Мастер – класс
Тема: «Выявление и развитиедетей с интеллектуальными способностями»
· Цель: гармонизация и развитие незаурядныхинтеллектуальных способностей одаренного ребенка.
Задачи:
- создать условия для развития и гармонизации незаурядных интеллектуальных способностей у детей.
- социализация ребенка в группе сверстников.
- развитие творческого мышления, наблюдательности и познавательной активности.
Раздаточный материал:листы белой бумаги, ручки, дорожки – красная, зеленая, желтая.
Ход мастер-класса
— Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса«Выявление и развитие детей с интеллектуальными способностями».
Цель: развитиеинтеллектуальных способностей одаренного ребенка. СЛАЙД№2
Задачи: Слайд №3
- создать условия для развития интеллектуальных способностей у детей.
- развитие творческого мышления, наблюдательности и познавательной активности.
Начнем наш мастер-класс с упражнения«Поздоровайся глазами». Сейчас я с вами поздороваюсь, но не словами, амолча-глазами. а теперь вы попробуйте. При этом постарайтесь глазами показать,какое у вас сегодня настроение. С этого упражнения вы можете начать любой урок.Также на этом этапе можно использовать и упражнение «Поздоровайся локтями».Ребята, выполняя задание, должны коснуться друг друга локтями, улыбнуться,назвать имя одноклассника, сказать доброе слово. Такие забавные игры позволяютвесело начать урок, размяться перед более серьезными заданиями, способствуютустановлению контакта между ребятами в течение нескольких минут.
· До началанашего занятия не помешало бы нам расслабиться.
Асейчас сядьте удобно. Закройте глаза. Расслабьтесь. Погрузитесь всостояние внутреннего самосозерцания. Вспомнитевсё доброе и хорошее, что мы с вами делаем для детей. Всё плохое и ненужное оставьтепозади.
Почувствуйте, как добро, спокойствиепроникает в вас, доставляет вам удовлетворение и радость. Как приятно, какхорошо и радостно становится вашей душе. Я хочу, чтобы вы запомнили то, чтосейчас чувствуете, и возьмете с собой, уходя из этого класса. Теплые чувства ихорошее настроение будут по-прежнему с вами.Скажите себе: «Мне легко и спокойно».
Откройте глаза, посмотрите друг на друга,улыбнитесь друг другу.
Проблема выявления иразвития детей с ярко выраженными интеллектуальными способностями являютсяодной из наиболее сложных и интересных проблем современности, так как онасвязана с перспективами развития и процветания современного общества. Лишь людиталантливые, которым максимально помогли развить их природный потенциал, делаюткардинальные открытия и перевороты в науке и производстве.
Переднами, учителями, стоит основная задача-способствовать развитию каждой личности.Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей.
Психологии педагоги предлагают нам больiое количество тестов по выявлению детей с ярко выраженнымиспособностями.
Всвоей работе хорошо использовать методику «Картаодаренности» Хаана Каффа. Методика адресована какпедагогам, так и родителям, что в свою очередь помогает в вопросе работы сродителями по теме одаренности.
Сегодняхочу показать несколько приемов работы с детьми для выявления интеллектуальныхспособностей.
Приглашаювыйти двух коллег. Вам необходимо написать четверостишье с заданной рифмойслов. (апрель, капель, домой, порой). СЛАЙД №3
Проходитеза столы. А пока участницы готовятся, предлагаю другим участником пройти интеллектуальные тесты.
1. загадайте любое число от 2 до 9;
2. умножьте это число на 9;
3. сложите все цифры получившегося двузначного числа;
4. на первую букву вновь получившегося числа загадайте страну вЕвропе;
5. на 3-ю букву названия этой страны загадайте животное.
Все справились с заданием? Запомнили, страну иживотное. Назовите их.
Ну и с чего вы взяли, что в Дании водятсяносороги?
99,9%процентов загадывают, именно Данию иНосорога, если вы не в этом числе, то у вас нестандартное мышление.
Придерживаясь мнения известногоматематика, Андрея Николаевича Колмогорова «Несуществует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которыепроявляются в результате активного участия…» Поэтому в работе с детьми мы должны использоватьразнообразные формы: познавательно-исследовательские, логические задачи,интеллектуальные игры и конкурсы, проекты и эксперименты.
Продолжаем нашмастер-класс. Уважаемые коллеги участницы приготовили стихотворения на заданнуюим тему и готовы представить нашему вниманию. Пожалуйста, выходите.
Незаметно подкрался апрель,
Зазвенела повсюду капель,
Уж грачи возвратились домой,
И цветет все весенней порой.
Разминка: игра «Пианино». СЛАЙД №5
Игра сидячая, требующаяособого внимания. Дети плотно садятся друг к дружке. Каждый игрок свою левуюруку ложит на правую коленку соседа, а правую руку на левую. У крайнихигроков свободная рука лежит на свободной коленке. Игра начинается: детидолжны быстро хлопать ладонями по коленкам, не нарушая последовательности:одна рука за другой.
Правила игры
Хлопать по колену надо 1 раз в строгойпоследовательности.
В случае ошибки игрок убирает только однуруку — ошибившуюся. Если игрок ошибся дважды, он выбывает из игры.
Замыкающий цепочкухлопает по своему колену 2 раза (заканчивая линию, и начиная ее в обратнуюсторону). Победит самый внимательный. Если удерживать быстрый темп — будетинтересней.
С каждым кругом следует увеличивать темпигры.
Предлагаюколлегам решить логические задачи, за каждый правильный ответ участник получаетфишку. Ответ заслушивается у того, кто первым поднимет руку.
1. Шел пустой автобус. На первой остановке село пять человек ипоехали дальше. На второй вошло еще три, а вышло два, на следующей вошел один,вышли четыре. Автобус едет дальше. Вновь останавливается – пять человек вышли,два вошли. Сколько было остановок? (4)
2. В вазе лежала одна конфетка. К вечеру ее не стало. Кто еевзял, если в комнате были кошка, рыбки в аквариуме и дедушка? (дедушка)
3. Над лесом летели две рыбки. Две приземлились, сколькоулетело? (0)
4. Шли трое, остановились, один у другого спрашивает: «Эточерное?», — «Нет,это красное», «А почему она белая?», «Потому что она зеленая» о чем вели разговор, эти трое? (цвета)
5. Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижаи пять угрей, сколько птиц, ответь скорей? (5)
6. На столе лежали два апельсина и четыре банана. Сколькоовощей на столе? (9)
7. Летели скворцы и встретились им деревья. Когда они сели, тоодному скворцу не хватило места, а когда на одно дерево село по два скворца, тоодно дерево осталось не занятым. Сколько было скворцов и сколько было деревьев? (деревьев3, скворцов – 4)
8. Два отца и два сына разделили между собой поровну 300рублей, причем каждый получил по 100 рублей. Как это могло случиться? (дед,отец, сын)
Посчитайте свои фишки. Кто больше всехответил на задачи.
И так продолжаем, играть «Умникии умницы». СЛАЙД №
Предлагаю вам, разделиться поровну в трикоманды. Выбрать дорожку «практики» — зеленая, красная, желтая. СЛАЙД №
1. На красной дорожке нельзя ошибаться ни разу.
2. На желтой дорожке можно ошибаться один раз.
3. На зеленой дорожке можно ошибаться два раза.
Правилаигры. На экране нарисованы три дорожки: зеленая состоит из четырех клеток,желтая — из трех, красная из двух. Каждой клетке соответствует один вопрос.Каждый из трех участников конкурса выбирает дорожку (т. е., вообще говоря, тотнабор вопросов, на который ему предстоит ответить).. Игрок, выбравший краснуюдорожку, должен ни разу не ошибиться в ответе. Если он ошибается, то выходит изигры. Игрок, выбравший желтую дорожку, может дать один неправильный ответ. Еслитакое случается, то он получает штрафное очко, но все-таки переходит наследующую клетку (т. е. может отвечать на следующий вопрос). Если допуститошибку в ответе во второй раз, он выбывает из игры. Игрок, выбравший зеленуюдорожку, может дать два неправильных ответа. Побеждает тот игрок, которыйбыстрее пройдет свою дорожку и с наименьшим количеством штрафных очков.(Например, если игрок на красной дорожке дает два правильных ответа, то именноон становится победителем игры.) Соответственно, зелёная дорожка предъявляетнаименьшие требования к игроку, но оставляет надеяться на неудачную игруостальных. На красной, напротив, требования самые высокие, зато безошибочноотвечающему участнику никто не может помешать выиграть.
ПЕРВЫМ ДОРОЖКУ ВЫБИРАЕТ Победительпредыдущего конкурса.
Игра «Умникии умницы», посвящена 95-летию Хоринского района.
Итак, внимание первыйвопрос для теоретика на красной дорожке:
По какой улице находитсяАдминистрация Хоринского района? (Ленина)
Вопрос для теоретиков нажелтой дорожке:
Какое расстояние сХоринска до города Улан-удэ? (165 км)
Вопрос для теоретиковзеленой дорожке:
В каком году была образован Хоринскийрайон? (1923г.) Хоринский район (аймак) был образован в 12декабря 1923 года.
Для красной дорожки:
Сколько всего населенныхпунктов в Хоринском районе? (27 населенных пунктов)
Для желтой: Какова площадь Хоринского района? (Территория- 13431 кв.м)
Для зеленой: ГЕРБ Хоринскогорайона СЛАЙД
Сплетенные ленты флагов символизируютнеразрывное единство России и Бурятии, также означает орнамент «бутуу утаhан»(улзы) — Родина. Эти же, сплетенные бесконечные две ленты образуют бурятский орнамент«харилсаан» — вечное содружество.
Лебедь — тотем хоринских бурят, прародительница11 родов.
«Соёмбо» — символический элементадминистративной единицы Республики Бурятия. ВОПРОС: Что же символизируеткруговой орнамент? (Круговой орнамент «отогууд» (юрты) символизирует 11родов хори-бурят. )
Дополнительные вопросы:
1. Чье имя присвоено вдекабре 2005 года Центральной библиотеке? В декабре 2005 года центральнойбиблиотеке присвоено имя народного поэта и автора гимна Республики Бурятия Д. З. Жалсараева.
2. Назовите героя Советского Союза, погиб подБерлином в 1945 году. Его именем названа улица в с.Хоринск.- ДАРМА ЖАНАЕВИЧЖАНАЕВ
3. Памятник был открыт 18 июля 2003 года в рамках празднования300-летия хождения хори-бурят к Петру I. В 1703 гг. состоялась поездкаделегации одиннадцати хоринских родов в столицу Российской империи– Москву, кПетру I. Петр I издал указ о сохранении за хоринскими бурятами «породныхземель». Присоединение Бурятии к России явилось переломным событием в историиБурятии и ее коренных народов. Присоединение Бурятии к России явилосьпереломным событием в истории Бурятии и ее коренных народов. Автор монумента Ц.Цыбанов.
Поздравляю победителейигры «Умники и умницы». Вручаютсямедали «Умница».
Уважаемые коллеги, выпрекрасно справились со всеми заданиями, но это лишь небольшая часть приемов,которые мы можем использовать в работе с детьми. Применяя их, перед нами раскроетсянеиссякаемый источник детской активности, любознательности, логическогомышления, воображения, фантазии.
Раскрытьребенка, как цветок.
Развитьспособности, талант, умения.
Ипроявить при этом всё свое терпение.
Для творчества открыть ему пути,
Чтоб с ним по жизни было радостно идти,
Чтоб сказка снова вдруг пришла,
И детскую была душа.
Дорогие коллеги спасибо за внимание!____