимо медленно вытягивать полоску назад, укорачивая еёвыступающую часть.
Что вы слышите?
Что происходит, когда втягивают звучащуюполоску назад?
Что вы наблюдаете?
(Конец стальной полоски перемещаетсявверх-вниз. Когда выступающая часть полоски длинная, она колеблетсясравнительно медленно и издает более низкий звук. Когда, вы укорачиваетевыступающую часть полоски, она начинает колебаться быстрее, а издаваемый еюзвук становится выше).
Что нам удалось открыть?
Звуки бывает низкие и высокие. От чего этозависит? От скорости колебательных движений.
Эксперимент №3
Сейчас мы сами сможем с вами создатьнебольшой музыкальный инструмент, который будет издавать высокие и низкиезвуки. Для этого вам понадобится 1 резонатор, порожек, 2 колки, резиновые ленты(толстая и тонкая)
Начинайте перебирать резиновые струны.Натяните резиновые ленты сильнее, поворачивая колки. Подергайте струны ивыясните: что теперь изменилось?
Натяните резиновые ленты так, чтобытолстая издавала более низкие звуки, чем тонкая.
Поиграйте на цитре, извлекая из неёвысокие и низкие звуки.
Внимательно наблюдайте и слушайте: чтопроисходит с резиновой лентой, когда вы слышите звук?
Если вы прижмете резиновую ленту крезонатору, то её звучащая часть укоротится. Каким теперь стал звук – болеевысоким или более низким.
(Вы можете слышать звук, пока резиноваялента перемещается вперёд -назад. Такие перемещения называются вибрацией(колебаниями) Чем сильнее натянута резиновая струна и чем она короче, тем вышеиздаваемый ею звук).
